Отказали во второй комнате общежития в качестве служебного жилья

Выселение граждан из общежития из-за его передачи иному юрлицу: полагается ли другое жилье? (Определение СК по ГД ВС от 23.12.14 N 44-КГ14-7)

Отказали во второй комнате общежития в качестве служебного жилья

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Гетман Е.С. и Асташова С.В.

с участием прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело

по иску краевого государственного автономного учреждения «Управление общежитиями Пермского края»

к Постоваловой Н.Г.

о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета

по кассационной жалобе представителя Постоваловой Н.Г. – Шестакова С.Л.

на решение Свердловского районного суда г. Перми от 12 сентября 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 марта 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Гетман Е.С., выслушав объяснения представителя Постоваловой Н.Г. – Шестакова С.Л.

, поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А.

, полагавшей кассационную жалобу подлежащей удовлетворению, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

краевое государственное автономное учреждение «Управление общежитиями Пермского края» (далее – КГАУ «Управление общежитиями Пермского края») обратилось в суд с иском к Постоваловой Н.Г. о выселении без предоставления другого жилого помещения на основании статьи 102 (часть 2) Жилищного кодекса Российской Федерации и снятии с регистрационного учета.

Решением Свердловского районного суда г. Перми от 12 сентября 2013 г. исковые требования КГАУ «Управление общежитиями Пермского края» удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 марта 2014 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представителя Постоваловой Н.Г. – Шестакова С.Л. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.

Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. указанная кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания, предусмотренные законом, для удовлетворения кассационной жалобы, отмены состоявшихся по делу судебных постановлений и принятия по делу нового судебного постановления.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

При принятии обжалуемых судебных постановлений судами первой и апелляционной инстанций были допущены такие нарушения.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 1 сентября 1994 года Постовалова Н.Г. поступила на работу в Колледж на должность … по совместительству (л.д. 86). В связи с назначением на эту должность ответчик в 1994 году был вселен в общежитие № 11 по адресу: город … – улица …, дом …

8 декабря 2008 г. между Колледжем и Постоваловой Н.Г. был заключен договор о передаче в пользование Постоваловой Н.Г. комнаты № 220 в указанном общежитии на период работы до 20 января 2011 г. (л.д. 37).

3 сентября 2010 г. Постовалова Н.Г. была уволена из Колледжа в связи с сокращением штата на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 87).

12 апреля 2011 г. между Колледжем и Постоваловой Н.Г. был заключен договор о передаче в пользование Постоваловой Н.Г. комнаты № 220 в вышеуказанном общежитии для постоянного проживания (без установления срока) (л.д. 6-7).

На основании приказа Министерства по управлению имуществом и земельным отношениям Пермского края от 13 ноября 2012 г.

№ СЭД-31-02-1134 «Об изъятии имущества из оперативного управления государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Пермский строительный колледж» здание общежития, в котором расположено спорное жилое помещение, было изъято из оперативного управления Колледжа и закреплено на праве оперативного управления за КГАУ «Управление общежитиями Пермского края» (л.д. 11-16).

Судом также установлено, что Постовалова Н.Г. не состоит и не имеет права состоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Удовлетворяя исковые требования КГАУ «Управление общежитиями Пермского края», суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что законных оснований для выселения Постоваловой Н.Г.

с предоставлением другого жилого помещения не имеется в связи с передачей жилого помещения в общежитии в оперативное управление другому юридическому лицу (статья 102 Жилищного кодекса Российской Федерации), а гарантии, предусмотренные статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР, на ответчика не распространяются.

С выводами судов первой и апелляционной инстанций согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.

В соответствии с частью 1 статьи 109 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, для проживания рабочих, служащих, студентов, учащихся, а также других граждан в период работы или учебы могут использоваться общежития.

Под общежития предоставляются специально построенные или переоборудованные для этих целей жилые дома. Общежития укомплектовываются мебелью, другими предметами культурно-бытового назначения, необходимыми для проживания, занятий и отдыха граждан, проживающих в них.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения в общежитиях относятся к жилищным помещениям специализированного жилищного фонда. Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (часть 1 статьи 94 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником – нанимателем такого жилого помещения (часть 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.

В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 названного Кодекса и частью 2 настоящей статьи.

Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения (часть 4 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что в случае прекращения договора найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

Безусловный характер обязанности по предоставлению других жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений в общежитиях в связи с передачей этих жилых помещений в оперативное управление другому юридическому лицу, обусловлен необходимостью защиты прав и законных интересов гражданина-нанимателя специализированного жилого помещения, поскольку указанное основание прекращения договора, в отличие от расторжения договора, не зависит от волеизъявления или поведения такого гражданина и, следовательно, не должно влечь умаления его субъективных гражданских прав.

В связи с этим, является ошибочной и ссылка судебных инстанций на статью 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Вводный закон), положенную в обоснование выселения Постоваловой Н.Г. без предоставления другого жилого помещения.

Согласно статье 13 Вводного закона граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

Указанная статья, дополняя положения части 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации о последствиях расторжения договоров найма специализированных жилых помещений, не может применяться при рассмотрении споров о последствиях прекращения договоров найма специализированных жилых помещений по основанию, предусмотренному частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Однако это не было учтено судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении и разрешении данного дела.

Согласно пункту 6 статьи 108 Жилищного кодекса РСФСР в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет, не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией.

Часть 1 статьи 6 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что акты жилищного законодательства применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со статьей 5 Вводного закона к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, его положения применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Законом.

Из вышеизложенного следует, что в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным статьей 108 Жилищного кодекса Российской Федерации, то оно сохраняется и после введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации.

При этом отсутствие в статье 103 Жилищного кодекса Российской Федерации указания на данную категорию граждан не является основанием для лишения их прав на льготы, которые были приобретены ими по нормам ЖК РСФСР, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации может применяться только к тем правоотношениям, которые возникли после введения его в действие.

В связи с этим, вывод суда апелляционной инстанции о нераспространении на Постовалову Н.Г. гарантии, предусмотренной статьей 108 Жилищного кодекса РСФСР, также является неправомерным.

Допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального права являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем принятые судебные постановления подлежат отмене.

Поскольку по делу установлены юридически значимые обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, но судом допущена ошибка в применении норм материального закона, Судебная коллегия полагает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований КГАУ «Управление общежитиями Пермского края» к Постоваловой Н.Г. о выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 387, 388, 390 ГПК Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:

решение Свердловского районного суда г. Перми от 12 сентября 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 12 марта 2014 года отменить, в выселении без предоставления другого жилого помещения и снятии с регистрационного учета Постоваловой Н.Г. отказать.

ПредседательствующийГоршков В.В.

Источник: http://kongilfond.ru/?ELEMENT_ID=7298

Запись на стене

Отказали во второй комнате общежития в качестве служебного жилья
Доброго времени!Опишу свою проблему.с 2007 года прохожу службу в Московской области офицером. В 2011 году воспользовался правом и приобрел квартиру в Лен.области по Воен. ипотеке. По месту службы никаким жилым помещением не обеспечивался.Получаю поднаем за съем жилья уже 2 года.В 2016 года было предложено общежитие из расчета на 3 членов семьи, у меня семья состоит из 3 человек. Т.е.

за 10 лет мне впервые предложили общежитие, от него я отказался ссылаясь на несоответствие нормам и категории жилья, а так же на несоответствие этого жилья санитарным нормам. Через неделю после отказа, предложили квартиру, которая не подходила по нормам (была меньше 54 метров), от нее я то же отказался. На сегодняшний день встал вопрос, что в соответствии с п. 4 ст.

15 ФЗ “О статусе военнослужащих” мне отказывают в компенсации поднайма, т.к. я имею в собственности квартиру по военной ипотеки в Лен. области, а согласно п. 4 ст. 15 ФЗ “О статусе” мне имели право предложить общежитие, а я от него отказался.Вот в чем вопрос:1. Неужели имея в собственности квартиру в другом регионе, я могу весь срок службы прожить в общежитии?2.

Если я отказался от общежития мотивировано (я так считаю) мне должны платить компенсацию за съем? И как я должен узнать, согласилось ли ДЖО с тем, что мой отказ мотивирован?3. в п. 4 ст. 15 ФЗ “О статусе…

” написано: ” Военнослужащим – гражданам, проходящим военную службу по контракту, имеющим в собственности индивидуальные жилые дома (квартиры) либо являющимся членами жилищно-строительных (жилищных) кооперативов, а также военнослужащим – гражданам, за которыми в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации сохраняются жилые помещения по месту жительства до поступления на военную службу или бронируются жилые помещения, при переводе на новое место военной службы в другую местность предоставляются совместно с проживающими с ними членами их семей на период военной службы в данной местности служебные жилые помещения или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений командир воинской части действует в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи (пункт в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2003 года”Смущает фраза “при переводе на новое место службы..” По факту я на новое место службы не переводился, я в процессе службы приобрел жилье в другом регионе.

У кого какие мысли?

Жильё, которое имеете в другом населенном пункте никак не должно влиять на обеспечение по месту службы служебным жильем. Отказ в заселении в общежитии мог послужить причиной для отказа в компенсации, а какие причины Вы написали в отказе от комнаты?

Кирилл, ну как видим из п. 4 ст. 15 влияет) Причины отказа от общежития: не соответствует категории жилого помещения, и санитарно-эпидемиологическим нормы не соответствуют, плесень, грибок… Alex, ну, всё верно, он обязан обеспечить служебным жильем,при отсутствии такового – выплата компенсации. Кирилл, как понять тогда, посчитало ли ДЖО мой отказ мотивированным? Получается, категория общежития согласно п. 4 ст. 15 мне подходит.

Alex, отказываясь от общежития вы составляли какой нибудь акт с обоснованием не соответствия нормам? Кроме как словами, вы сможете это подтвердить?

Alex, что значит не соответствует категории жилья? И про санитарию нужно было составлять акт, так как ваши слова , это только слова и ваше мнение, а вот акт составленный с соответствующей службой… Тогда это был бы правомерный отказ. Дмитрий, на тот момент я ситал, что по прошествии 3 месяцев после брибытия в часть, я имею право на служебное жилое помещение, т.е. квартиру. Тогда у меня вопрос, если бы мой отказ был не правомерным, почему мне предложили после общежития квартиру? В случаи не правомерного отказа меня должны были вообще исключить из списка нуждающихся, так ведь? А это сделано не было. Мария, с таким не сталкивался, буду знать. Alex, сейчас почему то не исключают. В спб так же, некоторым по 3 квартиры предалагали последовательно, но после первого отказа поднаем не платят. Alex, жилья в собственности нет, но у Вас же другой регион! Судитесь, правда на Вашей стороне. Alex, ну, в конце написано – при отсутствии жилья см п3, а там как раз про аренду написано. Мария, при отсутствии, но общежитие то предложили, значит оно присутствует и было предложено.

А квартира прям принципиально должна была быть сразу 54 кв.м.?

Кирилл, я в курсе, возможно не было другого жилья, поэтому давали меньше. Живут же люди и в собственных с бОльшим количеством членов семьи и меньшими метрами. Можно было бы взять пока эту, а потом добиваться Лилия, я сейчас исхожу из норм, все остальное лирика и личные обстоятельства.

Где все юристы ресурса!) озвучьте свои мысли по моей проблеме!)

Alex, я думаю Вам стоит пообщаться с Марией Евсюковой по этому поводу раз у неё есть положительное решение суда по этой ситуации. А вообще сначала думаю нужен официальный отказ по выплате компенсации. Кирилл, у Марии другая ситуация, у них нет собственности в другом регионе. При таком раскладе все понятно. Alex, про жильё в другом регионе даже и не думайте это не может быть причиной! Только отказ от общаги мог повлиять. Кирилл, ну почему мне общежитие предложили? Согласно п. 1 ст. 15 фз о статусе, мне положена через 3 месяца после прибытия к месту службы квартира!) но п. 4 той же статьи упоминает о том, что и общагу мне могут предложить. Я сейчас думаю, что в 4 пункте упоминается общага именно в подтексте части первой на первые 3 месяца иначе бы п4 противоречил п1! Как думаете, логика в моих словах есть?) Alex, вы попали под экономические жернова борьбы в Минобороны с неэффективным расходованием бюджетных средств: т.е. в Минобороны имеется свой служебный жилищный фонд, в т.ч. специализированный, он как в вашем случае свободен и в Минобороны вынуждены оплачивать счета за его содержание, эксплуатацию и ремонт (за отопление, ОДН) + ко всему Минобороны 10 лет (как в вашем случае) расходует б/средства на выплату вам ДК. И ко всему прочему выполняет обязательства по финансированию программы НИС. Государство в вашем случае обозначает свои экономические интересы, не считаясь (как это вы понимаете) с нарушением ваших прав… ИМХО: не считайте себя жертвой правового беспредела… расскажите свою историю например в/с из гарнизонов Забайкальского края, Дальнего востока и др. регионов, где ДОС послевоенных построек или хрущевки, где в МКД нет питьевой воды (она привозная), а горячая идет только по теплосетям, а не из крана, где негде снять другое жилье. А вы все твердите о не соответствии кв.м предложенного вам жилья нормам закона. Alex, логика есть, но они отталкиваются от того, что компенсация выплачивается в случае отсутствия служебных жилых помещений или общежитий. Кирилл, ключевые слова: “в соответствии с нормами…”, разве нет? Так и будку могут предложить))) Alex, согласен, от этого и отталкивайтесь. Сергей, вышел в поле – живи, как свинья! Евгений, пока свинья в поле с помощью грязи, борется с паразитами, в квартирах живут чистоплотные декоративные свинки (воспитанники потребительского общества – такие в поле не выживают… вначале ноют, а затем умирают.. от паразитов) Сергей, идея: подписался – выполняй.

Источник: https://vk.com/wall-28369781_98891

Отказ от служебного жилья военнослужащим последствия

Отказали во второй комнате общежития в качестве служебного жилья

Некоторые категории военнослужащих, например офицеры в звании полковник и выше, имеют право на дополнительную площадь от 15 до 25 кв.м. 7.

Положена ли жилплощадь членам семьи военнослужащего в случае его гибели? Если положена, то какая норма по предоставлению жилья? Во-первых, члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий.

Вправе ли военнослужащий отказаться от служебного жилья?

Важно В этот жилищный фонд входят помещения, поступающие от жилищного строительства Министерства обороны и приобретаемые Министерством обороны, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в домах государственного и муниципального жилищного фонда, поступающие от переоборудования нежилых помещений Министерства обороны. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий). 10. Много ли обращений к Вам поступало от военнослужащих по поводу жилья? Чаще всего обращения военнослужащих связаны с незаконным увольнением без предоставления жилого помещения.

В некоторых случаях находятся причины отказа в постановке военнослужащего на учет в качестве нуждающегося, иногда людей «убеждают» воспользоваться жилищными сертификатами. Мы бы посоветовали военнослужащим четко излагать свое несогласие с предстоящим увольнением по причине необеспеченности жильем при беседах с начальством и в рапортах.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Следует отметить, что получение субсидии на приобретение жилья, участие в ипотечной программе и получение государственного жилищного сертификата как альтернатива права на получение непосредственно квартиры, осуществляется на добровольной основе, только если сам военнослужащий выразил такое желание. 2.

Каков порядок признания в том, что военнослужащие нуждаются в жилых помещениях? Порядок признания военнослужащих нуждающимися в улучшении жилищных условий установлен в Постановлении Правительства РФ «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства».

Консультация юриста: основания для отказа в предоставлении жилья военнослужащему

Оно гарантирует военным возможность стать получателем господдержки, а также закрепляет формулу расчёта суммы выплаты.

По закону на проверку документов заявителя и принятие решение службе даётся 30 дней. После того, как будет принято итоговое решение, его в течение трёх дней перенаправят в департамент финобеспечения Минобороны (обратившийся получит копию решения).

На перечисление средств отводится 30 дней. После того, как военнослужащий получит деньги на расчётный счёт, в течение трёх дней финобеспечение должно известить орган, отвечающий за обеспечение жильём о начислении средств.

Военнослужащие получают следующие преимущества при оформлении жилищной субсидии:

  • Время ожидания в очереди на получение помощи сокращается.
  • Есть возможность использовать деньги на покупку (самостоятельно или в ипотеку) или постройку жилья.

Российской Федерации. В соответствии с пунктом 3 «Инструкции о предоставлении военнослужащим — гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений», утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30.09.

2010 № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений» (далее по тексту – Инструкция, Приказ № 1280) служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим и членам их семей не ниже норм предоставления площади жилого помещения при предоставлении жилых помещений по договору социального найма, установленных статьей 15.

1 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих». Согласно ч. 1 ст.
Закона № 76-ФЗ норма предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. В соответствии с п.

4 Инструкции в случае невозможности предоставления военнослужащим и членам их семей служебных жилых помещений по нормам, указанным в пункте 3 настоящей Инструкции, при их согласии могут предоставляться:

  • меньшие по площади служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания;
  • жилые помещения маневренного фонда;
  • жилые помещения в общежитии.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Закона № 76-ФЗ военнослужащим до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
Одной из мер государственной поддержки населения является субсидирование, предоставляемое на улучшение жилищных условий.

Военнослужащие также могут стать получателями данного вида государственной помощи, но – в особом порядке. Обо всех изменения, произошедших в 2017 году в данном вопросе, вы узнаете из данной статьи.

Внимание Законодательное регулирование вопроса Согласно действующему законодательству, военная субсидия является программой поддержки военнослужащих, которая должна им помочь разрешить жилищный вопрос. Полученную сумму можно потратить на:

  • Приобретение жилья (как в новостройке, так и на вторичном рынке).
  • Погашение ипотеки.
  • Строительство дома.

Выплата денежных средств производится один раз – перечисляют сразу всю обозначенную сумму. Для этого получатель открывает лицевой счёт в банке.

Источник: http://2440453.ru/osnovaniya-dlya-otkaza-voennosluzhashhemu-v-predostavlenii-zhilya-ili-subsidii/

Выселение из служебного жилья в 2019 — судебная практика, с несовершеннолетним ребенком

Понятие служебного фонда жилья и особенности выселения из него подробно описаны в жилищном законодательстве. Определенные существуют для лишения права проживания в квартире, они зависят от условий по предоставлению площади для размещения. В каких случаях прописку аннулировать невозможно, о судебном практике пойдет речь в этой статье.

Что это такое

Многие вопросы с вселением и лишением права на жилплощадь в служебном жилищном фонде связаны с непониманием статуса этой недвижимости.

Определенные различия между жильем в частной собственности, муниципальным и государственным фондом недвижимости отмечаются именно в отношении служебного жилья – то есть недвижимости с определенным статусом, прописанным в законе.

Регулируются такие отношения в профильных нормативных актах, в частности, в ФЗ о статусе военнослужащих.

https://www..com/watch?v=50E19o747Gs

Дома и квартиры служебного назначения относятся к отдельному жилому фонду с определенным правовым положением.

На основании ст.92 ЖК РФ ему присущи следующие особенности:

  • обязательно отнесение к объектам муниципальной или государственной собственности с назначением органа, ответственного за перераспределение фонда;
  • выделение квартир в такой недвижимости по распоряжению определенных структурных подразделений власти;
  • предоставление жилплощади исключительно на основании договоров социального найма без выделения в частную собственность;
  • продажа таких помещений законом не предусмотрена.

Важно: Не могут относится к служебным коммунальные квартиры даже с выделенным, изолированными комнатами.

Вопросы распоряжения, прописки и выселения из частной собственности  урегулированы в основном гражданским законодательством, при том что права на распоряжение жилищным фондом указаны исключительно в Жилищном кодексе РФ и правилах пользования жилыми помещениями. В них прописаны условия распоряжения недвижимостью, эксплуатации помещений.

Основания

Право на жилье закреплено в верховном законодательном акте России – Конституции. Лишить дома любого человека нельзя, если только условия для этого не прописаны в законодательстве. Это право защищается путем установления государством определенного механизма для предоставления и выселения.

Источник: https://krasovolaw.com/otkaz-ot-sluzhebnogo-zhilya-voennosluzhaschim-posledstviya/

Приватизация комнаты в коммунальной квартире: документы и как приватизировать?

Отказали во второй комнате общежития в качестве служебного жилья

Приватизация комнаты в коммунальной квартире или общежитии проходит почти так же, как и в случае с обычной квартирой. Однако есть и нюансы, которые при приватизации комнаты в коммунальной квартире необходимо учитывать, т. к. некоторые из них довольно существенны и могут сорвать весь процесс.

  • Приватизация комнаты в общежитии
  • Приватизация комнаты в коммунальной квартире
  • Приватизация комнаты — с чего начать?
  • Куда идти с документами?
  • Регистрация собственности — обязательный этап

Приватизация комнаты в общежитии

проблема с их приватизацией — это статус жилья. Общежития всегда строились как жилье служебное, принадлежащее предприятиям или организациям и далеко не все из них успели поменять статус. В том случае, если конкретное общежитие не переведено в разряд муниципального или государственного жилья и до сих пор числится на балансе организации, оно под закон о приватизации не подпадает.

Поэтому, прежде чем собирать документы, необходимо получить согласие организации — владельца общежития на передачу его в городскую собственность. Если согласия получить не удается, можно попытаться сделать это через суд (хотя шансов на выигрыш в таком процессе почти нет).

Конечно, можно опираться на то, что комната предоставлялась не в качестве служебного жилья, и двигаться уже от этого. Однако и здесь есть небольшая загвоздка: в таком случае жилье в общежитии должно использоваться вами до февраля 2006 года. После этого времени договора социального найма на комнаты в общежитии обычно не заключались — следовательно, их приватизация невозможна.

Приватизация комнаты в коммунальной квартире

Вопрос статуса жилья актуален и в случае приватизации комнаты в коммунальной квартире, однако здесь все обстоит несколько проще: большая часть коммуналок все-таки находится в муниципальной собственности, и жильцы в них проживают по социальному найму. Следовательно, все нормы закона о приватизации относятся и к ним в полной мере.

Некоторое время назад в отношении приватизации коммуналок кипели жаркие споры в судах и среди юристов-теоретиков.

Дело в том, что если признать за гражданином право приватизации своей комнаты в индивидуальном порядке, может сложиться ситуация, при которой в одной квартире будут проживать и собственники, и наниматели — а это не только теоретическая, но и практическая трудность.

К примеру, за чей счет при необходимости будут ремонтироваться кухни, ванные или туалеты в таких квартирах — полностью на средства муниципалитета или с обязательным финансовым участием собственников приватизированных квартир?

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

В настоящий момент точку в этих спорах поставило решение Конституционного суда РФ, полностью уравнявшего порядок приватизации квартир и комнат в коммуналках.

Вопрос с общим имуществом квартиры, используемым всеми жильцами, тоже решен: никаких конкретных предметов (вроде раковины или унитаза) участник приватизации не приобретает, но зато получает долю в стоимости этого имущества пропорционально отношению площади той комнаты, что он приватизировал, к общей жилой площади коммуналки. Следовательно, при ремонте за счет собственника дома часть денег может быть взыскана и с владельца комнаты.

Приватизация комнаты — с чего начать?

Как и в случае с обычной квартирой, приватизация комнаты в коммунальной квартире начинается со сбора документов. Жильцу потребуется представить:

Личные документы (паспорта, свидетельства о рождении) всех граждан, которые живут в его комнате. Не имеет значения, были они вписаны в ордер на комнату или родились либо вселились позднее, — главное, чтобы они были зарегистрированы там и имели право на проживание именно в этой комнате.

Сведения о количестве лиц, проживающих в комнате. Их можно получить либо в управляющей компании, отвечающей за дом, либо прямо в миграционной службе местного УВД (что будет гораздо труднее и дольше по времени).

Заявление. Его форма устанавливается местной властью, а само заявление заверяется организацией, обеспечивающей эксплуатацию дома, в котором расположена коммуналка. Заявление подписывают все совершеннолетние жильцы комнаты, либо, что чаще бывают, каждый из них пишет от своего имени собственное заявление.

Если кто-то из жильцов не желает участвовать в приватизации — заверенное у нотариуса заявление о том, что этот человек от приватизации отказывается. Следует помнить при этом, что отказ могут сделать только взрослые и дееспособные граждане. Отказ родителей от имени детей недопустим, а на отказ недееспособного гражданина должны дать согласие местные органы опеки.

Ордер, по которому производилось вселение в комнату. Если оригинал не сохранился, предварительно необходимо заказать выписку из архива с данными ордера.

Техническая документация на комнату и квартиру. Выписку можно получить в местном БТИ. Если же техпаспорт на квартиру и комнату конкретно до сих пор не оформлен, придется сначала озаботиться его изготовлением.

Справки из компании, управляющей домом, о том, что отсутствует задолженность по квартплате и иным платежам. Как правило, должникам в приватизации комнаты могут и отказать — это не вполне законно, но проще все же сразу погасить все долги, чем потом через суд добиваться приватизации.

Справки о том, что комната не была приватизирована ранее, а сами граждане до этого не участвовали в приватизации. Единственная категория граждан, для которых допускается двойная приватизация, — это те, кто в детстве уже участвовал в ней и во взрослом возрасте получил еще одно жилье по договору социального найма. Однако такие случаи весьма редки.

Договор соцнайма. Если до сих пор жильцы его не оформили, придется срочно его заключать.

Это минимальный пакет документов для приватизации. В каждом конкретном случае может потребоваться еще что-то — но это зависит только от ситуации.

Куда идти с документами?

Собрав документы, человек, желающий провести приватизацию комнаты в коммунальной квартире, должен обратиться в жилищный отдел местного муниципалитета.

Куда конкретно обращаться и когда принимают документы, необходимо выяснять уже в самих органах местной власти.

Следует отметить, что во многих городах действует прием по принципу одного окна — там не только примут заявление, но и помогут оформить недостающие документы.

Передав заявление с прилагающимися документами, необходимо ждать решения. Оно может быть выражено в 2 формах:

  1. Согласие на передачу комнаты в собственность гражданина;
  2. Отказ в приватизации.

В том случае, если получен отказ, не останется ничего другого, как обратиться в суд. Для этого разумнее воспользоваться помощью адвоката или юриста, специализирующегося на жилищных делах. Такого рода процессы весьма муторны и сложны, требуют знания как федерального, так и местного законодательства, поэтому без помощи специалиста обойтись вряд ли удастся.

Регистрация собственности — обязательный этап

К счастью, отказы в приватизации бывают не слишком часто. Если все документы в порядке, жилищный отдел местного муниципалитета в срок не позднее 2 месяцев должен принять положительное решение и подготовить договор о передаче комнаты в частную собственность.

С этим договором на руках жилец обязан пойти в местное отделение Росреестра (оно же часто в просторечии именуется Регпалатой) и там подать новое заявление — о регистрации права собственности. Без этого все его предшествующие действия не будут иметь никакого смысла, т. к.

Источник: https://gbu-tn.ru/nezhilaya-sobstvennost/privatizatsiya-komnaty-v-kommunalnoj-kvartire-dokumenty-i-kak-privatizirovat.html

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Отказали во второй комнате общежития в качестве служебного жилья
Тема служебного жилья становится все более актуальной, так как госуддарственные и коммерческие структуры перемещают работников в регионы. Этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Организациям необходимо определиться с вопросами возмещения коммунальных расходов и отнесением расходов по содержанию служебных жилых помещений в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль. В статье рассматриваются наиболее актуальные вопросы по налогообложению служебного жилья вне зависимости от форм собственности организаций.

Правовое положение служебного жилья (служебного жилого фонда) зафиксировано в п. 3 ст. 19 Жилищного кодекса РФ.

В нем эти помещения относятся к категории «специализированного жилищного фонда», который представляет собой совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых им по правилам раздела IV Жилищного кодекса РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Часть 1 ст.

92 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относит: служебные жилые помещения; жилые помещения в общежитиях; жилые помещения маневренного фонда; жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев; жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами; жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.

Служебные помещения, согласно ст. 93 Жилищного кодекса РФ, предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с организацией, в период работы в ней (в период прохождения службы). К служебным жилым помещениям (служебному жилью) относятся только отдельные квартиры.

Часто встречается ошибочное мнение, что к служебным помещениям относятся не только служебные квартиры, но и комнаты в общежитиях, а также комнаты, в которых проживают другие наниматели жилья или же собственники жилья.

В данном случае ошибка заключается в том, что ряд организаций неверно исходит из толкования временного характера проживания в служебном жилье и в общежитии. Действительно, комнаты в «общагах» предназначены для временного проживания в период работы, учебы или службы (ст. 94 Жилищного кодекса РФ).

Однако работник наделяется служебным жильем в соответствии с характером своих трудовых отношений с организацией, в то время как помещение в общежитии предоставляется во временное пользование и не связано с характером трудовых отношений.

Таким образом, не всякой категории работников может быть предоставлено служебное жилье и сам факт его предоставления должен регламентироваться трудовым договором. Кроме того, ст. 94 Жилищного кодекса РФ регламентируется, что комната в общежитии должна быть не менее 6 кв. м, а согласно ст. 93 этого же кодекса служебным жильем может быть только квартира.

Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду осуществляется на основании «Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду», утв. постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 г. № 42 (далее – Постановление № 42).

Согласно пункту 3 Постановления № 42 жилые помещения не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду в следующих случаях: если жилое помещение занято по договору социального найма; если жилое помещение находится в аренде (коммерческое использование); если жилое помещение имеет обременение прав.

Также жилое помещение не может быть включено в состав специализированного жилого фонда в случае, если данное жилое помещение приватизировано и находится в собственности физического лица.

Включение помещения в состав специализированного жилого фонда осуществляется на основании решения органа, управляющего государственным (региональным, муниципальным) жилым фондом.

Если помещения относились к федеральной собственности, также необходимо и положительное решение Территориального управления Росимущества в данном регионе.

Для осуществления процедуры отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду организации должны представить перечень документов, указанных в пункте 13 Постановления № 42.

Пример 1

Показать

Организация решила перевести жилой дом, доставшийся ей в качестве правопреемника, в состав служебного жилья. Для этого она подала в Управление жилого фонда города следующие документы:

  • заявление об отнесении жилого помещения к категории служебного жилья. Данное заявление пишется по типовой форме, подписывается руководителем организации и скрепляется печатью организации. Все нижеперечисленные документы являются приложением к данному заявлению;
  • документ, подтверждающий право собственности на жилое помещение (правоустанавливающие документы). Для бюджетных организаций или территориальных структур федеральных органов исполнительной власти это должны быть документы, подтверждающие право оперативного управления или право хозяйственного ведения. Следует помнить, что договоры, соглашения и контракты правоустанавливающими документами не являются;
  • технический паспорт жилого помещения;
  • заключение о соответствии жилого помещения предъявляемым к нему санитарно-гигиеническим требованиям. Предъявляемые к служебному жилью санитарно-гигиенические требования изложены в Федеральном законе РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Управление жилого фонда города должно рассмотреть представленные вышеперечисленные документы и дать заключение в течение 30 дней с даты их подачи.

Однако служебное жилье, помимо положительных для работников моментов, имеет и ряд специфических особенностей, которые необходимо выполнять, чтобы снизить правовые риски в части возможных судебных разбирательств. Вот некоторые из них.

Во-первых, нельзя выселять из служебного жилья граждан, проживающих в них до введения в действие Жилищного кодекса и вставших на учет как нуждающихся в жилье. Они не подлежат выселению без предоставления другого жилья.

Во-вторых, нельзя выселять из жилого помещения без предоставления другого жилья следующие категории граждан: пенсионеров по старости; членов семей умершего работника, которому ранее было предоставлено служебное жилье; инвалидов 1 и 2 групп, получивших инвалидность по вине работодателя или вследствие профессионального заболевания.

Всем вышеперечисленным категориям граждан перед переводом жилых помещений в категорию служебного жилья необходимо предоставить другое жилье. В противном случае это приведет к нарушению конституционных прав граждан.

Пример 2

Показать

Предприятие приняло решение перевести 16-квартирный жилой дом в категорию служебного жилого фонда. Однако в квартире этого дома проживала вдова бывшего работника предприятия, являющаяся и пенсионеркой по старости.

Так как предприятие не смогло предоставить пенсионерке-вдове другое жилье, а переселяться в общежитие она не захотела, перевести жилое помещение в категорию специализированного служебного не удалось.

При наличии свободных денежных средств предприятие купило бы пенсионерке жилье, занимаемая квартира освободилась бы, и тогда дом можно было бы перевести в категорию служебного жилья.

При рассмотрении вопросов, связанных с предоставлением служебных жилых помещений, необходимо определиться с тем, каким категориям работников и на каких условиях оно должно предоставляться.

Не секрет, что служебные квартиры предоставляются только топ-менеджерам компаний или сотрудникам, попавшим в критическое положение и лишившихся жилья в результате разводов, стихийных бедствий и т.п. Вопросы предоставления жилья должны указываться в трудовом договоре.

Датой предоставления служебного жилья является дата приема на работу или любая дата, стоящая позже даты приема на работу.

На практике приходится сталкиваться с ситуацией, когда организация предоставляет жилье работнику до его выхода на работу, мотивируя это тем, что работник должен переехать, разместиться и не отвлекаться от работы. Однако организационные вопросы не всегда соответствуют вопросам налогообложения и трудовому законодательству.

Другой распространенной ошибкой является отсутствие договоров аренды служебных жилых помещений между работником и работодателем.

Ряд организаций такие договоры не составляет, мотивируя это тем, что служебное жилье предоставляется топ-менеджеру, поэтому достаточно трудового договора и приказа. Однако такая позиция ошибочна.

В данном случае не решается вопрос возмещения коммунальных расходов по содержанию служебных помещений и вопросы обложения НДФЛ (данные нюансы будут рассмотрены ниже).

Согласно ст. 100 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на основании решения о его предоставлении или же специального пункта в трудовом договоре. В соответствии со ст. 101, 102 Жилищного кодекса РФ в таком договоре должны быть указаны в обязательном порядке:

  • предмет договора;
  • права и обязанности сторон по пользованию служебным жилым помещением/специализированным жилым помещением;
  • возможность проживания вместе с сотрудником членов его семьи;
  • техническое и санитарное состояние помещения (может быть указано и в качестве приложения к договору);
  • размер, порядок и сроки оплаты за пользование служебным помещением;
  • порядок прекращения и расторжения договора.

Типовая форма таких договоров изложена в Постановлении № 42, однако организации не запрещается разработать и свою форму. Главное, чтобы в этой форме содержались все вышеперечисленные положения. Проживающий в служебной квартире сотрудник организации не имеет права производить какие-либо перепланировки, обязан за свой счет осуществлять текущий ремонт помещений и т.п.

Наибольший вопрос вызывают коммунальные платежи в части того, что именно должен оплачивать (или возмещать) работник. В ряде договоров организации указывают только стандартный набор коммунальных оплачиваемых услуг (газ, свет, отопление, канализация, телефон), но забывают о возмещении затрат на стирку белья и уборку помещений. Все это должно быть зафиксировано в договоре.

В случае прекращения трудовых отношений между организацией и работником, занимающим служебное помещение, он обязан в установленный договором срок освободить это помещение.

Однако к служебному может быть отнесено не только жилье, непосредственно принадлежащее организации на праве собственности, оперативного управления или хозяйственного ведения, но и арендованное жилье в месте расположения самой организации, а также в другом регионе.

Служебное жилье и налогообложение юридических лиц

Организация, имеющая в собственности (на праве оперативного управления или хозяйственного ведения) жилье, несет затраты по его содержанию. Однако затраты должны быть строго дифференцированы.

Работник, проживающий в служебном жилом помещении, должен оплачивать все коммунальные платежи по занимаемой жилплощади, а также персональные услуги (уборку, стирку). Но возникает вопрос, кем должны оплачиваться работы по ремонту коммуникаций, ремонту подъездов, лифтов и т.п.

Представляется невероятным, чтобы топ-менеджер крупной компании из своего кармана оплачивал все эти ремонтные работы в части, приходящейся на занимаемую им квартиру. Поэтому все расходы несет организация.

Однако такие расходы не могут включаться в расчет налоговой базы по налогу на прибыль: они не связаны с получением прибыли и не связаны с управлением организацией.

Безусловно, можно обосновать необходимость проживания топ-менеджера или сотрудника-погорельца на служебных площадях производственной необходимостью и тем, что это дает огромный управленческий эффект и прибыль. Но на практике такая позиция будет без труда оспорена налоговиками. Следовательно, все затраты по ремонту служебного помещения и коммунального хозяйства должны производиться за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации.

Пример 3

Показать

Организация имеет на балансе служебное жилье в виде двух домов и склада в качестве отдельного строения. На ремонт системы отопления организацией было затрачено 860 тыс. руб., которые полностью были включены в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль. Из суммы расходов 340 тыс. руб.

были потрачены на замену системы отопления на складе, а 520 тыс. руб. – на замену системы отопления в служебных жилых домах. В результате налоговый орган посчитал, что сумма в 520 тыс. руб. неправомерно включена в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль.

Организация была вынуждена подать уточненную налоговую декларацию и уплатить штрафные санкции.

Нежелание иммобилизовать часть чистой прибыли связано с отсутствием у подавляющего числа организаций служебного жилья. Многие организации предпочитают арендовать его для своих сотрудников.

Аренда жилья для командированных сотрудников.

В настоящее время такая форма расселения командированных сотрудников особенно популярна при направлении групп сотрудников в длительные служебные командировки или при их направлении в регионы, в которых отсутствует гостиничная сеть.

В этом случае отношения между организацией и физическим лицом-арендодателем определяются статьей 606 ГК РФ, то есть имущество сдается в аренду на определенный срок.

По сравнению с заселением в гостиницу аренда жилья для сотрудников имеет ряд преимуществ: экономия расходов на оплату номеров; свобода заселения по времени (нет «расчетных часов»). То есть затраты на аренду являются экономически оправданными. В соответствии со ст. 671 ГК РФ стороны договариваются о предоставлении жилья в пользование для проживания в нем за плату.

Документами, подтверждающими факт пребывания сотрудников в арендованной квартире, будут:

  • договор аренды, заключенный между организацией и физическим лицом-арендодателем;
  • приказы о направлении сотрудников в командировку;
  • проездные документы, подтверждающие факт прибытия в место командирования.

Пример 4

Показать

Организация, имеющая производственное подразделение вне территории Москвы, постоянно направляет в него группы своих сотрудников. Для их размещения была арендована 4-комнатная квартира. Арендная плата составила 30 тыс. руб. в месяц.

Подтверждением данных расходов были: договор аренды; платежные документы, подтверждающие факт перечисления суммы арендной платы физическому лицу-арендодателю, и приказы о командировании сотрудников в тот период, когда действовал договор аренды.

Источник: http://www.delo-press.ru/articles.php?n=5593

Юрист-Профи
Добавить комментарий