Законна ли оплата по старому счётчику

Старый электросчетчик: насколько законны требование его замены и доначисление «задним числом»?

Законна ли оплата по старому счётчику

Типичная история такова: в квартире (реже – но бывает, в частном доме) стоял, сколько помнят хозяева, старый счетчик электроэнергии с вращающимся диском. Такой тип приборов учета называется индукционным.

И вот однажды, собственнику квартиры (частного дома) приходит уведомление о том, что у его прибора учета электроэнергии вышел срок эксплуатации а сам он обязан доплатить серьезную сумму начислений за электроэнергию за последние три года.

Подписывайтесь на нашу еженедельную рассылку и будьте в курсе всех событий в отрасли 

Подписаться

При этом показания счетчика до самого последнего времени потребитель регулярно передавал поставщику электроэнергии. А тот, в свою очередь, на их основании выставлял к оплате счета. Долгов за свет не было. Претензий к счетчику – тоже. Что произошло и можно ли «отбиться» от внезапно возникшего долга за свет? Давайте разберемся.

Когда старый счетчик электроэнергии признается неисправным

Счетчики, по которым расплачивается население (т.е. физические лица) должны иметь класс точности не менее 2,0. Класс точности – это величина, определяющая максимальную погрешность прибора учета при измерении. Например, счетчик класса точности 2,0 считает потребление электроэнергии с максимальной погрешностью в 2%.

Это требование сформулировано в п. 138 постановления Правительства РФ от 4 мая 2012 г. №442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии».

Мы подготовили для Вас онлайн – вебинар на тему: Безучётное потребление электроэнергии в садоводческих товариществах: Битва с поставщиком и шансы на успех. Обзор судебной практики.

Записаться на вебинар

iv>

Там же, но в п. 137, говорится, что счетчик должен

— соответствовать требованиям законодательства РФ об обеспечении единства средства измерения,

— быть допущенным к эксплуатации,

— иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля.

Эти требования можно было бы развернуть и подробнее, но мы вернемся к классу точности. Дело в том, что до 2012 года допустимым для жилых помещений (квартир и частных домов) считался класс точности 2,5. А несколько десятилетий назад ставили и счетчики с классом точности 5.

Многие из этих приборов до сих пор еще стоят в квартирах, по ним ведутся расчеты за электроэнергию. И это понятно – поменять в сжатые сроки миллионы (и даже десятки миллионов) счетчиков невозможно.

Именно поэтому в том же постановлении №442 в п. 142 говорится о том, что счетчики с классом точности выше 2, эксплуатируемые на момент выхода постановления, могут использоваться до:

— истечения срока их поверки, либо утраты (выхода из строя), если это произошло раньше окончания срока поверки

— истечения срока эксплуатации счетчиков

После того, как выполняется одно из этих условий, счетчик подлежит замене на прибор учета, класс точности которого соответствует требованиям законодательства.

Тут стоит пояснить, что срок поверки (он же – межповерочный интервал, МПИ) это период времени, в течении которого производитель гарантирует правильность работы счетчика. После истечения МПИ счетчик нужно подвергнуть специальной процедуре (поверке) в ходе которой подтверждается способность прибора считать расход электроэнергии с допустимой погрешностью.

Что касается срока эксплуатации, то это срок службы прибора учета, в течении которого производитель прогнозирует сохранение работоспособности счетчика.

Теоретически, в случае если счетчик благополучно проходит поверку, его можно использовать и после истечения срока эксплуатации.

Но в отношении старых счетчиков, не соответствующих требованию по классу точности, законодательство вполне очевидно. Закончился срок эксплуатации, значит – пора менять.

Резюме: счетчики с классом точности 2,5 и выше после 2012 года должны постепенно заменяться. И происходить это должно по мере того, как истекают сроки поверок (от 8 до 16 лет), либо сроки эксплуатации (около 30 лет).

Это что касается нормативной стороны дела.

Замена старых счетчиков электроэнергии: практика

Жительница города Ивантеевка рассказала, что ей вручили платежку с большим долгом за электроэнергию, потребленную в 2016-2018 годах.

При этом, по ее словам, она регулярно получала в МУП «Ивантеевские Электросети» квитанции на электроэнергию, оплачивала их, долгов не имел.

Контролеры электросетей снимали показания счетчика, несколько раз проводили инструментальные проверки прибора учета. Никаких замечаний и предписаний не было.

Теперь счетчик требуют заменить, ссылаясь на то, что у того истек срок эксплуатации. Кроме того от собственницы требуют выплатить серьезную сумму долгов, возникших из-за доначисления платы за свет по нормативам за последние три года (ведь счетчик «задним числом» признали нерабочим).

Когда был установлен счетчик и когда у него истек срок эксплуатации, хозяйка квартиры не знает. Говорит, что счетчик стоял «всегда». Документов на прибор учета у нее на руках нет.

В продолжение истории, собственница квартиры выслала фотографию своего счетчика. На ней видно, что прибор учета очень старый, 1955 года выпуска. Естественно, у него истек срок эксплуатации. Конечно же, он не удовлетворяет требованиям по точности. Такие приборы учета давно исключены из гос. реестра утвержденных средств измерений.

Согласно действующему законодательству, его необходимо менять. Вести расчет платы за электроэнергию, исходя из его показаний, нельзя. Она (плата за электроснабжение) в таком случае действительно должна рассчитываться по нормативу.

Соответственно, насколько можно понять, «Ивантеевские электросети», вдруг «поняли» что счетчик уже давно не может быть расчетным. Пересчитали за последние три года плату за свет по нормативу. Вычли из него тот объем, что вы уплатила по счетчику и разницу выставили к оплате. За три года – потому, что срок давности по такого рода делам именно три года.

Теперь хозяйка квартиры задается вопросом, что делать дальше, надо ли оплачивать выставленный долг?

Старый электросчетчик: можно ли оспорить доначисления?

На этот вопрос однозначного ответа нет. С одной стороны, согласно действующему законодательству, ответственность за исправность прибора учета электроэнергии несет потребитель.

В том числе отвечает и за то, чтобы у счетчика не вышел срок эксплуатации, а сам прибор был разрешен к использованию (этот момент прописан сразу в нескольких нормативных актах, в том числе, в Гражданском кодексе).

На эти положения энергокомпании и ссылаются, когда им предъявляют претензию мол, вы же знаете, что у счетчика истек срок эксплуатации, почему об этом не уведомляете потребителя? Ответ такой – мы не обязаны это делать. Счетчики – собственность потребителя, он и должен следить.

Впрочем, есть и другая сторона медали.

В «Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии» в п. 172 говорится, что электросетевая компания обязана раз в год проводить осмотр прибора учета электроэнергии. По результатам составляется акт проверки.

Его содержание описывается в п. 176 «Основных положений»:

«Результатом проверки является заключение о пригодности расчетного прибора учета для осуществления расчетов за потребленную (произведенную) на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии, о соответствии (несоответствии) расчетного прибора учета требованиям, предъявляемым к такому прибору учета, а также о наличии (об отсутствии) безучетного потребления или о признании расчетного прибора учета утраченным».

Соответственно, если проверки счетчика проводились правильно, то в актах по их итогам должно было быть указано, что счетчик устаревшего типа, что он не внесен в реестр утвержденных в РФ средств измерений и не может использоваться для расчета платы за электроэнергию.

А вот то, что после этих проверок показания счетчика принимались к расчету платы за потребление электроэнергии – это однозначное нарушение. Теперь электросеть пытается перенести ответственность за это нарушение на потребителя. Хотя сами они были (еслипроводили проверки в соответствии с требованиями законодательства) в курсе проблемы. Но никак не реагировали.

Соответственно, в такой ситуации потребитель имеет право потребовать обоснования (вписьменном виде) начисления дополнительной платы за потребление электроэнергии.

И если будет подтверждено, что сумма к оплате за электроэнергию была действительно скорректирована по причине несоответствия прибора учета требованиям действующего законодательства, то потребовать отмены доначисления плат за свет по нормативам за три года. Ведь вины потребителя в сложившемся положении нет.

https://www.youtube.com/watch?v=_w4ExyMzpyQ

Если сети, тем не менее, претензии свои не снимут, то обратиться в прокуратуру или жилищную инспекцию. Они должны будут отреагировать. Прецеденты есть. Вот, например, решение в пользу потребителя, принятое в такой ситуации в суде Забайкальского края. Собственнику квартиры удалось отбиться от притязаний энергетиков.

Впрочем, как говорилось выше, есть решения и в пользу энергосбытов/электросетей. К сожалению, их гораздо больше…

Источник: ЭнергоВопрос

Редакция «Electricalnet.Ru» открыта для ваших новостей. Присылайте свои сообщения в любое время на почту info@electricalnet.ru или через наши группы в  и ВКонтакте

Подписывайтесь на канал «Электрические Сети в Системе» в Telegram, чтобы первыми узнавать о ключевых событиях в электроэнергетике России.

Источник: https://electricalnet.ru/blog/staryi-elektroschetchik-naskolko-zakonny-trebovanie-ego-zameny-i-donachislenie-zadnim-chislom

Учет тепла и воды: исключительно по счетчикам!. Налоги и бухгалтерский

Законна ли оплата по старому счётчику

Начнем с того, что новации Закона № 2119 в скором времени коснутся большинства конечных потребителей таких коммунальных услуг:

1) тепла (по привычке называемого «центральным отоплением»);

2) горячей воды и

3) «просто» воды (которую в отличие от горячей называют «холодной», но уж никак не «питьевой», как написано в Законе № 2119 ☹).

Да, новации коснутся не всех, а только тех конечных потребителей указанных коммунальных услуг, в домах которых насчитывается два и более соответствующих потребителя (имеющих самостоятельные лицевые счета у поставщиков таких услуг).

«Дома — жильцам»!

Мы бы написали просто — в доме «многоквартирном» (тем более, что в подавляющем большинстве так оно есть), но соответствующее определение из Закона № 417*** признает таким только тот дом, в котором расположено три и более квартир.

По сути Закон № 2119 продолжает «генеральную линию» на превращение собственников отдельных квартир в совладельцев дома как единого инженерного объекта.

Чтобы владелец квартиры на первом этаже так же болел за состояние крыши, как и владелец квартиры на последнем этаже — за состояние подвала. Ведь плохое состояние того и другого разрушает дом в целом.

А все вместе — болели бы за состояние так называемых «стояков» отопления, горячей и холодной воды (об этом ниже).

Одно дело — когда речь идет о кондоминиуме как форме совместного владения многоэтажкой (управления и обслуживания), правила и условия которых установлены заранее и известны потенциальному собственнику до приобретения им квартиры и вступления в соответствующие права (и обязанности тоже!). И совсем другое — когда приходится находить «общий знаменатель» потом — между фактическими собственниками уже приватизированных, купленных, а то и неприватизированных квартир.

Если помните, пару лет назад такой же кипеш ☺ вызвали изменения в Закон Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» от 29.11.2001 г. № 2866-III****.

Позвольте спросить: и что?.. ☺

И если уж на то пошло, в ч. 2 ст.

382 ГКУ уже очень давно за всеми владельцами квартир (и нежилых помещений) в (двух-) многоквартирных домах было закреплено на праве общей совместной собственности, кроме самих принадлежащих им квартир, все внутридомовое (и не только «внутри-») имущество. Кстати, закреплено по закону, т. е. без необходимости оформления.

И что? Кто-нибудь из ваших соседей об этом знает?.. Если судить по их отношению к объектам общего пользования, то вряд ли… ☹

Мало того. В упомянутом Законе № 417 (см. п. 2 ч. 1 ст. 12)

совладельцев фактически обязали оплачивать коммунальные услуги не только по своей квартире, но и «относительно совместного имущества» многоквартирного дома

Так что Закон № 2119 всего лишь лег в то же русло, что и его предшественники…

И еще заметим: законодатель по сути разделил (и это хорошо видно на примере изменений, внесенных в Закон № 1314*) «материальные» коммунальные услуги населению на две группы:

1) электроэнергия и природный газ (там свое законодательство);

2) тепло, горячая вода, холодная вода (Закон № 2119).

И кстати, поскольку еще одна как бы самостоятельная коммунальная услуга — водоотведение — привязана к объемам потребленной горячей и холодной воды, все сказанное ниже по поводу коммерческого учета воды реально распространяется и на учет услуг водоотведения. Да, счетчики канализационных стоков есть, но до их принудительной установки законодатели пока что не додумались… ☹

Все, что в дом «втекло», должно быть оплачено

Не станем подозревать, что к принятию Закона № 2119 коммунальное лобби подтолкнул переход большинства конечных потребителей на счетчики.

Что, в свою очередь, лишило поставщиков коммунальных услуг возможности получать неправомерную выгоду путем списания на потребителей баснословно завышенных «норм потребления».

Вспомните хотя бы недавние грабительские («старые») нормы потребления природного газа.

Однако простая мысль законодателя видна невооруженным глазом:

там, где соответствующие коммуникации входят в ваш дом, обязательно устанавливаются так называемые узлы коммерческого учета

Или, говоря попросту, общедомовые (далее — коммерческие) счетчики соответственно:

1) тепла;

2) горячей воды;

3) холодной воды.

И если коротко, то с момента установки таких коммерческих счетчиков все потребители соответствующих коммунальных услуг будут оплачивать (доплачивать) за:

— сами такие счетчики, их установку и обслуживание (подробности — ниже);

— общий расход указанных услуг согласно показаниям этих счетчиков.

Другими словами, если у всех потребителей дома есть квартирные счетчики, но показания коммерческого счетчика больше их суммарных данных — «вершок» раскладывается на всех дополнительно.

Подробности соответствующего распределения уполномочен определить в своем подзаконном акте Минрегионстрой. Но то, что уже сейчас видно из Закона № 2119, мы, конечно, обсудим.

Самое главное: все потери в доме тепла и во внутридомовых коммуникациях воды перекладываются на плечи потребителей — совладельцев дома как целостного инженерного объекта.

Таковыми могут быть как жильцы (обычные физлица), так и другие потребители (например, в нежилых помещениях, которыми владеет некое юрлицо, размещен магазин). Но для простоты мы будем говорить просто о жильцах.

Заметим, кстати, что ваши (внутри)квартирные счетчики (обычно — горячей и холодной воды) свой легальный статус сохраняют, но теперь такой счетчик называется узлом распределительного учета (далее — распределительный счетчик).

Один на всех — мы за ценой не постоим?

Чтобы больше к этому не возвращаться, разберемся с установкой коммерческих счетчиков и соответствующей оплатой за сам счетчик, его установку (замену) и обслуживание (поверку и т. д.).

С одной стороны, понятно возмущение потребителя услуги, вынужденного своими деньгами оплачивать то, что ему абсолютно не нужно, а нужно лишь самому поставщику услуги. Мол, хочет — пусть сам и купит (установит, обслуживает) свой собственный счетчик!..

С другой — мы с вами, как бухгалтеры, хорошо понимаем, что, даже купив счетчик, поставщик услуги учтет его как ОС и будет начислять амортизацию, включать ее в себестоимость услуги через тариф.

То есть потребитель заплатит за этот счетчик «не мытьем, так катаньем»… ☹

Короче, если бы монополистами были не все эти «тепло…», «водо…» и прочие «коммунхозы», а мы, то предпочли хотя бы такой вариант, по которому коммерческие счетчики (а по-хорошему и распределительные тоже) были собственностью поставщиков соответствующих коммунальных услуг. Ну как сейчас счетчики электричества. И пусть бы потом в сумме амортизации в течение срока полезного использования мы погашали их стоимость в составе коммуналки (тарифа).

Но «сталося як сталося» и об этом мы еще скажем…

Однако, прежде чем говорить о деньгах — поскольку суммы оплаты связаны с выбранным жителями дома вариантом приобретения коммерческого счетчика, — сперва остановимся на этом.

Итак, Закон № 2119предоставляет конечным потребителям право выбора из двух основных вариантов.

Первый — коммерческий счетчик предоставляет, устанавливает и обслуживает (включая периодические поверки) поставщик соответствующей услуги

Для этого варианта в ч. 3 ст. 3 Закона № 2119 определена конкретная процедура. Смотрите.

Не менее чем за два месяца до планируемой даты установки коммерческого счетчика в порядке, который обязан в течение шести месяцев утвердить КМУ, поставщик информирует потребителей его услуги о: (1) намерении установить счетчик; (2) стоимости работ; (3) размере и порядке оплаты — внимание! — взноса за установку счетчика. Да-да, это отдельный (от тарифа) платеж конкретно за установку! Но забегая вперед, скажем: будет еще и подобный взнос за обслуживание (в том числе поверку) счетчиков (подробнее об этом чуть позже…).

Жильцам дается два месяца на то, чтобы уведомить поставщика о своем:

а) согласии на установку счетчика на предложенных условиях;

б) намерении поторговаться;

в) намерении самостоятельно оснастить дом счетчиком (см. ниже второй вариант).

Если в течение двух месяцев жильцы не уведомили поставщика о «б» или «в», или если уведомили, но в течение 4 месяцев со дня получения уведомления от поставщика не сделали ни того, ни другого, — поставщик установит свой счетчик насильно.

В любом случае, во-первых, пока нет утвержденного КМУ порядка информирования, вас вряд ли побеспокоят. А во-вторых, в п. 4 Заключительных и переходных положений Закона № 2119 установлены такие предельные сроки установки коммерческих счетчиков:

— тепла — 2 августа 2018 года (дома с автономными системами тепло- и водоснабжения — 2 августа 2020 года);

— горячей и холодной воды — 2 августа 2019 года.

Второй — коммерческий счетчик покупают потребители услуги и либо устанавливают его сами, либо купленный ими счетчик устанавливает (и в любом случае потом обслуживает) поставщик соответствующей услуги

При выборе этого варианта поставщик обязан самостоятельно установить купленный жильцами коммерческий счетчик. Заметим, что лучше выбирать счетчики производства ЕС, США, Швейцарии, Японии, Австралии или Канады, поскольку для них не требуется обязательной сертификации и оценки соответствия (п. 4 Заключительных и переходных положений Закона № 2119).

Заметим, что ответственность за сохранность коммерческих счетчиков возлагается на самих жильцов, хотя они вправе переложить ее на другое лицо по договору (например, на охранное агентство).

«Кто девушку угощает, тот ее и танцует»

Вернемся к вопросу, кто же заплатит за этот «банкет»?

Как вы уже догадались — конечно, жильцы… ☹ При этом ч. 7 ст. 3 Закона № 2119 допускает самостоятельную установку коммерческого счетчика жильцами, а также обязывает по их требованию купленный ими счетчик установить поставщика соответствующей услуги.

Причем и в последнем случае думается, что за установку такого счетчика вам таки придется заплатить поставщику — монополисту. Даже если счетчик установит другой подрядчик (см. ч. 6 той же статьи).

Но в первом варианте — за счетчик и за установку, во втором — только за установку.

Этот платеж в Законе № 2119 назван «взнос за установку узла коммерческого учета» и согласно ч. 11 ст. 3; ч. 1 ст. 6 Закона № 2119 его сумма

определяется для каждого дома индивидуально и подлежит рассрочке на 5 лет или на другой срок по согласию сторон

Общая сумма этого взноса разбивается поровну между потребителями (а не пропорционально ни жилплощади, ни количеству прописанных либо фактически проживающих лиц).

Признаемся: учитывая известный монопольный статус поставщиков коммунальных услуг, слова «по согласию» нас сильно настораживают. ☹ Как бы нас с вами монополист не принудил «согласиться» на такой «другой» срок, как, например, «5 дней»… ☹

Чтобы дальше вас не «радовать», заметим сразу, что аналогичный взнос предусмотрен и за замену коммерческого счетчика (только, видимо, без какой-либо рассрочки уплаты такого взноса).

А кроме того, установлен взнос за обслуживание счетчиков (в том числе за их периодическую поверку). Его сумма тоже будет определяться для каждого дома индивидуально в расчете на год.

Кстати, о поверках.

Во-первых, все счетчики тепла, горячей и питьевой воды поверяются за счет упомянутого взноса за обслуживание счетчиков (в отличие от тех же счетчиков газа и электроэнергии, расходы на поверку которых включены в тариф). «Все» — значит не только коммерческие, но и ваши распределительные тоже.

Во-вторых, для распределительных счетчиков межповерочный интервал увеличен. Он принимается согласно указанному в техпаспорте на прибор, но не меньше 6 лет для механики и 9 лет — для счетчиков других типов (см. ч. 2 ст. 6 Закона № 2119). Это вам ложка меда в бочке… сами понимаете чего. ☹

Указанное продление межповерочных интервалов заработало с 02.08.2017 г. И поскольку оно прямо установлено Законом № 2119,

Источник: https://i.factor.ua/journals/nibu/2017/august/issue-67/article-29935.html

Поправки в Жилищный кодекс позволят платить за отопление по счетчику

Законна ли оплата по старому счётчику

Платеж за отопление является одной из самых больших сумм в квитанциях россиян, поэтому любые новации в этой области могут существенно повлиять на семейные бюджеты.

Теперь жители смогут пользоваться поквартирными счетчиками на батареях и оплачивать только фактическое потребление тепла без оглядки на соседей. Сегодня платить по индивидуальным счетчикам можно только в домах, полностью ими оборудованных.

В итоге один сломанный счетчик может лишить возможности платить только за потребленную энергию весь дом. Минстрой решил исправить эту несправедливость и подготовил поправки в Жилищный кодекс.

Сейчас за тепло по счетчикам платят собственники квартир в домах, где все квартиры и нежилые помещения оснащены приборами учета, а также количество тепла измеряется на входе в дом. Таких зданий в стране не так уж мало. “По данным правительства, их количество составляет около 20 процентов.

И практически все 20 процентов – это новостройки. С 2012 года все новостройки оборудуются индивидуальными приборами учета в обязательном порядке, зато в старых домах их практически нет”, – говорит Игорь Кокин, эксперт Научно-образовательного центра федеральных и региональных программ Высшей школы госуправления РАНХиГС.

Установлены региональные индексы повышения тарифов ЖКХ

При вселении в новый дом все жильцы платят по счетчикам. Но проходит год-два, и в соседях уже нет согласия. У одного прибор учета сломался, у второго пропущен срок поверки. А в итоге права платить по счетчику лишаются все и переходят на оплату по общедомовому счетчику тепла.

В июле Конституционный суд вынес постановление по жалобе Сергея Деминца, в доме которого сложилась такая ситуация. Из-за этого УК сделала перерасчет и заставила всех жильцов платить по общему счетчику, даже тех, у кого есть индивидуальные.

“Правила предоставления коммунальных услуг в определенной части не соответствуют Конституции.

Они ограничивают возможности человека, у которого легально установлен индивидуальный прибор учета по теплу, пользоваться им, если кто-то один или несколько собственников вывели свои счетчики из строя или не сделали поверку.

Страдает добросовестный человек, он не может использовать для оплаты показания своего прибора учета”, – говорит ведущий юрисконсульт направления “Городское хозяйство” Института экономики города Дмитрий Гордеев.

Тарифы ЖКХ будут увеличены в два этапа: сколько будем платить

В итоге суд предписал изменить законы. Во исполнение этого решения минстрой и разработал поправкив ЖК.

Разобраться в том, как считается отопление, не так уж просто. Хотя бы потому, что правила начисления платежей часто меняются. В них вносились изменения в 2012, 2013 и 2017 годах.

При этом существует несколько видов формул расчета в зависимости от того, имеется ли в доме центральная система теплоснабжения, есть ли счетчики и какие, платят ли собственники за тепло в отопительный период или платежи распределяются на весь год.

Так, в доме без счетчиков платеж зависит от площади помещения, норматива потребления тепловой энергии и тарифа на тепло. При наличии общедомового счетчика расчет платы зависит от объема потребленной домом энергии. На каждую квартиру же платеж рассчитывается с учетом ее площади.

В домах, полностью оснащенных счетчиками, платеж состоит из двух частей: за тепло, потребленное внутри квартиры, и тепло, которое ушло на обогрев общедомовых помещений: холлов, лестниц и площадок.

Размер платы за отопление в многоквартирном доме должен рассчитываться на основании показаний в первую очередь индивидуального счетчика, а уже затем – общедомового

Если закон изменится, то в доме может появиться два типа собственников – которые платят по внутриквартирному счетчику и без него. По счетчику нужно будет платить за свое тепло и часть общедомового.

А без счетчика на каждого собственника также будет рассчитываться часть общих затрат тепла с учетом площади помещения квартиры и части затрат на отопление общих помещений дома.

Конкретные формулы расчета тепла для домов, в которых есть разные типы плательщиков за тепло, пока минстроем не подготовлены. Платеж по нормативу для домов со счетчиками не предусмотрен.

Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики собственников старых домов

Поправки минстроя относятся в первую очередь к новостройкам, говорит Игорь Кокин. Они не стимулируют переходить на индивидуальные счетчики тепла собственников домов в старом фонде. Для них это может быть дорогим и невыгодным удовольствием.

Так как в таких домах разводка чаще всего не позволяет установить один счетчик на квартиру, это можно сделать только на каждую батарею. В результате затраты выше в несколько раз, чем в новых квартирах.

Кроме того, пользоваться личным счетчиком в квартире можно, только если есть общедомовой, что тоже проблема домов старого фонда. Возможным выходом могла бы стать программа капитального ремонта. “По ней не устанавливают счетчики в квартирах, так как это уже территория жильцов, – говорит Кокин.

– Иногда сложно добиться даже замены самих батарей”. Так что там, где до сих пор метры греют старые добрые чугунные батареи, изменений, скорее всего, не заметят.

Инфографика “РГ”: Леонид Кулешов/Ирина Жандарова

Игорь Кокин отмечает, что не всегда счетчик на тепло дает экономию. В домах, где норматив низкий, выгоднее платить по нему. Невыгодными счетчики оказываются для собственников небольших домов – малоэтажной застройки. А вот обладатели квартир в многоэтажках практически всегда снижают размер платежей при переходе на счетчики.

Сергей Степашин раскрыл планы по расселению аварийного жилья

Счетчики несут выгоду жителям тех домов, которые расположены далеко от котельной. Доставка теплоносителя по трубам сопровождается потерями в сети, но эти теплопотери оплачивает конечный потребитель.

С владельцами счетчиков это не происходит. Кроме того, собственники без счетчиков платят за соседей, например тех, что присоединили к своей жилой площади балкон и не согласовали его.

Ведь платежи начисляются в зависимости от площади квартир в документах.

Стоимость самых простых и доступных механических теплосчетчиков начинается от 3,5 тысячи рублей, однако это не полная стоимость, так как этот тип счетчиков требует еще установки фильтра для воды.

Поэтому иногда выгоднее поставить более дорогой вариант прибора учета. К примеру, ультразвуковой. Он, кстати, считается более точным. Стоимость таких счетчиков начинается от 6 тысяч рублей и может достигать 30 тысяч.

Другие типы счетчиков, например вихревой, распространены у нас меньше.

Лучше, если счетчик будет считать тепло в гигакалориях, так как именно в этом виде показания принимает управляющая компания. В противном случае каждый месяц придется пересчитывать киловатты в час, мегаватты в час и гигаджоули по формуле.

Кроме непосредственно счетчиков в России распространены распределители. Это не совсем счетчики, они учитывают не гигакалории, а объем тепла, прошедший в помещение. По распределителям также можно рассчитывать тепло индивидуально на каждую квартиру, если такими приборами оснащено более 50 процентов помещений, поясняет эксперт.

Источник: https://rg.ru/2018/11/21/popravki-v-zhilishchnyj-kodeks-pozvoliat-platit-za-otoplenie-po-schetchiku.html

Законна ли оплата за поверки тепловых счетчиков на домах? (журналисты выясняли)

Законна ли оплата по старому счётчику

2012-07-25 14:32:18

Основой для написания данного материала стало обращение одного из жителей многоквартирных домов Чернигова по поводу поверки счётчиков тепла в его доме. Вот цитата из его письма в редакцию Gorod.cn.ua: «С жителей многоквартирных домов собираются деньги на проверку счетчиков тепла (в среднем 1800 грн. с дома). Насколько это правомерно и что это за проверка такая дорогая, если стоимость самого счетчика примерно такая же??? Куда идут такие суммы (если взять масштаб всего города)? Коррупция?» Что люди думают о поверке счётчиков тепла на доме, мы спросили жителей двух черниговских многоэтажек.

Дом, по адресу Музыкальная, 2

Дом по адресу Музыкальная, 2 – это 9-ти этажка с общим количеством 108 квартир. Дом сдан в эксплуатацию в 1985 году. Жительница этого дома Нина Ивановна   живёт по этому адресу,  с момента сдачи дома в эксплуатацию.

Женщина  сообщила, что дом на данный момент обслуживает ЖЕК №3. Что касается теплового счётчика, то его на дом установили не так давно, до этого всё это время дом обходился без него.

Сам счётчик установлен в подвале дома, под первым подъездом и прямого допуска к нему нет.

Нина Ивановна знает, что показания счётчика где-то раз в месяц снимают представители ТЕЦ и старший по дому, которого выбрали люди. Женщина не в курсе заключался ли какой-нибудь договор при установке счётчика на дом. Лично у неё договор на поставку тепла заключен индивидуально. На поверку домового счётчика тепла, которая осуществлялась где-то месяц-два назад, Нина Ивановна сдала 20 грн. с однокомнатной квартиры.

Нина Ивановна

Сейчас за тепло женщина платит только в отопительный сезон, за однокомнатную квартиру (19,5 кв.м) ежемесячно в среднем по 200 грн. шесть месяцев в году. До установки счётчика на дом, люди платили за тепло круглый год. И по другому тарифу.

«На мой взгляд без счётчика было лучше»,  – подумав, сказала Нина Ивановна, сравнивая оплату за тепло до установки счётчика тепла на дом с нынешней ситуацией. «У нас никто не спрашивал разрешения ставить счётчик. И я даже не подозревала о его существовании.

А уже когда начали приходить счета с большими суммами – узнала», – делиться воспоминаниями Нина Ивановна. 

Ситуацию по установке и поверке счётчика тепла также  прокомментировал Николай Фёдорович, ответственный по работе с учётом тепла на Музыкальной, 2. В доме счётчик поставили 4 года назад, поэтому как раз подошёл срок проведения поверки.

Ежемесячно он с инспекторами от ТЕЦ снимает показания счётчика и заносит информацию в соответствующие акты снятия тепла. Николай Фёдорович считает, что установка теплового счётчика выгодна для жильцов дома.

В среднем, по его мнению, за год экономия, по сравнению с предшествующим периодом, в 2-комнатной квартире составляет 450 грн., в 3-комнатной – 500 грн., в 4-комнатной где-то – 600 грн., за весь отопительный сезон.

  На примере 3-комнатной квартиры Николая Фёдоровича в течение отопительного сезона за свои 65 квадратных метров он платит по 300-350 грн. До этого круглый год он платил по 211 грн. ежемесячно. Вот вам и экономия.

 Касательно поверки счётчика тепла в доме, Николай Фёдорович уверил, что всё было прозрачно и законно. С каждой квартиры 108-квартирного дома старшие подъездов собирали по 20 грн. независимо от размера квартиры. Всего собрали 1 810 грн., просто не все жильцы сдали деньги. Деньги старший дома передавал слесарю ТЕЦа в присутствии жильцов, и получил квитанцию. После снятия счётчика, слесарь выписал акт снятия, а потом после поверки и установки счётчика были оформлены акты на поверку и установку счётчика. И следующая плановая поверка этому счётчику грозит только через 4 года.

Жительницы дома по адресу Щорса, 60а

 Жительницы соседнего с Музыкальной, 2 дома по адресу ул. Щорса, 60а Людмила Григорьевна и Валентина Михайловна подтвердили, что в их доме счётчик тепла тоже установлен и был проверен ещё в прошлом году.

(фото жительниц) Дом по Щорса немного старше своего соседа, он был сдан в 1975 году. Так называемая «малосемейка» имеет 171 квартиру. Тепловой счётчик на дом был установлен в 2007 году. Интересным фактом является то, что жильцы дома даже не подозревают о том,  где в доме установлен этот счётчик.

Он также как и в соседнем доме был установлен без предупреждения жильцов. Сейчас после установки счётчика Людмила Григорьевна платит до 180 грн. в месяц на протяжение всего отопительного сезона. Это за 21 кв.м. и с учётом 25% субсидии. В однокомнатных квартирах побольше и без льгот люди платят до 300 грн.

ежемесячно. Жильцы не могут сказать, что это стало слишком выгодно, скорее плата в принципе не изменилась. На прошлогоднюю поверку, о которой люди узнали из объявлений на подъезде, с каждой квартиры сами же жильцы собирали по 12 грн. То есть теоретически могла сложиться  сумма 2 052 грн.

Но как и в соседнем доме здесь здали тоже не все, так что смогли «наскрести» только необходимые 1 800 грн. 

Дом по адресу ул. Щорса, 60а

Снимать показания счётчика ходят представители ТЕЦ самостоятельно, без жильцов дома. И как говорят женщины «могут написать там всё что хотят». Примечательно то, что в двух соседних домах полностью отличается отношение жильцов к снятию показаний теплового счётчика. На Музыкальной, 2 без старшего дома контролёров и близко не пустят к счётчику, а на Щорса, 60а, люди даже не знают где он находиться. Такое отношение к снятию показаний люди объясняют постоянной «текучкой» жильцов в доме, так что к сожалению, никому особенно ничего тут не нужно.     

Представители ТЕЦ о поверке домовых счётчиков тепла

   

Позицию теплогенерирующего предприятия по поверке счётчиков озвучил исполняющий обязанности начальника тепловой инспекции департамента «теплосбыт» Каминский Владимир Анатольевич. Инженер уточнил, что в процедуре поверки счётчиков их подразделение непосредственного участия не принимает. А поверяют счётчики специальные сервисные организации, имеющие на это лицензию.

Перед поверкой счётчика представители ТЕЦ рассылают жильцам дома уведомления и расклеивают объявления о необходимости поверить счётчик тепла. Когда дом решился на поверку, тепловая инспекция снимает пломбы и записывает последние показания счётчика. Сервисная организация демонтирует, отвозит на поверку, поверяет, привозит обратно и устанавливает счётчик на место.

По результатам специализированная организация предоставляет тепловой инспекции «свидетельство о поверке». Потом этот счётчик осматривается представителями тепловой инспекции, пломбируется и составляется акт о готовности прибора к работе. Соответственно всю плату за поверку своего домового счётчика жильцы передают сервисной организации, а не ТЕЦ.

Роль ТЕЦ в отношении домового счётчика тепла состоит скорее в контроле за показаниями и его нормальной работой.  «Если что-то не так со счётчиком, мы обращаемся к старшему дома, а он уже к сервисной организации», – говорит Владимир Анатольевич.

Среди сервисных организаций, к которым можно обращаться за поверкой счётчиков, инженер назвал «Термику», «Ремприбор» и «Монтажэнергострой». Эти организации вывозят счётчики в Киев, там у них установлена переливная станция. Через счётчики переливают воду, проверяют работоспособность плат и т.д.

Что касается стоимости поверки, Владимир Каминский сказал, что она зависит от диаметра трубы, на которой установлен счётчик. Чем больше диаметр – тем выше цена поверки. 

 Работник ТЕЦ отметил, что это не его предприятие устанавливало в городе домовые счётчики тепла. Это была городская программа, благодаря которой ЖЕКи установили в части домов Чернигова такие счётчики. Устанавливались разные счётчики. В зависимости от модели, срок поверки может наступить через 2, 3 или 4 года после установки. Этот срок указан в паспорте счётчика.   По информации, полученной от сотрудников департамента «Теплосбыт» тариф для дома, в котором установлен счётчик тепла, составляет сейчас 262,5 грн. за 1 Гигакалорий. При этом стоимость тепла распределяется между квартирами соответственно их площади. Пропорционально делятся общие лестницы и лестничные площадки.  Если дом не имеет домового счётчика тепла или имеет таковой, но отказался от его поверки, тариф за использование тепла считается 2,66 грнкв.м. Выходит так, что жильцы дома вольны сами выбирать по какой системе оплачивать получаемое тепло. Либо круглый год без счётчика, либо отопительный сезон по счётчику.

Позиция поверяющей организации

Прояснил ситуацию с поверкой счётчиков сервисной организацией директор компании “Ремприбор” Гончаренко Анатолий Александрович.

После снятия счётчика сервисная организация проводит его ревизию, специалисты смотрят как он работает, делают предповерочную подготовку и в зависимости от типа счётчика везут его на поверку в Киев или в поверяют Чернигове. Если счётчики ультразвуковые (это более новые модели) поверять их имеет право только государственная компания Госстандарт.

Госстандарт единственная в Украине организация, которой дано право проводить государственную поверку измерительных приборов коммерческого учёта.  Если счётчики механические (более старого образца) их могут поверить в Чернигове Черниговводоканал или Облтеплокоммуненерго.

После возвращения счётчика с поверки, его устанавливают, и представитель теплосетей его пломбирует. После этого счётчик считается поверенным.   То есть основной документ о поверке счётчика тепла, а именно свидетельство о поверке выдаёт непосредственно Госстандарт. Длительность поверки счётчика составляет от 3 до 4 недель.

Что касается стоимости поверки счётчиков, то Анатолий Александрович указал, что она колеблется от 1800 грн. до 2300 грн. Размер стоимости поверки зависит от типа счётчика, то есть его диаметра, сюда входит стоимость проливки, и стоимости работ по установке и снятию счётчика.   Сама же цена формируется и состоит из затрат (транспортных и производственных) в нашем примере кампании Ремприбор и стоимость услуг Госстандарта. При оплате услуг поверки домового счётчика тепла жильцы дома передают деньги представителю сервисной организации, взамен получают квитанцию об оплате, а деньги потом поступают на счёт сервисной организации. Потом сервисная организация в свою очередь оплачивает услуги Госстандарта.

Также директор компании “Ремприбор” указал что в вопросе оплаты поверки домовых счётчиков тепла приоритетное значение должен иметь Закон «О метрологии и метрологической деятельности». Статья 28 п.

3 которого гласит, что поверка, обслуживание и ремонт приборов учёта тепловой энергии производиться за счёт организаций, которые предоставляют услуги с теплоснабжения. Но так как договора потребителей с теплоснабжения у всех заключены по-разному, сложно доказать то что эти услуги должна оплачивать именно ТЕЦ.

Получается патовая ситуация, когда счётчики находятся на балансе у ЖЕКов, но оплачивать их поверку они не хотят, так как они не поставщики тепла, а поставщики тепла (ТЕЦ, теплокомуненерго)  не могут делать поверку, поскольку счётчики тепла им не принадлежат.

Анатолий Александрович припомнил несколько случаев, когда суды принимали решения в пользу жильцов и обязывали ЖЕКи уплачивать стоимость работ поверки домовых счётчиков, но не все и не всегда идут в суд. Этот проблемный вопрос периодически поднимается в прессе, но до этих пор пока не решён.

В результате имеем, то что имеем. В определённый период времени ТЕЦ рассылает жильцам уведомление о поверке счётчиков тепла. Если поверили – хорошо, если нет – ещё лучше, поскольку система учёта предоставленного тепла изменяется и считается по площади.  И выполнение Закона о метрологии никого не волнует. И к сожалению этот закон как и многие другие в наше время не исполняется. При этом всём именно конечный потребитель платит все необходимые издержки и эта ситуация всех устраивает и ЖЕКи, и ТЕЦ и местные органы власти.

Игорь Андрийченко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

комментарии (9)

Источник: https://m.gorod.cn.ua/news_37349.html

Юрист-Профи
Добавить комментарий