Соблюдён ли порядок оформления протокола о нарушении ПДД?

Вс рф: процедура привлечения нетрезвого водителя к ответственности должна быть безупречной

Соблюдён ли порядок оформления протокола о нарушении ПДД?

Управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения – одно из наиболее серьезных нарушений со стороны водителя. Тем не менее, далеко не всегда все так очевидно, как кажется.

В своих недавних постановлениях ВС РФ напомнил, что важно не только наличие оснований для административного наказания, но и безупречное соблюдение процедуры привлечения лица к ответственности.

Рассмотрим несколько важных аспектов, на которые обратил внимание Суд.
 

Передать управление автомобилем нетрезвому лицу может только водитель

Т. была привлечена к административной ответственности за то, что 25 июля 2015 года передала управление принадлежащим ей автомобилем своему мужу П., находящемуся в состоянии опьянения (ч. 2 ст. 12.8 КоАП, абз. 3 п. 2.7 ПДД).

За допущенное правонарушение на нее был наложен штраф в размере 30 тыс. руб. с лишением водительских прав на полтора года (постановление мирового судьи судебного участка № 77 Выборгского района Ленинградской области от 24 декабря 2015 г.

№ 3-454/15-77).

Свою вину Т. не признала, поэтому обратилась к адвокату, который обжаловал этот судебный акт. В жалобе он ссылался на то, что автомобиль, приобретенный в период брака, является совместной собственностью супругов, к тому же П. вписан в полис ОСАГО – таким образом, согласия Т.

на то, чтобы машиной управлял муж, не требовалось. Тем не менее, вышестоящие суды поддержали вывод коллеги и оставили постановление без изменения (решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 12 апреля 2016 г.

№ 12-257/2016, постановление Ленинградского областного суда от 8 июля 2016 г. № 4а-306/2016).

Вина Т., по мнению судов, была полностью подтверждена протоколами об административном правонарушении и об отстранении П. от управления транспортным средством, а также актом медицинского освидетельствования П. на состояние опьянения.

Кроме того, инспектор ГИБДД, составивший протокол, подтвердил, что Т. передала П. управление автомобилем, и пояснил: она этого не оспаривала – своей подписью в протоколе Т. удостоверила факт нарушения и никаких замечаний не внесла.

О том, в течение какого периода со дня правонарушения лицо может быть привлечено к административной ответственности за управление автомобилем в состоянии опьянения и при каких обстоятельствах возможно увеличение этого срока, узнайте из материала “Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение ПДД” в Домашней правовой энциклопедии интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный

доступ на 3 дня!

Получить доступ

Однако адвокат таким вердиктом остался недоволен и обратился с жалобой в ВС РФ, и тот согласился с позицией защитника (Постановление ВС РФ от 17 ноября 2016 г. № 33-АД16-15).

Суд подчеркнул, что довод адвоката о том, что П. не требовалось согласие супруги на управление автомобилем, поскольку он был внесен в полис ОСАГО, а автомобиль находился в совместной собственности супругов, другими доказательствами не опровергнут.

Более того, субъектом вмененного Т. правонарушения считается именно водитель автомобиля вне зависимости от того, является ли он его владельцем (п. 7 Постановления Пленума ВС РФ от 24 октября 2006 г.

№ 18 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части КоАП РФ”; далее – Постановление № 18). То есть привлечь к ответственности по ч. 2 ст. 12.8 КоАП РФ можно только то лицо, которое управляло автомобилем перед тем, как передать руль другому.

Однако, подчеркнул ВС РФ, доказательства, на которые ссылались нижестоящие суды, не подтверждают вывод о том, что Т. в момент передачи мужу управления являлась водителем транспортного средства.

К тому же она настаивала на том, что не знала об употреблении ее супругом накануне поездки спиртных напитков, а видимых признаков алкогольного опьянения у него не имелось.

По общему правилу неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ). Поэтому ВС РФ отменил акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу об административном правонарушении в отношении Т.

Отметим, что схожие выводы есть и в других постановлениях ВС РФ (Постановление ВС РФ от 25 апреля 2016 г. № 12-АД16-4, Постановление ВС РФ от 15 июня 2016 г. № 84-АД16-4).
 

При составлении акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения должен быть строго соблюден интервал между двумя замерами

П. был привлечен к административной ответственности за то, что 13 октября 2015 года управлял автомобилем в нетрезвом виде (ч. 1 ст. 12.8 КоАП, абз. 1 п. 2.7 ПДД). За это он был оштрафован на 30 тыс. руб. и лишен водительских прав на полтора года (постановление мирового судьи судебного участка № 124 Безенчукского судебного района Самарской области от 15 декабря 2015 г. № 5-787/15).

Обжалование этого постановления результата не дало. П. указал что был трезв, а сотрудники ГИБДД оказывали на него моральное давление при составлении процессуальных документов, но несмотря на это, судьи также пришли к выводу о его виновности (решение Безенчукского районного суда Самарской области от 22 января 2016 г.

, постановление Самарского областного суда от 23 мая 2016 г. № 4А-560/2016). По их мнению, акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения вполне достаточно, чтобы привлечь водителя к ответственности. Однако ВС РФ, куда П.

также обратился с жалобой, с этим выводом не согласился и отметил следующее (Постановление ВС РФ от 18 ноября 2016 г. № 46-АД16-24).

Ответственность за вождение в нетрезвом виде наступает только тогда, когда установлен факт употребления водителем алкоголя (Примечание к ст. 12.8 КоАП РФ).

Доказательствами этого являются акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и (или) акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (п. 7 Постановления № 18).

И по результатам проведенного в отношении П. медицинского освидетельствования действительно был оформлен акт.

Вместе с тем, отметил Суд, при составлении этого акта медицинский работник проигнорировал требования Инструкции по проведению медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица, которое управляет транспортным средством (далее – Инструкция).

В настоящий момент Инструкция утратила силу в связи с утверждением Порядка проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (утв. приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н; далее – Порядок), но действовала на момент совершения проступка.

Положения старого и нового документов во многом совпадают.

Так, в ходе медицинского освидетельствования медики оценивают концентрацию алкоголя в воздухе, который выдыхает водитель. Если она выше 0,16 мг на л, состояние опьянения считается подтвержденным (п. 16 Инструкции, п. 11 Порядка). Важно, чтобы такое измерение было проведено дважды, с интервалом 15-20 минут.

При этом, как подчеркнул ВС РФ, из акта медицинского освидетельствования П. от 13 октября 2015 г. следует, что при проведении повторного измерения положенный интервал не был соблюден – первое исследование выдыхаемого воздуха проведено в 04.36, второе – в 04.49, то есть через 13 минут.

Допущенное врачом нарушение, заключил Суд, не позволяет признать заключение объективным. А значит, данный акт допустимым доказательством по делу об административном правонарушении не является. И однозначный вывод о том, что в действиях П. имелся состав вмененного ему административного правонарушения, сделать невозможно.

Поскольку неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица (ч. 1, ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ), судебные акты нижестоящих судов были отменены, а производство по делу об административном правонарушении в отношении П. – прекращено.

Схожая позиция также содержится в других актах Суда (Постановление ВС РФ от 12 октября 2016 г. № 44-АД16-26, Постановление ВС РФ от 21 ноября 2016 г. № 86-АД16-7).
 

Внесение в протокол об административном правонарушении изменений без ведома водителя является основанием для освобождения его от ответственности

4 апреля 2015 года инспектор ГИБДД составил в отношении Г. протокол, согласно которому водитель управлял транспортным средством, будучи нетрезв (ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ). Инспектор сделал этот вывод на основании таких признаков, как запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, покраснение кожи на лице, а также поведение, не соответствующее обстановке.

Первоначально водитель согласился пройти медицинское освидетельствование, поэтому был направлен инспектором ГИБДД в медицинское учреждение в присутствии двух понятых (ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ). Однако прибыв туда, он отказался от проведения процедуры.

В связи с этим действия Г. были переквалифицированы, и в протоколе сделана отметка о том, что водитель отказался проходить медицинское освидетельствование – а это, напомним, образует самостоятельный состав правонарушения (ч. 1 ст. 12.26 КоАП РФ).

В итоге суд обязал водителя уплатить штраф в размере 30 тыс. руб. и лишил его прав на полтора года именно по указанному составу (постановление мирового судьи судебного участка № 27 Нолинского судебного района Кировской области от 19 мая 2015 г.

№ 5-157/2015).

Источник: http://www.garant.ru/article/1074543/

Порядок составления протокола об административном правонарушении

Соблюдён ли порядок оформления протокола о нарушении ПДД?

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления административного правонарушения. О статусе лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, см.

Под дополнительными обстоятельствами дела по смыслу ч.

2 данной статьи подразумеваются сведения, которые необходимо выяснить для составления протокола об административном правонарушении.

Составление протокола об административном правонарушении

К ним относятся данные о лице, в отношении которого возбуждено дело, и иные сведения, указанные в ч.

Указанный срок может быть продлен только в исключительных случаях в соответствии с ч.

Отсрочка в составлении протокола об административном правонарушении возможна только для выявления информации, отсутствие которой несовместимо с составлением протокола: в частности, отсутствие свидетелей и потерпевших не является препятствием для составления протокола немедленно после выявления совершения административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела.

При этом в случае необходимости должностное лицо вправе для установления личности или выяснения обстоятельств административного правонарушения применить меры обеспечения производства по делу вплоть до административного задержания физического лица.

Получение указанных сведений может осуществляться по оперативным средствам связи из налоговых органов, органов внутренних дел, других государственных органов, организаций по месту работы лица, привлекаемого к ответственности, и других учреждений.

N 01-06/19136 к сведениям, которые могут быть выяснены в срок до двух суток с момента выявления административного правонарушения, можно отнести следующие: – сведения об отдельных обстоятельствах дела, отягчающих или смягчающих ответственность либо указывающих на малозначительность правонарушения (например, получение подтверждения о выдаче лицу, привлекаемому к ответственности, документа, имеющего значение для таможенных целей (лицензии, справки банка, сертификата и т.п.)); – данные о физическом лице, в отношении которого возбуждается дело (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место работы и должность, место жительства, семейное положение, количество лиц, находящихся на иждивении, размер его заработной платы или иного заработка, пенсии или стипендии, привлечение ранее к административной ответственности и др.); – сведения о юридическом лице, в отношении которого возбуждается дело (ИНН, ОКПО, полное наименование, юридический и фактический адрес, наличие на учете в соответствующем налоговом органе, наличие счетов в банках (расчетных, текущих и иных)).

28.4 Ко АП) и когда административное взыскание налагается на месте совершения проступка (ч. В протоколе делается отметка о том, что всем участникам производства по делу разъяснены их права и обязанности (право заявлять ходатайства, представлять доказательства и др.).

Ко АП, составляется протокол о совершении административного правонарушения за исключением случаев, когда дело возбуждено прокурором (ст.

Сведения, указываемые в протоколе об административном правонарушении: • дата и место его составления; • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших (если имеются свидетели и потерпевшие); • место, время совершения и событие административного правонарушения; • статья Ко АП или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение; • объяснение физического лица или законного представи­теля юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении.

Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Кроме того, в протоколе должны быть подписи его составителя, а также физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.

В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по их просьбе вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях.

Статья 28.3 Ко АП регламентирует подведомственность административных дел, закрепляя, кто вправе составить протокол о совершении административного правонарушения, предусмотренного каждой статьей (или частью статьи) Особенной части Ко АП.

Протоколы об административных правонарушениях составляются: • должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях — судьями, полицией, налоговыми органами, таможенными органами и др.

23 Ко АП); • должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, перечисленных в п.

Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.

  • Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.
  • Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.
  • В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования.
  • Срок расследования не должен превышать одного месяца, но может быть продлен на такой же срок.
  • По делам о нарушении таможенных правил расследование должно быть закончено в шестимесячный срок.
  • Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.

В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона.Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.Причинами могут быть: Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный.

Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях.

Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы.

Это: Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления.

  • Согласно Ко АП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании.
  • Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.
  • Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение.
  • Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в Ко АП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания.
  • Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.
  • Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней: По итогам административного расследования также оформляется протокол.

При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами.

Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать: Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе.

Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.

Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе.

Важно прописать наименование техсредства и его номер.

Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель.

Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.

Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено.

В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты.

Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия.

Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.

О составлении протокола об административном правонарушении

Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания.

Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.

Образец протокола ГИБДД об административном правонарушении

Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется.

Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.

Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного.

  • Это касается следующих нарушений: Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы.
  • Законодательством не регламентированы дни составления протоколов об административном правонарушении, не установлен запрет на проведение процессуальных действий в выходные дни, в связи с чем, судебная практика по данному вопросу неоднозначна.
  • Имеется позиция, согласно которой составление протокола в нерабочий (праздничный день) не является процессуальным нарушением.
  • В то же время некоторые суды рассматривают указанные действия как существенное процессуальное нарушение, влекущее отмену постановлений.

В обосновании приведены примеры из судебной практики с изложением соответствующих выводов. Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».

Постановление 7 ААС от № А03-6424/2012 «Законодательством не регламентированы дни составления постановлений об административном правонарушении, запрет на проведение процессуальных действий в выходные дни отсутствует.

Таких доказательств Общество в материалы дела не представило, на вопросы апелляционного суда представители применительно к наличию доказательств о явке в прокуратуру что-либо пояснить затруднились.

Исследовав представленные в материалы дела доказательства, апелляционный суд приходит к выводу о том, что доказательств явки представителя ООО «Патронная мануфактура» в назначенное в уведомлении от время, а именно на в 12 час. Сведений о переносе времени рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении на иную дату также не усматривается.

Источник: http://bestjob.spb.ru/poryadok-sostavleniya-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii.html

Когда протокол ГИБДД может стать недопустимым доказательством

Соблюдён ли порядок оформления протокола о нарушении ПДД?

Любые исправления в протоколе подписываются в том числе и тем, кого привлекают к ответственности. В противном случае протокол может быть признан недопустимым доказательством.

На какие только ухищрения не идут некоторые недобросовестные инспекторы ГИБДД, чтобы оформить побольше протоколов. Но пойти на прямую фальсификацию документов – это все же редкий случай. При этом по непонятной причине три судебные инстанции ничего незаконного в деле не заметили. И только Верховный суд обратил внимание на правки.

Но обо всем по порядку.

ГИБДД ужесточит контроль за автошколами

Мировой судья судебного участка № 8 Индустриального района Хабаровска на основании протокола, составленного 18 декабря 2016 года инспектором ДПС хабаровского ГИБДД в отношении некоего гражданина Пилипа об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.26 Кодекса об административных правонарушениях, вынес решение о назначении этому водителю наказания в виде штрафа в 30 тысяч рублей и лишения права управления на год и семь месяцев. И все это за отказ от медосвидетельствования.

Примечательно, что районный суд вернул дело обратно мировому судье. Но тот якобы после дополнительной проверки подтвердил свое решение. И у районного суда претензий не возникло. Претензий не возникло и у исполняющего обязанности председателя Хабаровского краевого суда, который подтвердил приговор.

Но вопросы возникли у Верховного суда.

Исправления в протокол можно вносить только в присутствии водителя. Рядом с каждым исправлением водитель должен поставить свою подпись

Итак, согласно протоколу инспектора ДПС от 18 декабря 2016 года, в 2 часа 8 минут водитель Пилип не выполнил законное требование уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

Но в протоколе о направлении на медицинское освидетельствование дата составления протокола – 26 октября 2016 года – исправлена на дату 18 декабря 2016 года, в графе “место составления протокола” ул. Серышева исправлена на ул.

Волочаевская, 71, в графе “пройти освидетельствование” слово “согласен” изменено на “отказался”.

Таким образом, первоначальное содержание протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения свидетельствовало об отсутствии в действиях водителя признаков отказа от медосвидетельствования. Однако внесенные изменения в протокол стали свидетельствовать о наличии таких признаков в действиях автомобилиста, отметил Верховный суд.

Инспектор ДПС на заседании мирового суда пояснил, что изначально Пилип выразил согласие на прохождение медосвидетельствования, но в последующем свое мнение изменил и от направления отказался. Соответствующие изменения об отказе от прохождения медосвидетельствования были внесены в протокол в присутствии понятых. Обстоятельства внесения других исправлений в протокол судом не устанавливались.

При этом в материалах дела отсутствуют данные, свидетельствующие о том, что изменения в протокол о направлении на медосвидетельствование были внесены в присутствии водителя Пилипа. Его подписи напротив внесенных изменений, как и сведений об ознакомлении с внесенными изменениями, нет.

Что делать, если штраф из ГИБДД превратился в судебную задолженность

При таких обстоятельствах, указывает Верховный суд, следует признать, что порядок направления на медосвидетельствование соблюден не был. Данных о том, что Пилипу в законном порядке предлагалось пройти освидетельствование на состояние опьянения и он отказался от его прохождения, в деле отсутствуют.

Верховный суд напомнил, что использование доказательств, если они получены с нарушением закона, недопустимо. Поэтому решения судов нижних инстанций Верховный суд отменил, а производство по делу прекратил в связи с недоказанностью.

Верховный суд также напомнил, что если есть основания полагать, что водитель нетрезв, то его необходимо сначала отстранить от управления. Об этом составляется протокол. После отстранения проводится освидетельствование на алкогольное опьянение с составлением соответствующего акта. Все это проводится либо под запись процесса на видео, либо в присутствии двух понятых.

При отказе от прохождения освидетельствования на алкогольное опьянение либо несогласии водителя с результатами освидетельствования, а равно при наличии достаточных оснований полагать, что водитель в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения водитель направляется на медицинское освидетельствование. Также под видеозапись или в присутствии двух понятых. Об этом также составляется протокол.

Если медосвидетельствование установило, что водитель нетрезв, составляется протокол об управлении в нетрезвом виде. Если водитель отказался от прохождения медосвидетельствования, об этом также составляется протокол.

Исправления в протокол можно вносить только в присутствии того, в отношении кого он составляется.

При этом рядом с каждым исправлением водитель должен поставить свою подпись. Если он отказывается подписываться, об этом также должен быть составлен акт.

Если акта нет, нет подписей рядом с исправлениями, если в копии протокола, выданной на руки водителю, нет таких же исправлений, то такой документ будет признан судом недопустимым доказательством.

Источник: https://rg.ru/2019/04/01/kogda-protokol-gibdd-mozhet-stat-nedopustimym-dokazatelstvom.html

Правила оформления протокола об административном правонарушении

Соблюдён ли порядок оформления протокола о нарушении ПДД?

Порядок составления протокола ГИБДД об административном правонарушении регламентируется КоАП РФ (Главой 28) и другими документами.

В Кодексе подробно отражены алгоритм составления, сроки, а также информация, которая должна быть занесена в протокол. Даются необходимые разъяснения для физических лиц ипредставителей компаний.

Если в отношении водителя, которого заподозрили в нарушении ПДД, составляется протокол, автомобилиста обязательно должны ознакомить с документом.

Рассмотрим правила составления протокола об административном правонарушении и другие важные подробности, которые помогут автомобилисту понять, правомерна ли процедура составления документа, есть ли нарушения.

Что такое протокол, когда составляется?

Это процессуальный документ, который составляется уполномоченным должностным лицом при наличии состава административного правонарушения. Документ еще не доказывает виду автомобилиста, только отражает информацию о произошедшем.

Протокол — основание для дальнейшего вынесения постановления об административном нарушении.

Приказ МВД России от 23.08.2017 г. №664 «Об утверждении Административного регламента» постановляет, что протокол ГИБДД составляется должностным лицом подразделения ГИБДД и другими уполномоченными лицами.

Основания для составления протокола:

  • инспектор ГИБДД составляет протокол, если выявил нарушение, но рассматривать дело о данном правонарушении не может, так рассмотрение этого дела находится вне его компетенции;
  • наличие правонарушения оспаривается лицом, которое заподозрили в нарушении, или в случае отказа от соответствующей подписи в постановлении по делу о правонарушении;
  • правонарушение совершено несовершеннолетним, который достиг 16 лет;
  • выявлено административное правонарушение, которое не влечет предупреждения, совершенного старшиной, сержантом и другими должностными лицами.

Статья 28.1 КоАП РФ №195-ФЗ с изменениями, которые вступили в силу 29. 10.2017 г. («Консультант»: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/6316f0363775130d5f77e6d9ee6584accf8a9701/): дело об административном правонарушении считается возбужденным с того момента, когда составляется протокол осмотра места совершения правонарушения.

Статья 28.5 регламентирует сроки составления протокола об административном правонарушении:

  • документ составляется сразу же, т.е. немедленно после выявления совершения нарушения;
  • если существует необходимость дополнительного выяснения обстоятельств правонарушения или прочих сведений, протокол составляется в течение двух суток с момента выявления правонарушения;
  • если проводится административное расследование, протокол составляют, когда заканчивается расследование в сроки, предусмотренные статьей 28.7 Кодекса.

Расследование проводят, когда сведения можно получить только после проведения экспертиз или других действий, которые занимают определенное время. Расследование обычно не должно длиться дольше месяца.

Рассмотрим основные требования к составлению протокола.

Информация, которая должна быть вписана в протокол

В документе указывают дату, место составления, должность, ФИО сотрудника, составляющего протокол, информацию о задержанном лице, время, место, причины задержания (статья 27.4).

Также вносят следующие сведения (статья 28.1.1):

  • действия должностных лиц и порядок, в котором они выполнялись;
  • состояние, качество дороги, наличие или отсутствие разметки, освещение участка дороги, на котором было совершено нарушение;
  • тип перекрестка (регулируемый или нерегулируемый), на котором водитель совершил нарушение, был ли исправен светофор, были ли знаки приоритета;
  • другие важные обстоятельства.

Статья 28.2 (пункт 2): в протоколе также указываются ФИО, адрес свидетелей и потерпевших, если таковые имеются.

В протоколе инспектор должен обязательно указать заявления лиц, которые участвовали в производстве осмотра. Им разъясняются их права и обязанности, которые предусматривает Кодекс. Инспектор вносит соответствующую запись.

Также сотрудник должен сделать пометку об использовании фото-и видеосъемки и других способов фиксации материала, который может доказать вину или невиновность водителя. Полученные материалы прилагаются к протоколу.

Указывается нормативно-правовой акт, который был нарушен, подробное описание ситуации, статья, предусматривающая ответственность за правонарушение.

Если в бланке есть пустые поля, их необходимо заполнить, написав Z. Тогда недобросовестные сотрудники ГИБДД не смогут внести ложные сведения о случившемся.

Из объяснений лучше указать: «ПДД не нарушал, с инспектором не согласен» (при условии, что действительно нарушений не было).

Также необходимо отметить следующее:

  • составлялась ли схема ДТП;
  • были ли права и обязанности разъяснены инспектором ГИБДД;
  • если сотрудник везде указал слово «нарушитель», его нужно исправить на «водитель»;
  • были ли вписаны свидетели автомобилиста.

Водитель имеет право ходатайствовать, чтобы слушание по его делу перенесли на более удобный срок. Перенести место рассмотрения можно тогда, когда водителя задержали в чужом городе.

Документ подписывает должностное лицо, которое его составило, и задержанный водитель. Если автомобилист отказывается его подписывать, необходимо в протоколе сделать соответствующую запись. Копия протокола обязательно вручается автомобилисту (по его просьбе).

Статья 28.8 Кодекса регламентирует следующее: «Протокол направляется судье, в орган или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в трехдневный срок с того момента, когда будет составлен протокол».

Если виновнику грозит арест, или его выдворяют из страны, протокол передают судье немедленно после составления.

При наличии ошибок в протоколе (к примеру, не указана статья к правонарушению), недочеты нужно устранить в трехдневный срок со дня их получения от судьи, органа или должностного лица, которые рассматривали дело.

Материалы дела должны быть возвращены указанным судье, органу, должностному лицу обратно в течение суток со дня исправления ошибок.

Понятые и свидетели

Нужны ли понятые? Необходимость наличия понятых регламентируется Статьей 25.7. Так кто может быть понятым? В качестве понятного привлекается любое дееспособное и совершеннолетнее лицо, которое не заинтересовано в исходе дела.

Присутствие понятых и ведение видеосъёмки необходимо в случаях, которые регламентированы Главой 27 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/67bcfa750b6d764d14b126b1c74a5e413db11944/#dst102447) и статьей 28.1.1 (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/777b1cbcecd072d6956dfe3563ec84636919491c/#dst1120).

Понятой должен удостоверить в протоколе подписью факт совершения действий и их содержание в его присутствии, а также результат. Факт участия понятых в делопроизводстве, а также их замечания фиксируются в протоколе.

Свидетелем может быть (Статья 25.6):

  • любое дееспособное лицо, даже ближайший родственник;
  • свидетелю могут быть известны обстоятельства дела;
  • несовершеннолетнее лицо (которому нет 14 лет), но в присутствии педагога или психолога (при необходимости опрос проводят в присутствии законного представителя).

Свидетель должен прибыть в суд по вызову судьи или другого должностного лица и дать показания. Его замечания также заносятся в протокол.

Сколько должно быть свидетелей? Не менее двух.

Понятой подтверждает факт проведения процессуальных действия, а свидетель является очевидцем событий, который способен рассказать о них.

Может ли сотрудник ДПС быть свидетелем при составлении протокола? Прямого запрета в нормативных актах на привлечение сотрудников ДПС в качестве свидетелей не содержится.

Но факт привлечения сотрудника ДПС, находящегося в подчинении должностного лица, составляющего протокол, в качестве свидетеля, недопустим.

Подобное положение дел даст все основания для сомнений в объективности подобного свидетельства. Служебная заинтересованность или иные причины могут привести к даче заведомо ложных свидетельских показаний.

Когда предполагаемому нарушителю нужно выйти из машины?

Обязан ли водитель садиться в машину ДПС для составления протокола? Инспектор может предложить водителю выйти из автотранспортного средства в следующих случаях (Приказ МВД №664 от 23.08.2017 г.):

  • выявление признаков опьянения у водителя или болезненного состояния;
  • чтобы провести личный досмотр, осмотр, досмотр автомобиля и груза;
  • выполнить сверку номеров, узлов ТС со сведениями в регистрационных документах;
  • для участия водителя в процессуальных действиях, для оказания помощи;
  • при необходимости устранения технической неисправности автомобиля;
  • если поведение водителя создает угрозу безопасности инспектора.

Также документ регламентирует, что водитель может сесть в патрульную машину или пройти в служебное помещение, если его присутствие требуется для оформления процессуальных документов.

Документ иногда удается признать недействительным, если при оформлении протокола о правонарушении были выявлены ошибки, а также нарушение в порядке составления.

Лицо, в отношении которого завели дело по административному нарушению, должно внимательно следить за тем, какие сведения вносятся инспектором в протокол.

Сотрудник ГИБДД не должен затягивать с составлением протокола. Документ составляется немедленно (исключение: ст.28.5, пункты 2 и 3).

Если инспектор затягивает с составлением неправомерно, этот факт можно позже использовать в суде в качестве защиты. Лучше фиксировать весь процесс на камеру, которая поможет выявить любые нарушения процедуры.

Если инспектор не разъяснил права и обязанности гражданину, в соответствующей графе нужно поставить «Не согласен». Иногда даже такой отметки хватает, чтобы оспорить законность протокола.

Если при составлении были допущены грубые фактические ошибки, и их можно доказать в суде, протокол признают недействительным. Не забудьте проставить в каждой пустой графе прочерк или «Z».

Также инспектор должен предоставить копию протокола водителю. Если сотрудник ГИБДД не вносит показания заявленных свидетелей или понятых в протокол, это нарушение.

Если инспектор ГИБДД привлекает к свидетельству граждан, которые не находились на месте произошедшего в момент правонарушения, а также предлагает им подписать протокол, в таких действия можно усмотреть признаки совершения преступления.

Любые исправления в документе должны заверяться подписью должностного лица, которое составляет протокол, и подписью задержанного. Так последний удостоверяет, что с исправлением он ознакомлен и согласен.

Источник: https://sozvezdie-zakon.com/pravila-oformleniya-protokola-ob-administrativnom-pravonarushenii/

Кто составляет протокол об административном правонарушении

Соблюдён ли порядок оформления протокола о нарушении ПДД?

В случае совершения действия или бездействия, которое запрещено административным кодексом РФ (КоАП), на нарушителя составляют протокол. В таком документе фиксируется только факт правонарушения, мера наказания не указывается. Кто наделен полномочиями оформлять такую бумагу, какая информация в ней прописывается и другие моменты рассмотрим в этой статье.

На основании протокола о правонарушении выносится постановление о наложении административного наказания. Этот документ можно оспорить. Но в случае, когда у человека нет юридического образования и опыта в административных делах, сделать ему это крайне сложно. Чтобы восстановить справедливость, советуем обратиться за помощью к профессионалу.

Кто имеет право составить протокол об административном правонарушении?

Не каждый человек или должностное лицо может вынести протокол о правонарушении. Это вправе делать сотрудники:

  • полиции;
  • ИФНС (инспекции налоговой федеральной службы);
  • МЧС (министерства по чрезвычайным ситуациям);
  • Росреестра (Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии);
  • таможни и органов экспортного контроля;
  • пограничной службы;
  • трудовой инспекции;
  • органов социальной защиты;
  • Росздравнадзора (Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения)
  • других государственных структур.

Полный список должностных лиц, имеющих право оформить документ об административном правонарушении, вы можете посмотреть в конце статьи.

В повседневной жизни гражданин чаще всего встречается с протоколами о правонарушении, которые оформляют сотрудники дорожной полиции. Это происходит в случае нарушения правил ГИБДД: превышения скорости, езды на красный свет светофора и т.д.

Что указывается в протоколе об административном правонарушении?

Сведения, которые указываются в протоколе, регулируются КоАП РФ. Сотрудник, оформляющий документ об административном правонарушении, обязательно должен внести в него:

  • дату;
  • место составления;
  • фамилию, имя, отчество и должность сотрудника, который составляет протокол;
  • информацию о правонарушителе (для физического лица: ФИО, место жительства, паспортные данные; для организации: название, адрес, ИНН, ОГРН, данные исполнительного органа);
  • сведения о потерпевших и свидетелях, если имеются;
  • статью закона, которая была нарушена;
  • информацию о совершенном административном правонарушении (дату, место, суть);
  • краткие пояснения виновного лица.

Во время оформления протокола о правонарушении важно следить за тем, что именно пишет должностное лицо. По ходу составления документа вы вправе заявлять свои возражения, если уверены, что процедура нарушена.

После оформления протокола об административном правонарушении сотрудник государственной службы должен объяснить нарушителю и пострадавшей стороне (если она есть) их права и обязанности.

В документе делается отметка об этом. После чего виновник должен ознакомиться с протоколом о правонарушении.

Если он с чем-то не согласен, это необходимо отразить в документе, а уже после того подписывать бумагу.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении оформляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Если нужно установить дополнительную информацию по делу или о виновнике, то составление документа можно отсрочить максимум на 2 дня.

В случае, когда для определения фактов или виновного лица требуется расследование административного правонарушения, документ оформляется после этого процесса. На это тоже отведен определенный срок — не более одного месяца.

Например, граждане попали в ДТП (дорожно-транспортное происшествие), однако явно не понятно, кто является виновником аварии и из-за чего она произошла. Для установления таких фактов требуется экспертиза. Соответственно, сотрудник ГИБДД выносит постановление о расследовании правонарушения, и приостанавливает оформление протокола на один месяц.

В каких случаях протокол не составляется?

При установлении административного правонарушения не всегда требуется оформление протокола. В некоторых случаях достаточно постановления о назначении санкции.

Если совершен проступок, имеющий легкую степень общественной опасности, за который предусмотрен штраф или предупреждение, то протокол о правонарушении не составляют.

Сотрудник на месте просто оформляет постановление, а копию выдает нарушителю.

Если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину, то протокол о правонарушении будет подготовлен и приложен к постановлению.

Если совершено налоговое правонарушение и оно выявлено во время проверки автоматизированной системы ИФНС, то протокол составлен не будет. Естественно, нарушитель должен согласиться с фактом совершения проступка и признать свою вину. Это касается таких нарушений как ведение деятельности без кассовой техники, использование не соответствующей требованиям кассы, невыдача клиенту чека.

Кроме того, в сферах дорожного движения и благоустройства территории, если нарушение зафиксировано автоматическим техническим средством, протоколы также не составляются. Постановления выносятся без участия нарушителя и направляются по почте в течение 3 дней.

Например, водитель проехал на красный свет светофора и его зафиксировала камера. Через несколько дней ему стоит ожидать из ГИБДД постановление с фотофиксацией его нарушения и квитанцию на оплату штрафа. Протокола о правонарушении в данном случае не будет.

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях

ГАРАНТ:

Источник: https://advokat-vlz.ru/ugolovnye-dela/kto-sostavlyaet-protokol-ob-administrativnom-pravonarushenii

Юрист-Профи
Добавить комментарий