Трудоустройство иностранного гражданина, имеющего РВП

Особенности оформления на работу иностранных граждан

Трудоустройство иностранного гражданина, имеющего РВП

Е. Кравченко, руководитель отдела юридического обслуживания иностранного бизнеса группы консалтинговых компаний «Скиф Консалтинг»

Очень часто работодатели избегают заключения трудовых договоров с иностранными гражданами.

Вызвано это тем, что трудовые отношения между работодателем и работником — иностранным гражданином регулируются не только трудовым, но и миграционным законодательством, в связи с чем возникает необходимость оформления дополнительных документов при приёме на работу.

При этом практически каждый работодатель слышал о размере штрафов за нарушение миграционного законодательства ― в Москве и Санкт-Петербурге они могут доходить до 1 млн рублей.

В действительности, не нужно отказываться от квалифицированного специалиста только по причине того, что есть особенности его приёма на работу. Необходимо изучить такие особенности самостоятельно либо обратиться за профессиональной помощью.

Прежде всего, необходимо определить, к какой категории иностранцев относится потенциальный работник. В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее ― Закон № 115-ФЗ) существуют следующие категории иностранных граждан:

  • временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
  • временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Кроме того, особенности приёма иностранных граждан также распространяются на лиц без гражданства. Отдельно стоит выделить иностранца — высококвалифицированного специалиста.

Рассмотрим особенности заключения трудовых договоров с иностранными гражданами.

Для иностранных граждан из разных стран предъявляются различные требования по необходимости получения разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности на территории РФ:

Согласно Закону № 115-ФЗ, иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность на территории РФ на основании разрешения на работу либо патента. На практике работодатель принимает участие в оформлении разрешения на работу.

В таком разрешении указывается наименование работодателя, дата выдачи разрешения на работу, срок его действия и указание на территорию, где работник может работать.

Необходимо иметь в виду, что если работник уже трудоустроен, имеет разрешение на работу, то для работы у нового работодателя такому работнику нужно получать отдельное разрешение на работу.

Согласно ст. 13.3. Закона № 115-ФЗ, иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, могут осуществлять трудовую деятельность на основании патента (например, граждане Украины). Патент иностранный гражданин оформляет самостоятельно.

При приёме на работу иностранного гражданина на основании патента необходимо проверить срок его действия и территорию, где работник может работать. Организация, расположенная в одном субъекте РФ, имеет право принять на работу иностранного гражданина, патент которого оформлен в другом субъекте РФ, в котором он планирует работать.

Необходимо отметить, что в трудовом договоре должно быть закреплено место работы, находящееся на территории субъекта РФ, на территории которого оформлен патент.

С 2015 г. вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе, согласно которому граждане республик Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан при трудоустройстве частично приравниваются к гражданам Российской Федерации. У граждан ЕАЭС есть преимущество ― не требуется получать разрешения на осуществление трудовой деятельности (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Особенности регулирования труда работников, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, закреплены в главе 50.1 Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (далее ― ТК РФ).

Согласно ТК РФ трудовой договор между работником и работодателем должен быть заключён на неопределённый срок, заключение срочного договора допускается только в случаях, предусмотренных ст. 59 ТК РФ.

Таким образом, заключение трудового договора с иностранцем на срок действия разрешения на работу либо патента будет являться нарушением трудового законодательства.

Как указано, трудовой договор должен быть заключён на неопределённый срок, истечение же срока действия разрешения на работу либо патента будет являться основанием для прекращения трудового договора.

Что касается документов, которые должны быть предоставлены иностранным работником, то кроме стандартных документов, указанных в ст. 65 ТК РФ, такой работник должен предоставить работодателю:

  • договор (полис) добровольного медицинского страхования при заключении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Указанный полис может быть оформлен как на территории РФ, так и за границей (при условии покрытия территории РФ), при этом он должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме. Также существует возможность заключения компанией-работодателем договора с медицинской организацией о предоставлении иностранному работнику платных медицинских услуг;
  • разрешение на работу или патент, за исключением случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, ― при заключении трудового договора с временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства;
  • разрешение на временное проживание или вид на жительство в Российской Федерации.

Данные указанных выше документов в обязательном порядке должны содержаться в трудовом договоре с иностранным гражданином.

  1. Постановка на учёт и подача уведомлений

Кроме проверки разрешительных документов на работу иностранного гражданина и заключения трудового договора, у работодателя есть обязанность по постановке иностранного гражданина на миграционный учёт и по подаче ряда уведомлений, связанных с заключением трудового договора.

Работодатель при приёме на работу иностранного гражданина выступает для него принимающей стороной, в связи с чем, в соответствии с ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 18.07.

2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее ― Закон № 109-ФЗ), он должен поставить данных иностранных граждан на учёт по месту пребывания, то есть по своему юридическому адресу в течение семи рабочих дней с даты их прибытия на территорию РФ. В отношении высококвалифицированных специалистов данный срок составляет 90 дней (п. 4.1 ст. 20 Закона № 109-ФЗ).

Пунктом 2 ч. 1 ст.

23 Закона № 109-ФЗ предусмотрено, что иностранный гражданин снимается с миграционного учёта по месту пребывания при выезде из Российской Федерации, в связи с чем данный иностранный гражданин подлежит вновь постановке на миграционный учёт при прибытии к работодателю. Данная норма относится к пересечению любых государственных границ Российской Федерации, в том числе границ с Украиной и Белоруссией.

В отношении граждан Армении, Казахстана и Киргизии установлены удлинённые сроки миграционного учёта ― их можно не ставить на учёт в течение 30 суток со дня въезда на территорию РФ (абз. 1 и 2 п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Источник: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?2728

Как принять на работу иностранного гражданина, временно проживающего в РФ? | Народный вопрос.РФ

Трудоустройство иностранного гражданина, имеющего РВП
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

Как принять на работу иностранного гражданина, временно проживающего в РФ?

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – это лицо, получившее разрешение на временное проживание (ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, (далее – Закон N 115-ФЗ)).

Разрешение на временное проживание – это подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство.

Оно оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.

Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранные гражданине имеют право осуществлять трудовую деятельность в случае, если они достигли возраста 18-ти лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Указанный порядок не распространяется на иностранных граждан, временно проживающих в Российской Федерации.

Таким образом, при трудоустройстве временно проживающего в России иностранного гражданина (имеющего действующее разрешение на временное проживание), работодателю не нужно получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников, а иностранному гражданину не требуется получать разрешение на работу или патент. Кроме того, для таких работников не нужно оформлять приглашение на въезд в Россию.

Перечень документов, которые иностранные граждане должны представить работодателю при приеме на работу, указан в Трудовом кодексе РФ:

а) в ст. 65 Трудового кодекса РФ;

б) а также в ст. 327.3 Трудового кодекса РФ.

Для того, чтобы оформиться на работу иностранному гражданину, временно проживающему в России, такому лицу нужно предоставить работодателю:

а) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;

б) трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;

в) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования;

г) документ об образовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки;

д) справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, – при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Иностранные граждане не обязаны представлять документы воинского учета, перечисленные в ст. 65 Трудового кодекса РФ, так как они не являются военнообязанными в России.

В случае, если у иностранного работника, временно проживающего в России, страховое свидетельство ОПС уже оформлено, работодатель потребует его предоставления.

Если у иностранного работника, временно проживающего в России, страховое свидетельство ОПС отсутствует, необходимо оформить его при заключении трудового договора (ч. 4 ст. 65 Трудового кодекса РФ).

Связано это с тем, что иностранцы, временно проживающие на территории России, являются застрахованными лицами в системе ОПС.

Из перечня документов, предусмотренных ст. 327.3 Трудового кодекса РФ, при заключении трудового договора с иностранцем, временно проживающем в России, работодатель вправе потребовать:

а) договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории Российской Федерации, за исключением случаев, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, и случаев, установленных федеральными законами или международными договорами Российской Федерации, – при заключении трудового договора с временно пребывающими в Российской Федерации иностранным гражданином или лицом без гражданства. Договор (полис) добровольного медицинского страхования либо заключенный работодателем с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен обеспечивать оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медицинской помощи в неотложной форме;

б) разрешение на временное проживание в Российской Федерации.

Помимо сведений, которые подлежат отражению в трудовых договорах, заключаемых с любыми работниками, в трудовом договоре с работником – иностранным гражданином, временно проживающем в России, дополнительно должны быть указаны сведения о разрешении на временное проживание в Российской Федерации, выданном в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Временно проживающий иностранный гражданин вправе работать только в том субъекте РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание. В определенных случаях временно проживающий может работать за пределами субъекта РФ, на территории которого ему разрешено временное проживание, с учетом установленных действующим законодательством временных ограничений.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3415

Правила приема на работу иностранных граждан в 2018 году

Трудоустройство иностранного гражданина, имеющего РВП

Пребывание на территории России граждан другого государства всегда должно быть легальным, соответственно, все манипуляции с документами и оформлением трудоустройства таких граждан также должны осуществляться строго в рамках закона.

Возможно, в качестве предпринимателя вы уже могли столкнуться со сложностями в официальном оформлении на работу иностранца. Могли даже окрестить про себя этот процесс головной болью, однако поиск путей “попроще” в этом отношении вроде найма нелегалов – это не выход из ситуации, поскольку подобные шаги могут обернуться для вашей компании большими штрафами, а для бизнеса – уроном.

>>> Подписывайтесь на наш канал на 

В этой статье рассмотрим вопросы, касающиеся правового положения иностранных работников и правила их приема на работу в 2018 году.

Статус иностранного гражданина

Первым делом вы должны выяснить статус иностранного гражданина. Порядок оформления на работу вашего будущего сотрудника зависит именно от этого. Всего статусов три:

  • временно пребывающие на территории РФ. К этой категории относятся иностранные граждане, которые работают по визе или миграционной карте;
  • временно проживающие в России. Это те иностранцы, у которых есть разрешение на временное проживание в стране, выдаваемое сроком до 3 лет;
  • постоянно проживающие в России иностранные граждане, у которых есть вид на жительство, выдаваемый сроком на 5 лет (документ может продлеваться по мере необходимости).

Прием на работу иностранца с видом на жительство

Иностранного гражданина, у которого есть вид на жительство, принимают на работу точно так же, как и гражданина России. Дополнительных разрешений в данном случае не требуется, однако работодателю нужно внимательно отнестись к проверке срока действия ВНЖ.

Кроме того, принимая на работу, такого иностранца, вы должны в трехдневный срок уведомить территориальное отделение МВД России о заключении трудового договора. Это правило установлено пунктом 8 статьи 13 закона о правовом положении иностранцев. И никаких исключений для постоянно проживающих иностранцев не предусмотрено.

Прием на работу иностранного гражданина с разрешением на временное проживание в России

Прием иностранца, имеющего разрешение на временное проживание в России, производится по аналогии с приемом гражданина иностранного государства, имеющего здесь ВНЖ. Однако тут стоит отметить, что свой статус временно проживающего такой работник должен ежегодно подтверждать в миграционной службе.

Прием на работу временно пребывающих иностранных граждан

Именно эта категории иностранцев относится, согласно пункту 1 статьи 2 закона о правовом положении иностранных граждан, к иностранным работникам. Порядок приема их на работу будет зависеть от того, нужна ли иностранцу виза для въезда на территорию России или нет.

Прием на работу временно пребывающего визового иностранца

Чтобы принять на работу временного пребывающего визового иностранца, нужно выполнить некоторый ряд действий:

  • направить заявку о потребности в специалистах в службу занятости, чтобы государственные органы подтвердили целесообразность привлечения иностранных работников;
  • подать в миграционную службу заявление на получение разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
  • уплатить госпошлину, которая составляет 10 000 рублей за каждого иностранного работника;
  • подать в территориальное отделение ФМС России ходатайство о выдаче приглашения на въезд иностранному гражданину.

В течение 20 рабочих дней после этого вам должны будут выдать приглашение, за которое нужно будет уплатить государственнуй пошлину размером 800 рублей.

После этого вам нужно будет обратиться в ГУВМ МВД России за разрешением на работу для иностранца. Вам нужно будет составить пакет документов, который в обязательном порядке должен включать заявление, фотографию иноземца, копию паспорта. Также при этом потребуется уплатить госпошлину – 3 500 рублей.

После этого вы сможете уведомить миграционную службу о прибытии иностранца (сделать это нужно в срок до 3 дней) и заключить с ним трудовой договор.

Прием на работу временно пребывающего безвизового иностранца

Для того чтобы принять на работу иностранца, у которого нет визы, вам не нужно будет получать разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Однако самому иностранцу в этом случае потребуется патент для работы в России.

Форма патента утверждена приказом ФМС России от 8 декабря 2014 года № 638. Стоимость разрешения на работу рассчитывается с учетом региона трудовой деятельности и срока.

Иностранные граждане, устроившиеся на работу по патенту, могут трудоустраиваться только в тех регионах, где он выдан.

При этом нужно учитывать, что без визы такой работник может работать в одной компании не более двух лет подряд. По истечении же этого срока иностранному гражданину придётся выехать с территории РФ и снова въехать.

Только потом он в уполномоченное ведомство за получением нового патента в качестве вновь прибывшего иностранца.

Для того чтобы оформить патент, иностранцу (или его доверенному лицу) необходимо обратиться с заявлением и полным пакетом документов-приложений к нему в ГУВМ МВД России. После проверки предоставленных сведений просителю будет выдан разрешительный документ. Обязательными условиями действительности патента признаны оплата взносов и законность пребывания в стране.

Важно! Патент на работу иностранных граждан в 2018 году выдают на срок от 1 месяца до года. При этом он может быть продлен на период от одного месяца.

Полученный патент может быть продлен, но озаботиться этим вопросом нужно будет не менее чем за 10 суток до окончания действия документа. Основанием увеличения периода выступает ходатайство работодателя.

Если же срок патента истек, то договор с иностранным сотрудником должен быть расторгнут или же такой сотрудник должен быть временно отстранен от выполнения служебных обязанностей.

Иностранцам, которые временно или постоянно проживают в России, получать патент не нужно.

Без оформления каких-либо дополнительных разрешительных документов в нашей стране могут трудиться  граждане стран СНГ (Беларуси, Армении, Киргизии и Казахстана). Это предусмотрено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Патент на работу требуется гражданам Абхазии, Азербайджана, Узбекистана, Украины.

Патентное правило не касается граждан ДНР, даже временно пребывающих, поскольку данная категория соискателей имеет статус беженцев и, в соответствии с законодательством, покупать патент не должна.

Особенности заключения трудовых договоров с иностранцами в 2018 году

Постановлением Правительства РФ № 1467 от 4 декабря 2017 года были введены ограничения на привлечение иностранных работников в некоторых отраслях экономики в 2018 году. Таким образом, действие документа, регулировавшего предельно допустимый удельный вес сотрудников-мигрантов в штате организаций в минувшие годы, было продлено.

Так, например, удельный вес иностранцев в штате организаций сухопутного пассажирского транспорта в 2018 году снижен на 2% и составляет 28% от общей штатной численности персонала (30% – в 2017 году), в штате организаций в области спорта остался без изменений.

Сравнительная таблица ограничений по удельному весу иностранных граждан в штате российских компаний (в %).

Направление экономической деятельности организации2017 год2018 год
Выращивание овощей (исключение составляют некоторые регионы страны)50 (за исключением некоторых регионов)50 (за исключением некоторых регионов)
Розничная торговля в нестационарных объектах и на территории рынка00
Розничная реализация лекарств через специализированную сеть – аптеки00
Торговля в розницу любыми товарами без привязки к конкретной стационарной точке00
Прочий сухопутный пассажирский транспорт3028
Розничная торговля табачными изделиями через специализированные торговые объекты1515
Розничная реализация алкогольных напитков в стационарных объектах1515
Автомобильный грузовой транспорт3028
Прочая деятельность в сфере спорта2525

По-прежнему не допускается трудоустройство иностранных граждан в таких отраслях экономики страны, как

  • розничная реализация медикаментов через аптечную сеть;
  • торговля в розницу на рынках и через нестационарные торговые павильоны, точки;
  • любая розничная торговая деятельность без привязки к конкретному адресу места на рынке, магазина или палатки.

Штрафы

Если работодатель пренебрег правилами приема на работу иностранцев, то в отношении его могут быть применены санкции в виде административного штрафа, размер которого будет зависеть от правового статуса нарушителя.

Если работодатель не подает уведомление в МВД или нарушает сроки подачи или форму подачи уведомления, то в городах федерального значения, таких как Москва и область, также как Петербург и Ленобласть, на него накладывается штраф в размере

  • от 5 000 до 7 000 рублей на граждан Российской Федерации (физические лица);
  • от 35 000 до 70 000 рублей на должностные лица;
  • от 400 000 до 1 000 000 рублей на юридические лица.

Также в качестве наказания возможно приостановление деятельность организации на срок от 14 до 90 суток. Как вы понимаете, не в ваших интересах игнорировать установленные государством правила.

Источник: http://www.fingramota.org/predprinimatelyam/item/1210-pravila-priema-na-rabotu-inostrannykh-grazhdan-v-2018-godu

Основные термины и определения

Трудоустройство иностранного гражданина, имеющего РВП

Иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Лицо без гражданства – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Приглашение на въезд в Российскую Федерацию – документ, в том числе электронный документ, являющийся основанием для выдачи иностранному гражданину визы либо для въезда в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Виза – разрешение на въезд в Россию, на пребывание в стране и транзитный проезд через нее иностранного гражданина в течение срока действия данного разрешения.

Миграционная карта – документ, содержащий сведения о въезжающих или прибывших в Российскую Федерацию иностранном гражданине или лице без гражданства и о сроке их временного пребывания в Российской Федерации, подтверждающий право иностранного гражданина или лица без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, на временное пребывание в Российской Федерации, а также служащий для контроля за временным пребыванием в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Разрешение на временное проживание – подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Разрешение на временное проживание не может быть выдано в форме электронного документа.

Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность. Вид на жительство не может быть выдан в форме электронного документа.

Законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин – лицо, получившее вид на жительство.

Трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг).

Иностранный работник – иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Разрешение на работу – документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Депортация – принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, – иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы (за исключением иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном для отдельных категорий иностранных граждан (в том числе владельцев дипломатических или служебных (официальных) паспортов, пассажиров круизных судов, членов экипажей морских или речных судов либо иных транспортных средств, лиц, совершающих транзитный проезд через территорию Российской Федерации, жителей приграничных территорий), а также иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию без визы в порядке, установленном в специальных целях, включая торговлю и хозяйственную деятельность на приграничных территориях, туризм, строительство).

Источник: http://pnu.edu.ru/ru/ic/rules/terms-and-conditions/

Порядок трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации

Трудоустройство иностранного гражданина, имеющего РВП

Неопубликованная запись

  В данной статье мы решили описать все особенности трудоустройства иностранных граждан в Российской Федерации и дать рекомендации по оформлению иностранного гражданина на работу, которой могут пользоваться иностранцы, приезжающие на работу в Россию в безвизовом порядке. 

  Итак, Вы – гражданин другого государства, с которым у РФ имеется договор о безвизовом въезде, и у вас есть желание приехать в Россию на заработки. Вы отправляетесь в РФ впервые либо уже были здесь, однако у вас нет ни РВП, ни ВНЖ.

  Страна, гражданство которой вы имеете, также не является членом ЕАЭС.

  Во-первых, Вы должны иметь заграничный паспорт (загранпаспорт). Этот документ потребуется для пересечения границы. Если он отсутствует, вначале необходимо оформить его у себя на Родине.

  Во-вторых, на границе вы получите миграционную карту, которую потребуется заполнять самостоятельно. Отметим, что в качестве цели въезда вы должны будете указать «Работа». Нельзя указывать что-либо другое или не поставить цель вообще. Поменять цель въезда и другую информацию после пересечения границы будет невозможно. 

  В-третьих, когда граница будет пересечена, вам будет предоставлено семь рабочих дней (у Таджикистана – пятнадцать календарных суток) для оформления миграционного учета. Он также носит названия временной регистрации. 

   Необходимо, чтобы миграционный учет оформлялся по адресу вашего будущего рабочего места или фактического проживания. В противном случае он может быть в любую минуту аннулирован, а ваше нахождение в России станет незаконным, что в последствии может привести к запрету на въезд в РФ в будущем. 

  В-четвертых, чтобы иностранцу трудоустроиться в РФ официально, необходимо оформить патент на работу. При его отсутствии вам не удастся работать легально. 

   Для подачи заявки на патент отводится тридцать дней. За этот период иностранному гражданину требуется собрать все документы для патента на работу. 

  Только после получения патента на работу на руки у иностранного гражданина будет возможность начать официально работать по той специальности и в том регионе, которые указаны в патенте. 

  Итак, патент получен, и у вас теперь есть два месяца для того, чтобы найти работодателя, подкрепить официальное трудоустройство иностранного гражданина к этому работодателю трудовым договором и отправить его копии ГУВМ МВД РФ по месту регистрации. Если вы не сделаете этого, ваш патент могут аннулировать.

   Работодатель в свою очередь должен отправить в ФМС уведомление о заключении трудового договора с вами, таким образом уведомить органы о трудоустройстве на работу иностранных граждан. На это ему дано, согласно закона, 3 дня. 

  После получения патента иностранный гражданин должен в обязательном порядке вносить за него ежемесячные авансовые платежи. 

  В случае просрочки платежа даже на 1 день, или недостаточной суммы платежа, даже на несколько копеек, патент автоматически аннулируется.

  Иностранные граждане также в обязательном порядке должны осуществлять продление регистрации по патенту. (на это у них есть тоже 3 дня.)

  Прием и увольнение иностранных работников с РВП, или ВНЖ требует уведомления ГУВМ МВД России по месту регистрации работника, или и по месту регистрации работодателя, организации. 

  Если иностранный работник осуществляет трудовую деятельность в организации сначала на основании патента, а затем получает РВП, для этого не нужно организации увольнять работника и принимать его заново в связи с изменениями в основаниях осуществления трудовой деятельности. Согласно Трудового Кодекса РФ достаточно простого дополнительного соглашения, в котором будут указаны эти изменения. 

  В случае с иностранными работниками возникает много вопросов. Например, нужно ли организации уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ об увольнении работника, имеющего двойное гражданство (российское и украинское), если на момент приема на работу он являлся гражданином Украины, временно проживающим на территории РФ? 

  По нашему мнению, организация не обязана уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ об увольнении работника, имеющего двойное гражданство (российское и украинское), несмотря на тот факт, что на момент приема на работу он являлся гражданином Украины, временно проживающим на территории РФ.При этом следует учитывать, что 05.04.

2016 вступил в силу Указ Президента РФ N 156 “О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции” (далее – Указ N 156), согласно которому ФМС России, которая являлась федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, упразднена и ее функции и полномочия переданы МВД России.

   В обоснование этого можно процитировать Правовое положение иностранных граждан, в частности трудовые отношения, регулируется Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ

   115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Закон N 115-ФЗ) под иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства (ст. 2 Закона N 115-ФЗ). Из данной нормы можно сделать вывод, что работник – гражданин Украины, имеющий также гражданство РФ, на момент увольнения из организации в рамках Закона N 115-ФЗ не признается иностранным гражданином.

   Пунктом 8 ст.

13 Закона N 115-ФЗ установлена обязанность работодателя уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ о заключении и прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином.

Для иных граждан, в частности имеющих гражданство РФ, то есть не являющихся иностранными гражданами в рамках Закона N 115-ФЗ, такое уведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ не предусмотрено. 

  Таким образом, можно сделать вывод, что у организации нет обязанности уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте РФ об увольнении работника, имеющего на момент увольнения двойное гражданство (российское и украинское), несмотря на тот факт, что на момент приема на работу он являлся гражданином Украины, временно проживающим на территории РФ. 

  Если индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в г. Ростове-на-Дону, принял по трудовому договору иностранного гражданина с разрешением на временное проживание и представил в уполномоченный орган в г.

Ростове-на-Дону соответствующее уведомление. У индивидуального предпринимателя несколько розничных магазинов в г. г.

Краснодаре и Ростове-на-Дону, и согласно трудовому договору работа иностранного гражданина носит разъездной характер. 

  Должен ли индивидуальный предприниматель подать уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином с разрешением на временное проживание в уполномоченный орган только в г.

Ростове-на-Дону или и в г. Ростове-на-Дону, и в г. Краснодаре? Грозит ли ответственность, если индивидуальный предприниматель не уведомит уполномоченный орган г.

Краснодара о приеме на работу иностранного гражданина? 

  На наш взгляд, в данном случае работодателю необходимо направить уведомление только в уполномоченный орган в сфере миграции в Ростовской области. Ответственность за неуведомление уполномоченного органа в Краснодарском крае работодателю не грозит. 

  В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 115-ФЗ) временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.  

   При этом согласно пп. 2 п. 6 ст.

13 Федерального закона N 115-ФЗ с учетом особенностей региональных экономических связей уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти может устанавливать случаи осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином, временно проживающим в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание.Такие случаи установлены Приказом Минздравсоцразвития России от 28.07.2010 N 564н “Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации, вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)”. 

  Вместе с тем в соответствии с п. 8 ст.

13 Федерального закона N 115-ФЗ работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. 

  Согласно ст. 2 Федерального закона N 115-ФЗ трудовая деятельность иностранного гражданина – работа иностранного гражданина в Российской Федерации на основании трудового договора или гражданско-правового договора о выполнении работ (оказании услуг). 

  В соответствии со ст.

57 Трудового кодекса РФ обязательными для включения в трудовой договор является в том числе место работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения. 

  К дополнительным условиям, которые могут включаться в трудовой договор, вышеуказанной статьей отнесено условие об уточнении места работы (с указанием структурного подразделения и его местонахождения) и (или) о рабочем месте. 

  Таким образом, законодательство Российской Федерации разграничивает понятия “место работы” и “рабочее место”. 

  Так, согласно ст. 209 ТК РФ рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. 

  В качестве места работы обычно указываются наименование работодателя и место его нахождения.

   Таким образом, в вышеуказанном случае местом работы (местом осуществления трудовой деятельности) иностранного гражданина, имеющего разрешение на временное проживание, будет являться место нахождения работодателя, то есть Ростовская область. 

  На основании вышеизложенного работодателю необходимо направить уведомление только в уполномоченный орган в сфере миграции в Ростовской области. 

  В этой же связи работодателю не грозит ответственность за неуведомление территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в Краснодарском крае. 

Источник: https://rostov-migrant.ru/blog/poriadok_trudoustroistva_inostrannykh_ghrazhdan_v_rossiiskoi_fiedieratsii_

Юрист-Профи
Добавить комментарий