Жилье для малолетних узников ВОВ

Содержание
  1. Ещё одна проблема, это малолетние узники
  2. Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а так же бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания
  3. О праве бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей на жилье
  4. Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Калининградской области дел, возникающих в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, рассмотренных в 2008-2011 гг
  5. Распространение на бывших несовершеннолетних узников фашизма мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам ВОВ, не дает оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета вне очереди

Ещё одна проблема, это малолетние узники

Жилье для малолетних узников ВОВ

В субъектах РФ сложилась единогласная судебная практика в отношении несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, которая нашла свою поддержку в том числе и в Верховном суде РФ.

Согласно данной судебной практики, закон и единогласная его трактовка судебной властью, приравнивает несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны к ветеранам Великой Отечественной войны по предоставлению единовременной денежной выплаты за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья, включении в областной список бывших несовершеннолетних узников ветеранов Великой Отечественной войны для получения единовременной денежной выплаты. Право на получение данной денежной выплаты имеют право только те узники, которые нуждаются в улучшении жилищных условий.

Суды пришли к единогласному мнению трактовки закона при вынесении судом решения в связи с тем, что пунктом 8 ст.154 ФЗ от 22.08.

2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»» установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих. 

Хоть данная норма и указанна в законе, но при этом органы исполнительной власти, такие как министерства РФ, министерства субъектов РФ, единогласно отказывали бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны в предоставлении единовременной денежной выплаты за счет средств Федерального бюджета на приобретение жилья, тем самым их действия приравниваются к отказу надлежащего исполнения своих должностных обязательств согласно закону РФ. Неуважение законов РФ, отказ их соблюдения должностными лицами недопустимо, согласно ст. 293 УК РФ.

В связи с этим бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, которые получили увечья и с малых лет остались инвалидами, дожив до глубокой старости с данными увечьями, по определенным причинам нуждающиеся в улучшении жилищных условий (у некоторых из них жилья вообще нет), из за незаконного бездействия органов исполнительной власти РФ, а так же исполнительной власти субъектов РФ, должны восстанавливать свои законные права на достойное жилье, да и вообще право на жилище, обращаясь для защиты в судебную власть, с целью получения вступившего в законную силу судебного акта для получения и реализации своего права. То есть инвалиды  с детства, в нынешнем пожилые люди, при отсутствии физической возможности в связи со стоянием здоровья, прошли весь сложный, искусственно созданный исполнительной властью круг бюрократизма с целью реализации своих гражданских и конституционных прав. И ни кто за данный искусственно созданный сложный путь бюрократизма по сегодняшний день не несет ответственности.

Получив долгожданные, вступивший в законную силу, судебный акт Министерство труда и социальной защиты Калужской области выдало бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны жилищный сертификат, срок действия которого равен семи месяцам. 

Согласно закону Калужской области приобретение жилья по данному сертификату реализуется следующим образом:

  1. Заключается договор купли-продажи, либо долевого участия жилого помещения;
  2. Данный договор в месте с оригиналом жилищного сертификата продавцом, либо застройщиком предоставляется в министерство труда и социальной защиты Калужской области;
  3. В течении семи месяцев продавец, либо застройщик получает денежную выплату из средств Федерального бюджета по реквизитам, указанным в договоре.

  Свидетельство (жилищный сертификат) о праве на получение единовременной денежной выплаты является государственным гарантом получения социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с ФЗ «О ветеранах».

На этом основании между бывшими несовершеннолетними узниками фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны и продавцами (застройщиками) были заключены договора купли-продажи (долевого участия в строительстве), где большая часть цены жилья выплачивалась узниками, их родственниками из собственных средств, средств, полученных по ипотечным кредитам, либо за счет денежных средств, полученных родственниками узников в результате продажи своего единственного малогабаритного жилья с целью улучшения жилищных условий, для совместного проживания со своими беспомощными пожилыми родственниками для реализации их ухода. 

По истечению семи месяцев денежные средства на счета продавцов (застройщиков) по договорам купли-продажи (долевого участия в строительстве) не поступили, предусмотренные жилищными сертификатами.

В Калужской области имеются уже расторгнутые договора купли-продажи с продавцами (застройщиками), жилищные сертификаты являются уже недействительными, так как небыли реализованными в течении семи месяцев.

В связи с чем бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой обратились с исковыми заявлениями в Калужские районные (городские) суды, областной суд Калужской области по апелляционным жалобам о принудительном взыскании с исполнительной власти денежных средств, предусмотренных жилищными свидетельствами, срок которых ограничен. Но и здесь они не нашли поддержки.

В судах было установлено следующие:

Министерство труда и социальной защиты Калужской области согласно п.3 .1 постановления Губернатора Калужской области от 28.01.

2015 № 21 «О министерстве труда и социальной защиты Калужской области» является уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся улучшении жилищных условий.

В соответствии с пунктами 1.2., 4.2.

Положения о порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участники Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно статьям 14, 15, 17, 18, 19, 21 Федерального закона “О ветеранах”, утвержденного Постановлением Правительства Калужской области 01 15.07.2009 N 284, гарантированное право на получение социальной поддержки за счет средств федерального бюджета удостоверяется свидетельством о праве на получение единовременной денежной выплаты установленной формы соглашения приложению N 1 к настоящему Положению (далее – свидетельство), выдачи которого осуществляется органом исполнительной власти Калужской области уполномоченным на предоставление мер социальной поддержки по обеспечении жильем в соответствии с Федеральным законом “О ветеранах” граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее – уполномоченный орган). 

Срок действия свидетельства составляет семь месяцев с даты его выдачи. Датой выдачи свидетельства является дата его получения гражданином. 

Перечисление средств в объеме, предусмотренном свидетельством осуществляется уполномоченным органом на банковский счет продавца в течении семи месяцев с момента представления гражданином документов предусмотренных пунктом 4.1 настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 2 ст.23.2 Федерального закона от 12.01.195 № 5-ФЗ “О ветеранах” средства на реализацию передаваемых полномочий предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. 

Источник: http://www.gorbatin.su/2016/10/blog-post_27.html

Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны, а так же бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания

Жилье для малолетних узников ВОВ

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов” обеспечиваются жильем нуждающиеся в улучшении жилищных условий ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющие право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ “О ветеранах” (далее – Закон о ветеранах). Согласно пункту 11 статьи 23.2 Закона о ветеранах определение порядка предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения (далее – выплата) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Во исполнение пункта 11 статьи 23.

2 Закона о ветеранах постановлением Правительства Омской области от 26 июля 2006 года № 99-п “Об утверждении Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов” утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 5 Порядка уполномоченным органом исполнительной власти Омской области по предоставлению ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны выплат является Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области (далее – Минстрой Омской области).

Согласно пункту 13 Порядка право гражданина на получение выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении выплаты, которое оформляется Минстроем Омской области и передается органам местного самоуправления Омской области для вручения гражданину.

Согласно статье 23.2 Закона о ветеранах обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета следующие категории граждан:

– инвалиды Великой Отечественной войны;

– участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

– лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военноморских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

– лица, награжденные знаком “Жителю блокадного Ленинграда”;

– члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны; – члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны в данный перечень не включены.

По определению Верховного Суда Российской Федерации от 24 февраля 2012 года № 33-В11-13 приравнивание бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны по предоставляемым мерам социальной поддержки инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется. 

По состоянию на 1 апреля 2019 года на территории Омской области численность ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года, составляет 5 922 человека, из них улучшили свои жилищные условия 5 270 ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Численность ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, еще не обеспеченных жильем, составляет 58 человек.

Источник: http://rec.omskportal.ru/oiv/mtsr/otrasl/SOCPODDERZHKA/SocpoddershkaKategorGrazhdan/Jile

О праве бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей на жилье

Жилье для малолетних узников ВОВ

(Глотов В. Г.)

(«Право в Вооруженных Силах», 2013, N 6)

О ПРАВЕ БЫВШИХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ УЗНИКОВ

ФАШИСТСКИХ КОНЦЛАГЕРЕЙ НА ЖИЛЬЕ

В. Г. ГЛОТОВ

Глотов В. Г., подполковник.

В статье дается анализ законодательства и судебной практики о реализации права бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей на жилье.

Ключевые слова: жилищное обеспечение, несовершеннолетние узники фашистских концлагерей.

On the right of former underage prisoners of Nazi concentration camps for housing

V. G. Glotov

The article analyzes the legislative and judicial practice on the implementation of the rights of former juvenile prisoners of Nazi concentration camps for housing.

Key words: housing, minor prisoners of Nazi concentration camps.

Готовясь встретить очередную годовщину победы советского народа над фашистской Германией и ее союзниками и отдавая должное ветеранам великой битвы против германского фашизма 1941 — 1945 гг.

, признанным участниками и инвалидами Великой Отечественной войны, Российское государство в лице его представителей на местах не всегда уделяет надлежащее внимание другим категориям пожилых россиян, приравненным к ним.

Это относится, в частности, к бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания (далее также — бывшие несовершеннолетние узники фашизма), созданных немецкими фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, и их праву на соответствующие льготы, прежде всего на получение жилья за счет федерального бюджета. Так, нередко бывшие несовершеннолетние узники фашизма обращаются в суды с требованиями об обязании местных властей предоставить жилье, так как на них распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов», которым признано необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую меру социальной поддержки согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».

Данная позиция основывается на положениях Указа Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г.

N 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны», согласно которому бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Вышеназванный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 г. Федерального закона от 22 августа 2004 г.

N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в п. 8 ст. 154 которого было определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Таким образом, очевидно, что вышеприведенные нормы законодательства приравнивают бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены соответственно ст. ст. 14 и 15 Федерального закона «О ветеранах».

Среди предоставляемых мер социальной поддержки этой категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется согласно положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах».

Поскольку Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г.

N 714 предусмотрена льгота для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета согласно Федеральному закону «О ветеранах», то установленные вышеназванным Указом Президента Российской Федерации льготы по обеспечению жильем в полной мере распространяются и на бывших несовершеннолетних узников фашизма.

Вместе с тем практика применения и реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 в ряде российских регионов (в частности, в Омской, Рязанской, Калужской, Пензенской областях) свидетельствует об отсутствии единообразного подхода в отношении к бывшим несовершеннолетним узникам фашизма.

При этом чиновники нередко ссылаются на п. 3 разъяснительного письма Минрегиона России от 19 марта 2010 г. N 10496-СК/07, в котором, со ссылкой на п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г.

N 122-ФЗ, утверждается, что законодатель, наделяя бывших несовершеннолетних узников фашизма правом на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в случае принятия их на жилищный учет, не идентифицирует их с участниками Великой Отечественной войны, т. е. не приравнивает их к таковым в полном объеме.

Таким образом, согласно указанному письму Минрегиона России бывшие несовершеннолетние узники фашизма обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 не подлежат.

Как видим, фантазия российских чиновников в прочтении законодательства может воспарить так высоко, что оттуда не видны проблемы конкретных людей. Как можно было трактовать п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г.

N 122-ФЗ, гласящий, что «проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих», таким образом, что бывшие несовершеннолетние узники фашизма не приравнены к ветеранам Великой Отечественной войны в полном объеме? Это все равно, что воспитательнице в детском саду сказать детям: «Петрову я даю яблоко. И Сидорову тоже», а потом не дать Сидорову яблоко, потому что его фамилия не Петров. Это логика, с которой не согласится даже детсадовец, а Минрегион России считает граждан России глупее детсадовцев и требует от российского чиновничества ею руководствоваться.

Ну, а если говорить чуть менее эмоционально, то считать данное письмо Минрегиона России основанием для отказа в обеспечении жильем бывших несовершеннолетних узников фашизма нельзя, потому что:

1) упомянутое письмо Минрегиона России не является нормативным правовым актом и официальным разъяснением норм закона;

2) Минрегион России не наделен полномочиями по официальному разъяснению положений федеральных законов и указов Президента Российской Федерации;

3) Минрегион России не вправе самостоятельно толковать волю законодателя и произвольно сужать круг лиц, которым предоставляется такая мера социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 г. N 1235 и Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ приравнены к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, которым такие меры поддержки положены согласно Федеральному закону «О ветеранах».

Следовательно, указанное выше письмо Минрегиона России не может служить основанием для отказа бывшим несовершеннолетним узникам фашизма в реализации их права на обеспечение их жильем в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами и правоприменительные органы при принятии решений должны ими руководствоваться.

Такую позицию занимает и Верховный Суд Российской Федерации. Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 9 сентября 2001 г. N 6-В11-5 подтверждено право жителя Рязанской области И. И.

Педоренко, являющегося бывшим несовершеннолетним узником фашизма, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, «поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, приравнены по объему предоставляемых мер социальной поддержки и льгот к участникам Великой Отечественной войны».

В целях установления единого и справедливого, основанного на законе подхода к обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма жильем за счет средств федерального бюджета и с учетом актуальности проблемы высшим органам государственной власти давно пора довести до сведения нижестоящих чиновников, что они обязаны скорейшим образом обеспечить жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 наряду с участниками Великой Отечественной войны и бывших несовершеннолетних узников фашизма, самые молодые из которых перешагнули 70-летний рубеж.

——————————————————————

Источник: http://center-bereg.ru/c73.html

Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Калининградской области дел, возникающих в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, рассмотренных в 2008-2011 гг

Жилье для малолетних узников ВОВ

Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Калининградской области дел, возникающих в связи с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, рассмотренных в 2008-2011 гг.

В связи с поручением Верховного Суда РФ была изучена практика рассмотрения судами Калининградской области дел, связанных с обеспечением жилыми помещениями инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов Великой Отечественной войны, а также бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, рассмотренных в 2008-2011 г.г.

Для обобщения судебной практики были истребованы и изучены 54 дела указанной категории, рассмотренные районными (городскими) судами области за период с 2009 года по 2011 год. В 2008 году дела данной категории не рассматривались.

Как показало обобщение судебной практики, в 2009 году судами области рассмотрено 5 гражданских дел данной категории, из них в удовлетворении иска отказано по 2 делам, прекращено производство в связи с отказом от иска – по одному делу и 2 исковых заявления оставлены без рассмотрения в связи с повторной неявкой истца в судебное заседание.

В 2010 году судами области было рассмотрено 27 дела указанной категории, из которых удовлетворены иски по 6 делам, отказано в иске по 19 делам, прекращено производство в связи с отказом от иска – по 2 делам.

В 2011 году судами области рассмотрено 22 дела данной категории, из них удовлетворены иски по 7 делам, отказано в иске – по 14 делам, прекращено производство в связи с отказом от иска по одному делу.

В кассационном порядке в 2010 году было отменено 3 решения суда первой инстанции, одно из них – с направлением дела на новое рассмотрение и по 2 делам – с вынесением нового решения. В надзорном порядке решения по указанной категории дел не отменялись.

Как показало обобщение, наибольшее количество дел рассмотрено судами области по требованиям инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны о признании незаконными решений органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений, о снятии с такого учета, а также по требованиям о восстановлении в очереди нуждающихся в предоставлении жилых помещений. Кроме того, в структуре рассмотренных судами области дел данной категории значительное место занимают споры бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, о признании за ними права на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения. Анализ практики рассмотрения дел указанной категории свидетельствует о том, что в большинстве случаев заявленные истцами требования по делам указанной категории судами были оставлены без удовлетворения в связи с тем, что органами местного самоуправления Калининградской области принимались правомерные решения об отказе в признании ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны нуждающимися в предоставлении жилых помещений.

1. Как видно из поступивших на обобщение дел, судами области рассматривались в числе прочих и дела по заявлениям граждан об оспаривании решений администрации местного самоуправления об отказе во включении в отдельный список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеранов Великой Отечественной войны ввиду намеренного ухудшения ими жилищных условий.

При рассмотрении таких споров суды руководствовались положениями статьи 53 Жилищного кодекса РФ, в силу которых граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, подлежат принятию на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Исходя из указанной выше нормы закона, судами проверялось то обстоятельство, действительно ли ветераном (инвалидом) Великой Отечественной войны или членом семьи погибшего (умершего) ветерана (инвалида) Великой Отечественной войны были совершены действия, направленные на намеренное ухудшение им жилищных условий с целью приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При этом суды исходили из того, что по смыслу положений ст. 53 Жилищного Кодекса РФ к таким действиям относятся лишь недобросовестные, умышленные действия, целью которых является создание искусственного ухудшения жилищных условий, и такие действия могут привести к признанию гражданина нуждающимся в предоставлении жилого помещения.

Вместе с тем, в случае установления судом факта совершения указанной категорией лиц действий по отчуждению принадлежащих им жилых помещений, целью которых являлось не искусственное ухудшение ими своих жилищных условий и приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, а необходимость совместного проживания с близкими родственниками в связи с нуждаемостью в уходе за ветераном (инвалидом) Великой отечественной войны вследствие его возраста и состояния здоровья, решение органа местного самоуправления об отказе в признании нуждающимся в предоставлении жилого помещения и о включении в льготный список ветеранов (инвалидов) Великой Отечественной войны по мотиву намеренного ухудшения ими жилищных условий признавались незаконными.

Так, решением Балтийского городского суда Калининградской области от 15 марта 2011 года признано незаконным постановление администрации муниципального образования городское поселение “Город Балтийск” от 26 ноября 2010 года N в части отказа Д.Л.С.

 в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, и на администрацию муниципального образования городское поселение “Город Балтийск” возложена обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение прав Д.Л.С. путём рассмотрения в порядке, установленном жилищным законодательством, письменного заявления Д.Л.С. от 15 ноября 2010 года и принятия по нему решения.

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/9604529/

Распространение на бывших несовершеннолетних узников фашизма мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам ВОВ, не дает оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета вне очереди

Жилье для малолетних узников ВОВ

Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79

Распространение на бывших несовершеннолетних узников фашизма мер социальной поддержки, предоставляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке по Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ N 18-КГ12-26

С.

обратился в суд с иском к департаменту жилищно-коммунального хозяйства края, департаменту социальной защиты населения края о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, в обоснование которого сослался на то, что имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей. Считал, что имеет право на меры социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жильем в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов”, однако ответчики отказывают ему в предоставлении указанных мер.

Решением районного суда, оставленным без изменения кассационным определением, иск С. удовлетворен. Суд обязал ответчиков поставить С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как бывшего несовершеннолетнего узника фашизма и предоставить по его заявлению субсидию для приобретения жилого помещения.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ, рассмотрев кассационную жалобу департамента социальной защиты населения края, отменила состоявшиеся по делу судебные постановления по следующим основаниям.

Судом установлено, что С. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Великой Отечественной войны, в связи с чем ему выдано соответствующее удостоверение.

Распоряжением главы администрации района он принят на учет граждан в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения как несовершеннолетний узник на основании ст. 51 ЖК РФ и ст. 15 Федерального закона “О ветеранах”.

С.

обращался в департамент социальной защиты по вопросу предоставления указанных мер социальной поддержки, но в удовлетворении заявления ему было отказано по тому основанию, что бывшие несовершеннолетние узники концлагерей не приравнены в полном объеме к участникам Великой Отечественной войны, в связи с чем указанные категории граждан обеспечению жильем в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов” не подлежат. Удовлетворяя заявленные требования, суд сослался на п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”, согласно которому проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны.

Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.

Суд пришел к выводу о том, что приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.

Меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ “О ветеранах”.

Среди предоставляемых мер социальной поддержки для данной категории граждан предусмотрено и обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23-2 данного Федерального закона.

Согласно п. 1 ст. 23-2 названного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17-19 и 21 этого же Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 кв. м и средней рыночной стоимости 1 кв.

м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ: инвалидов Великой Отечественной войны; участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период; лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; лиц, награжденных знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц г. Ленинграда (подп. 2 п. 3 ст. 23-2).

В силу п. 3.1 ст. 23-2 Закона по письменным заявлениям указанных в подп. 2 п. 3 ст.

23-2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 кв.

м и средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ.

Пунктом 11 ст.

23-2 Федерального закона “О ветеранах” предусмотрено, что определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подп. 2 п. 3 этой статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Постановлением главы администрации края от 18 сентября 2006 г.

“О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий” утвержден порядок предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение жилого помещения в собственность ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в соответствии с которым социальная выплата на приобретение жилого помещения предоставляется согласно спискам претендентов, которые формируются органами местного самоуправления из числа граждан, подавших в орган местного самоуправления, в котором они состоят на учете, заявления на имя руководителя уполномоченного органа края о включении в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в порядке очередности исходя из даты их принятия на учет.

Таким образом, исходя из названных положений законодательства бывшие несовершеннолетние узники фашизма, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, подлежат постановке на учет в качестве таковых.

В данном случае суд пришел к выводу о том, что С. подлежал постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В указанной части состоявшиеся по делу судебные постановления не обжаловались, в связи с чем их законность в этой части Судебной коллегией не проверялась.

При этом Судебная коллегия признала не основанным на положениях закона вывод судебных инстанций в части предоставления С. по его заявлению субсидии для приобретения жилого помещения.

Удовлетворяя требования в части предоставления истцу по его заявлению субсидии для приобретения жилого помещения, суд фактически обязал ответчиков предоставить истцу эту субсидию во внеочередном порядке.

Однако ни Федеральный закон “О ветеранах”, ни указанное постановление главы администрации края не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для его приобретения данной категории граждан.

Напротив, в данном постановлении содержится положение о предоставлении таких мер социальной поддержки в порядке очередности.

Таким образом, приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке.

Кроме того, на данную категорию лиц действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г.

N 714 “Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов” не распространяется, поскольку бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилья не может осуществляться в порядке, предусмотренном названным Указом Президента Российской Федерации.

При этом в обжалуемых судебных постановлениях не содержались ссылки на нормы закона, на основании которых судебные инстанции пришли к выводу об удовлетворении исковых требований С. о внеочередном предоставлении субсидии для приобретения жилого помещения.

Принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ приняла по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований С. в указанной части, оставив в остальной части судебные постановления без изменения.

Определение N 18-КГ12-26

Консультации, разъяснение судебной практики и представление интересов в суде по тел. 8(926)860-62-79

Источник: http://sud-v-rf.ru/jurisprudence/4/195

Юрист-Профи
Добавить комментарий