Правомерно ли поступил инспектор ГИБДД в данном случае?

Эвакуатор vs водитель — стоять до последнего!

Правомерно ли поступил инспектор ГИБДД в данном случае?

Среди автовладельцев едва ли найдется хоть один равнодушный к вопросу эвакуации своего автомобиля. Недавний инцидент с водителем Константином Алтуховым, вынужденным провести в уже помещенном на эвакуатор пикапе почти сутки – лишь тому подтверждение. К каким же последствиям может привести противостояние водителя и эвакуационной службы? В этом мы сейчас и разберемся.

Эвакуировать или нет – вот в чем вопрос! 

Для начала стоит определиться, в каких случаях автомобиль может быть эвакуирован. Все основания перемещения транспортных средств на штрафстоянку перечислены в ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

К ним относятся, например, отсутствие водительского удостоверения или регистрационных документов на ТС, вождение автомобиля с заведомо неисправной тормозной системой и т. д.

Но самая распространенная причина, по которой машины забирает эвакуатор, – это стоянка в неположенном месте.

ВАЖНО ЗНАТЬ

Даже если водитель не согласен с эвакуацией неправильно припаркованного автомобиля, оплатить штраф за парковку в неположенном месте – его обязанность (ст. 12.19 КоАП РФ). Напомним, что размер штрафа в этом случае может составлять от 500 руб. до 5 тыс. руб. в зависимости от вида нарушения (ст. 12.19 КоАП РФ).

Главное помнить, что штраф накладывает сотрудник ГИБДД, а не представитель эвакуационной службы, который, по сути, лишь исполняет его решение (ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ, ст. 12 Положения о Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России).

Иными словами, сотрудник службы эвакуации не может погрузить автомобиль на эвакуатор, если находящийся на месте правонарушения сотрудник полиции не составил соответствующий протокол (ч. 3-8 ст. 27.13 КоАП РФ).

Если автомобиль эвакуировали, нужно быть готовым за это заплатить – расходы на перемещение и хранение транспортного средства несет водитель (ч. 11 ст. 27.13 КоАП РФ). Например, в Москве действуют следующие тарифы: 5 тыс. руб. за эвакуацию и 1 тыс. руб. в сутки за содержание на штрафстоянке (распоряжение Департамента экономической политики и развития г.

Москвы от 9 сентября 2013 г. № 35-Р “Об утверждении размера оплаты расходов на перемещение и хранение на специализированных стоянках задержанных транспортных средств”). При этом до 1 июля 2012 года в ст. 27.

13 КоАП РФ было указано, что за первые сутки на штрафстоянке платить не нужно, в нынешней же редакции эта статья фактически передала субъектам РФ право самостоятельно определять порядок и размеры оплаты расходов на эвакуацию и хранение автомобилей на специализированных стоянках (изменения были внесены Федеральным законом от 21 апреля 2011 г. № 69-ФЗ).

Уточнить эти тарифы можно на сайтах региональных органов власти (администрации города, департамента транспорта), а также на сайтах официальных служб эвакуации. 

СОВЕТ

Если автомобиль хотят эвакуировать за нарушение правил парковки в вашем присутствии, советуем зафиксировать в протоколе об административном правонарушении свое намерение переставить машину до начала эвакуации и готовность уплатить административный штраф за неправильную парковку, а также тот факт, что инспектор ГИБДД отказывается вернуть вам транспортное средство. В последующем это поможет доказать незаконность эвакуации и вернуть затраченные деньги.

Однако не все так страшно, ведь при определенных условиях эвакуации можно избежать. Главное – устранить причину нарушения до начала перемещения задержанного автомобиля (п. 147.

1 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения). К примеру, если проблема заключается в неправильной парковке, достаточно переместить свою машину в другое место.

Поскольку нарушение все равно имело место, это не спасет водителя от административного штрафа, но необходимость эвакуации автомобиля исчезнет.

Если автомобиль эвакуируют в присутствии водителя, который признает свою обязанность оплатить штраф, ему следует максимально четко донести свою позицию до сотрудника Госавтоинспекции и обосновать законность своих требований о возврате автомобиля со ссылкой на ст. 27.13 КоАП РФ и п. 147.1 Административного регламента МВД России.

Необходимо объяснить, что устранение нарушения является основанием для того, чтобы прекратить эвакуацию. Кроме того, водитель может заснять этот процесс на видео, заранее предупредив о своем намерении фиксировать все действия (ст. 55 ГПК РФ, ст. 152.1 ГК РФ).

Кроме того, он может привлечь свидетелей, которые смогут подтвердить, что сотрудники ГИБДД и представитель службы перемещения транспортных средств действовали с превышением своих полномочий.

Противостояние длиною в сутки 

Часто автомобили эвакуируют прямо на глазах у водителей, выражающих готовность устранить нарушение на месте и оплатить административный штраф.

Недавно внимание общественности было приковано к новости о московском водителе Константине Алтухове, который 22 часа провел в своей машине, уже помещенной на эвакуатор.

Таким образом водитель выражал свое несогласие с решением отправить его автомобиль на штрафстоянку за нарушение правил парковки.

Позиция каждого из участников конфликта вполне понятна. Алтухов счел эвакуацию незаконной, поскольку был готов устранить нарушение, переместив машину. Хотя, по словам представителей Московского паркинга, запрыгнул в свою машину, когда эвакуатор уже начал движение.

Сотрудники эвакуационной службы убеждены, что процедура эвакуации была соблюдена в строгом соответствии с действующим законом – сотрудники ГИБДД оформили постановление о нарушении и составили протокол задержания транспортного средства. “Автомобиль был погружен на эвакуатор, который начал движение.

Он даже успел проехать 200 метров, когда автовладелец догнал его и прыгнул в автомобиль, стоявший на платформе. По правилам техники безопасности перемещение автомобиля с человеком запрещено, поэтому водитель эвакуатора сразу же прекратил движение.

Снять транспортное средство сотрудник службы эвакуации не имеет права, так как с момента начала движения эвакуатора автомобиль попадает в нашу единую базу данных, и владелец может забрать его только со специализированной стоянки, оплатив стоимость эвакуации”, – пояснили нам в пресс-службе Московского паркинга.

Это противостояние привлекло к себе внимание не только со стороны прохожих, но и среди представителей СМИ, вызвав немалый общественный резонанс. К примеру, на прошлой неделе члены Общественной палаты РФ выработали ряд идей по решению проблем взаимодействия автомобилистов с сотрудниками службы эвакуации транспортных средств.

Например, общественники предлагают незамедлительно возвращать автомобиль на любом этапе эвакуации, а также обязывать водителя оплатить перемещение машины на штрафстоянку только после того, как постановление о правонарушении вступит в законную силу.

Ведь, если верить пользователям многочисленных интернет-форумов, случай с Алтуховым – далеко не единственный подобный прецедент.

Еще до этого инцидента председатель комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов высказал мнение об исключительном характере такой меры пресечения правонарушения как эвакуация автомобиля.

Он предложил эвакуировать не все неправильно запаркованные автомобили, а только те, которые создают для других машин и пешеходов препятствия. Все остальные транспортные средства, по мнению депутата, при наличии свободных мест должны быть просто перемещены.

МНЕНИЕ

Антон Цветков, председатель Комиссии по общественной безопасности Общественной палаты РФ:

“Я обратился к мэру столицы Сергею Собянину по поводу проверки подразделений, отвечающих за эвакуацию. По моим данным, полученным от Госавтоинспекции Москвы, с начала года нарушения ПДД были зафиксированы в отношении более чем 2,5 тысяч эвакуаторов.

И вчера нам стало известно, что освобожден от должности начальник Московской административной дорожной инспекции. Кроме того, на днях я провел рабочую встречу с заместителем мэра Москвы, руководителем Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, Максимом Ликсутовым.

В ходе встречи мы договорились, что в ближайшее время будет разработана информационная брошюра, в которой четко и предельно понятно будут описаны все права и обязанности граждан-автовладельцев при взаимодействии с представителями Администратора Московского парковочного пространства и Московской административной дорожной инспекции. Ликсутов однозначно выразил свою позицию: если эвакуатор с погруженным на платформу автомобилем еще не начал движение, а водитель появился, машину обязаны ему вернуть без взимания платы за эвакуацию. Мы также пришли к согласию о необходимости пресечения противоправных действий граждан, направленных на противодействие сотрудникам эвакуационных организаций”.

Развязка или начало нового конфликта? 

Источник: http://www.garant.ru/article/581144/

Тонировка автомобиля с точки зрения закона

Правомерно ли поступил инспектор ГИБДД в данном случае?

К нам последнее время приходит много вопросов вида: а снимают-ли номера за тонировку? Сразу хотим сказать, что номера за тонировку больше не снимают. В случае, если инспектор ДПС остановил вас и предъявляет претензии по поводу тонировки, то у Вас есть полное право устранить нарушение на месте, т.е. снять тонировку при инспекторе ГИБДД, в таком случае Вы избежите штрафа.

По факту нарушения составляется протокол, в котором точно указано время и дата, и если Вас останавливает другой инспектор, то вы смело можете показывать этот протокол, минуя новый штраф от ГИБДД за тонировку в 2020 году, но только в течение текущих суток.

Согласно техническому регламенту, светопропускная способность лобового стекла и передних боковых стекол должна быть не менее 70%, остальных стекол никак не регламентируется.

Светопропускание стекол, обеспечивающих видимость для водителя спереди, должно быть не менее 70% для ветровых стекол и для стекол, не являющихся ветровыми, но обеспечивающих обзор водителя спереди и сзади.Светопропускание других (неветровых) стекол и затеняющих полос ветровых стекол в области выше зоны B для транспортных средств категории и зоны 1 для прочих транспортных средств не нормируется.

п. 5.1.2.5. ГОСТ 32565-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Стекло безопасное для наземного транспорта. Общие технические условия

Отступление от темы: В США, в штате Калифорния с 2012 года тонировка является обязательным элементом для всех автомобилей. Тонировать стекла будут со специальными вкраплениями металла. Такая смесь позволяет максимально отражать солнечные лучи.

Это препятствует быстрому и чрезмерному прогреву салона, благодаря чему автомобилисты будут меньше использовать кондиционер, следовательно, расход топлива будет намного меньше, как и вредных выбросов для окружающей среды.

Также эти меры помогают предотвратить скорое выгорание «торпеды».

Технический регламент

Все стекла автомобиля должны соответствовать техническому регламенту:

Новые правила техосмотра с 2020 года

Наглядно это выглядит вот так:

Вдобавок ко всему на лобовом стекле допускается затемненная или непрозрачная полоса шириной не более 14 см. от верхнего края лобового стекла.

Работает ли это на практике?

Хочется лишь сказать, что легальных тонировок практически не бывает. Зачастую с завода лобовое стекло поглощает около 20% света, а если это стекло еще в пыли или затерто щетками, то этот показатель может доходить до 30%.

Поэтому перед тем как клеить даже самую безобидную пленку, следует замерить светопропускание ваших стекол. Таким образом, можно сказать, что легальной тонировки лобового и передних стекол автомобиля не существует.

Допускается полное тонирование заднего стекла, однако лишь в том случае, если по обоим бортам автомобиля установлена зеркала заднего вида. Зеркальная тонировка тоже достаточно спорный момент. Напрямую по ГОСТу она не запрещена, однако согласно Примечанию части 7.

3 главы 7 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 года № 1090, использование таковой запрещено.

Примечание. На верхней части ветрового стекла автомобилей и автобусов могут прикрепляться прозрачные цветные пленки.

Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88.

Допускается применять шторки на окнах туристских автобусов, а также жалюзи и шторки на задних стеклах легковых автомобилей при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида.

Часть 7.3 Главы 7 Постановления Правительства РФ «О ПДД»

По своему опыту скажу, что очень неудобно ехать за автомобилем, у которого есть зеркальная тонировка на заднем стекле. В определенных ситуациях может “намертво” ослеплять водителя.

Как замеряют степень тонированности стекол

Контроль светопропускаемости передних боковых стекол автомобиля осуществляется средствами технического диагностирования, сотрудниками ГИБДД.

Специальных требований о замере тонировки в связи с признанием утратившим силу приказа МВД РФ от 07.12.

2000 N 1240 “Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору” в настоящее время нет.

Если объяснить проще, то никаких замеров в дождь и грязь. Обязательно посмотрите датчики, которые крепятся к стеклу, на них не должно быть никаких внешних пленок. Однако, если по-вашему мнению, прибор явно не точен, требуйте повторный замер.

При повторном замере инспектор обязан пригласить двух понятых. Где он будет их искать – не ваша проблема. Однако если инспектор ГИБДД явно тянет с поиском понятых, напомните ему про статью 28.5 КоАП РФ о неправомерности долгой задержки вашего авто и скажите, что будете звонить в полицию.

Если инспектор знает, что он нарушает правила – Вас сразу же отпустят.

Приборы для замера светопропускаемости стекол

Если инспектор ГИБДД решил произвести замер светопропускаемости вашего стекла, следует потребовать у него действующий сертификат на прибор и посмотреть, опечатан ли сам прибор. Если инспектор отказывается показать сертификат или если он просрочен, вы должны поехать спокойной дальше, поскольку замер попросту невозможен.

Зачастую замер производится портативным прибором «Блик». Он подключается к прикуривателю автомобиля и верно работает при напряжении в 12 вольт (+- 0.6 вольт).

Скажите инспектору, что Ваш аккумулятор очень слаб и не может выдавать указанную мощность, инспектору придется подогнать свой автомобиль и подключить прибор к нему.

Прибор «Блик» на своем экране показывает количество пропускаемого света, например, если на его экране вы видите цифру 75, значит светопропускная способность вашего стекла 75%, а значит все соответствует техническому регламенту.

Следует также помнить, что данным прибором можно пользоваться только при температуре от – 10 до +40 градусов Цельсия. Замеры должно проводиться в трех различных точках стекла, среднее арифметическое число и будет показателем светопропускаемости.

Важно!

Будьте внимательны на всех этапах замера. Если инспектор допустил где-то ошибку, не следует ему указывать на нее. После составления протокола просто укажите на все допущенные ошибки сотрудника в самом протоколе, в таком случае будет намного проще отстаивать свои права.

Штраф за тонировку

Итак, какой сейчас штраф за тонировку передних стекол в 2020 году? Согласно действующему законодательству, наказание за использование тонировочной пленкой предусмотрено частью 3.1 статьи 12.5 КоАП РФ.

Управление транспортным средством, на котором установлены стекла (в том числе покрытые прозрачными цветными пленками), светопропускание которых не соответствует требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей. (часть 3.1 введена Федеральным законом от 23.07.2010 N 175-ФЗ)

Часть 3.1 КоАП РФ.

В том случае, если вы снимаете тонировку на месте, где вас остановил инспектор, то вы сможете избежать, пусть даже и незначительного, но штрафа.

Напомним, что ранее за подобное нарушение, помимо штрафа, грозило снятие государственных регистрационных знаков.

Отменив последнюю часть и оставив только штрафные санкции, автомобилистам попросту развязали руки, и тонированные машины начали все чаще появляться на дорогах нашей страны, а сервисы по закатке стекол не сидят без клиентов.

https://www.youtube.com/watch?v=ImZhLQ_7zmc

Совсем недавно было введено новое правило для борьбы с любителями «затонироваться в хлам».

Отныне, при обнаружении на лобовом и боковом стекле пленки, которая не соответствует нормам светопропускаемости, будет составляться письменное предупреждение, в котором будет указано, в какой срок следует устранить причину (как правило, это 10 дней).

Если водитель не попытается устранить тонировку, то при следующей остановке его ожидает составление протокола с наказанием в виде штрафа от 1000 рублей или ареста, сроком до 15 суток.

Конечно, нельзя накладывать арест за нарушение, в отношении которого санкциями предусмотрен лишь штраф. Поэтому сотрудники ГИБДД действуют иначе.

Они выписывают предупреждение и составляют протокол, на основании которого нужно оплатить 500 рублей.

Далее, если человек не снимает свою тонировку и решает не платить штраф (или просто забывает это сделать), в действие вступает часть 1 статьи 20.25 КоАП РФ.

Источник: https://zakon-auto.ru/info/tonirovka.php

В об дпс гибдд 1 гувд по ставропольскому краю (г.лермонтов) прошла пресс-конференция

Правомерно ли поступил инспектор ГИБДД в данном случае?

14 марта в отдельном батальона ДПС ГИБДД 1 ГУВД по Ставропольскому краю (г.Лермонтов) был осуществлён приём граждан, в ходе которого, командир батальона подполковник милиции Виктор Гранкин, его заместители подполковник милиции Михаил Юровский и Валерий Таранин, дали ответы водителям, на все интересующие вопросы.

Считается ли человек, находящийся на водительском сиденье в стоящем на месте автомобиле, водителем, который управляет машиной в данный момент? Например, человек просто сидит в машине и прогревает ее — это считается управлением или нет?
Этот нюанс часто является причиной возникновения спорных ситуаций между инспектором ГИБДД и лицом, которое находится в стоящем автомобиле. Здесь ответ однозначен: водителем является только человек, который управляет движущимся транспортным средством. Если он просто сидит на водительском месте (даже в заведенной машине), то не является водителем со всеми вытекающими последствиями (в частности, к нему нельзя применить санкции, если он находится в нетрезвом состоянии). Не следует забывать, что водителем считается и человек, обучающий вождению.

Правомерны ли действия сотрудников ГИБДД, которые задержали автомобиль и поместили его на штрафную площадку только за то, что была превышена допустимая степень тонировки стекол?
Нет, в данном случае действия сотрудников ГИБДД однозначно признаются неправомерными. Если вы попали в такую ситуацию, можете написать жалобу на их действия и потребовать возмещения понесенных убытков (оплаты штрафной стоянки и др.). Вам же придется заплатить штраф за неправильную тонировку стекол.

В течении какого срока после перемены места жительства необходимо перерегистрировать транспортное средство по новому адресу?
При смене места жительства перерегистрация транспортного средства обязательна, и это необходимо сделать в течение пяти дней.

Правомерны ли действия инспектора ГИБДД, который предъявил водителю обвинение в нарушении Правил дорожного движения на том основании, что в дневное время суток за городом у машины не горел ближний свет фар?
Да, в данном случае сотрудник ГИБДД абсолютно прав. При движении за пределами населенного пункта ближний свет фар должен быть включен.

Попал в дорожно-транспортное происшествие. В ДТП никто из людей не пострадал. Уже больше месяца ведется административное расследование.

На мои вопросы о сроках мне отвечают, что все соответствует действующему законодательству. Так ли это на самом деле?
Да, вам ответили совершенно правильно.

Срок административного расследования по делу о дорожно-транспортном происшествии не может превышать двух месяцев.

Я превысил скорость, за что был остановлен сотрудниками ГИБДД. Мне предъявили показания радара и предложили сесть в патрульную машину для оформления правонарушения.

Обязан ли я по закону садиться в машину инспекторов или имею право отказаться?
Закон не обязывает водителя садиться в патрульную машину ГИБДД для оформления совершенного им правонарушения, даже если на этом настаивают сотрудники ГИБДД, поэтому вы имеете полное право отказаться.

По закону можно находиться рядом с патрульной машиной, или даже вообще не выходить из своей машины (кроме специально оговоренных случаев). Обычно сотрудники ГИБДД предлагают нарушителю сесть в патрульную машину исключительно ради удобства заполнения протокола. Поэтому отказываться особого смысла нет.

Может ли водитель быть наказан (например, оштрафован) за одно и то же нарушение в один и тот же день?
За одно и то же нарушение не может, а вот за несколько аналогичных нарушений может.

При составлении инспектором ГИБДД протокола за совершенное мной правонарушение, инспектор признает мою жену в качестве свидетеля или заявит, что она заинтересованное лицо? И является ли, его напарник свидетелем?
Инспектор обязан вписать в протокол всех свидетелей, независимо от того, являются они заинтересованными лицами или нет. Поэтому в данном случае и ваша жена, и его напарник могут выступать в качестве свидетелей.

Недавно оштрафовал инспектор ГИБДД за нарушение правил остановки. Однако я потерял квитанцию, не успев оплатить. Каким образом я должен теперь поступить?
В данном случае вам следует обратиться в подразделение ГИБДД, сотрудник которого вынес постановление по делу об административном правонарушении.

Отдыхая на море, совершил административное правонарушение — припарковал свой автомобиль в зоне действия знака «Остановка запрещена». Инспектор меня оштрафовал, но перед этим пригрозил, что отберет технический паспорт на автомобиль.

Можно ли за нарушение правил остановки изымать технический паспорт?
Изымать технический паспорт на автомобиль никто не имеет права, тем более за нарушение правил остановки. Что касается штрафа, то здесь инспектор поступил правильно.

Источник: https://www.avto25.ru/news/interview/2009/03/16/2878.html

Почему инспектор ГАИ не может быть свидетелем, а напарник — только в определенных случаях

Правомерно ли поступил инспектор ГИБДД в данном случае?

Комментарий для газеты “Автобизнес”

Интервью подготовила Наталья Журавлевич

Автомобилисты, которым довелось отстаивать свою правоту в ГАИ или суде, знают, что «побороть» показания инспекторов ДПС очень сложно. Изначально считается, что инспектор непредвзят, а потому объективен. И информация, которую он изложил в рапорте или сообщил во время опроса в качестве свидетеля, как правило, ложится в основу обвинительного постановления. 

Опустим тот нюанс, что, по сути, мы все равно в сухом остатке имеем «слово инспектора» против «слова водителя», что с точки зрения «весомости» доказательств по идее равнозначно. Сегодня мы предлагаем продолжить разговор о законности таких доказательств в принципе.

Наверняка читатели помнят, как в прошлом году мы рассказали осудебном прецеденте, подтвердившем, что рапорт инспектора ДПС не может служить доказательством в деле об административном правонарушении. Но проблемы возникают не только с рапортами.

Этот наш разговор — о привлечении инспекторов ДПС в качестве свидетелей при подготовке к рассмотрению или при рассмотрении дела об административном правонарушении. Своим видением ситуации поделился адвокат Павел Латышев: 

Использование в административном процессе в качестве одного из основных доказательств данных, содержащихся в протоколе опроса инспектора, составившего протокол об административном правонарушении, и в протоколе опроса его напарника — сложившаяся годами правоприменительная практика. Законно ли это? Предлагаю разбить проблему на две составляющие.

1. Протокол опроса инспектора, составившего протокол об административном правонарушении Изначально данный инспектор ДПС выступает в процессуальном статусе должностного лица органа, ведущего административный процесс, на стадии подготовки дела к рассмотрению.

Однако когда административный материал передается его начальнику или заместителю начальника для рассмотрения, в материалах дела часто появляется протокол опроса данного инспектора ДПС. В этом протоколе опроса отражается суть произошедшего. То есть этот же самый инспектор ДПС проходит по делу уже свидетелем.

Получается, что один и тот же инспектор ДПС по одному и тому же делу об административном правонарушении имеет два различных процессуальных статуса: должностное лицо органа, ведущего административный процесс, и свидетель. По моему мнению, такое совмещение является недопустимым. С одной стороны, статья 4.

6 ПИКоАП не содержит прямого запрета на опрос в качестве свидетеля должностного лица органа, ведущего административный процесс.

Статья 4.6. Свидетель 1. Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения. 2. Свидетелем не может быть:

  1. лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
  2. лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяснения;
  3. защитник и представитель потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, — относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя;
  4. священнослужитель — относительно обстоятельств, известных ему из исповеди.

С другой стороны, действующим законодательством, в первую очередь нормами ПИКоАП, не предусмотрено, что должностное лицо органа, ведущего административный процесс, составившее протокол об административном правонарушении, может быть опрошено при ведении административного процесса в качестве свидетеля. Статья 3.30 ПИКоАП не содержит прямого закрепления соответствующего правомочия для должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях. Такое право совмещения процессуальных статусов ПИКоАП допускает ТОЛЬКО в отношении понятого — часть 4 статьи 4.10 ПИКоАП.

Статья 4.10. Понятой 4. Понятой может быть опрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с производством процессуального действия, в котором он участвовал.

Как поступить в условиях, когда закон не запрещает, но и не предусматривает какое-то действие? Здесь органу, ведущему административный процесс, необходимо руководствоваться требованиями Директивы Президента Республики Беларусь №2, согласно которой в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан. Полагаю, что здесь необходимо исходить из аналогичной нормы, которая содержится в пункте 5 части 2 статьи 60 УПК.

2. Не подлежат допросу в качестве свидетелей: 5) прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания — помощник судьи) — об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по уголовному делу, а судья — в связи с обсуждением в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения.

Подобный запрет на опрос в качестве свидетеля должностного лица органа, ведущего административный процесс, должен быть введен и в административном процессе.

– Почему в данном случае можно говорить о том, что нормы УПК и ПИКоАП следует применять аналогично? Процессы разные, у каждого своя специфика.  – В первую очередь отмечу, что здесь речь идет не о применении аналогии права, которая, к сожалению, не может быть применена в подобной ситуации, а именно аналогично, исходя из предписаний Директивы №2.

Да, специфика действительно есть, но в отношении процессуального статуса участвующих лиц они практически идентичны. И понятие свидетеля в данном случае одинаково — это лицо, которое обладает соответствующей информацией.

При этом УПК возможность выступать в качестве свидетеля, его права и обязанности описывает подробно, а в административном процессе много «белых пятен».

– Если исключить протоколы опросов инспекторов из процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, что мы должны получить в итоге? – Инспектор фиксирует факт правонарушения и составляет протокол об административном правонарушении.

В фабуле он описывает само правонарушение, как он его увидел. Далее он излагает суть обвинения, что и является позицией этого должностного лица.

Инспектор как должностное лицо органа, ведущего административный процесс, на этой стадии административного процесса полностью выполнил возложенную на него законом функцию.

– Павел, с тех пор как мы обсуждали проблему использования рапорта в качестве доказательства в административном процессе, прошел год. Что-нибудь поменялось? Меньше ли стали привлекать в этих целях рапорты? – Меньше, но само явление как таковое остается.

В Гомельской области суды в своих постановлениях по-прежнему указывают должностным лицам органов, ведущих административный процесс, чтобы они оценивали рапорт как источник доказательств. То же самое и в Брестской области. Но здесь многое зависит от конкретного судьи.

Я всегда рекомендую людям в своих жалобах делать ссылку на то самое постановление Верховного суда, о котором шла речь год назад, как на соответствующий случай из практики. Иногда судьи принимают его во внимание, иногда — нет. Однозначно единой практики по этому вопросу пока не выработано.

Неизвестно, сколько еще лет пройдет, пока рапорты полностью исчезнут из административного процесса.

2.Напарник может быть свидетелем, если он что-то видел и все правильно оформлено – Рассмотрим вторую ситуацию. Известно, что инспекторы ДПС, как правило, несут дежурство в паре. В случае фиксации правонарушения один из них составляет протокол об административном правонарушении.

А что же второй инспектор? Он мог видеть, а мог и не видеть факт нарушения закона. Если он ничего не видел, все очевидно: ни о каких свидетельских показаниях речи быть не может. А если видел? В каком случае этот второй инспектор может выступать в качестве свидетеля и быть опрошенным? В соответствии с частью 2 статьи 10.

2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении должен содержать: фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются. Это прямое императивное требование закона. Есть свидетели на месте выявления правонарушения — необходимо занести, нет — оставить соответствующие графы пустыми.

Протокол об административном правонарушении — это бланк строгой отчетности. Он номерной. В нем есть соответствующие графы. Поэтому при составлении протокола об административном правонарушении прямая обязанность должностного лица — инспектора — выявить всех свидетелей по делу.

И если второй инспектор действительно видел факт совершения правонарушения, его данные обязаны быть вписаны в соответствующие графы протокола об административном правонарушении, тогда он может выступать свидетелем.

В таком случае его показания являются допустимыми, достоверными по делу доказательствами, которые могут служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.

Правда, за свою практику я ни разу не видел, чтобы данные напарника были вписаны в протокол об административном правонарушении в графе «свидетели». Что это влечет с точки зрения закона? Мы получаем двоякую ситуацию.

Во-первых, если второго инспектора все-таки опрашивают при отсутствии соответствующей записи в протоколе, то такой протокол об административном правонарушении получен с нарушением закона (статья 10.2 ПИКоАП) и является недопустимым по делу доказательством.

Во-вторых, сомнения в достоверности самих показаний.

Поскольку ФИО инспектора в протоколе нет, откуда мы знаем, был ли этот человек на месте событий, мог ли что-то видеть? – Вы пытались указывать на этот момент в суде? – Да, мы всякий раз подчеркиваем это в своих жалобах и докладываем в судебных заседаниях, но в постановлениях, выносимых судами по результатам рассмотрения наших жалоб, отсутствует письменная оценка судом этих моментов.

– Подводя итог обеих ситуаций, получаем, что несовершенство ПИКоАП в данном случае очевидно, но на это все закрывают глаза и действуют по «накатанной» схеме?  – Да. Это принципиально важно еще и потому, что подобные опросы инспекторов в качестве свидетелей всегда ложатся в основу постановлений.

Постановлений, когда решения о привлечении лица к ответственности принимались только на основании показаний инспекторов ДПС, несметное множество. Начальник или замначальника, принимая решение, как правило, указывает: оснований не доверять показаниям инспектора нет.

Показания инспектора ДПС являются достоверными и достаточными доказательствами для привлечения лица к административной ответственности. А вот насколько правомерно получены эти показания — никто не считает нужным задуматься.

В уголовном процессе все описано достаточно подробно, подобных проблем не возникает, а в административном — сплошь и рядом. И всем сторонам будет проще и понятнее, если эти пробелы будут устранены.

Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ

Фото из архива редакции

ABW.BY

Блог Латышев Павел Сергеевич

Источник: http://www.rka.by/blogs/pochemu-inspektor-gai-ne-mozhet-byt/

Что делать, если штраф из ГИБДД превратился в судебную задолженность

Правомерно ли поступил инспектор ГИБДД в данном случае?

Бывают в жизни неприятные сюрпризы: вскоре после Нового года на портале госуслуг я обнаружила судебную задолженность за неоплаченный штраф ГИБДД.

Вот так сразу: ни извещения в почтовом ящике, ни сообщения на том же сайте. Через день недоумение усилилось: прилетело новое уведомление.

Проведенное расследование показало, что самый верный способ быть в курсе – не терять бдительности самому.

На портале госуслуг я выяснила: постановления о правонарушениях датированы прошлым летом. Следовательно, и “письма счастья” должны были прийти не позднее сентября. Задержка имеет немалое значение: как известно, в течение 20 дней после вынесения постановления большинство штрафов можно оплатить с 50-процентной скидкой. За разъяснениями я направилась в ГИБДД.

В главном управлении по Свердловской области меня проинформировали: да, в августе 2018-го камеры фиксации дважды поймали мою машину на нарушениях – превышении скорости и выезде на полосу для общественного транспорта. Общая сумма штрафов – две тысячи рублей. Не вопрос: виновата – отвечу, но почему меня лишили возможности сделать это со скидкой? Приди письмо вовремя, удалось бы отделаться тысячей.

Кого и когда начнут наказывать за грязный выхлоп

Начальник Центра автофиксации правонарушений ГИБДД России ГУ МВД по Свердловской области Артем Русинов рассказал, как все работает. Для наглядности представим, что камера зафиксировала нарушение ПДД 1 августа. В течение 15 дней формируют постановление и направляют автовладельцу почтой.

С даты вынесения отсчитываются те самые 20 дней, чтобы сделать платеж со скидкой. С момента получения письма есть 10 дней на обжалование, предположим, до 25 августа. От этого дня идет отсчет 60 дней на добровольную оплату штрафа, уже в полном размере.

Если через два месяца деньги не поступили, компьютер ГИБДД отправляет дело судебным приставам. В декабре ждите вестей уже от взыскателей.

В 2018 году при помощи системы автоматической видеофиксации на Среднем Урале выписано три миллиона постановлений о правонарушениях, это почти вдвое больше, чем в 2017 году.

– Пик пришелся на июнь, – отмечает Артем Русинов. – Почта не справилась с объемами вынесенных постановлений, и к нам начали массово поступать жалобы на нарушения сроков информирования. Пришлось провести рабочую встречу с почтовиками и даже внести изменения в следующий госконтракт, заключенный в августе: теперь время на пересылку постановления ограничено четырьмя днями.

– А что с жалобами? – поинтересовалась я.

– Там, где были выявлены нарушения сроков доставки писем, мы восстановили возможность оплатить половину штрафа.

Если в прошлом году ГИБДД делала это на основании постановления Конституционного суда, то с 7 января 2019 года восстанавливать сроки обязывает Кодекс об административных правонарушениях РФ.

– Если по почтовому идентификатору, имеющемуся на каждом постановлении, видно, что оно доставлено позднее 20 дней после вынесения, надо написать ходатайство в любом подразделении ГИБДД, – говорит Артем Русинов.

Важный нюанс: Кодекс не предусматривает направление жалоб в электронном виде. Поэтому через форму обращений на сайте ГИБДД такое заявление можно подать, только если приложить сканированное заявление, подписанное вручную.

Конверт туда и обратно

Я выяснила: мои постановления провели полгода в путешествиях. Судя по идентификатору, первое отправилось в путь 5 августа, 6-го прибыло в сортировочный центр, на следующий день его покинуло и 8-го пришло в место вручения.

До 5 октября в треке значится таинственное “иные обстоятельства”, а 11 октября вынесен приговор: “не востребовано”.

У второго биография еще богаче: есть запись о том, что оно дважды было на сортировке, пережило “засылку”, “покинуло место возврата”, но в конце концов у него истек срок хранения. Все это происходило с 27 августа по 4 декабря.

Глава ГИБДД поддержал введение штрафов за превышение скорости на 10 км/ч

– В треках нигде нет отметки “попытка вручения”, – комментирует Русинов. – Так что есть основания для восстановления срока льготной оплаты штрафа. При этом если информация ушла в службу судебных приставов, мы ее отзовем.

По образцу, вывешенному на стенде, я написала ходатайство на имя руководителя областной ГИБДД полковника полиции Алексея Кислякова. Срок рассмотрения стандартный – 30 дней. Такие заявления сотрудники ГИБДД проверяют вручную: направляют запросы на почту, анализируют каждый случай.

Свой запрос в адрес Почты России составила и я.

“На протяжении 2018 года сбоев в обработке протоколов не было, – значится в официальном ответе.

– Руководство Екатеринбургского почтамта старается оперативно реагировать на кадровые проблемы укомплектования штата почтальонов в отделениях связи, чтобы процесс вручения постановлений осуществлялся беспрерывно и ежедневно.

Наибольший объем “писем счастья” приходится на летний сезон, когда количество отправлений увеличивается в 2-3 раза. Жалоб клиентов на некачественную доставку не зафиксировано”.

Госуслуги не в курсе

Параллельно идет еще один процесс: информационная система ГИБДД, где собираются сведения о всех нарушениях, обменивается данными с федеральной ГИС ГМП (Государственной информационной системой государственных и муниципальных платежей), которая передает их на портал госуслуг. Та же самая ГИС взаимодействует с финансовыми организациями (именно поэтому банк может узнать о наличии штрафа раньше вас), обрабатывает информацию об оплате.

Около 15 процентов жалоб от водителей связано с тем, что система не “видит” оплаченный штраф. Кстати, в этом случае рекомендуется написать заявление в Государственную автоинспекцию.

– Для информирования граждан созданы две системы уведомлений: через почту и через ГИС ГМП, – резюмирует Артем Русинов. – Обе сложные и многосоставные. И там, и там бывают сбои, однако большинство штрафов все же оплачивается без проблем.

Кстати, мой “ларчик” с сайтом госуслуг открылся просто: в сентябре я поменяла машину и оперативно обновила личные данные. Штрафы, приписанные к старой машине, зависли без адресата. Так произошел еще один сбой в цепочке информирования.

– Не надо доверять единственному источнику, – подчеркивает юрист Анатолий Панфилов, – лучше дополнительно проверять штрафы на сайте ГИБДД. Лично я это делаю раз в неделю.

Ищи сам

Информация о штрафе может обойти адресата и превратиться в исполнительное производство. Но как узнать об этом?

На запрос “РГ” в Управлении федеральной службы судебных приставов по Свердловской области мне сообщили, что, оказывается, копии постановления направляют должнику не позднее следующего дня после возбуждения исполнительного производства.

– Кроме того, информацию о задолженности можно узнать на официальном сайте, через портал госуслуг, а также мобильное приложение ФССП России, – рассказали в ведомстве.

Пожаловаться на качество товаров и услуг можно будет в МФЦ

Вывод напрашивается сам собой: специально извещать тебя никто не будет. Хочешь знать – ищи сам.

А вот для информирования судебного пристава-исполнителя о том, что вы возвращаете сроки льготной уплаты штрафа, можно воспользоваться практически любым доступным способом, уточнили в управлении.

По совету сотрудников ГИБДД я позвонила приставам, которые занимаются моими делами (их телефоны указаны на сайте госуслуг), и предупредила устно.

На том конце провода – вот приятный сюрприз – встретила полное понимание: оба специалиста заверили о приостановке производства.

Однако буквально на следующий день случилась еще одна неожиданность, но уже неприятная: обнулилась карточка Сбербанка – “взыскана сумма по исполнительному производству”.

…Развязка произошла ровно через 30 дней после посещения ГИБДД: на электронную почту пришел ответ на обращение. Его суть вкратце: “Срок на уплату штрафа в размере половины суммы наложенного административного штрафа пропущен по уважительной причине. Ходатайство удовлетворить”. Хеппи-энд. Свои штрафы в половинном размере я оплатила по номеру постановления в ближайшем отделении банка.

– Денежные средства, списанные с банковской карты, будут автоматически возвращены ее владельцу, – пообещали приставы. – Но только если они еще находятся на счете структурного подразделения управления. Если деньги уже перечислены в ГИБДД, то необходимо обратиться туда с заявлением о возврате.

Особое мнение

Алексей Головченко, глава комитета по оценке регулирующего воздействия общественной организации “Деловая Россия”:

– Если уведомления о штрафе не было, то автовладелец имеет законное право оспорить в суде сам факт привлечения его к административной ответственности, так как оспорен может быть любой факт нарушения.

Если удастся доказать факт отсутствия уведомления о штрафе, то шансы на успех – 99 процентов. Я считаю, обращение в суд – единственно верное решение в данном случае.

Речь идет не только о защите своих интересов, но и об общей борьбе за справедливость, важно формировать автомобильное братство.

На заметку

Как избежать подобной ситуации?

– Не нарушать правила дорожного движения;

– отслеживать почту по месту регистрации, указанной в документах на автомобиль;

– просматривать электронную почту;

– посещать свою учетную запись на Едином портале государственных и муниципальных услуг. Проверять актуальность указанной там информации.

Полезные ссылки

Проверка штрафов на сайте ГИБДД

Проверка задолженности по исполнительным производствам

Источник: https://rg.ru/2019/03/12/reg-urfo/chto-delat-esli-shtraf-iz-gibdd-prevratilsia-v-sudebnuiu-zadolzhennost.html

Юрист-Профи
Добавить комментарий