Рабочий день воспитателя

«Приходя домой, плакала». Что рассказала воспитатель из деревни Подлесье о своей работе • Слуцк • Газета «Інфа-Кур’ер»

Рабочий день воспитателя

Татьяна Данилевич 28 лет работает воспитателем в Подлесском учебно-педагогическом комплексе ясли-сад — средняя школа. Для рубрики «Кур'ера» «Моя работа» она рассказала, почему выбрала такую специальность, как проходит её рабочий день и чем отличаются современные дети от тех, которые были 20 лет назад.

Татьяна Данилевич рассказывает, что воспитателем стала случайно. Она окончила с серебряной медалью Знаменскую школу и очень хотела стать учителем. Но в педагогический институт не попала — не прошла по конкурсу. Чтобы не сидеть дома, пошла работать в колхоз.

В 1990 году в Подлесье открыли новый детский сад и заведующая Нина Мусихина взяла Татьяну помощником воспитателя. Работать с детьми ей понравилось, поэтому она поступила на заочное отделение в Борисовское педучилище. Уже через год после поступления ей предложили место воспитателя. Больше работу Татьяна не меняла и работает в этом детском саду уже 28 лет.

«Дети, которые были первыми моими воспитанниками, уже привели ко мне своих детей», — говорит Татьяна.

Первые дни. «Приходя домой, плакала»

«Меня определили работать в ясельную группу, к самым маленьким. Это было самое тяжёлое время. Приходя домой, плакала. Дети, казалось, разбегаются в стороны, как букашки. Было трудно сосредоточиться и удержать всех в поле зрения, собрать их и организовать.

Были случаи, когда летом не замечала, что дети, например, в сменной обуви вышли на прогулку. А родители вечером спрашивали: «Почему ребёнка не переобули?». На мой ответ, что он же в сандалях, говорили, что это обувь для группы. Первое время голова шла кругом”.

Чем сельский детский сад отличается от городского

«Я никогда не работала в городе, — рассказала Татьяна, — но понимаю, что главное отличие сельского детского сада в количестве детей. Сейчас у меня в группе 16 воспитанников от четырёх до шести лет. В городе их бы разделили на старшую и среднюю группы. Раньше у нас была целая ясельная группа — сейчас нет.

О рабочем дне воспитателя

Когда только пришла на работу, то воспитатели работали в две смены: первая — с 8.00 до 14.00, вторая — с 12.00 до 18.00. Тогда садик посещали примерно 90 детей — это четыре группы.

Последние лет пять воспитатели работают по десять с половиной часов каждый день, с 7.30 до 18.00. В сад приводят только 30 человек, поэтому осталось две группы и два воспитателя.Родители надеются, что в детском саду детей подготовят к школе. Анна ШахноПриходим утром, готовим рабочее место и встречаем детей. Потом зарядка, в это время дежурные накрывают на стол.

После зарядки — завтрак, занятия, прогулка. Перед обедом, по необходимости, проводим беседы про погоду, день недели, отгадываем загадки, учим стихи. Потом обед, «тихий» час. После полдника дети из других деревень уезжают, а местные остаются.

В это время мы занимаемся индивидуально с детьми, которые не усваивают программу, а остальные играют сами или группой, пока не заберут родители.

Что требуют от воспитателя

От воспитателя постоянно требуют совершенствовать педагогическое мастерство, искать новые подходы к работе. В старшей группе главное, что мы должны: подготовить ребёнка к школе, а в ясельной — обучить основным навыкам. Родители во всём полагаются на воспитателя, ведь ребёнок проводит большую часть времени в саду.

По моему мнению, самое главное — это любить детей и свою работу. Без любви к своей профессии даже со знанием современных педагогических технологий ничего не получится.Татьяна Данилевич проводит занятия в своей группе. Анна Шахно

Как изменились дети за 20 лет

За то время, пока я работаю воспитателем, дети изменились. Ребёнок стал не хуже и не лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим.

Главное отличие — гиперактивность. Некоторые коллеги утверждают, что это зависит от того, как ребёнка воспитывают родители. А я думаю, что все дети теперь такие. Они быстрее схватывают информацию, интересуются развивающими мультфильмами, техническим игрушкам. Дети свободнее высказывают своё мнение, ловко управляются с гаджетами.

Вместе с тем я наблюдаю снижение когнитивного развития детей: памяти, восприятия, воображения, мышления.

Они не заинтересованы в познании, им трудно усваивать элементарные вещи. Стало больше детей с нарушением речевого развития.

Вместе с тем современные дети хотят большей самостоятельности и меньше контроля. Их тяжелее организовать на коллективную игру или занятие на прогулке.

О Саше из деревни Ленино

Бывают дети сами по себе очень интересные. Часто вспоминаю Сашу из деревни Ленино. Первое время, когда его привели в детский сад, он боялся, постоянно плакал. Когда привык, то признавал только меня.

Я пошла в отпуск, он приехал в детский сад один день, а на второй сказал: «Не пойду в садик, потому что нет Евгеньевны». Мама попробовала схитрить и говорит: «Поехали хоть справку завезём».

А он в ответ: «Шама вези швою шправку, а я не поеду».

Он, как и другие дети, ездил на автобусе в детский сад, я их сопровождала. Как-то едем по обычному маршруту, автобус с трассы сворачивает на Подлесье, а Саша кричит: «Вот крючок, который мы писали вчера!» Я сразу не поняла, какой крючок и куда смотреть, а он показывает на поворот дороги. В саду он всем детям рассказал, что видел крючок, который писали.

И ещё вспоминаю случай с этим мальчиком. Однажды Саша, приехав в сад, говорит: «А я там замок видел». Мы его убеждали, что в деревне замка нет, а он твердит, что в Подлесье видел замок. Через несколько дней, когда шли с ним по деревне на ФАП, он показал на недостроенный двухэтажный дом и сказал: «Да вон он, замок!».

Уже прошло много лет, Саша поступил в университет, а его мама, встречаясь со мной, всегда вспоминает истории, которые происходили с ним в детском саду.

Источник: https://kurjer.info/2019/02/05/job-13/

Есть ли у воспитателей короткие предпраздничные дни

Рабочий день воспитателя

В ст. 333 ТК РФ говорится, что продолжительность рабочей недели воспитателей детсадов равна 36 часам. Это связано со специфическим характером деятельности специалистов, требующей значительной психологической нагрузки.

Согласно положениям ТК РФ, способы определения максимальной загрузки и основания для ее изменения оговорены постановлениями Правительства РФ. Основополагающим документом в этой сфере является Постановление №191 от 2003 года. Оно дифференцирует длительность трудовой недели в зависимости от занимаемой специалистом должности.

Действуют следующие нормативы:

  • 36 часов – для преподавателей вузов и институтов повышения квалификации.
  • 36 часов – для воспитателей, психологов, методистов, которые трудятся в детских садах.
  • 30 часов – для старших воспитателей в иных образовательных учреждениях (кроме детсадов).

Продолжительность трудовой недели уменьшена до 30-ти часов для специалистов, чья деятельность связана с высоким риском инфицирования туберкулезом. Это педагоги в стационарах, воспитатели в санаториях и реабилитационных центрах.

Режим труда воспитателей и педагогов определяется руководством образовательного учреждения с учетом специфики его деятельности. Очевидно, что графики специалистов, занятых в ДОУ, открытых круглосуточно и работающих в течение определенного времени и сезона, будут отличаться.

Режим конкретизируется во внутренних документах образовательного учреждения: локальных актах, коллективных соглашениях и трудовых договорах специалистов. Нормы этих документов не могут противоречить законам и подзаконным актам, действующим на территории страны.

Как устанавливается сокращенный предпраздничный в организациях?

Порядок установления короткого предпраздничного дня определяется ст. 95 ТК РФ. В ней говорится следующее:

  • смены, непосредственно предшествующие торжественной дате, уменьшаются на час;
  • если праздник наступает через день (два дня) после крайней рабочей смены, сокращение ее продолжительности не предусмотрено;
  • перечень «красных дат» календаря, на которые распространяется данное правило, конкретизируется в ст. 122 ТК РФ.

В Трудовом кодексе не устанавливается исключений из приведенных норм. Нет указания, что специалисты, трудоустроенные на условиях неполного или сокращенного дня, не могут пользоваться привилегией «урезанной» смены. Это значит, что положения ст.

95 ТК распространяются на воспитателей детских садов, учителей школ, преподавателей вузов и других специалистов, занятых в образовательной сфере.

Работникам ДОУ (дошкольного образовательного учреждения) положен короткий предпраздничный день, как и офисным служащим и представителям других сфер деятельности.

Действующие нормы отличаются от правил, существовавших до 2002 года и сформулированных в КЗоТ.

Ранее специалисты, работающие в режиме сокращенной трудовой недели, не имели права на «урезанный» день в преддверии праздничной даты.

Предыдущий кодекс утратил силу, и сегодня руководство ДОУ при определении длительности рабочего дня должно ориентироваться на ТК РФ, введенный в действие в феврале 2002 года.

Работа в предпраздничный день

Как сократить трудовую смену воспитателя детсада?

Действующее законодательство указывает, что у педагогов и воспитателей должны быть короткие дни в преддверии праздников, равно как и у специалистов других профессий. Однако в нем не содержится норм и правил, как именно нужно уменьшить смену.

Как распределить рабочие часы между двумя воспитателями – решает руководство ДОУ, например, заведующая. Рассмотрим пример.

В саду трудятся два воспитателя. Один работает с 10:00 до 18:00, второй с 12:00 до 20:00. Получается две восьмичасовых смены. Заведующая может распределить часы таким образом:

  • первый воспитатель уходит на час раньше, т.е. в 17:00;
  • второй приходит позже – в 13:00.

ТК РФ оговаривает продолжительность смены, а не момент ее окончания. Получается, что соблюдены интересы всех сторон: сотрудники детсада трудятся в режиме укороченного дня, а родителям малышей нет необходимости торопиться за ними раньше обычного.

Заведующая вправе поступить иначе с трудовыми днями садика, руководствуясь положениями ТК РФ, как работают детские сады в предпраздничный день.

Она может сократить смену второго воспитателя не «с начала», а «с конца». Он придет по обычному графику в 12:00, но покинет дошкольное учреждение на час раньше – в 19:00.

Этот вариант не противоречит законодательству и отвечает личным интересам наемного специалиста.

Если руководство сада выбрало второй вариант, ему следует подготовить объявление о сокращенном дне, чтобы предупредить об изменениях родителей. Документ можно вывесить на информационном стенде в раздевалке дошкольного учреждения, а для верности сообщить новость еще и устно. Это поможет предотвратить возмущения мам и пап, не знакомых с нормами трудового законодательства.

Как поступить, если возможность сократить смену отсутствует?

Как быть, если продолжительность рабочего дня или смены непосредственно связана с круглосуточным режимом работы детского сада и не может быть уменьшена (так называемое непрерывное производство)? Такой вариант предусмотрен действующим законодательством.

Если отпустить воспитателя на час раньше в преддверии праздника не представляется возможным, руководство ДОУ издает приказ, в котором указывается, что смена конкретного числа уменьшается на один час.

В нем перечисляются ФИО или должности специалистов, на которые распространяется норма, и причины ее введения (например, 8-го марта, 23-го февраля, 9-е мая и т.д.).

Приказ подписывается руководителем ДОУ и доводится до сведения воспитателей детсада. Его можно разместить на информационной доске или предоставить лично в распечатанном виде. Специалисты подтверждают факт ознакомления подписью.

Издание приказа опосредует случай, когда сотрудников нельзя отпустить на час раньше. Они отработают на 60 минут больше положенного по законодательству, но получат за это компенсацию в одном из двух вариантов (ст. 152 ТК РФ):

  • оплата в полуторном размере;
  • предоставление дополнительного времени отдыха в удобный для специалиста момент, но не менее количества часов, отработанных сверхурочно.

Точный порядок оплаты сверхурочного часа определяется локальными актами и коллективными соглашениями, заключенными между руководством и сотрудниками детсада. Их положения не могут противоречить нормам ТК РФ.

Что делать, если руководство детсада не соблюдает правила о коротком дне?

Коммерческие детские сады ставят во главу угла интересы клиентов, поэтому не всегда готовы пойти на сокращение трудовой смены перед праздником.

Как поступить руководству? Если образовательное учреждение не относится к непрерывному производству, у начальства не теряется возможности привлечь воспитателей к работе сверхурочно.

Чтобы сделать это на законных основаниях, нужно заручиться письменным согласием специалиста.

За сверхурочный труд работникам полагается:

  • оплата в размере 1,5 часовой ставки;
  • дополнительное время отдыха.

ТК РФ не устанавливается ограничений по времени, в течение которого специалист вправе воспользоваться дополнительным отдыхом за сверхурочную работу. Правила, как получить свободные часы за переработку, формулируются в локальных актах детсада.

Что делать, если заведующая не укорачивает предпраздничные смены и не предоставляет компенсации? Отстоять права специалистам поможет трудовая инспекция, которая занимается пресечением случаев нарушения положений ТК РФ.

Если противоправные деяния руководства детсада станут известны контролирующему органу, на юридическое лицо наложат штраф по ст. 5.27 КоАП РФ в сумме 30-50 тыс. рублей. При повторном выявлении нарушения размер денежного взыскания увеличится до 50-70 тыс. рублей. Дополнительно заведующую обяжут выплатить компенсацию сотрудникам за фактически переработанное время.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/predprazdnichnyy-den-v-detskom-sadu.html

Работа помощником воспитателя на неполный рабочий день в России

Рабочий день воспитателя

Вакансий найдено: 166

Cредняя заработная плата: 15 215 руб.

от 30 000 руб.,

Полная,

Коммерческая,

Неполный рабочий день

Обязанности: Работа в частном детском саду (до 15 детей в группе). Помощь воспитателю в течение рабочего дня, соблюдение режима дня и распорядка в саду. Наведение чистоты в… Полное описание

Оранж, Москва, ВДНХ — adzuna.ru: 22 часа назад

11 280 руб.,

Неполный рабочий день

Обязанности: в соответствии с должностной инструкциейТребования: Наличие санитарной книжки, справки об отсутствии судимостиУсловия: Работа в детском саду.Выходные – суббота,… Полное описание

МБДОУ детский сад №279, Самара — adzuna.ru: 23 часа назад

18 000 руб.,

Неполный рабочий день

Требования: дошкольно-педагогическое образование. Возможно без опыта.Санкнижка.Обязанности:Уход за детьми от 1 года.Занятия с детьми по возрасту. Прогулки, кормление.… Полное описание

Омск — adzuna ru: 23 часа назад

10 000 руб.,

Неполный рабочий день

Описание работодателя:Для работы с детьми в возрасте до 3х лет требуется помощник воспитателяТребования:Наличие медицинской книжкиОпыт работы с детьми приветствуется… Полное описание

Астрахань — adzuna ru: 14 часов назад

5 155 руб.,

Неполный рабочий день

Должностные обязанности:осуществляет воспитательные функции и надзор за воспитанниками учреждения.Условия работы:Квотируемое рабочее место0,23 ставкиОтветственностьСоциальный… Полное описание

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа имени Г.П.Богомягкова, Забайкальский край — vostok-job.ru: 1 час назад

9 098 руб.,

Неполный рабочий день

Должностные обязанности:Согласно должностной инструкции разработанной на данном предприятииУсловия работы:ДисциплинированностьЗдравохранение Социальный пакет0,75… Полное описание

ДЕТСКИЙ САД 2 “ТЕРЕМОК, Знаменск — pfo-jobs.com: 10 часов назад

18 000 руб.,

без опыта,

Неполный рабочий день

Требования: дошкольно-педагогическое образование. Возможно без опыта.Санкнижка.Обязанности:Уход за детьми от 1 года.Занятия с детьми по возрасту. Прогулки, кормление.… Полное описание

Малыш-Арбузик, Омск — kuzjob.com: 6 часов назад

10 000 руб.,

от 1 года,

Неполный рабочий день

Oпиcaние paботoдателя:Для рабoты с дeтьми в возpасте дo 3х лeт тpeбуeтcя пoмoщник воспитателяTpебования:Наличиe мeдицинcкой книжкиOпыт рaбoты c детьми приветствуeтcя… Полное описание

Сказка, Астрахань — rabota-jobs.ru: 4 часа назад

от 1 года,

Неполный рабочий день

Описаниe рaботодателя: Детский Mонтeсcоpи-цeнтр «Рaзвивайкa»Tpeбoвания: любовь к детям, твoрчecкий подxoд к paбoтe, желaние учитьcя и рaзвивaться, подaгогичеcкoе или… Полное описание

Развивайка, Котельники — rabotaaluge.ru: 12 часов назад

19 000 руб.,

без опыта,

Неполный рабочий день

Должностные обязанности:уборка закрепленных помещений помощь в организации занятий, осуществляет присмотр и уход за дошкольникамиУсловия… Полное описание

ЛОМОНОСОВА ЛЮДМИЛА ЮРЬЕВНА, Санкт-Петербург — dfo-job.ru: 5 часов назад

12 130 руб.,

Полная,

Неполный рабочий день

профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работыобеспечивать своевременную уборку всего закрепленого за ним… Полное описание

ДЕТСКИЙ САД №32 МДОУ, Волгоград — xjobs.org: 4 дня назад

46 000 руб.,

Полная,

Неполный рабочий день

Обязанности: Приготовление пищи по несложному детскому меню Подготовка сада к открытию Помощь воспитателю в режимных моментах Требования: Неконфликтность расторопность… Полное описание

Бартуль Оксана Владимировна, Санкт-Петербург — adzuna.ru: 22 часа назад

15 000 руб.,

Неполный рабочий день

Требуется помощник воспитателя в частный детский садик. Возможно на полный и неполный рабочий день. С предоставлением места для ребёнка. Полное описание

Екатеринбург — adzuna ru: 20 часов назад

12 130 руб.,

Неполный рабочий день

Должностные обязанности:Согласно должностной инструкции, действующей на данном предприятииУсловия работы:Социальный пакетТребования к кандидату … Полное описание

ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №452 “БУСИНКА, Самара — vostok-job.ru: 1 час назад

12 130 руб.,

Коммерческая,

Неполный рабочий день

Должностные обязанности:выполнять все санитарно-гигиенические требования, отвечать за здоровье детей, оказывать помощь воспитателю во всех режимных моментах ( одевание детей… Полное описание

Теремок, Ростовская область — pfo-jobs.com: 11 часов назад

17 000 руб.,

от 1 года,

Коммерческая,

Неполный рабочий день

Тpeбoвания: мeд. книжка, cправка о нeсудимoсти. Чистоплoтноcть, oтвeтствeннocть, инициaтивнoсть, пунктуальность, поpядoчнoсть, чecтность, стрессoуcтойчивоcть и главноe -… Полное описание

ЕКАТЕРИНА, Пермь — kuzjob.com: 6 часов назад

от 1 года,

Неполный рабочий день

Oпиcaниe рaботодателя: В чаcтный детcкий сад тpебуeтся Пoмoщник Вocпитaтeля нa полный рабочий день.Трeбования: Кoммуникабельнocть, любoвь к дeтям, oтвeтcтвеннocть,… Полное описание

Елизавета, Таганрог — rabota-jobs.ru: 4 часа назад

18 000 руб.,

без опыта,

Неполный рабочий день

Требования : опыт работы с детьми ,мед.книжка , справка об отсутствии судимостиОбязанности: содержание дет сада в порядке в соответствии санитарно-гигиеническим требованиям… Полное описание

Ольга, Санкт-Петербург — rabotaaluge.ru: 12 часов назад

Источник: https://ru.jobsora.com/pomoshhnik_vospitatelya/sch/part-time

Младший воспитатель

Рабочий день воспитателя

Младший воспитатель

получаемый документ: Свидетельство о профессии рабочего, должности служащего государственного университета “Дубна” с присвоением квалификации “Младший воспитатель”

срок обучения – 6 месяцев, стоимость курса – 15 000 руб.

запись на обучение по телефонам 8 (495) 555-1-555 

Часто профессия младший воспитатель становится лишь ступенькой для подъема на следующий этап. Тем не менее, это – грандиозная школа, превосходная практика работы с ребятней, проверка для самого себя: действительно ли ты хочешь посвятить себя детям, либо работать со школьниками, подростками, студентами.

 У младшего воспитателя достаточно большая нагрузка. Эти специалисты выполняют широкий круг обязанностей, который заметно вырос за последние годы. В первую очередь все действия няни, а именно так эту должность называют родители, должны быть направлены на создание в группе комфортной и спокойной атмосферы.

Профессия младший воспитатель накладывает на человека не меньшую ответственность, чем профессия воспитателя. Потому что это не только «пригляд» за детьми, но и физическая работа. Представляем вам один день из жизни младшего воспитателя…..

“Рабочий день начинается с раннего утра. Необходимо проветрить помещение группы, принести завтрак, раздать посуду и еду. Затем вытереть столы, помыть все тарелки, ложки, чашки, блюдца, кастрюли, чайник и поднос. Всё нужно сделать быстро, так как в 9.00 (в период учебного года) начинаются занятия.

Детки, особенно маленькие, не всегда успевают съесть свою порцию, а есть ещё и «капризки», которых необходимо уговорить и покормить. Во время занятий няня убирает в раздевалке то, что натоптали ребятишки и родители за утро. Я люблю лето – тогда здесь можно просто протереть влажной тряпкой — и будет чисто! Далее идёт уборка санузла.

После малышей обычно сильно забрызган пол около раковин, кто-то может промахнуться и мимо унитаза. А если это ясли, то добавляется ещё и санобработка горшков, дезинфекция пола. Эти «зайчики» никогда не сидят спокойно, так и норовят попрыгать, устроить «гонки» на горшках. Эксцессы случаются даже без шалостей.

Бывает, горшок прилипает к попе и его содержимое оказывается на полу или шортиках малыша. После занятий дети идут на прогулку. Я помогаю им одеться (особенно помощь нужна в отопительный сезон, чтобы дети не упарились в тёплых одёжках), делаю влажную уборку раздевалки, затем приступаю к генеральной уборке спальни, санузла либо группы.

Если на улице жарко, выношу воду и стаканчики, чтобы дети могли попить.

Около полудня (для каждой возрастной группы по-разному) необходимо принести обед и накрыть на столы, чтобы после прогулки детки могли сразу покушать. После обеда всё снова по кругу: помыть посуду, вытереть со столов, надраить полы в группе, провести уборку и дезинфекцию санузла, навести порядок в раздевалке. Затем наступает краткое время отдыха.

Когда сон-час подходит к концу, нужно снова сходить на кухню, получить полдник и накрыть на столы. Пока детки одеваются, я заправляю кровати. Рабочий день подходит к концу, когда детвора идет на прогулку после полдника. Необходимо вымыть всю посуду, проверить чистоту санузла и группы, а также навести порядок в раздевалке.

Теперь можно и отдохнуть!”

Обязанностей у помощника воспитателя достаточно много, но при определенной сноровке за рабочий день можно легко все успеть. Обычно полный рабочий день встречается в детском саду только в случаях нехватки кадров, когда нет сменщицы.

 Например, когда младший воспитатель работает 5 дней в неделю по 10-12 часов, зарплата может быть выше в 1,5-2 раза. По действующему Трудовому кодексу должность младшего воспитателя является тяжелым трудом, и к окладу за нее положена надбавка 10%.

Стоит отметить, что уже в 2015 году произошел существенный пересмотр сетки тарифов и надбавки у младших воспитателей после получения определенной категории стали изменяться более существенно. В бюджете на 2016 год заложено повышение оклада младших воспитателей.

Это будет дополнением к начатым на сегодняшний день реформам. 

Если вы хотите найти работу, которая будет нравиться и приносить желаемый доход, начните путь на верх по карьерной лестнице  с самых низов.

 Не учитывая время на сон, свое время человек тратит в основном на работу, а значит, выбор профессии является важнейшим решением. Скучная изнурительная работа приведет к тому, что ваша жизнь не будет вам принадлежать.

Она также не позволит жить в желаемом достатке, поэтому попробуй себя и сделай правильный выбор.

Источник: http://moycollege.ru/kursy-dlja-naselenija/mladshii-vospitatel/

Один день с воспитателем детского сада

Рабочий день воспитателя

6.55

Савелий Каплин Петрович

Издалека видно, как одно за другим загораются в темноте окна детского сада. «Вход слева, второй этаж, направо» – вспоминаю на ходу продиктованный накануне по телефону «адрес» группы. Едва мы с Татьяной Викторовной успеваем познакомиться, как появляется ее первый «объект воспитания» – Саша.

Буквально за пару минут они с мамой справились с пуговицами, сапогами и замками, и Саша, перешагнув порог группы, привычно взялся за кубики. Долго в одиночестве ему быть не пришлось: дети стали наполнять группу как садовые яблоки корзину.

Мальчики тут же присоединяются к строительству крепости из кубиков, а девочки, собравшись в кружок, что-то обсуждают: при этом одна, вытянув руки вперед, показывает свои ногти, другая, размахивая красным фломастером, обводит в книжке кукольные губы. Чем не офисные дамы перед началом работы?! Один из мальчиков на вопрос, как зовут, представился неожиданным образом: «Савелий Каплин Петрович».

И добавил: «Каплин – это фамилия». Без всяких переходов попутно рассказал, что был с мамой в кино, где надо очки надевать: «Мама боялась тигров и кричала, а я нет». Забегая вперед, скажу, что Сава – вообще натура артистичная, что не раз потом доказал.

8.05

Сегодня – 22 марта

Дети устроены не так, как взрослые. Их интересы меняются очень быстро, а любое, даже самое увлекательное занятие, быстро утомляет.

Видимо, именно поэтому весь «рабочий» день буквально напичкан разными делами, чтобы переключать внимание. Вот и сейчас новое дело – Татьяна Викторовна достает календарь природы – небольшую доску на «ноге».

Устанавливаем сегодняшнюю дату – 22 марта, вспоминаем перелетных и неперелетных птиц, читаем стихи про март.

Наблюдения за природой плавно перетекают в процедуру закаливания. По команде Татьяны Викторовны ребятишки стаскивают с себя футболки и бегут за рукавичками для растирания тела. Сава подходит к воспитательнице: «Я не хочу закаляться».

Однако Татьяна Викторовна понимает в его словах что-то другое: «Давай, Сава, я помогу тебе снять футболку». Довольный, бежит за рукавицей.

Точечный массаж – совсем не экзотическая для них процедура – все быстро находят нужные точки, а воспитательница в это время достает тюбик оксолиновой мази. Каждому – на указательный палец.

На зарядке, где одно из упражнений – поза лотоса, лица ребятишек замерли в строгой медитирующей гримасе. Скрестив под собой ноги и раскинув руки ладошками вверх, они в эту минуту похожи на фарфоровых японских болванчиков.

8.35

Принцип шести ложек

Завтрак. Вступает в свои права няня Наталья Фалилеева (и кто только придумал называть этих людей помощниками воспитателя?! Они, конечно, помощники, но куда милее звучит старое доброе «няня).

Геркулесовая каша вызывает у детей разные эмоции: кто-то обрадованно приступает к трапезе, а кто-то явно не в ладах с этой полезной едой, и ложка медленно начинает крутиться по тарелке, наматывая круги.

К таким Татьяна Викторовна применяет собственную методику с хитринкой под названием «шесть ложек»: съешь хотя бы шесть ложек, а там как хочешь. А хитрость в том, что, увлекшись, ребенок съедает как минимум полтарелки.

Няня говорит, что из всех каш дети больше любят манную. Может, потому, что к ней полагается ложка повидла или варенья, и когда оно размешивается, каша меняет цвет, из белой превращаясь то в розовато-вишневую, то в светло-коричневую.

9.08

Лук в тарелке

Наступает самое серьезное время – время занятий. Я, конечно, предполагала, что уровень подготовки к школе у домашних и детсадовских детей разный. Но не ожидала, что эти знают, что такое пирамида и как нарисовать круг в левом верхнем углу.

Умеют складывать и вычитать от 1 до 10 и даже вставить пропущенную цифру в таком, например, задании: 5 + … = 6. Мне кажется, это уже уровень первого класса.

Первым с математическими задачками справился Илья, и похвала Татьяны Викторовны прозвучала незамедлительно.

Приятно удивило умение детей неплохо читать, а в некоторых случаях – очень хорошо и бегло. «Конечно, – говорит Татьяна Викторовна, – по программе мы не должны им всего этого давать, но родители просят». А просят они, чтобы подготовить детей к поступлению в статусные лицей и гимназии – там без таких знаний не возьмут.

Наверняка где-то в крупных городах и столичных школах за такое «перевыполнение» детский сад брал бы деньги с родителей и были бы, наверное, правы. У нас все еще не перевелись «энтузиасты», получающие мизерные зарплаты.

Например, у Татьяны Викторовны в месяц выходит 7700: говорит, благо, идет сейчас пенсия за выслугу, а раньше туго приходилось с двумя детьми. (Как писал в «Новой газете» Алексей Тарасов, и вы еще хотите, чтоб за такие деньги в детских садах работали Песталоцци).

У няни Натальи Владимировны зарплата и того меньше – 5600: если вычесть все коммунальные и другие обязательные платежи, на все-про все остается 1800 в месяц. А ведь именно она не просто содержит группу в чистоте, а старается убрать вареный лук из тарелки ребенка, который из-за этого лука вообще к супу не притронется.

«За такие деньги разве хочется выкладываться?» – задаю провокационный вопрос. «Если был бы станок передо мной – скорее всего, не стала бы, – отвечает Татьяна Викторовна. – А здесь невозможно – это ведь дети…».

10.20

Грустно-весело 

Погреметь трещоткой, поиграть на ложках, весело спеть хором песенку, потом эту же самую песенку спеть грустно – на музыкальном занятии много разных занимательных дел. Но есть сегодня одно особенно важное дело: выбрать песню, которую ребята будут исполнять на выпускном. Серьезные, они слушают внимательно. Из двух выбрали вторую, хотя мне больше понравилась первая, про облака.

10. 45

«Каменная» крепость

Ура!!! Идем на прогулку! По легкому оживлению можно понять, что это любимое детворой время: быстро одеваются все, даже самые медлительные. Конечно, когда были поменьше, на то, чтобы одеть-раздеть, уходило много времени. Медсестра преду-преждает: «Осторожно, на улице очень скользко!».

Сначала, для разминки, – игра в «Третий лишний», потом занятие более серьезное и ответственное – строительство снежного городка. Он вышел знатный: из небольших снежных овальных «лепешек» получилась настоящая «каменная» крепость, которая, думаю, простоит еще не одну неделю – до самого настоящего тепла.

12.30

Плов с огурцами

Ни один визажист ни одними румянами не нарисует такой здоровый румянец! Еще они принесли с собой с улицы волну морозного воздуха и отменный, как выяснилось, аппетит.

Признаюсь, пытаясь помочь Катюше застегнуть маленькие пуговки на платье, я попала впросак: длинные ногти мешали справиться с миниатюрной работой. Татьяна Викторовна понимающе улыбается: «Да, я тут однажды к своему юбилею тоже отрастила ногти. Так сразу на следующий день пришлось срезать – мешают».

На обед сегодня – борщ (красный суп) и плов с солеными огурцами. Каждому в ложку Наталья Владимировна для профилактики крошит репчатый лук: кому меньше, кому больше – в зависимости от предпочтений. Дети так проголодались, что какое-то время в группе стоит тишина – только ложки да челюсти работают.

Никто не говорит «я это не хочу, я это не люблю, я это не буду». Хотя, вполне допускаю, что мамин домашний борщ наваристее, а огурцы более мелкие и с пупырышками. Татьяна Викторовна словно подслушала мои мысли: «Это они дома из родителей веревки вьют, а в садике дети совсем другие. Вся избалованность куда-то пропадает.

Детский сад для «невыносимых» детей – лучшая «таблетка», – считает Тарасевич, воспитатель с 30-летним стажем.

13.05-13.20

А она осталась

Тихий час. Пока дети мирно посапывают, Татьяна Викторовна рассказывает свою нехитрую педагогическую историю. Воспитателем стала, можно сказать, по необходимости: в те годы ребенка можно было устроить в детский сад, если сама придешь сюда работать. Но дочери выросли, а она так и осталась.

Говорят, от призвания не убежишь, как и от самого себя. За тридцать лет она научилась детей «затылком чувствовать».

И вмиг «раскусит» маленького притворщика, который, когда пришло время убирать игрушки, сразу сказался больным: обхватил руками горло и состроил жалобную гримасу: «Татьяна Викторовна, у меня горло болит».

– Татьяна Викторовна, как вы думаете, какой человек никогда не может стать хорошим воспитателем?

– Нетерпимый, не любящий детей, не желающий проживать вместе с ними каждый день.

К нам приходило много молодых девчонок, которые едва отрабатывали месяц и уходили – не получалось.

– Дети тридцать лет назад и сегодняшние. В чем разница?

– Конечно, изменился кругозор – дети стали более развитыми. Они хотят много знать, но настольные игры им уже неинтересны. Сейчас – шахматы, шашки, компьютерные игры. Раньше были более пассивными, сейчас – гиперактивные, без комплексов.

– Какие вопросы задают?

– Самые разные. Вот недавно рассказывала им про космос. Спрашивают: «А сколько спутников у Юпитера?» Пришлось мне дома посмотреть в интернете и назавтра им рассказать, что двадцать четыре. А у Сатурна – больше ста. И, конечно, рассказ о том, что детей приносит аист, с нынешними детьми уж точно не пройдет.

– А тайны доверяют?

– Конечно. И про свои переживания, и про домашние дела. Если дома непорядок – дети очень остро это переживают. Бывает, рассказывают про свою «любовь» – кто в группе нравится: «Можно, я ей завтра конфету принесу?».

Может, и не хватает она звезд с неба, и гениальных методик не изобретает, но главное – любит детей, а дети ее любят. Ей хочется, чтобы в садике детям было так же хорошо, как дома.

Наверное, поэтому ее внимание и забота не превращаются в тотальный контроль над детьми, хотя всегда держит каждого в поле зрения. Понимает, что у ребенка должно быть личное пространство и личное время. В этом, наверное, и есть искусство дошкольного педагога.

Согласитесь, работать для детей и работать для выполнения программы – разные вещи. Не зря сверх всякой программы придумала она у себя в группе мини-русскую избу: здесь печка с настоящим чугунком, корзина из прутьев, самовар.

И балалайка, на которой все тот же Сава лихо сыграл и спел «бременских музыкантов», залихватски выкрикнув в конце куплета: «е-е-е, е-ей!».

15.00

«Пожар»

Подъем. Полдник. И… учебная тревога: в детском саду условный пожар, детям надо быстро одеться и выбежать на улицу. Похоже, это здесь не впервой, и у них даже просыпается дух соперничества: а давайте быстрее всех в садике! Быстрее всех и оказались.

Наконец, наступило так называемое свободное время. Впечатления от эвакуации ребятишки взялись рисовать на бумаге: из домов вырывается пламя, бегут люди. Татьяна Викторовна просит каждого художника тут же на бумаге написать номер, по которому надо звонить, если случилась беда.

Карандашами разных цветов «01» размножилось, как эхо, в рисунках, и наверняка все дети его запомнили в этот момент навсегда. Тут же развернулись сюжетно-ролевые игры: в домик, в доктора, в строителей. Дети – мастера перевоплощения, когда стеснительность выталкивается общим действом.

По ходу выясняется, что Вика хочет стать певицей, когда вырастет, Семен – врачом, как дедушка, у Руслана настоящий пояс по каратэ, а мама Дани работает полицейским.

Кто бы что ни говорил, а главной деятельностью детей была и остается игра. Психологи утверждают, что мало играющие дети вырастают замкнутыми, необщительными.

Компьютерные развлечения – это, конечно, здорово, и практически у всех ребят в группе есть дома компьютеры, но никто не отменял и не отменит мишек, кукол и машинки. В группе становится тесно и даже травмоопасно, если бы не бдительность Татьяны Викторовны.

По «дорогам» мчатся грузовики и даже попадают в «аварии», «молодые мамы» степенно прогуливаются с детскими колясками, есть пешеходы и даже представитель порядка в настоящей милицейской фуражке.

Во всем этом разнообразии Татьяна Викторовна виртуозно играет роль дирижера: она безошибочно знает, когда нужно поддержать игру, а когда отстраниться, чтобы не помешать самостоятельности и фантазии.

Время от времени Татьяна Викторовна повторяет: «Вы что-то расшумелись, давайте потише». На какое-то время действительно становится тише, но все равно остается какой-то равномерный фоновый гул, сравнимый, может быть, с шумом морской раковины, приложенной к уху, или гулом работающего автомобиля.

Моему непривычному уху он слышен целый день, а воспитательница и няня его, оказывается, не замечают вовсе: так же, как не замечают шума идущих поездов люди, которые живут близко к железной дороге. Еще более отчетливо понимаю: если для них этот ребячий гомон не в тягость, если не ждут вечера, чтобы оказаться в тишине, значит это не случайные в детском мире люди.

Значит, и им «подготовишки» из детского сада № 27 хоть немного, да обязаны своим детством.

16.30

Ну еще немножко

Как только закончился ужин (задолго до этого часа по всему детскому саду разносились аппетитные запахи чего-то вкусненького; оказалось – творожно-рисовая запеканка со сгущенкой), игры продолжились.

Потом друг за другом стали появляться родители. Не скажу, что дети с радостью бросались им навстречу, стремясь побыстрее закрыть за собой двери детского сада.

Более того, рассказывают, бывают случаи, когда они вовсе не хотят идти домой, уговаривая мам и пап подождать «ну еще немножко».

18.35

Домой!

Мой длинный «рабочий» день закончен. За воротами детского сада течет другая жизнь: с неприветливыми кондукторами и сердитыми продавцами, телефонными звонками (свой телефон я на день отключала), домашними делами и подброшенным в подъезд серым котенком (тоже ребенок), которому уже кто-то налил в блюдце молока…

Источник: https://kvgazeta.ru/detailed/3011-2012-03-29-10-00-04.html

Юрист-Профи
Добавить комментарий