Нужно ли педагогическое образование в досуговом клубе?

Досуговые предпочтения воспитанников подростковых клубов

Нужно ли педагогическое образование в досуговом клубе?

Досуг оказывает огромное влияние на все сферы жизнедеятельности человека, особенно велико его значение в подростковом возрасте, являющемся периодом интенсивного развития и формирования личности.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида.

Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка.

Основу формирования новых психологических и личностных качеств подростков составляет общение в процессе различных видов осуществляемой деятельности (учебной, производственной деятельности, занятий различными видами творчества, спорта и др.) Определяющей особенностью общения подростков является его ярко выраженный личностный характер.

Изменение социальной ситуации развития подростков связано с их активным стремлением приобщиться к миру взрослых, ориентацией поведения на нормы и ценности этого мира. Характерным новообразованием подросткового возраста является “чувство взрослости”, а также развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как личности, к своим возможностям и способностям [3].

Одна из главных особенностей подросткового досуга – повышенный интерес к общению со сверстниками, ориентация на выработку групповых норм и ценностей. Общение со сверстниками является важным каналом социализации подростка.

В совместных играх и других формах общения у него вырабатываются и опробуются навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине, умение завоёвывать авторитет и занимать желаемый статус.

Особая ценность правильно организованного досуга заключается в том, что с его помощью подросток может  реализовать и развить свой потенциал.

общения подростков сосредоточено вокруг личностного развития, развития собственной индивидуальности. Задача взрослых – подсказать подростку пути и средства собственного развития, акцентируя внимание подростка на возможных последствиях его тех или иных действий.

В подростковом возрасте велика потребность в сопереживании. В этом одна из основных особенностей подросткового возраста, одна из отличительных черт, характеризующих досуг подростка. Однако, несмотря на острую потребность в общении и поисках второго «Я», многие подростки не могут найти себе настоящих друзей, испытывают острый дефицит общения.

Одна из причин этого в том, что подростки часто не умеют общаться, а взрослые им мало в этом помогают. Требуя от подрастающего поколения ответственного отношения к труду, к учебе, к общественной работе, взрослые совершенно забывают о досуговом времени. О том, что именно свободное время лепит «творческую индивидуальность».

И необходимо учить детей отдыхать, учить общаться, учить умению «отключаться» от повседневных трудовых, учебных дел и использовать своё свободное время соизмеримо со своими желаниями и потребностями.

Отсутствие таких навыков впоследствии, во взрослой жизни может отразиться на работе, на настроении, здоровье, развитии личности и её самосовершенствовании.

Наше общество на современном этапе располагает широким спектром учреждений дополнительного образования, целью работы которых является организация свободного времени детей, подростков и юношества, развитие личности, сохранение здоровья.

Но для того, чтобы подростки в полной мере могли воспользоваться предлагаемыми им возможностями, необходимо наличие соответствующих способностей и мотивов.

Это становиться реальностью только в том случае, если ребёнок воспитан, подготовлен к восприятию культуры и у него выработана потребность в разумной организации своего досуга [1].

По базе данных ГУ «Дом молодёжи Санкт-Петербурга», в которой представлена информация только по государственным учреждениям – подростково-молодежным центрам и клубам, находящимся в ведении отделов, отвечающих за реализацию молодежной политики, администраций районов СПб, на 01.04.2009 года в городе работает 316 молодёжно-подростковых клубов. Посещают эти клубы, с учётом мест свободного общения, 89645 человек. В клубах работает 2392 кружков и секций, места свободного общения есть в 214 подростково-молодёжных клубах г. Санкт-Петербурга.

Помимо традиционно сложившихся секций и кружков в молодёжно-подростковых клубах действуют «места свободного общения». Подростки и молодежь, привлекаются работниками клуба, социальными педагогами школ, инспекторами ОДН, приходят сами, где они попадают в организованное игровое пространство клуба – место свободного общения.

Педагог-организатор, социальный педагог и психолог включают подростка в виды деятельности, не требующие особых знаний и умений: просмотр видео, любительский настольный теннис, бильярд, игровые тренинги, беседы, участие в клубных мероприятиях, дискотеках.

Социальный педагог помогает подростку определиться в выборе одного или нескольких видов полезной деятельности. Психолог проводит первичную диагностику и даёт рекомендации родителям и специалистам учреждения, которое направило подростка в клуб.

Таким образом, усилия команды специалистов помогают подростку органично влиться в клубное пространство и определиться в своих интересах.

Для организации в клубах подросткового досуга способствующего развитию личности, без потерь здоровья необходима диагностика и анализ ценностных ориентаций и потребностно-мотивационной сферы, знание увлечений и интересов детей [2].

Нами проведён мониторинг с целью изучения досуговых запросов воспитанников подростково-молодёжных клубов на базе ГУ МПЦ «Московский», расположенного в Московском районе города Санкт-Петербурга.

В состав ГУ МПЦ «Московский» входят 19 подростково-молодёжных клубов, в опросе приняли участие 175 подростков, из них 38% – мужского пола и 62% – женского пола.

Полученные данные способствовали построению системы психолого-педагогического обеспечения воспитательного процесса в подростково-молодёжном центре. С учётом запросов подростков и волнующих их тем, были разработаны психологические и валеологические занятия.

Рис. 1. Возрастной состав респондентов, чел.

На вопрос: «Чем Вы занимаетесь в свободное время», воспитанники молодёжно-подростковых клубов ответили следующим образом (Рис. 2.).

Как видно из (рис. 2), самым любимым занятием подростков является прогулки, пристрастие же к организованным формам проведения досуга, отметило меньшее количество респондентов.

Рис. 2. Виды деятельности подростков в свободное время.

Результаты опроса по предпочтениям подростками конкретных видов спорта совпадают со степенью доступности этих видов спорта для непрофессиональных занятий, чем и объясняется их распространённость в досуговой сфере (Рис. 3), подросткам был задан вопрос: «Какими видами спорта Вы интересуетесь?»

Спортивные секции в подростково-молодёжных клубах ставят своей целью приобщение детей к физической культуре, популяризацию любительского спорта, способствуют сохранению и укреплению здоровья, развитию волевой сферы личности.

Рис. 3. Виды спорта, которыми интересуются подростки, в %:

Результаты подсчёта ответов подростков на вопрос: «Какими видами творчества Вам нравится заниматься?» указывают на наибольшую популярность у подростков видов творчества, где требуется углублённое изучение какой-либо одной сферы знаний, либо смежных, чем тех, где необходимы знания из нескольких разных областей (Рис. 4).

Рис. 4. Виды творчества, интересующие подростков, %.

Кроме того, творческая художественная деятельность, в которую включается подросток, обладает большими возможностями влияния на его духовный рост, совершенствование его личности.

Искусство, которое входит в мир подростка, облагораживает его чувства, формирует характер, помогает воспитанию высоких гражданских качеств. Важно, чтобы подростки действовали заинтересованно, с достаточной долей самостоятельности, т.е. творчески.

Творческий подход к любой деятельности – основа любого вида воспитания, обучения и досуга.

Рис. 5. Наиболее привлекательные для подростков формы культурно-массовых мероприятий, в %:

Результаты ответов подростков на вопрос о наиболее привлекательных для них формах культурно-массовых мероприятий демонстрируют то, что воспитанники подростковых клубов наибольшее предпочтение отдают тем формам, где от них требуется наибольшая активность.

Активный досуг может существовать только при условии расширения спектра досуговых предпочтений за счёт внедомашних видов культурной, рекреационной, общественной или иной значимой деятельности.

В молодежно-подростковых клубах постоянно проводятся мероприятия культурно-досуговой направленности: “День открытых дверей”, праздники, дискотеки, конкурсные программы, праздники двора, уличные гуляния, игровые программы, туристические выезды на природу.

В клубах регулярно организуются тематические вечера, театрализованные представления, концерты, посвященные знаменательным датам и государственным праздникам, мероприятия с ветеранами. Ежегодно в МПЦ “Московский” проходят: фестиваль классической музыки “Гармония”, фестиваль “Театральная мозаика” и фестиваль авторской песни “Серебряная струна”, фестиваль “Путь в звёзды”.

В эти мероприятия вовлекается большое количество подростков, некоторые из них становятся авторами новых форм полезного проведения времени.

Рис. 6. Психологические вопросы, интересующие подростков, в %.

Подростки (43%) в качестве приоритетной проблемы высказали озабоченность своим профессиональным самоопределением (Рис. 6). Это явилось основанием для развёртывания широкой профориентационной работы с ними.

Специально было разработаны и проведены тестирования, а по их результатам – индивидуальные и групповые собеседования с подростками, при заинтересованности – и с их родителями.

Каждый подросток получил на руки свои результаты тестирования и перечень профессий, наиболее подходящих ему по индивидуальным психологическим свойствам. В общей сложности протестировано и прошли собеседование с педагогом-психологом 370 подростков.

Анализ вопросов психологического характера, интересующих подростков, позволил выстроить в ГУ МПЦ «Московский» систему социально-психологического сопровождения, разработать темы, виды и формы проведения занятий, отвечающие актуальным запросам подростков.

Отвечая на запросы подростков, ГУ МПЦ «Московский» привлёк в свои ряды социальных педагогов, которые проводят дискуссии, организуют кинолектории, индивидуальные беседы на волнующие их воспитанников темы.

Респондентам был задан вопрос: «Какие проблемы присущи Вашим сверстникам?» (Рис. 7). Лидирующее место в ответах занимает агрессия сверстников, причём, подростки страдают от нехватки самообладания и у себя самого (Рис. 6). Этот факт указывает на мотивированность респондентов к деятельности по исправлению нежелательной ситуации.

Рис. 8. Мнение подростков относительно проблем их сверстников.

Рассматривая термин «агрессивное поведение», прежде всего, следует уточнить само определение агрессивности, под которым понимается свойство личности, поскольку она является приобретенным качеством, продуктом социализации и основана на биологически адаптивных механизмах, общих для человека и животных.

Отдельные врожденные характеристики человека (тип характера, темперамент и др.) в процессе развития могут оказывать влияние, порой существенное, на формирование этого свойства, но не являются определяющим фактором.

Из этого определения следует, что агрессивность как свойство личности может функционировать на различных уровнях: от почти полного её отсутствия до предельного её развития.

Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из острейших социальных проблем нашего общества, где за последние годы резко возросла молодёжная преступность, особенно преступность подростков. При этом тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих за собой тяжкие телесные повреждения. Участились случаи групповых драк подростков, носящих ожесточённый характер.

На основании результатов этого мониторинга реальных запросов и потребностей целевой аудитории подростковых клубов для повышения эффективности работы с молодёжью и подростками целесообразно принять следующие меры:

1.      формирование педагогического коллектива; привлечение клубы определённых специалистов, работа которых необходима для удовлетворения интересов подростков;

2.      разработка занятий, тренингов, лекций, направленных на решение проблемных зон, обозначенных подростками;

3.      определение приоритетов в открытии новых кружков и секций, включение в программу работы подростково-молодёжных клубов, культурно-массовых мероприятий, вызывающих наибольший интерес подростков;

4.      корректировать интересы подростков, расширять и углублять их, предоставляя возможности для творческой реализации; вовлекать подростков в пусть не очень интересные, но важные для развития личности занятия.

Учреждения дополнительного образования, выступают реальной альтернативой неформальной молодёжной культуре, вовлечению подростков в асоциальные молодёжные группировки, алкоголизации и наркотизации подрастающего поколения, «уводя детей от улицы», организуя досуг, направляя личностное развитие, создавая общности молодых людей по интересам, создавая условия для творческой реализации, свободного и плодотворного общения со сверстниками.

Литература:

1.        Дополнительное образование детей/ Под.. ред. Лебедева О.Е. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 256 с.

2.        Колбанов В.В. Формирование здорового образа жизни детей в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга // Известия Академии педагогических и социальных наук. – М, – 2008. – XII, часть I. – С. 439 – 447.

3.        Психологический словарь. – М.: полит. литер., 1990. – 496 с.

Источник: https://moluch.ru/archive/7/515/

Актуально о туризме

Нужно ли педагогическое образование в досуговом клубе?

Программы повышения квалификации для работников культурно-досуговой организации разработаны в соответствии с требованиями Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры искусства и кинематографии»), а также проекта профессионального стандарта «Руководитель организации культуры и искусства».

Программы повышения квалификации для работников культурно-досуговой организации полностью соответствуют требованиям Минобразования России и направлены на получение компетенций, необходимых для работы на должностях руководителей, заместителей руководителей, руководителей структурных подразделений клубов, культурно-досуговых центров и других учреждений культуры.

К освоению данных программ допускаются лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование; лица получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование

Объем программ повышения квалификации для работников культурно-досуговой организации – 72 часа. Продолжительность обучения – 14 дней.

Форма обучения – заочная (электронное обучение, дистанционные технологии)

Электронное обучение реализуется через Интернет, при помощи Корпоративной информационной системы РМАТ, что позволяет самим формировать удобный график обучения.

Стоимость программ повышения квалификации для работников культурно-досуговой организации составляет 6000 рублей.

По окончании обучения выдается удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

В настоящий момент ЦТК реализует следующие Программы повышения квалификации для работников культурно-досуговой организации:

Название дисциплиныОписаниеВсего часов
1Социально-культурная анимацияПонятие и значение анимации в обслуживании. Методика инновационных анимационных технологий Драматургическое построение содержания как важный этап подготовки инновационных анимационных технологий. Методика подготовки и проведения форм инновационных анимационных технологий. Драматургическая основа анимационной деятельности. Сценарий как основной вид драматургии в анимационной деятельности. Форма, содержание, жанр сценария программы анимационного мероприятия. Специфика режиссуры инновационных анимационных технологий. Методика организации и проведения инновационных анимационных технологий. Основные принципы творческого характера клубной деятельности72
2Законодательное и нормативное регулирование деятельности культурно-досуговых организацийОсуществляется обзор законов и актуальных нормативных документов, регламентирующих деятельность сферы культуры. “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”. Актуальные вопросы трудового законодательства: оформление трудовых отношений и порядок изменения трудового договора; обзор различных режимов рабочего времени, порядка оплата труда. Порядок прекращения трудовых отношений по различным основаниям.72
3Управление персоналом в культурно-досуговой организации. КонфликтологияОсновные понятия, современные концепции управления персоналом, терминология в области управления персоналом, функции, принципы и методы управления персоналом. Изучаются структура персонала организации и организационная структура службы управления персоналом, основы кадрового планирования, технологии привлечения, профессионального отбора, оценки и найма персонала, его расстановки и адаптации, основы развития персонала, планирование его деловой карьеры и формирование кадрового резерва, технологии оценки и аттестации персонала. Рассматриваются основы организации труда персонала и направления её совершенствования. Краткий исторический обзор становления конфликтологии через отражение конфликта в философии, религии, искусстве. Рассматривается конфликт как социальный феномен, его основные виды, функции и стадии развития. Слушатели знакомятся с понятиями внутриличностного, межличностного, группового, семейного конфликтов, причинами их возникновения и способами разрешения. Осваивают способы и методики предупреждения и разрешения конфликтов, управления конфликтами, медиации как формы разрешения конфликта.72
4Современные методы продвижения и продаж услуг культурно-досуговых организацийКонцепция маркетинга в управлении культурно-досуговой организации. Организация работы службы маркетинга. Методы продвижения платных услуг культурно-досуговой организации. Рекламные методы продвижения платных услуг культурно-досуговой организации. Регулирование рекламной деятельности. Методы стимулирования продаж услуг культурно-досуговой организации. Работа по формированию общественного мнения. Имидж и фирменный стиль культурно-досуговой организации. Направления использования Интернета в маркетинговой деятельности культурно-досуговой организации. Сайт культурно-досуговой организации. Виды рекламы в Интернете. E-mail-маркетинг. Клиент: потребности и ожидания. Методы взаимодействия с разными типами клиентов. Решение конфликтных ситуаций. Телемаркетинг: разговор по телефону. Лояльность потребителей. Работа с социальными сетями. Продажи через интернет. Имидж специалиста культурно-досуговой организации. Гостеприимство. Организационная культура и культура сервиса культурно-досуговой организации.72

ЗАЯВКА ОНЛАЙН
Если Вас заинтересовало наше предложение, но у Вас остались какие-либо вопросы, заполните данную форму, и мы с Вами свяжемся

* – поля, обязательные для заполнения
Персональные данные авторов обращений, направленных в электронном виде, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных

Или Вы можете самостоятельно оформить документы, произвести оплату и начать обучение

ЧЕТЫРЕ ШАГА ДО РЕЗУЛЬТАТА

Шаг 1. Заявка
1. Выберите, какие учебные модули Вы хотели бы изучить в рамках Программы профессиональной переподготовки. 2. Заполните заявление, а также договор на обучение: – договор на переподготовку с физическим лицом – или юридическим лицом; 3. Отправьте скан-копию заявления и договора в адрес ЦТК: sl.ctc@rmat.ru 4. Подписанное заявление, 2 экземпляра заполненного и подписанного Вами договора на обучение, копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании направьте почтой в адрес ЦТК РМАТ: 141420, Московская область, г. Химки, микрорайон Сходня, ул. Октябрьская, 10.
Шаг 2. Оплата
1. Стоимость обучения по данной программе профессиональной переподготовки составляет 6000 рублей. НДС не облагается в соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ.Информация о специальных скидках и бонусах размещается на официальных страницах «Дополнительное образование в РМАТ» в социальных сетях: ВКонтакте: www..com/dpormat, : www..com/dpormat. 2. При оплате стоимости обучения юридическим лицом менеджер ЦТК сформирует и направит счет на оплату по указанному в заявлении адресу электронной почты. При оплате стоимости обучения физическим лицом бланк квитанции на оплату можно распечатать с сайта. Скан платежного поручения либо оплаченной квитанции необходимо направить в адрес ЦТК: sl.ctc@rmat.ru  3. Произвести оплату Вы можете в любом отделении банка или в кассе РМАТ.
Шаг 3. Обучение
1. Форма обучения – заочная (электронное обучение, дистанционные технологии). Обучение происходит через Корпоративную информационную систему РМАТ (КИС РМАТ). 2. Доступ к учебным материалам открывается в течение 1-2 дней после поступления оплаты либо после получения скан-копии платежного поручения с отметкой банка. 3. По адресу электронной почты, указанному в заявлении на обучение, Вам направляется информационное письмо, содержащее логин и пароль для входа в информационную систему, контакты куратора программы, инструкцию по работе в «Личном кабинете студента» КИС РМАТ.Для доступа вэлектронную библиотеку РМАТ, где находятся дополнительные материалы по программам обучения, Вам направляются отдельные логин и пароль. 4. Слушатели обучаются в личных кабинетах КИС РМАТ. Программы обучения обеспечены уникальными учебными материалами, включающими видеолекции, презентации, промежуточные и итоговые тесты.Для завершения обучения необходимо выполнить итоговое тестирование.

КОНТАКТЫ

ДРУГИЕ ПРОГРАММЫ

Источник: http://www.rmat.ru/ructk_tur_kdo2

Cпортивно-досуговый центр

Нужно ли педагогическое образование в досуговом клубе?
Режим работы офиса:
Понедельник – Пятница
с 9.00 до 18.00
тел. 8(499) 722-02-93

Ведется набор в кружки и секции тел. 8-499-722-02-93 с 10.00 до 18.00, 8 916 107 36 04 (с 10.00 до 22.00)   

Тренеры ЦВР

Клуб Администратор Секции Расписание Тренеры

Чебаткова Галина( дошкольному развитие, умелые ручки, английский язык) Год рождения: 1983Стаж педагогической работы более 10 лет (государственная гимназия и развивающие центры г.Москвы)Педагогическое образование (Педагогический колледж №9 «Арбат», МПГУ им.Шолохова)Преподает курс подготовки к школе для детей от 4 до 7 лет (основы чтения и математики, постановка руки к письму) и курс английского языка от 4 лет с погружением в языковую среду (английский-английский).Имеет свидетельства и дипломы курсов английского языка и различные сертификаты HumanFactors (Russia)Подготовка к школе – важный момент в жизни ребенка. К 5-6 годам помимо физической готовности наступает и психологическая готовность к обучению. Занятия английским языком также немаловажны для детей дошкольного возраста. Обучение проходит динамично и увлекательно. Существует одна простая истина: детей нельзя заставить учиться, их нужно заинтересовать, увлечь. Такой метод дает большой положительный результат, направленный главным образом на развитие разговорного аспекта речи.Мне нравится учиться самой и нести новые идеи ученикам, я благодарна им за то, что они с готовностью подхватывают мои предложения и являются маленькими «генераторами» собственных.
Чигина Олеся (Каратэ, ОФП от 3х лет) Мастер спорта Знания программы карате до Черного пояса, знание техники безопасности , знание стратегии боя и тп.Практика проведения тренировок более 5ти лет
Добедина Алена (изо-студия, декоративно-прикладное искусство, мода и рукоделие)Образование неполное высшее (МГУ Дизайна и Технологий, 2016).Опыт работы 1 год с детьми от 1,5 до 12 лет: обучение рисованию и живописи разными техниками и материалами, различным творческим подделкам и аппликациям, обучение образному и пространственному мышлению, тренировка памяти рук и развитие мелкой моторики, а главное – стремление раскрыть каждого ребёнка, как личность, и напитать эмоциональным позитивом!Активно занимаюсь самообразованием в сфере системно-векторной психологии, педагогики, постоянно участвую в разных творческих проектах, а дети нашего центра участвуют от 5 до 12 раз за год в конкурсах и выставках. При этом каждый ребёнок на занятиях ИЗО и декоративно-прикладного искусства всегда может пообщаться со своим внутренним «Я» или заняться медитацией, а это очень важно для познания себя.
Воробьева Ирина (раннее развитие) Закончила с отличием Дефектологический факультет Московского Педагогического Государственного Университета (им. Ленина) по направлению Дошкольная Дефектология. В 2015 году прошла курсы повышения квалификации по Логопедии, в т.ч. по логопедическому массажу. Кроме того прошла повышение квалификации по работе с детьми раннего возраста. Имею опыт работы 1,5 года с детьми раннего возраста (до 3-х) лет и 2 года логопедом-дефектологом с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.Раннее развитие ребенка в настоящее время является одним из приоритетных направлений педагогики, т.к. позволяет предотвратить нарушения формирования психоречевого развития, познавательной и интеллектуальной деятельности, трудностей обучения и дальнейшей интеграции ребенка в социум.
Свирина АннаСовременные танцы, Hip-HopОбразование: В 2016 году закончила Национальную академию искусств. Педагог-хореограф. Опыт работы: с 2015 года работаю в спортивно-досуговом центре «люблино». Основная цель – всестороннее развитие ребенка – формирование способностей и качеств личности, средствами музыки и ритмичных движений танцев для детей.Развитие музыкальности.Развитие двигательных качеств и умений координировать движения. Hip-Hop – направление, которое популярно уже много лет и характеризуется ритмичными движениями и покачиваниями, способствует освоению умения расслаблять тело и снимать эмоциональное напряжение.
Голубев Андрей ЕвгеньевичОФП, Дзюдо, СамбоОкончил в 1986 году Московское Педагогическое Училище №2.Специальность – учитель физической культуры. Кандидат мастера спорта по Самбо.С 1985 года работал тренером-преподавателем по Дзюдо. Воспитал победителей и призеров Первенства страны по юниорам, победителей и призеров Всероссийских и международных турниров.Главным в человеке считаю: серьезное отношение к своей работе, к сказанному слову, доброжелательное отношение к людям. Хотел бы, чтобы эти качества появились и остались навсегда в моих учениках.

Источник: http://www.lublino-sport.ru/index.php?page=195

Детские развивающие центры без лицензии | ОКВЭД для детского центра без лицензии | Как открыть детский клуб развивающий центр без лицензии

Нужно ли педагогическое образование в досуговом клубе?

Когда детским центрам нужна лицензия — в «Деле»

Напомним: если детский центр занимается образовательной деятельностью, ему нужна лицензия и без нее работать нельзя. Об этом мы рассказывали в прошлой статье. Но есть исключение: если ИП работает лично, без сотрудников-педагогов, лицензия не нужна.

Все остальные клубы без лицензии не должны ничему учить. Зато вот чем они могут заниматься:

  • присматривать за детьми;
  • развлекать;
  • проводить занятия для социализации и общего развития.

Разберем, что можно и чего нельзя детским центрам в каждом из этих случаев.

Не нужна лицензия, если ИП работает лично и не нанимает педагогов

Когда не нужно получать лицензию при образовательной деятельности — в «Законе об образовании»

В 2013 году закон разделил предпринимателей:

  • работают сами, не нанимают педагогов в штат — лицензия не нужна;
  • открывают детские клубы и нанимают педагогов в штат — нужна лицензия. А руководителям придется получать корочку «Менеджмент в образовании», достаточно трехмесячных дистанционных курсов профессиональной переподготовки.

Чтобы открыть детский клуб без лицензии, предприниматель должен работать сам, без наемных педагогов. Для этого ему придется получать профильное образование.

Например, для курсов по рисованию подойдет диплом высшего образования «Учитель изобразительного искусства» или среднее образование по специальности «Живопись».

Если по образованию он экономист, достаточно пройти курсы переподготовки, например по программе «Педагог ИЗО в организациях дополнительного образования».

В штат можно нанять администратора, повара, инструктора, уборщицу или няню, но нельзя взять на работу человека с должностью воспитателя, педагога, учителя, преподавателя, методиста в трудовой книжке.

Ольга — музыкант, и занимается флейтой с малышами от трех лет. Она преподает сама, поэтому лицензия ей не нужна.

Если она возьмет на работу преподавателя по вокалу, придется получать лицензию. Без лицензии она может нанять администратора, чтобы он отвечал на звонки, вел социальные сети, следил за чистотой. Но учить детей музыке администратор не сможет.

Иногда предприниматели оформляют преподавателя администратором, чтобы не получать лицензию. Кажется, что всё равно никто не узнает. В реальности это рискованно. Если родители пожалуются на клуб, придет проверка. Тогда выяснится, что администратор учит детей. Доказать это будет несложно: достаточно опросить родителей.

Если ИП работает сам, из ОКВЭДов подойдет код 85.41 — «Образование дополнительное детей и взрослых».

В клубе без лицензии присматривают за детьми

Если с детьми гуляют и играют, их кормят и укладывают спать по режиму, лицензия не нужна. Клуб заключает с родителями договор на присмотр и уход. Закон говорит о присмотре и уходе так:

Таким клубам нужно выбирать код ОКВЭД 88.91 — «Предоставление услуг по дневному уходу за детьми», он относится к социальным услугам. С таким ОКВЭДом надо заниматься социальными услугами. Если начать готовить к школе, это может обнаружить проверка. В лучшем случае обойдется требованием получить лицензию или предупреждением, в худшем — штрафом или даже приостановлением деятельности клуба.

Детский клуб «Радужка» занимался присмотром и уходом за детьми. В клуб пришла прокуратура, потому что два раза в неделю с детьми проводили уроки по подготовке к школе. Прокуратура нашла признаки, что клуб занимался образовательной деятельностью:

  • учебники, прописи, рабочие тетради;
  • договор оферты со стоимостью занятий группы «Знай-ка», в котором упомянута дошкольная программа для детей 5—6 лет;
  • методические материалы и пособия в комнате для занятий.

Суд согласился с прокуратурой, но заменил штраф на предупреждение. Судебное дело.

В клубе развлекают детей

Развлекательные клубы есть почти в каждом торговом центре: там можно оставить ребенка, пока ходишь по магазинам, или заказать праздник, шоу-программу, квест. В клубе много игрушек, лабиринты, батуты, горки, а с детьми работают аниматоры, инструкторы, организаторы. Прийти и уйти можно в любое время. Фиксированных занятий нет, а родители платят по часам или за мероприятие.

Такие клубы работают под ОКВЭДом 93.29.9 — «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая».

Клуб проводит общеразвивающие занятия

В клубе с детьми занимаются творчеством, танцами, спортом. Это похоже на образовательную деятельность, но у занятий не все признаки образовательной деятельности и другие коды ОКВЭД.

Клубную деятельность выбирают предприниматели, которые не считают свои занятия образовательными. Они называют центры досуговыми, нанимают специалистов по работе с детьми и инструкторов, работают без образовательной программы и фиксированного расписания.

Наташа ходит в клуб на занятия по лепке и арт-терапии. Иногда маме некогда водить дочь, и та пропускает занятия. Но это неважно: в клубе нет жесткого расписания, никто не оценивает результат. Главное, чтобы ребенку нравилось.

Из ОКВЭДов подойдет 90.04.3 — «Деятельность учреждений клубного типа: клубов, дворцов и домов культуры, домов народного творчества».

«О порядке организации образовательной деятельности в приложении к приказу Минобрнауки«

С клубной деятельностью не всё однозначно. В 2013 году Министерство образования описало, как организовывать дополнительное образование, и перечислило его формы:

  • клубы,
  • секции,
  • кружки,
  • лаборатории,
  • студии,
  • оркестры,
  • творческие коллективы,
  • ансамбли,
  • театры.

Ничто не мешает кружкам, клубам и секциям быть образовательными. Судебные решения по клубным делам разные. Иногда суды встают на сторону предпринимателей.

Прокуратура проверила центр раннего развития «Супердетки» и посчитала, что компания ведет образовательную деятельность без лицензии. В центре учили английскому. Предприниматель настаивала, что у нее кружок, специальных программ нет, и это не образование.

Суд рассмотрел такие факты о клубе:

  • с родителями заключали договоры о досуговой и воспитательной деятельности;
  • количество детей на занятиях всегда разное, посещение клуба несистематическое;
  • в клубе нет педагогогов, там работают руководитель кружка, администратор и организатор детского досуга;
  • в документах и рекламе нет ничего об обучении.

Суд не увидел в работе клуба образовательной деятельности и согласился с собственником. Судебное дело.

В другом деле прокуратура выиграла.

Прокуратура и Министерство образования проверили детский клуб «Веселые горошины». Проверяющие опросили собственника, проверили сайт и документы и вот что нашли:

  • программу дошкольного образования «Детство»;
  • расписание занятий для детей разного возраста;
  • договоры с родителями на обучение по образовательной программе;
  • трудовые договоры с педагогами — воспитателем и логопедом;
  • должностную инструкцию воспитателя с описанием его обязанностей как педагога;
  • медицинские книжки педагогов.

Суд решил, что клуб ведет образовательную деятельность, и оштрафовал его на 4000 рублей.

Судебное дело

Ответ Гаранта

Эксперт портала Гарант.ру разобрал вопрос про кружок танцев и тоже не дал однозначного ответа на вопрос, нужна ли лицензия:

Образовательная деятельность — это набор признаков: системность, результат, обязательность, продолжительность, последовательность. Чтобы доказать, что лицензия не нужна, придется показать, что в занятиях таких признаков нет, и подтвердить это договорами и другими документами.

Мнение владельца детского клуба

У Михаила (это вымышленное имя) детские центры в двух городах и франчайзинговая сеть. Он рассказал, что думает о лицензиях.

— У меня два детских центра. В них мы готовим детей к школе, занимаемся ментальной арифметикой, скорочтением и каллиграфией. Такие центры не нужно было лицензировать, пока в 2013 году не приняли новый закон об образовании.

Один из моих детских центров работает с лицензией. Пятнадцать лет назад я начал заниматься дополнительным образованием взрослых, организовал курсы повышения квалификации и получил лицензию для дополнительного образования. Позже просто добавил занятия для детей.

Когда я открыл второй клуб в торгово-офисном центре, я тоже хотел его лицензировать. Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут. Как минимум одна стена должна быть несгораемой, поэтому разрешения работать в этом помещении он не дал.

Мы пригласили пожарного инспектора для проверки помещения, он постучал по стенам и сказал, что перегородки из гипрока не пойдут

Менять место было затратно, но проблема даже не в этом. У нас в городе почти нет помещений с пожарным выходом и тремя туалетами, как требуется для детских центров. Либо цена за аренду такая, что детскому клубу не потянуть.

Если лицензируешь клуб, раз в три года будут приходить проверки. К последней я готовился три месяца, похудел на четыре килограмма. Зато когда лицензии нет, ты в списках департамента образования не значишься, и проверка придет только если жалоба или форс-мажор. Поэтому один из центров я не стал лицензировать.

Я завуалировал образовательную деятельность: взял клубный ОКВЭД, педагогов оформил инструкторами-модераторами. Мы как бы не обучаем никого, просто проводим время за изучением английского. Многие центры работают именно так.

Чтобы центр развивался, нужны педагоги. Но если в штате педагоги, нужна лицензия. Чтобы избежать лицензирования, руководители или никак не оформляют педагогов, или оформляют по трудовому договору консультантами, инструкторами.

Иногда ИП берет ОКВЭДы «аренда» и «консультационная деятельность», приглашает других ИП с педагогическим образованием и сдает им свое помещение. То есть сам предприниматель клуб не держит, а отдает место для занятий с детьми.

Ему лицензия не нужна и приглашенным предпринимателям тоже — каждый из них работает сам. Кажется, всем хорошо. Проблема в том, что тогда каждому педагогу нужно открыть расчетный счет, поставить онлайн-кассу и деньги принимать, заключать договоры с родителями.

Не каждый педагог на это пойдет.

За образовательной деятельностью в области присматривают восемь сотрудников. Они по плану проверяют детские сады, школы, дома творчества и всех, у кого уже есть лицензия. Им некогда бегать по клубам. Мы тоже стараемся не давать повода для проверок и соблюдать законы: официально регистрируемся, платим налоги, по-честному занимаемся с детьми.

Мнение юридического консультанта

Юридический консультант Марина Петрова поделилась мыслями о мнении владельца детского клуба:

— Требования к небольшим клубам с образовательными занятиями кажутся избыточными.

Клубу с двумя преподавателями и парой классов затруднительно работать по правилам, которые написаны для домов творчества с четырьмя сотнями детей.

Но есть требования закона, которые касаются жизни и здоровья, их нужно выполнять. Например, закон запрещает открывать клубы в цоколе, потому что там не хватает дневного света и свежего воздуха.

С ограничениями можно работать. Если в цоколе полноценные окна и хорошая вентиляция, я рекомендую пригласить Роспотребнадзор для консультации. Они осмотрят помещение и могут его одобрить.

ИП не нужно получать заключение МЧС для оформления лицензии. Но правила пожарной безопасности соблюдать нужно. Иначе при проверке клуб могут оштрафовать. Чтобы просчитать пожарные риски, можно обратиться в компанию, которая делает пожарные аудиты. Она расскажет, как действовать.

Найти подходящее помещение сложнее всего. Понимаю тех, кто открывался пять—десять лет назад: место насиженное, уходить не хочется и затратно, как говорит Михаил. Но, если руководитель решил заниматься этим бизнесом всерьез, я бы порекомендовала готовиться к переезду.

Плановые проверки проходят обычно раз в три года. В образовании, социальных услугах, здравоохранении и некоторых других сферах — раз в два года. Бывает, что плановые проверки вовсе не приходят. Повод для внеплановой — жалоба или решение прокуратуры.

Часто предприниматели говорят: «Буду работать, как работал. Что мне грозит, если придут? Заплачу штраф». Но помимо штрафа, проверяющие напишут список требований, которые нужно исправить. Если требования проигнорировать, будет суд и, возможно, приостановка деятельности клуба. Иными словами, собственник или выполняет требования проверяющих, или закрывается.

Если дети занимаются в клубе с лицензией, родители могут получать налоговые вычеты, оплачивать занятия материнским капиталом, а в будущем — и сертификатами дополнительного образования.

Источник: https://delo.modulbank.ru/all/centers-without-license

Юрист-Профи
Добавить комментарий