Сколько часов в неделю должен отрабатывать учитель в каникулярное время?

Учителя одной из школ не согласны с нагрузкой:

Сколько часов в неделю должен отрабатывать учитель в каникулярное время?

В Минской областной средней школе-училище олимпийского резерва учителей, по их словам, просят находиться на рабочем месте больше положенного. С этой инициативой согласны не все.

Фото носит иллюстративный характер. Александр Чугуев

«Если у вас 26 занятий в неделю, то к ним вы должны еще часов 20 отсидеть»

В редакцию TUT.BY обратились несколько учителей из Минской областной средней школы-училища олимпийского резерва. Они рассказали, что недавно им предложили находиться на рабочем месте не только во время уроков, а еще и проводить ненормированное время.

У каждого преподавателя оно оказалось разным и, по их словам, стало зависеть от того, сколько занятий они проводят в неделю. Например, учителя рассказывают, что если у педагога 27 занятий, то всего его просят провести в школе около 49 часов, если 33, то около 60 часов при шестидневном рабочем графике.

Учителя предполагают, что их ненормированную нагрузку рассчитали пропорционально, а за основу взяли то, что при ставке в 20 уроков в неделю находиться на рабочем месте нужно не более 36 часов.

Фотография документа с помеченными часами предлагаемой ненормированной нагрузки, который им показали в школе, есть в редакции.

— Например, если у вас 26 занятий в неделю, то к ним вы должны еще часов 20 отсидеть. В эти часы мы в том числе должны готовиться к урокам, но у нас нет условий для этого: негде все набрать и распечатать.

Поэтому мы и готовимся дома, — рассказывает одна из обратившихся учителей. — Мы говорим: хорошо, мы тогда не будем выполнять обязанности как классные руководители, потому что тебе и утром звонят, и днем, и ночью.

Это ненормированный рабочий график.

Учителя отмечают, что к урокам могут готовиться и в библиотеке, и дома. Также, по словам одного из преподавателей, во время ненормированной нагрузки они ходят на совещания, занимаются дежурствами, выезжают куда-то с детьми, остаются после уроков на субботники.

— Нас хотят привязать к пропускам, чтобы мы приходили в одно время и уходили в другое. Но у нас по-разному бывает. Мы по своим причинам тоже остаемся в школе, — объясняет учитель.

Фото используется в качестве иллюстрации. Александр Чугуев

В средней школе-училище олимпийского резерва учатся спортсмены, здесь готовят резерв национальных команд Беларуси. Дети занимаются с 7-го по 11-й класс, также здесь можно получить среднее специальное образование по специальности «спортивно-педагогическая деятельность» с присвоением квалификации «тренер по виду спорта».

Директор школы: учителя во время ненормированной нагрузки должны заниматься общественно полезным делом

Директор Минской областной средней школы-училища олимпийского резерва Владимир Тайников подробно комментировать ситуацию по телефону не стал, но обратил внимание, что учителя во время ненормированной нагрузки должны это время не отсиживать, а «готовиться к урокам, заниматься общественно полезным делом, участвовать в мероприятиях, готовить эти мероприятия».

— Мне нужны люди, которые работают. Мы создаем музей, в 2018 году училищу 30 лет, есть еще много мероприятий. А у меня есть группа лиц — «урокодатели». Провели урок и ушли… Они хотят так и работать, — заметил он.

Неважно, сколько уроков проводит учитель, общая нагрузка должна быть не больше 36 часов в неделю

Юлия Ошмян, адвокат адвокатского бюро «РЕВЕРА», рассказывает, что учитель должен находиться в школе не только непосредственно во время занятий, но и в то время, которое связано с выполнением других трудовых обязанностей. Это могут быть родительские собрания, совещания.

По ее словам, рабочее время учителей неоднородно: оно состоит из нормируемой и ненормируемой части. Согласно нормам постановления Министерства образования, нормированной частью рабочего времени учителя считается педагогическая нагрузка. В нее включается педагогическая деятельность по реализации образовательных программ, а также организационно-воспитательная работа и дополнительный контроль.

— Помимо непосредственно педагогической нагрузки, у учителя есть дополнительные функции, круг которых определяется трудовым договором, должностной инструкцией.

К должностным обязанностям учителя кроме всего прочего, например, отнесены планирование учебного процесса, участие в методической работе учреждения образования, повышение своей квалификации, — объясняет Юлия Ошмян. — Все это ненормированная нагрузка.

Продолжительность нормированной части рабочего времени связана с размером ставки и количеством часов, включаемых в одну ставку. Норма часов педагогической нагрузки за одну ставку в неделю — 20 часов. Соответственно, если нагрузка учителя — 1,2 ставки, нормированная часть его рабочего времени 24 часа.

Юлия Ошмян отмечает, что законодательство не устанавливает продолжительность ненормированной нагрузки. Понятно одно: в совокупности размер нормированной и ненормированной нагрузки учителя в течение одной недели не должен превышать 36 часов. Это касается и тех, кто работает на ставку, и тех, у кого в неделю более 20 уроков.

— Основная правовая проблема состоит в том, что нормы законодательства не дают четкого ответа на вопрос о том, сколько часов в день или в неделю учитель обязан посвящать ненормированной части рабочего времени.

На практике многие руководители учреждений образования считают, что учитель обязан отработать все 36 часов в неделю. Хотя на самом деле это не совсем так.

Продолжительность труда учителя «не более 36 часов в неделю» — это не общеустановленная и обязательная для всех учителей продолжительность рабочего времени, а всего лишь его предельная норма. Ни в одном нормативном правовом акте не указано, что учитель обязан отработать все 36 часов.

Фото используется в качестве иллюстрации. Александр Чугуев

При этом оплачивается учителям только нормированная часть рабочего времени — педагогическая нагрузка. Ненормированная часть нагрузки в ставку не включается и не учитывается при исчислении заработной платы.

Юлия Ошмян вспоминает, что аналогичный вопрос с трактовкой продолжительности ненормируемой части рабочего времени возникал и в России. Но там Министерство образования и науки дало официальные разъяснения, где обратило внимание, что фразу «не более 36 часов в неделю» нельзя понимать как безусловную обязанность учителя отработать все эти часы.

— Это понятно и логично, ведь кто-то готовится к урокам пять часов, а кому-то достаточно и одного часа, — говорит она.

Адвокат отмечает, что еще один важный вопрос — может ли учитель во время ненормированной нагрузки находиться дома, а не в школе.

—  Большинство специалистов сходится во мнении, что может, хоть такая трактовка и не в полной мере соответствует законодательству. Согласно ч. 1 ст. 110 Трудового кодекса, для выполнения своих трудовых обязанностей в течение рабочего времени работник должен находиться на рабочем месте.

Так как ненормируемая часть рабочего времени — это все равно рабочее время, исходя из буквального толкования закона для подготовки к урокам и разработки заданий учитель должен находиться на рабочем месте. Это, кстати, влияет и на корректность учета рабочего времени учителя. Ведь наниматель обязан организовать учет фактически отработанного времени сотрудников.

Если в школе действует пропускная система, сделать это легко. Но как быть со временем, которое учитель тратит на работу дома, как его учитывать и как быть уверенным в корректности его учета? Это важно и для решения вопроса о сверхурочной работе — свыше 36 часов в неделю.

Если учителя привлекают к работе свыше 36 часов в неделю, а при этом 10 из 16 часов ненормируемого времени он отработал дома, доказать этот факт и добиться повышенной оплаты сверхурочной работы крайне сложно.

Собеседница отмечает, что из-за специфики работы учителя они не всегда могут выполнять свои должностные обязанности на рабочем месте.

— Кроме того, нередки случаи, когда учитель просто не может полноценно подготовиться к занятиям в школе. Например, там недостаточно компьютеров с выходом в интернет, необходимо поработать с источниками в Национальной библиотеке.

Обеспечить условия труда сотрудникам — в первую очередь задача нанимателя. И если по каким-то причинам он не может это сделать, у учителя нет другого выхода, кроме как работать вне школы.

Но в таком случае это время тоже будет рабочим, поскольку в это время работник выполняет свои трудовые функции.

— Могут ли учителей обязать «отсиживать» ненормированную нагрузку?

— Здесь нужно разбираться, для выполнения каких обязанностей наниматель просит учителя находиться в школе. Если для выполнения отдельных функций учителю нужно находиться в школе (методические совещания, родительские собрания), то они должны быть на своем рабочем месте.

Если речь идет о подготовке к занятиям, разработке планов уроков, то нельзя заставить учителей находиться в школе в течение конкретного времени. Суть ненормированной нагрузки в том, что каждый сам для себя определяет, сколько часов ему достаточно для выполнения тех или иных функций.

Плюс нужно помнить, что «не более 36 часов в неделю» не означает, что учитель обязан отсидеть в школе все 36 часов в неделю.

Источник: https://news.tut.by/society/564832.html

Рабочее время педагогических работников – Освіта.UA

Сколько часов в неделю должен отрабатывать учитель в каникулярное время?

Трудовые отношения в системе общего среднего образования регулируются Кодексом законов о труде, законами Украины «Об образовании», «Об общем среднем образовании», другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии со ст. 50 Кодекса законов о труде Украины (КЗоТ), нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Для отдельных категорий работников с высокими интеллектуальными и нервными нагрузками (учителя, преподаватели, врачи и др.), статьей 51 КЗоТ Украины предусмотрено установление сокращенной продолжительности рабочего времени.

Правовые отношения, связанные с распределением педагогической нагрузки в учебных заведениях, урегулированы Законом Украины «Об общем среднем образовании», Положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27. 08. 2010 г.

№ 778, Примерным уставом общеобразовательного учебного заведения, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 29. 04. 2002 г.

№ 284, Типовыми правилами внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений, утвержденными приказом Министерства образования Украины от 20. 12. 1993 г.

№ 455, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Министерства образования Украины от 15 апреля 1993 г. № 102, а также Отраслевым соглашением между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украина на 2011‑2015 годы.

В соответствии со статьей 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании» педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения (время, предназначенное для осуществления учебно-воспитательного процесса) включает 18 учебных часов в течение учебной недели, составляющие тарифную ставку, а также другие виды педагогической деятельности, в частности: классное руководство, проверка тетрадей, заведование учебными кабинетами.

Распределение педагогической нагрузки в учебном заведении осуществляется его руководителем и утверждается соответствующим органом управления образования. При этом педагогическая нагрузка учителя общеобразовательного учебного заведения объемом менее 18 часов устанавливается только с его согласия.

Перераспределение педагогической нагрузки в течение учебного года допускается в случае изменения количества часов по отдельным предметам, которые предполагается рабочим учебным планом, или с письменного согласия педагогического работника с соблюдением законодательства Украины о труде.

Итак, законодательством установлен минимально гарантированный объем педагогической нагрузки учителя общеобразовательного учебного заведения ‑ 18 часов, на основе которого руководитель учебного заведения и соответствующий орган управления образования обязаны осуществлять распределение педагогической нагрузки.

Права, предоставленные руководителю учебного заведения по распределению педагогической нагрузки, корреспондируются с его обязанностями соблюдения требований закона об обеспечении педагогической нагрузки учителя в объеме не менее 18 часов.

Согласно пункту 6.3.

1 Отраслевого соглашения между Министерством образования и науки, молодежи и спорта Украины и ЦК Профсоюза работников образования и науки Украины на 2011‑2015 годы руководителям заведений и учреждений образования при установлении учителям, преподавателям учебной нагрузки на новый учебный год рекомендуется сохранять, как правило, ее объем, а также придерживаться принципа преемственности работы, преподавания предметов в классах, группах.

Согласно пункту 63 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования учебная нагрузка между учителями, преподавателями и другими педагогическими работниками распределяется руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом в зависимости от количества часов, предусмотренных учебными планами, наличия соответствующих педагогических кадров и других конкретных условий, сложившихся в соответствующем учебном заведении, и с обязательным соблюдением Кодекса законов о труде Украины.

Пунктом 20 Типовых правил внутреннего распорядка определено, что руководитель учебного заведения обязан сообщить педагогическим работникам в конце учебного года (до предоставления отпуска) объем их педагогической нагрузки на следующий учебный год.

Кроме педагогической нагрузки рабочее время учителя включает другие виды педагогической деятельности в таком соотношении к тарифной ставке:

  • классное руководство – 20‑25 процентов;
  • проверка тетрадей – 10‑20 процентов;
  • заведование мастерскими – 15‑20 процентов;
  • заведование учебными кабинетами – 10‑15 процентов;
  • заведование учебно-опытными участками – 10‑15 процентов.

Размеры доплат за другие виды педагогической деятельности определены постановлением Кабинета Министров Украины от 25. 08. 2004 г. № 1096. В настоящее время законодательством не предусмотрены ограничения этого вида педагогической нагрузки максимальным или минимальным рабочим временем, необходимым для его выполнения.

Рабочее время учителей зависит от утвержденного расписания учебных занятий и планов воспитательной и методической работы.

Министерством образования и науки Украины предлагается внести изменения в Закон Украины «Об образовании», которыми предусмотреть продолжительность рабочей недели для педагогических работников 36 часов.

Контроль над распределением педагогической нагрузки между учителями осуществляют соответствующие органы управления образования.

Согласно пункту 21 Типовых правил внутреннего распорядка для работников устанавливается пятидневная рабочая неделя с двумя выходными днями.

При пятидневной рабочей неделе продолжительность ежедневной работы (смены) определяется правилами внутреннего распорядка или графиками сменности, которые утверждает руководитель учреждения образования по согласованию с профсоюзным комитетом учреждения с соблюдением продолжительности рабочей недели.

В тех учебных заведениях, где по условиям работы введение пятидневной рабочей недели нецелесообразно, устанавливается шестидневная рабочая неделя с одним выходным днем.

Пятидневная или шестидневная рабочая неделя устанавливается собственником или уполномоченным им органом совместно с профсоюзным комитетом с учетом специфики работы, мнения трудового коллектива и по согласованию с местными органами исполнительной власти.

В рамках рабочего дня педагогические работники учебного заведения должны проводить все виды учебно-методической и научно-исследовательской работы в соответствии с должностью, учебным планом и планом научно-исследовательской работы.

Время начала и окончания работы и обеденного перерыва устанавливается для работников Правилами внутреннего распорядка конкретного учебного заведения. По согласованию с профсоюзным комитетом некоторым структурным подразделениям и отдельным группам работников может устанавливаться другое время начала и окончания работы.

Работникам предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов. Перерыв не включается в рабочее время.

Перерыв для отдыха и питания должен предоставляться, как правило, через четыре часа после начала работы (статья 66 КЗоТ). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.

Работники используют время перерыва по своему усмотрению. На это время они могут отлучаться с места работы.

Сверхурочная работа, работа в выходные и праздничные дни запрещается (ст. ст. 71, 73 КЗоТ, п. 23 Типовых правил).

Привлечение отдельных работников к работе в установленные для них выходные дни допускается в исключительных случаях, предусмотренных законодательством, по письменному приказу (распоряжению) собственника или уполномоченного им органа (руководителя заведения) образования с разрешения профсоюзного комитета. Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или в денежной форме в двойном размере.

Во время каникул, не совпадающие с очередным отпуском, педагогические работники привлекаются к педагогической и организационной работе в пределах времени, не превышающего их учебной нагрузки до начала каникул (п. 25 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Министерства образования Украины от 20. 12. 93 г. № 455).

Вопрос о продолжительности рабочего часа педагога регулируется п. 64 Инструкции № 102, согласно которому ставки заработной платы устанавливаются исходя из затрат рабочего времени в астрономических часах (60 мин.). Короткие перерывы между уроками является рабочим временем педагогического работника.

Вопрос привлечения педагогических работников к дежурству в заведении регулируется п. 24 Типовых правил внутреннего распорядка. График дежурства и его продолжительность утверждает руководитель учреждения по согласованию с педагогическим коллективом и профсоюзным комитетом.

Запрещается привлекать к дежурству в выходные и праздничные дни беременных женщин и матерей, имеющих детей в возрасте до трех лет.

Юридический отдел ЦК Профсоюза

Юридический отдел ЦК Профсоюза
16.09.2013

Источник: http://ru.osvita.ua/school/method/37044/

Особенности режима рабочего времени педагогических работников в каникулярный период и при отмене учебных занятий

Сколько часов в неделю должен отрабатывать учитель в каникулярное время?

В последнее время всё чаще от педагогических работников можно услышать, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте в астрономических часах гораздо больше по времени, нежели в рядовые рабочие будни. Законно ли это и с чем это связано? Ответ обоснуем в рамках действующего законодательства!

Начнём с того, что каникулярный период — это период времени в учебном графике, предоставляемый для отдыха обучающихся, но не работников образовательных организаций. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.05.

2016 № 536 «Об утверждении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее — Приказ) (пункт 4.

1) устанавливает, что «периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации».

В каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, уточняется режим их рабочего времени.

Педагогические работники в каникулярное время выполняют педагогическую (в том числе методическую и организационную) работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их педагогической работы (установленного объема учебной (тренировочной) нагрузки (педагогической работы), определенной им до начала каникулярного времени, а также времени, необходимого для выполнения работ, предусмотренных пунктом 2.3 Приказа (при условии, что выполнение таких работ планируется в каникулярное время). Что это за виды работ? Это так называемая ненормируемая часть работы педагогического работника. В Приказе указывается, что другая часть педагогической работы, определяемая с учетом должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по должностям, занимаемым работниками, ведущими преподавательскую работу, а также дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, выполняемых с их письменного согласия за дополнительную оплату, регулируется следующим образом:

  • самостоятельно — подготовка к осуществлению образовательной деятельности и выполнению обязанностей по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности, участие в разработке рабочих программ предметов, курсов, дисциплин (модулей) (в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов и с правом использования как типовых, так и авторских рабочих программ), изучение индивидуальных способностей, интересов и склонностей обучающихся;
  • в порядке, устанавливаемом правилами внутреннего трудового распорядка, — ведение журнала и дневников обучающихся в электронной (либо в бумажной) форме;
  • правилами внутреннего трудового распорядка — организация и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям) обучающихся;
  • планами и графиками организации, утверждаемыми локальными нормативными актами организации в порядке, установленном трудовым законодательством — выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических советов, методических советов (объединений), работой по проведению родительских собраний;
  • графиками, планами, расписаниями, утверждаемыми локальными нормативными актами организации, коллективным договором, — выполнение дополнительной индивидуальной и (или) групповой работы с обучающимися, участие в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, проводимых в целях реализации образовательных программ в организации, включая участие в концертной деятельности, конкурсах, состязаниях, спортивных соревнованиях, тренировочных сборах, экскурсиях, других формах учебной деятельности (с указанием в локальном нормативном акте, коллективном договоре порядка и условий выполнения работ);
  • трудовым договором (дополнительным соглашением к трудовому договору) — выполнение с письменного согласия дополнительных видов работ, непосредственно связанных с образовательной деятельностью, на условиях дополнительной оплаты (классное руководство; проверка письменных работ; заведование учебными кабинетами, лабораториями, мастерскими, учебно-опытными участками; руководство методическими объединениями; другие дополнительные виды работ с указанием в трудовом договоре их содержания, срока выполнения и размера оплаты);
  • локальными нормативными актами организации — периодические кратковременные дежурства в организации в период осуществления образовательного процесса, которые при необходимости организуются в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, обеспечения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавливаемых для отдыха обучающихся различной степени активности, приема ими пищи.

При составлении графика дежурств в организации работников, ведущих преподавательскую работу, в период проведения занятий, до их начала и после окончания занятий, учитываются сменность работы организации, режим рабочего времени каждого работника, ведущего преподавательскую работу, в соответствии с расписанием занятий, общим планом мероприятий, а также другие особенности работы, с тем чтобы не допускать случаев длительного дежурства работников, ведущих преподавательскую работу, и дежурства в дни, когда учебная (тренировочная) нагрузка отсутствует или незначительна. В дни работы работники, ведущие преподавательскую работу, привлекаются к дежурству в организации не ранее чем за 20 минут до начала занятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего занятия.

Педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена (далее — ЕГЭ), предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ЕГЭ.

Режим рабочего времени учителей, осуществляющих обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулярное время определяется с учетом количества часов указанного обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, используется также для их дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Таким образом, в каникулярный период в образовательной организации должен быть установлен особый график работы для педагогических работников, с учётом плана работы самой организации. Рассмотрим на конкретном примере ситуацию. В школе № 00 работает учителем физики Иванова М.И. с педагогической нагрузкой 20 часов.

В каникулярный период, учитывая план работы организации, Иванова М.И. должна присутствовать на рабочем месте (при 5-ти дневной рабочей неделе) ежедневно по 4 астрономических часа.

При составлении графика работы на каникулы необходимо учесть, что нельзя преднамеренно устанавливать разрывы в рабочем графике (например, утром педагогический совет, а вечером — родительские собрания, тем самым вынуждая педагогического работника оставаться на рабочем месте весь день).

Всё же руководитель организации должен предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих подчинённых, а не заставлять работников нести трудовую повинность путём физического «просиживания» на рабочем месте.

Привлечение к работе в каникулярное время, а также в периоды отмены реализации образовательных программ, не совпадающие с отпуском, осуществляется на основании соответствующих распорядительных актов образовательных организаций, в которых одновременно определяются выполняемые работниками обязанности и график работы.

При составлении графика работы объем установленной недельной учебной нагрузки (педагогической работы) в эти периоды может быть выполнен с согласия работника за меньшее количество дней в неделю или месяц по сравнению с установленным до этого расписанием учебных занятий, но с большей ежедневной продолжительностью рабочего времени, т. е. введен суммированный учет рабочего времени в порядке, установленном ст. 104 ТК РФ. Возможность использования суммированного рабочего времени должна быть отражена в коллективном договоре (при его наличии) и правилах внутреннего трудового распорядка. Использование суммированного учёта рабочего времени даёт возможность рационально подойти к организации труда в каникулярный период. Рассмотрим конкретный пример. Наша Иванова М.И. (учитель физики школы № 00) имеет нагрузку 20 часов в неделю, которые в каникулярный период она обязана присутствовать на рабочем месте. В большинстве случаев такие 20 часов будут разбиты на 4 астрономических часа в день. На практике никто не запрещает руководителю (при письменном согласии работников) установить суммированный учёт рабочего времени и предложить Ивановой М.И. отработать их, например, 8 8 4=20 ч/3дня (или иное предложение). Таким образом, установив такой график, руководитель организации может достичь максимального эффекта:

— обеспечить нахождение педагогических работников в организации в целях организации каникулярной занятости обучающихся в течение всего дня;

— работники получат возможность отдохнуть и порешать свои личные проблемы, которые в течение учебного периода решить не могут физически;

— высвобождающиеся дни можно предоставить для прохождения медицинских осмотров и т. д. Никакие службы финансового контроля не могут предъявить претензий к руководителю по установленному графику работы в каникулярный период, который допускает суммированный учёт рабочего времени. Главное — оформить всё документально!

Регулирование режима рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений во время осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся, осуществляется в соответствии с разделом IV Приказа, в соответствии с которым продолжительность рабочего времени педагогических работников, изменению не подлежит. Например, руководители образовательных организаций, на базе которых создаются оздоровительные лагеря (лагеря труда и отдыха), не вправе устанавливать учителям в каникулярное время, не совпадающее с их отпуском, продолжительность рабочего времени, предусмотренную для воспитателей.

Вместе с тем, поскольку в эти периоды объективно изменяется характер работы педагогических работников, то перечень выполняемых ими работ (обязанностей) требует уточнения.

Основанием для уточнения перечня работ по должностям работников образования в каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников, являются:

— раздел «Общие положения» квалификационных характеристик;

— раздел IV Приказа (виды работ перечислены выше).

В соответствии с пунктом 5 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик установлено, что при разработке должностных инструкций допускается уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-педагогических условиях (например, каникулярный период, не совпадающий с отпуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т. п.), а также установление требований к необходимой специальной подготовке работников.

Периоды отмены реализации образовательной программы, которые явно не зависят от работников и от самой образовательной организации (мероприятия по карантину, отмена занятий по метеоусловиям, проведение в здании организации государственных мероприятий (выборы, государственная итоговая аттестация), для работников являются рабочим временем и не могут рассматриваться как простой, как иногда необоснованно пытаются квалифицировать указанные периоды. За время работы в периоды отмены реализации образовательной программы, как и в периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул обучающихся, не совпадающие с отпуском работников, оплата труда учителей и других педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей этим периодам.

Откуда берётся ошибочное представление о нормировании труда учителей в каникулярный период? Если директор школы преследует цель, чтобы заставить учителя находиться в стенах школьного здания максимальное количество времени (и такое тоже встречается), то в каникулярный период учителю начинают объяснять следующую неправильную арифметику его педагогической нагрузки. Директор говорит о каких-то мифических 36 астрономических часах за ставку заработной платы (при этом он прекрасно понимает, что нагрузка учителя исчисляется по его академическим часам). Таким образом, если у учителя есть 1 ставка, которая равна 18 часам, то в каникулярный период она вдруг превращается в 36 часов! А уж если у бедного учителя часов больше 18, то ему ещё и «добавка» к этим 36 часам полагается. Вот и получается, что в период каникул в некоторых образовательных организациях начинают устанавливаться свои «местечковые» правила расчёта рабочего времени учителей. Такие расчёты не имеют никаких законных оснований!

Автор — Звягин Александр Сергеевич
Источник: Порталы и сайты образовательных организаций

Источник: https://school20-kras.edumsko.ru/collective/trade_union_organization1/post/316909

Работа педагога на каникулах

Сколько часов в неделю должен отрабатывать учитель в каникулярное время?
Jun 15, 2017 · 6 min readФото с сайта Педакадемия.рф

В последнее время педагоги все чаще жалуются, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте гораздо больше времени, нежели в рядовые будни. Насколько это законно и с чем связано?

Начнем с того, что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком. Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34).

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

Существует ли нормативный акт, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

С 14 июня 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 года , которым введено новое правовое регулирование режима труда и отдыха работников образования. Данный документ содержит в том числе нормы, касающиеся работы педагогов во время каникул.

Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем».

Каков график работы педагога на каникулах?

Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).

Отметим, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график.

Чтобы составить необходимый локальный акт, нужно иметь в виду следующее:

  • режим работы педагога до и во время каникул может различаться. Однако продолжительность работы для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
  • продолжительность рабочего времени педагогов в каникулы не ограничивается установленными для них часами учебной нагрузки, а включает также время, необходимое для выполнения иных работ, вытекающих из должностных обязанностей педагога (ненормированная часть).

Что входит в ненормированную часть?

Ненормированная часть работы педагогического работника определяется с учетом его должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, выполняемых с его письменного согласия за дополнительную оплату.

Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.

Отметим, что такая работа включает в себя участие в деятельности методических советов, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся и т.д.

Внимание! Педагоги, осуществляющие обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением в каникулярное время, осуществляют работу с учетом количества часов обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с учебной нагрузкой, так и выполнение другой педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).

Например, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется «с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты» (занятия в группе продленного дня, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися).

Однако руководителю следует минимизировать такие доработки, распределяя нормируемую часть так, чтобы у педагогов в каникулы были свободные дни.

Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?

Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.

Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.

Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул.

Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.

Как оплачивается труд во время каникул?

В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.

Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.

Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.

Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.

За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.

Внимание! Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджета субъекта, выделенного на проведение и подготовку экзамена (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как оплачивается переработка?

Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).

К чему могут привлечь педагога в период каникул?

В каникулы педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Администрация учреждения может привлечь педагогов к выполнению обязанностей в рамках их трудовой занятости к более содержательной деятельности (например, к работе организатором на выпускных испытаниях).

Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?

Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.

Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.

Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.

Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2017-06-15T15:01:01.644Z”,”lead_image_url”:”https://miro.medium.com/max/1200/1*FMapQVilcE6C-pm8AjTg-Q.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://medium.com/direktoria-online/the-work-of-a-teacher-on-vacation-9bdfaf6abde9″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы образовательной организации в этот период. Процедура…”,”word_count”:1162,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://medium.com/direktoria-online/the-work-of-a-teacher-on-vacation-9bdfaf6abde9

Юрист-Профи
Добавить комментарий