Можно ли описать ситуацию ДТП со своей точки зрения?

Оставление места ДТП (ст.12.27 ч.2 КоАП РФ)

Можно ли описать ситуацию ДТП со своей точки зрения?

За оставление места дорожно-транспортного происшествия, водителю, который являлся его участником грозит лишение водительских прав на срок от года до полутора лет, либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Срок давности по привлечению к административной ответственности за этот вид правонарушения составляет три месяца.

Что нужно делать при ДТП, чтобы избежать данного наказания и как вести себя, если попал в аварию, рассмотрим далее.

Что считается дорожно-транспортным происшествием

Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»  определяет, что дорожно-транспортным происшествием (ДТП) является событие, которое произошло в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, если:

  1. погибли или ранены люди
  2. повреждены транспортные средства
  3. повреждены сооружения или грузы
  4. причинен иной материальный ущерб

Поэтому, даже если в аварию попадает одно транспортное средство, с одним водителем, но в результате наступило одно или несколько из описанных выше последствий, с формальной стороны это ДТП. И водитель обязан совершить после него определенный перечень действий.

Действия водителя при ДТП

Если автомобиль попал в дорожно-транспортное происшествие, его водитель обязан совершить следующие действия:

  1. Остановить транспортное средство и не трогать его с места.
  2. Включить аварийную сигнализацию
  3. Выставить знак аварийной остановки на расстоянии не меньше чем 15 метров в населенных пунктах и 30 метров вне их
  4. Не трогать, не перемещать предметы, которые имеют отношение к происшествию
  5. Если имеются пострадавшие, вызвать скорую помощь. Напомню, что с 2013 года на территории РФ можно вызвать скорую помощь, полицию и пожарных по единому номеру «112», звонком с мобильного или стационарного телефона.
  6. В экстренных случаях доставить пострадавших в больницу на своем транспорте и
  7. Возвратиться к месту происшествия

В каких случаях можно оставить место ДТП

Закон разрешает покинуть место совершения ДТП в четырех случаях:

    1. Если это необходимо для доставления пострадавшего в больницу
    2. Если в результате ДТП стало невозможным движение других транспортных средств и необходимо освободить проезжую часть.
        В обоих случаях, прежде чем покинуть место ДТП, водитель обязан сделать следующее:
      • Найти свидетелей, очевидцев, записать их данные и место жительства.
      • В присутствии свидетелей зафиксировать положение транспортного средства на дороге, максимально подробно описать место происшествия.Для этого составить письменную схему, расписаться на ней и дать расписаться свидетелям, очевидцам, другому участнику ДТП. Можно и даже рекомендуется использовать видеозапись, фотофиксацию. Большинство современных телефонов позволяют это сделать.
      • Вызвать полицию и ждать ее прибытия.
      • Если осуществлялась доставка пострадавших в больницу — вернуться на место ДТП.
    3. Если при ДТП нет пострадавших, а водители сходятся в оценке обстоятельств аварии, в том числе о том, кто является виновным, они могут не ожидать сотрудников полиции.В этом случае, прямо на месте аварии водители должны составить схему ДТП, подписать ее и вместе отправиться на ближайший стационарный пост дорожно-патрульной службы. И уже находясь в полиции сообщить о случившемся.Здесь нужно отметить, что схему нужно составлять максимально подробную: указывать место совершения ДТП с привязкой к постоянным неподвижным ориентирам (номера домов, номера дорожных опор), отмечать существующую разметку и т.д.

      Если не уверены, что в состоянии составить нормальную схему — вызывайте полицию.

    4. Если в ДТП участвовало только два транспортных средства, и их водители оценивают причиненный материальный ущерб в сумму до 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей, они могут не вызывать сотрудников полиции, урегулировав ситуацию между собой.

Но даже в этом случае обязательно совершить следующие действия:

      • составить схему места ДТП в двух экземплярах и совместно подписать ее (у каждого участника ДТП должен остаться свой экземпляр)
      • убедиться, что вред причинен только имуществу (нет травм у людей)
      • убедиться, что вред причинен только двум транспортным средствам (например, если у одного автомобиля есть прицеп, то считается, что транспортных средств уже три)
      • убедиться, что у каждого участника ДТП есть действующий полис ОСАГО и он указан в числе лиц, допущенных к управлению
      • убедиться, что оба участника ДТП одинаково оценивают перечень и характеристики повреждений транспортных средств

Дальнейшие действия такие водители могут предпринимать обращаясь непосредственно в свою страховую компанию.

Когда ответственность за оставление места ДТП не наступает

Случаев, когда водитель, являвшийся участником ДТП, не будет наказан за оставление места аварии всего два:

    1. Если водитель действительно не заметил, что совершил аварию (наезд, столкновение) и покинул место дорожно-транспортного происшествия не зная, что уезжает с места аварии.

Поясню. Водитель признается виновным в данном правонарушении, если он умышленно покинул место ДТП.То есть, знал о том, что является участником аварии, но по каким-то причинам решил уехать с места происшествия.

Уважительная причина умышленного оставления места ДТП может быть только одна, и она описана в следующем пункте:

  1. Если водитель покинул место ДТП, действуя в состоянии крайней необходимости.

Что такое крайняя необходимость при оставлении места ДТП

Основной критерий определения крайней необходимости требует, чтобы вред причиненный был меньше, чем вред предотвращенный.

Поясню на примере: В сельской местности без развитой инфраструктуры, с разбитыми грунтовыми дорогами, ребенка покусала собака. Квалифицированного медика в селе нет, помощь пострадавшему оказать некому.

Отец сажает ребенка в машину и везет в райцентр. По дороге попадает в ДТП. Жертв при ДТП нет, машина в состоянии продолжать движение.

Водитель принимает решение покинуть место ДТП и доставляет ребенка в больницу.

В данном случае причиненный вред это нарушение установленной законом обязанности водителя совершить определенные действия после ДТП.

А вред предотвращенный это устранение непосредственной угрозы жизни ребенка.

Суд признал действия водителя совершенными в состоянии крайней необходимости и прекратил в отношении водителя дело по ст. 12.27 ч.2 КоАП РФ. (пример описан в практическом комментарии к главе 12 КоАП РФ И.С. Иванов)

Когда место ДТП покидать нельзя?

Анализ судебной практики показывает, что разнообразные случаи, которые водители пытаются представить как действия совершенные в состоянии крайней необходимости, на самом деле такими судами не признаются.

    Например, нельзя оставить место ДТП потому что:
  • опаздываешь на работу
  • опаздываешь на утренник/собрание/концерт/самолет/поезд/встретить кого-либо
  • везешь ребенка на прививку (при этом жизни ребенка ничего непосредственно не угрожает)
  • и даже если погнался за вторым участником ДТП, чтобы заставить его вернуться к месту аварии

Не удается также доказать, что не знал о совершении ДТП, если имеются свидетели, записи, которые доказывают, что после совершения ДТП водитель вышел, осмотрел машину, махнул рукой и уехал.

Именно поэтому, практика оставления места ДТП ограничиваясь запиской, подсунутой под дворник второго автомобиля может завершиться лишением прав или административным арестом.

Просто запомните, что если второго участника ДТП нет на месте и договориться с ним нет возможности, нужно вызывать полицию.
Дело в том, что договориться со вторым участником ДТП уже после того, как вы покинули место аварии, а он подал заявление в полицию — не удастся.

Оставление места ДТП (ст.12.27 ч.2 КоАП РФ) состав формальный — уехал с места, значит совершил правонарушение. Прекращение такого дела в связи с примирением сторон после того, как дело возбуждено — невозможно.

Заявление потерпевший не заберет. Просто не предусмотрено такой возможности. Если водитель возместит потерпевшему ущерб, это может рассматриваться как смягчающее обстоятельство в суде.

Однако, минимальная санкция (год лишения прав или сутки ареста) не изменится.

Конечно, на свой страх и риск вы можете попытаться покинуть место ДТП. Но весь риск последствий при этом принимаете на себя.

На этом все, с пожеланием удачи на дорогах.

Добавлено: С 1 июля 2015 года у водителей появилась возможность оформить ДТП без ГИБДД и покинуть место происшествия без негативных последствий. Подробности в этой статье.

Источник: http://profsovet.com/ostavlenie-mesta-dtp/

Как правильно оформить ДТП по новым правилам

Можно ли описать ситуацию ДТП со своей точки зрения?

Вступивший в силу новый регламент работы дорожно-патрульной службы вызвал у читателей массу вопросов по поводу того, как теперь будут оформляться аварии, и как пострадавшим получить страховую выплату.

На эти вопросы в редакции “РГ” отвечал начальник отдела обеспечения правоприменительной деятельности Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России Андрей Клименко.

Напомним, что теперь ГИБДД не выдает справку об аварии. Но зато выдает определения о возбуждении административного дела или отказе в его возбуждении, постановление о штрафе, или протокол. Все участники получат копии этих документов.

Иван, г. Новосибирск: Подскажите, пожалуйста, материалы по ДТП должны выдаваться в течение 24 часов. Печать должна ставиться сразу или нет?

Как теперь водители должны проезжать круговые перекрестки

Андрей Клименко: Все процессуальные документы, выписанные на месте ДТП, выдаются на месте. Единственное, нужно понимать, что у нас бланки зачастую предусматривают наличие только одной копии. Поэтому если на всех участников копий не хватит, то нужно подъехать в подразделение и получить ее.

Никаких дополнительных печатей эти копии не требуют. Ни в одном нормативном документе, регламентирующем вопросы ОСАГО, не сказано, про заверенные копии постановления или протокола. Заверение не предусмотрено ни нашим регламентом, ни документами страховщиков.

Получив эти документы, пострадавший сразу может идти в страховую компанию. Рассмотрение дела может затянуться. По телесным повреждениям оно может длиться годами.

Поэтому задача полиции в данной ситуации зафиксировать обстоятельства ДТП и выдать участникам первоначальный пакет документов, которые уже будут основаниями для решения вопроса о страховой выплате.

Иван, г. Новосибирск: Все аварийные комиссары могут сдавать материалы в ГИБДД? Или какой-то договор должен быть между ГАИ и службой аварийных комиссаров?

Андрей Клименко: Аварийные комиссары могут выступать представителями участников ДТП только после того, как водители выполнили свои обязанности.

Аварийный комиссар может подъехать на место ДТП, подсказать, как нарисовать схему, помочь сфотографировать обстановку на месте происшествия, повреждения транспортных средств, как того требуют Правила дорожного движения. А для оформления документов о ДТП в подразделении полиции должны прибыть сами участники.

Иначе как инспектор может установить их личность, установить, что повреждения действительно есть и они именно такие, как написано? А уже в ходе административного расследования аварийный комиссар может выступать как доверенное лицо, как защитник или представитель с точки зрения Кодекса об административных правонарушениях.

Если же возможно оформление материалов без участия сотрудников полиции – европротокол, задача аварийного комиссара разъяснить это участникам происшествия, оказать содействие в заполнении извещения о ДТП и, в случае необходимости, представлять их интересы в страховой компании.

Участники аварии должны сами подать документы в ГИБДД на оформление ДТП. Это их обязанность

Водитель может управлять машиной по доверенности, оформленой в простой письменной форме. Но от представителя участника ДТП ваши сотрудники требуют нотариально заверенную доверенность. Почему?

Андрей Клименко: В решении пленума Верховного суда сказано, что доверенность должна быть либо нотариальной, либо оформленной по месту работы.

Она может быть даже устной, если участник в ходе производства по делу заявил о необходимости привлечения конкретного лица в качестве представителя.

После того, как этот представитель будет фигурировать в процессуальных документах именно как представитель, он сможет участвовать в деле без своего доверителя.

Какие новые законы и штрафы для водителей появятся в ближайшее время

Александр, Екатеринбург: Если инспектор не указал все повреждения на машине, страховая компания говорит либо езжайте к инспектору и дописывайте, либо за невнесенные элементы мы не заплатим. Что делать? Ехать к инспектору дописывать?

Андрей Клименко: Физически невозможно на месте определить полный перечень повреждений транспортного средства. Инспектор на месте указывает некие общие повреждения, которые увидит. Например, деформация крыла, капота, разбита решетка радиатора, фара, стекло.

Помимо внешних повреждений, могут быть скрытые. Инспектор не технический эксперт, и не всегда может определить, что то или иное повреждение относится именно к этому происшествию. Этим должны заниматься эксперты, привлекаемые страховыми компаниями.

Еще когда мы выдавали справки, то запрещали сотрудникам делать в ней дописки. Даже было разъяснение о том, чтобы ни указывать в ней никаких скрытых повреждений. И в этом порядок не изменился.

Инспектор указывает то, что увидел на месте происшествия, чтобы эксперту было понятно, с какой стороны, например, был удар: слева, сзади, справа или спереди.

Михаил, Москва: Недавно внесли изменения в правила, предоставили возможность самим разъезжаться, у нас давно работает европротокол, появилось требование к дежурному, чтобы он разъяснял, в каких ситуациях куда ехать. На какие аварии выезжает ГИБДД?

Андрей Клименко: Действительно, после изменений в ПДД, это было еще в середине 2015 года, у нас поменялся порядок оформления и выезда на места совершения ДТП. Если в ДТП пострадали люди, имеют место телесные повреждения, порядок не изменился – обязанности водителя остались те же самые, определить пострадавших, вызвать полицию и скорую помощь.

В случае необходимости доставить пострадавшего в лечебное учреждение и вернуться к месту происшествия, здесь ничего не поменялось. Поменялся порядок оформления и выезда на места ДТП, в которых пострадавшие отсутствуют. То есть когда потерпевшим причинен исключительно материальный ущерб.

У нас, как и раньше, осталась возможность оформления ДТП самостоятельно, то есть, в рамках европротокола. Это возможно, если участвовали только два автомобиля, оба участника ДТП застрахованы по ОСАГО, согласны с обстоятельствами происшествия. Но сумма выплат по европротоколу ограничена 50 тысячами рублей. Появилась возможность вообще не оформлять ДТП.

И это важно, потому что ранее ПДД в любом случае обязывали водителей принимать меры к оформлению соответствующих документов.

Сейчас, если участники ДТП причинили вред только своему имуществу, в том числе транспортным средствам, и у них отсутствуют взаимные претензии, при этом не пострадало имущество третьих лиц – барьерное ограждение, забор, деревья, в этом случае они могут не вызывать сотрудников, а просто разъехаться.

В случае если ситуация спорная, то необходимо связаться с дежурным, объяснить ситуацию и следовать его указаниям. Если дежурному ситуация ясна, он может предложить участникам аварии сфотографировать автомобили, их расположение, повреждения, составить схему ДТП и подъехать в подразделение для оформления. Если ситуация сложная, то на место происшествия будет направлен наряд.

В России увеличили штраф за непропуск пешеходов

Что вы думаете о предложении депутата Вячеслава Лысакова вообще запретить выезд ГИБДД на аварии без пострадавших?

Андрей Клименко: Мы целиком поддерживаем идею освобождения сотрудников полиции от фиксации таких ДТП. Тем более не должно быть случаев, когда авария может быть оформлена по европротоколу, а ее участники вызывают и ждут сотрудников полиции, блокируя движение, из-за царапины на бампере. Вместе с тем есть один вопрос, который нужно учитывать.

В большинстве случаев ДТП сопутствует нарушение правил дорожного движения. Какие-то нарушения могут не повлечь административную ответственность, а за какие-то надо привлекать. У полиции есть обязанность реагировать на сообщения о преступлениях и сообщения об административных правонарушениях. Это закреплено в законе.

Поэтому, если к ДТП привело грубое нарушение правил дорожного движения, например нарушение требования сигнала светофора, выезд на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, непредоставление преимущества в движении транспортному средству на перекрестке – эти правонарушения зачастую приводят и к более тяжким последствиям, мы не можем оставить их без внимания.

Опять же, к сожалению, нередки случаи, когда поступают сообщения о нахождении кого-либо из участников ДТП в состоянии опьянения.

Вместе с тем мы уже можем говорить, что отходим от оформления материала о ДТП и одним из шагов к этому – отмена справки. Этот документ оформлялся только при аварии. После ее отмены, мы оформляем только материалы об административном правонарушении.

И на этом этапе все-таки, чтобы было меньше проблем у граждан со страховыми компаниями, мы в эти материалы включаем сведения о пострадавших, о транспортных средствах, об этих повреждениях.

Также составляем схему места происшествия, на нас возложены обязанности по ведению учета дорожно-транспортных происшествий для выработки мер по их профилактике и предупреждению. Мы фиксируем обстоятельства, способствующие ДТП, в материалах дел об административных нарушениях.

Более того, у нас сервис есть на сайте, где люди могут проверить транспортное средство, историю владения, розыск, ограничение и, в том числе, участие в ДТП. То есть те аварии, сведения о которых есть в банке данных Госавтоинспекции, люди могут увидеть на нашем сайте. Это, кстати, полезно для тех, кто собирается купить б/у автомобиль.

И, кстати, на нашем сайте расписан весь алгоритм действий водителей, в случае ДТП. Эту подсказку можно скачать, распечатать и возить с собой в бардачке машины вместе с извещением о ДТП. Но лучше, чтобы они никогда вам не потребовались.

Кадры

Госавтоинспекция с 30 октября прекратила прием на работу новых сотрудников.

Об этом сообщает “Газета.Ru”. Как сообщает издание, распоряжение об этом подписал министр внутренних дел Владимир Колокольцев. Кроме того, по данным издания, также запрещен перевод действующих сотрудников в другие подразделения ГИБДД.

“РГ”-советы: Как без справки о ДТП получить страховку

Эти требования не касаются только тех подразделений, которые осуществляют совершение регистрационных действий, а также проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачу водительских удостоверений.

В Госавтоинспекции корреспонденту “РГ” подтвердили, что такое распоряжение есть. Но с чем оно связано, затруднились ответить. Дело в том, что назначениями в ГИБДД занимается не Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения, а кадровый департамент МВД России.

Требования будут действовать вплоть до особого распоряжения МВД.

Источник: https://rg.ru/2017/11/06/kak-pravilno-oformit-dtp-no-novym-pravilam.html

Экспертиза ДТП – следите за руками

Можно ли описать ситуацию ДТП со своей точки зрения?

Экспертизы,назначаемые для выяснении обстоятельств ДТП, представляют для многих адвокатовтайну за семью печатями.

Будучи в большинстве своем гуманитариями, онидовольствуются мнениями и выводами, которые им предлагают эксперты-автотехники,и порой даже не вникают в суть исследовательской части заключения.

Точно такжепоступают и многие судьи – они тоже юристы, а потому, в большинстве своем, весьмадалеки от точных наук.

Тем не менее, практика показывает, что объективноерасследование дел по ДТП, и уж тем более профессиональное представительствоинтересов участвующих в нем сторон, невозможно без знаний основ используемыхэкспертами знаний и методик. И наоборот:  более-менее серьезное овладение азамиавтотехнических исследований дает юристам широчайшие возможности дляпрофессиональной самореализации в «дэтэпешной» области.

Такуж получилось, что мне пришлось поучаствовать в «автомобильных» делах и в роли  следователя, и в роли адвоката, и в роли руководителяэкспертной организации.

 Накопленный опытпозволяет весьма ответственно и аргументировано утверждать: к большинствууголовных дел по ДТП (и проводимых при этом экспертиз) применимо искрометноеизречение повстречавшегося на моем жизненном пути пожилого, умудренногожизненным опытом адвоката.

«Какая свадьба без баяна – какое дело без изъяна», -с этих слов начал он свое выступление перед нами, молодыми следователями,собравшимися послушать своего визави. Двадцать три года последующей практическойдеятельности только укрепили мою убежденность в правдивости этих слов.

Дорожно-транспортноепроисшествия – весьма сложный, обуславливаемый многими физическими законами,процесс. Скажу больше: в ряде случаев – даже не объяснимый с научной точкизрения. В моей практике встречались дела, когда определенные моменты толькоукрепляли веру в Бога и действующие с его попущения надприродные силы.

Здесья снова должен вернуться к одной из затрагиваемых ранее тем. Так уж получилось,что развитие экспертизы ДТП, в свое время, пошло по двум различным путям:первый – путь активного исследования, второй – путь пассивной обработки данных.Первый путь привел к практикуемому в Европе и США, экспертному анализу ДТП,второй – к нашей постсоветской автотехнической экспертизе.

Главным отличиемэкспертного анализа ДТП от «автотехники», является наделение эксперта широкимкругом полномочий, связанных с получением, изучением и анализом доказательствпо делу. В то время, как «автотехническая» практика предусматривает прямойзапрет для эксперта в получении исходных данных.

Вторым принципиальным отличием«анализа» от «автотехники» является широкая методологическая свобода западныхэкспертов.

Врезультате два пути привели к совершенно разным эволюционным последствиям:экспертный анализ ДТП достиг в своей развитии возможностей реконструироватьмеханизм дорожной аварии, а автотехническая экспертиза уперлась в научный иметодологический тупик.

Однимиз проявлений этого тупика является  разделениеэкспертизы ДТП на несколько видов экспертных исследований, что на практикепривело к порочной практике проведения по делу отдельных экспертныхисследований, которые, к тому же, по укоренившейся отечественной традиции делаютразные люди.

Получилось как в известном изречении о семи няньках: истина,которую по смыслу своего предназначения должна установить экспертиза, оказалась«без одного глаза».

Поделив экспертизу ДТП на части, украинскаяправоприменительная практика получила ситуацию, когда каждый эксперт работаетнад своей частью пиджака, и поэтому, претензии предъявить некому.

Дошло дотого, что даже по одному постановлению следствия или определению судагосударственные экспертные учреждения умудряются провести несколько экспертиз.

В некоторых случаях, это связано с тем, что привлекаемые к выполнениюэкспертизы специалисты имеют одну-две узких специализаций, не позволяющих имохватить весь комплекс поставленных вопросов. В ряде других – с вопросом оплаты(да и статистики тоже): вместо одной комплексной автотехнической, транспортно-трасологической,химической экспертизы можно провести три. Поставив при этом сразу три галочки исписав, таким образом, нужную сумму выделяемых из бюджета денег.

Какбы там ни было, для адвокатов подобные ноу-хау государственных экспертныхучреждений – лишний повод забить гвоздь стороне обвинения, по инициативекоторой проводились эти экспертизы.

Ещеодним показателем тупика, в котором оказалась отечественная автотехническаяэкспертиза, является излишняя зарегулированнность порядка допуска специалистов нарынок судебных экспертиз. Так получилось, что за все годы независимости, вУкраине стараниями чиновников-регуляторов, создана беспрецедентная по своейглупости система аттестации судебных экспертов.

Так в закон о судебной экспертизебыла внесена норма о том, что эксперт должен иметь соответствующее высшееобразование. Под словом «соответствующее» даже инициаторы этих нововведений таки не нашли, отвечая на многочисленные запросы, соответствующего образования длятранспортной трасологии, а также ряда других экспертных специальностей.

Поэтому, поинтересовавшись наличием записи об эксперте в Государственномреестре судебных экспертов, актуальностью его свидетельства, образованием, адвокатымогут найти немало формальностей (а иногда и вопиющих фактов), которые, нарушаютдействующее (пусть и доведенное до полного маразма) законодательство, а такжедокопаться до того, что эксперт, рассуждающий о динамике движения автомобиля,разбросе или отбросе при столкновении, по образованию «юрист».

Какуже говорилось, выбранный отечественной автотехнической экспертизой путьразвития, в итоге привел эксперт-автотехника к статусу калькулятора,оперирующего исходными данными, которые ему указал следователь или судья.

Поэтому для того, чтобы быть уверенным в объективности его исследованиянеобходимо особое внимание уделять анализу исходных данных, которые экспертиспользует для своих расчетов. Довольно часто, эти данные берутся попросту спотолка, причем это могут делать, как следователь, назначивший экспертизу, таки сам эксперт.

В первую очередь, к таким потолочным данным относятся моментвозникновения опасности, время реакции, величина установившегося замедления.

Источник: https://blog.liga.net/user/ogolubenko/article/20428

Современные методы анализа механизма ДТП – состояние и перспективы (часть 1)

Можно ли описать ситуацию ДТП со своей точки зрения?

Читая статьи, комментарии и отзывы в «Праворубе» по поводу ДТП,  обратил внимание, что у значительного количества участников дискуссий отсутствуют систематизированное представление о методах автотехнической экспертизы, возможностях этих методов и их месте в расследованиях дорожно-транспортных происшествий. Это зачастую приводит к ошибочным (на мой взгляд) выводам при оценке обсуждаемой ситуации. Попробую, насколько у меня это получится, восполнить этот пробел.

Общеизвестно, что  только реконструкция  механизма  ДТП  в  полном  объеме  может гарантировать  обоснованные  выводы  по  всем  вопросам,  связанным с ДТП.  При реконструкции механизма  сложились два основных  подхода.

 Первый подход, который сформировался  несколько десятилетий назад, выдержал многостороннюю проверку  практикой и по праву является основным  – обычно называют традиционным .  Специалиста, не владеющего методами традиционного подхода, трудно признать экспертом-автотехником.

  Как и все иные, этот подход имеет и свои сильные стороны,  и свои недостатки.

Возможности этого подхода определяются тем, что базируется он, в основном,  на  кинематике и трасологии.

Расчетные методики, большей частью, основываются на  кинематических расчетах — определении положения и характеристик движения идеализированного тела  (материальной точки, абсолютно твердого тела) во времени.

 Движение характеризуется путем,  перемещением, скоростью, ускорением центра точки (центра тяжести автомобиля). Анализируются следы – результаты движения.

Очевидно, что такой подход связан с высоким  уровнем абстракции, большим  количеством условностей, упрощений и допущений, для  компенсации которых и учета конкретных обстоятельств  вводятся различные коэффициенты,  усредненные  значений  параметров движения, косвенно характеризующие конструктивные особенности автомобиля,  характер и состояние  дороги,  свойства препятствий.  Эти коэффициенты и параметры устанавливаются опытным путем (время срабатывания тормозного привода, установившегося замедления,  коэффициент сцепления, коэффициент сопротивления перемещению, коэффициент эффективности торможения и т.п.).

Выделены  типовые дорожно-транспортные ситуации,  для которых разработаны и  апробированы типовые расчетные методики.  Снижение скорости вследствие затрат энергии на деформацию автомобилей при столкновении, как правило, не оцениваются

Реконструкция механизма ДТП  выполняется методом мысленного реконструирования происшествия, структура и течение  которого  воспроизводится в воображении  эксперта на основе исходной  информации и логический построений для проверки его непротиворечивости.

Вследствие  простоты расчетных методик  не требуется серьезная  базовая автомобильная подготовка экспертов.  Легко формализуется процесс проведения экспертизы.

  Обеспечивает технологическое единообразие: -разбивка на типовые ситуации – типовые методики – типовые комплексы исходных данных –  типовые аттестованные  эксперты –  известные затраты времени – планирование загрузки  экспертов.

Легко проверяется: правильно-неправильно применена методика, вышел-не вышел за пределы экспертной специальности. При одинаковых исходных данных — одинаковые выводы по расчетным ситуациям.

Метод позволяет  влиять на выводы эксперта через комплекс исходных данных. При проведении экспертизы «проглатываются» все несуразности  как исходных данных, так  и результатов  расчета.

Что касается реконструкции механизма ДТП –  мысленная реконструкция обстановки и связанных с ней обстоятельств события базируется на исходных данных, результатах  расчетов по типовым методикам,  на научных познаниях и практическом опыте эксперта. На этой стадии часто наблюдаются различие оценки ситуации у экспертов  с разным уровнем профессиональной подготовки.

Возможности дальнейшего  развития метода. Необходимо  уточнение, расширение базы коэффициентов и параметров, позволяющих учитывать особенности конкретной ситуации. Разработка новых  расчетных  методик. Например —  методик определения потерь скорости на деформацию автомобиля, определения скорости по информации в электронных блоках управления  и т.п.

Таким образом, традиционный  метод  автотехнической экспертизы является в принципе всеобъемлющим,  поскольку  основывается на общих законах механического движения и взаимодействия материальных тел. 

При этом достоверность результатов реконструкции механизма ДТП зависит от того, насколько точно выбранные коэффициенты, другие параметры, характеризующие ДТС,  соответствуют обстоятельствам ДТП, от качества анализа вещно-следовой обстановки, уровня  научных познаний и практического опыта эксперта,  выполняющего мысленную реконструкцию механизма.  

Из этого следует, что высокий уровень достоверности обеспечивается при расчете параметров движения  в пределах типовой ситуации — определении тормозного, остановочного пути, времени торможения, удаления ТС от места наезда и т.п.

При усложнении ситуации  возрастает  количество элементов, требующих мысленной реконструкции обстоятельств, оценка приобретает характер, все более зависящий от  научных познаний и практического опыта эксперта, доля субъективной составляющей возрастает. Поэтому при реконструкции сложных ДТП  требуется иной подход. Но об этом – в следующей статье.

ЛИТЕРАТУРА

1.Бекасов В.А. и др. Автотехническая экспертиза М.: Юридическая литература, 1967

2.Григорян В.Г., Малаха В.В. Определение места столкновения транспортных средств (анализ методик решения вопроса)Теория и практика судебной экспертизы №1(9) 2008 с 103-113.

3.Илларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. М.: Транспорт, 1989.

4.Евтюков С.А., Васильев Я.В. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий. Справочник.-СПб.: Издательство ДНК, 2006.

5.Транспортно-трасологическая экспертиза по делам о дорожно-транспортных происшествиях (диагностические исследования). Часть 1. М.: Издательский центр ИПК РФЦСЭ, 2006.

Источник: https://pravorub.ru/articles/80964.html

ТОП-10 схем ДТП на российских дорогах

Можно ли описать ситуацию ДТП со своей точки зрения?

12.10.2016 | 96405 просмотров

Изо дня в день на дорогах России происходят аварии, разные по серьезности, травматизму и причинам возникновения. Drom.ru решил разобраться в том, какие из них случаются чаще, а также составить своеобразный рейтинг типичных схем ДТП. Для этого пришлось изучить терабайты видеороликов и поднять статистику ГИБДД из архивов, чтобы понять… основная масса аварий происходит по глупости.

Статистика ДТП в России за январь-июнь 2016 года:

Всего ДТП72 886
Столкновения30 160
Опрокидывания5 655
Наезд на стоящий автомобиль2 270
Наезд на пешехода22 050
Наезд на препятствие4 962
Наезд на велосипедиста2 059
Наезд на гужевой транспорт12
Падение пассажира2 501
Наезд на животное131
Иные виды происшествий (наезд на сотрудника Госавтоинспекции, дорожного рабочего, ребенка в коляске и т.п.)3 086
ДТП, вызванные неудовлетворительными условиями содержания и обустройства уличной дорожной сети (НДУ)34 337

Впрочем, ранжирование ДТП по типам, исходя из их популярности — задача не из простых. Зачастую аварии происходят из-за цепочки случайностей и пренебрежения сразу несколькими пунктами правил. Превысил скорость и не держал дистанцию — ДТП.

Сел за руль в состоянии алкогольного опьянения и проехал на красный — авария. И так дальше… Показательно, что в раздел «столкновения» можно записать как легкий контакт на парковке, так и лобовой удар с фатальным исходом.

Или, например, опрокидывание, причиной которого может стать удар двух автомобилей, потеря управляемости из-за аквапланирования, плохого качества дорожного полотна и массы других причин.

Поэтому приведенный рейтинг происшествий и группировка аварий по типам в определенной мере субъективны и могут несколько отличаться от сухих статистических цифр.

Дтп при парковке и маневрировании

Самый популярный источник получения незначительных повреждений — легкий контакт (легче, чем в видео) по касательной в момент маневрирования, лежит вне статистических данных. Согласитесь, не каждый оформляет такую аварию должным образом.

Многие и вовсе не считают получение пары царапин за ДТП, несмотря на то, что часто последствия даже такого прикосновения недешевы в устранении. Обычно кузов автомобиля ранят столбики, бордюры, пешеходы (самый рискованный случай с точки зрения ответственности за ДТП) и, конечно, другие автомобили. И не зарекайтесь, от того, что с вами этого не случится.

Оставив машину на полчаса в неудачном месте, запросто можно нарваться на перекраску бампера и крыла или замену фар.

Этот тип ДТП граничит со случайной невнимательностью и популярной схемой подстав или «наказания». В первом случае водитель впереди стоящей машины по каким-то причинам решает сдать назад, но не смотрит в зеркала, т.к.

секунду назад он проехал по этой дороге передним ходом и уверен, что сзади нет препятствий. Тем не менее позади уже остановился автомобиль… ДТП. Второй вариант плачевнее. Впереди стоящий автомобиль намеренно сдает назад и ударяет машину. Это так называемые подставы, или «наказания».

Доказать невиновность смогут только свидетели или видеорегистратор.

Этот тип ДТП называют по-разному, но в подавляющем большинстве случаев авария «паровозик» происходит по причине несоблюдения безопасной дистанции (вытекает из скорости), хотя и не только. Вторая причина — рассеивание внимания. Разговор по телефону, переключение треков, секундный взгляд в боковое окно, чтение SMS.

Все это удлиняет время реакции на происходящее вокруг. В итоге времени для того, чтобы остановиться, уже не хватает.

Примечательно, что на безлимитных автобанах Германии полицейские засады измеряют не скорость, а дистанцию: у кого она меньше дозволенного (дистанция в метрах считается как скорость, умноженная на два), тому штраф.

Как правило, ДТП с пешеходами даже при самом счастливом раскладе заканчиваются как минимум травмами. Больше того: вероятность смерти в таких ДТП весьма высока.

Особо рисковый тип аварий — наезд на пешеходов.

Если на городских скоростях человек в салоне автомобиля имеет шансы не только выжить, но и не травмироваться (при использовании ремней безопасности), то пешеход рискует погибнуть даже при ударе от медленно идущего автомобиля (к примеру, он может удариться виском об асфальт при падении).

Самый распространенный тип наездов — инциденты на многополосных дорогах, когда за остановившимся автомобилями не видно пешехода. Впрочем, бывают и исключения. Например, здесь мотоциклист при вполне достаточном обзоре все-таки сбил пешехода…

Аварии при перестроении на многополосных дорогах условно можно разделить на два типа: как результат хулиганской езды с намеренным подрезанием и нарушением рядности движения либо при попадании объекта в слепую зону. Бывает и так, что при возникновении неожиданного препятствия водители рефлекторно уворачиваются и цепляют автомобили вокруг. Хотя по правилам они обязаны лишь тормозить.

Какой бы ни была истинная причина ДТП, помните, если физического касания кузовами с провокатором ДТП не случилось, формально он остается невиновным, поэтому виновника аварии будут определять исходя из ПДД. Единственным шансом разделить ответственность остаются свидетели или запись с видеорегистраторов.

Происшествия на перекрестках — весьма частый тип в рейтинге всех аварий. Причем особо не важно, какой это перекресток — регулируемый или же нет.

Конечно, чаще аварии случаются на бессветофорных пересечениях, когда водители должны руководствоваться дорожными знаками или правилом правой руки.

Реже аварии происходят на перекрестках со светофорами, но зато их последствия часто серьезнее, ведь водитель, едущий на зеленый, как правило, уверен в свободном коридоре.

Согласно ПДД водитель, начинающий движение, должен подать сигнал поворота, а главное — убедиться в безопасности совершаемого маневра. Стартуя с места вслепую и не посмотрев в зеркала, можно запросто попасть в серьезное ДТП.

Вместе с началом мотосезона начинается и сезон ДТП с мотоциклами. Двухколесные байки и автомобили не лучшим образом уживаются на дороге. Мотоцикл быстрее ускоряется и интенсивнее тормозит, не попадает в зеркала заднего вида и не защищает своего наездника в случае ДТП. Зачастую контакт автомобиля и мотоцикла заканчивается фатально.

Петр Шкуматов
координатор движения «Общество Синих Ведерок»

1. Основные причины ДТП — это ошибки водителей и неблагоприятные дорожные условия. Ошибки водителей часто усугубляются дорожными условиями (примерно в 40% случаев).

Также решающую роль играет состояние инфраструктуры и наличие элементов пассивной безопасности. На кривой смертности есть два характерных пика: поздней весной и ранней зимой.

В первом случае это асфальт сошел со снегом, во втором случае снег выпал, а водители оказались к нему не готовы.

2. Поскольку 40% ДТП происходит не только по причине нарушения ПДД, а еще и по причине неудовлетворительных дорожных условий, связь между строгостью наказания и количеством аварий весьма условная.

Катастрофическое состояние дорожной инфраструктуры резко усугубляет последствия ошибок водителей.

Например, отсутствие отбойников практически на всех российских трассах приводит к смертельным последствиям в тех случаях, которые могли бы ограничиться испорченным железом.

3. Нашей стране необходимы масштабные инвестиции в дорожно-транспортную инфраструктуру. Примерно половина смертей происходит по причине ее отсталости и несоответствия современной нагрузке.

Также нужно усиливать контроль за соблюдением ПДД в городах, где основная причина аварийности именно в нарушениях ПДД.

Впрочем, в городе разделители потоков встречных направлений тоже должны быть, особенно на таких дорогах, как Кутузовский проспект.

Обгон — один из самых опасных маневров. А самый опасный его исход — лобовой удар со встречным автомобилем. ПДД определяют обгон как «опережение одного или нескольких ТС, связанное с выездом на полосу для встречного движения и последующим возвращением обратно».

Ключевое здесь — выезд на встречную полосу, ведь при ударе со встречным автомобилем скорости участников ДТП складываются.

Принимая во внимание, что большинство обгонов совершаются на загородных трассах, на скоростях за «сотню», последствия лобового удара чаще всего бывают фатальны.

Зачастую потеря управления автомобилем происходит из-за превышения допустимой скорости. Не вписался в поворот, потому что превысил скорость, и сила инерции протащила автомобиль прямо. Превысил скорость на мокрой дороге, и автомобиль всплыл на водяной пленке, став неуправляемым. Превысил скорость, проиграл в борьбе за прямолинейное движение и в результате убрался в столб.

Вячеслав Лысаков
депутат Госдумы РФ, лидер всероссийской политической партии «Автомобильная Россия»

Есть статистика: около 7% — пьяные ДТП; 23-25% — состояние дорожного полотна; 70%, то есть две трети всех ДТП — человеческий фактор, грубые нарушения ПДД — невнимательность, случайность, глупость.

Задача законодателей — обеспечить неотвратимость наказания, что крайне актуально для злостных нарушителей ПДД, «отморозков», которых надо либо убрать с дороги, либо замотивировать на адекватное поведение на дороге: таковых 5%, то есть около пяти миллионов! Не менее важно воспитание и пропаганда, формирование стереотипа законопослушного поведения. Например, социальная реклама в прайм-тайм не менее эффективна, чем репрессивные меры (повышение штрафов и жесткое регулирование запретами).

Самолет статистически считается самым безопасным транспортом.

Взгляните на общедоступные авиарадары: ежедневно в небе висят сотни авиалайнеров, и разбиваются они редко, но если такое случается, то погибают обычно все поголовно.

Вот и мелких ДТП, где страдает исключительно техника, происходит несравнимо больше, чем серьезных аварий с травмами и погибшими. Просто во втором случае приходится платить куда большую цену…

Статистика ДТП за последние четыре года:

Год20112012201320142015
Всего ДТП199 868203 597204 068199 720184 000
Погибло, чел.27 95327 99127 02526 96323 000
Ранено, чел.251 848258 618258 437251 785231 000

Источник: https://www.drom.ru/info/misc/47593.html

Юрист-Профи
Добавить комментарий