Можно ли доказать факт проживания на территории области в течение 5 лет?

Часто задаваемые вопросы в обращениях граждан, поступивших в Депсоцразвития Югры в 2015 году

Можно ли доказать факт проживания на территории области в течение 5 лет?

  • ВОПРОС-ОТВЕТ.docx (формат .docx) (76 КБ)

Вопросы по организации назначений и выплат социальных пособий

Вопрос: Какие меры социальной поддержки предоставляются с 01.01.2015  при условии постоянного проживания в автономном округе не менее 10 лет?

Ответ: 10 декабря 2014 года принят Закон  Ханты-Мансийский автономный округ – Югра № 112-оз «О внесении изменений в отдельные законы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», которым изменены подходы при предоставлении отдельных мер социальной поддержки, в части необходимого условия для их получения наличие периода проживания гражданина на территории автономного округа не менее 10 лет.

С 1 января текущего года с учетом постоянного проживания не менее 10 лет предоставляются отдельные меры социальной поддержки, установленные Законами автономного округа «О поддержки семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре», «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», а именно:

4 вида единовременных пособий при рождении ребенка (детей);

ежемесячное пособие  по уходу за ребенком в возрасте от полутора до трех лет и от трех до четырех лет;

единовременное пособие при поступлении ребенка (детей) в первый класс общеобразовательной организации;

единовременное пособие для подготовки ребенка (детей) из многодетной семьи к началу учебного года;

ежемесячная денежная выплата семьям в случае рождения третьего ребенка или последующих детей;

единовременная помощь при возникновении экстремальной жизненной ситуации, для выхода семьи (гражданина) на самообеспечение.

Вопрос: Как доказать факт проживания на территории автономного округа не менее 10 лет, если этот период семья фактически проживала, но не имела регистрационного учета по месту жительства?

Ответ: Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» определено, что факты прибытия (убытия) гражданина в место пребывания или место жительства, его нахождение в указанных местах фиксируется в установленном порядке уполномоченным органом.

При этом, местом жительства является жилой дом, квартира, комната либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Федеральным законодательством единственным органом, осуществляющим регистрационный учет, определена Федеральная  миграционная служба в лице ее  территориальных органов.

В случаях, если факт и периоды постоянного проживания не подтверждается сведениями, поступившими из органов регистрационного учета, и документом, удостоверяющим личность, граждане могут подтвердить это в судебном порядке.

Вопрос: Какие условия получения ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет вводятся с 01.01.2016?

Ответ: Законом Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» установлено ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех (далее – пособие), которое предоставляется одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не менее десяти лет, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей).

Назначение пособия осуществляется при соблюдении следующих условий:

необеспеченность ребенка местом в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

отсутствие факта отказа родителя (законного представителя) от выделенного ребенку места в государственной или муниципальной образовательной организации, реализующей основную образовательную программу дошкольного образования.

К числу не обеспеченных местами в государственных или муниципальных образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, относятся дети, которые находятся в очереди на получение дошкольного образования в указанных образовательных организациях по месту жительства.

С 2016 года пособие будет предоставляться семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре.

Вопрос: Распространяется ли условие по малообеспеченности на ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет, назначенное до 01.01.2016?

Ответ: Ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет, назначенное до 01.01.2016, будет предоставляться на прежних основаниях до окончания срока его выплаты.

Вопросы по обеспечению социальных гарантий

Вопрос: Кто является ветеранами труда?

Ответ:

Источник: https://depsr.admhmao.ru/sotsialnaya-podderzhka-naseleniya/330888/chasto-zadavaemye-voprosy-v-obrashcheniyakh-grazhdan-postupivshikh-v-depsotsrazvitiya-yugry-v-2015-g

Массовое лишение гражданства РФ из-за незаконно выданных паспортов

Можно ли доказать факт проживания на территории области в течение 5 лет?

Проблема незаконно выданного паспорта как основания для массового лишения лиц российского гражданства не нова, но оттого не менее актуальна, серьезна и сложна с юридической точки зрения.

О кампании по проверке законности приобретения гражданства

В России уже не первый год проходит кампания по проверке законности приобретения или оформления гражданства, в результате которой тысячи людей в один момент объявляются «негражданами».

Все чаще российские паспорта по заключениям территориальных органов УМВД (до апреля 2016 г.

– ФМС) признаются выданными в нарушение установленного порядка, а значит, недействительными, из-за отсутствия у их обладателей гражданства России. 

Ситуация выглядит примерно так: человек (обычно уроженец республики бывшего СССР), прибывший ранее в Россию (как правило, после 6 февраля 1992 г. – даты вступления в силу Закона о гражданстве 1991 г.

) и получивший российский паспорт, при его замене или при оформлении загранпаспорта (возможно, не первого) или российского гражданства детям, а также при обращении в МВД или в другие органы и учреждения узнает, что его паспорт гражданина РФ является незаконным («необоснованно выданным», «сомнительным», «выданным в нарушение установленного порядка» и т.д. Иной раз можно получить резолюцию типа «в результате проверки установлено, что гражданином РФ вы не являетесь»).

В подобной ситуации может оказаться кто угодно, в том числе пенсионеры, имеющие бессрочный паспорт, выданный в 45 лет, поскольку и они могут потерять или испортить документ, а кроме того, гражданство пожилых людей также может быть поставлено под сомнение, если их дети, обратившиеся по поводу их документов или документов их детей, оформляли свое гражданство на основании гражданства родителей. 

В таких случаях проводятся длительные проверки законности приобретения или оформления гражданства, т.е. «обоснованности» выдачи паспортов. В результате лица, обратившиеся в отдел по вопросам миграции УМВД, а также их дети становятся «негражданами», и российские паспорта у них изымают.

Вопиющая несправедливость и дикость проблемы «незаконного» паспорта заключается также в том, что ранее документ человеку выдали те же самые чиновники или их предшественники либо коллеги. Именно они так же, как и их сослуживцы ранее, в силу некомпетентности, ошибок, а зачастую корыстных побуждений сами допускали нарушения, выдавая российские паспорта в нарушение установленного порядка.

О конкретном деле

В адвокатской практике мне не раз приходилось сталкиваться с подобными нелепыми и абсурдными с точки зрения элементарной логики ситуациями, когда чиновники, изымая или признавая незаконным и недействительным паспорт гражданина РФ, в одночасье превращали законопослушных людей в фактически бесправных «неграждан».

К примеру, недавно я представляла интересы лица по делу, в рамках которого УМВД РФ по Пензенской области с целью последующего инициирования процедуры лишения гражданства моего доверителя обратилось в суд с заявлением об установлении юридического факта использования подложного документа и сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ. 

Заявитель ссылался на то, что при принятии в гражданство РФ мать моего доверителя якобы представила подложные документы – в частности, справку о приеме в гражданство России, выданную Генеральным консульством РФ в одном из иностранных государств.

Причем основным и, по сути, единственным доводом, на основании которого заявитель сделал такой вывод, было отсутствие сведений о выдаче справки в Генконсульстве, в то время как в заявлении о принятии доверителя в гражданство указано, что подлинность представленных документов подтверждена подписью уполномоченного лица паспортно-визовой службы.

Замечу, что ст. 22 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Закон о гражданстве) четко определено, что решение о приобретении российского гражданства подлежит отмене в случае, если будет установлено, что оно принято на основании подложных документов или заведомо ложных сведений.

КС: Подача недостоверных сведений при приеме в гражданство не влечет автоматически его отменуСуд пояснил, что сообщение лицом недостоверных сведений при получении российского гражданства не влечет его отмену: необходимо учесть ряд обстоятельств, в том числе наличие устойчивой правовой связи лица с Россией

В п. 53 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. № 1325, предусмотрено, что решение по данным вопросам отменяется в случае установления в судебном порядке факта использования заявителем подложных документов или сообщения им заведомо ложных сведений, на основании которых оно принималось. 

Причем, как неоднократно подтверждалось судебной практикой (например, определение Санкт-Петербургского городского суда от 24 июня 2013 г. № 33-8683/13; Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 15 апреля 2014 г.

№ 58-КГ14-4 и др.), юридическое значение имеет лишь прямой умысел лица на сообщение заведомо ложных сведений, а не на введение госорганов в заблуждение.

Заведомо ложной нельзя считать информацию, сообщаемую заявителем в случае заблуждения о ее подлинности и достоверности.

Следовательно, само по себе отсутствие сведений о выдаче справки консульства не означает, что мать моего доверителя действовала недобросовестно. В объяснительной записке она указывала, что все документы для приобретения гражданства она представила в Генконсульство, и оно выдало ей справку, на основании которой в 2000 г. она получила российский паспорт.

Действовавшая в тот период редакция Закона о гражданстве 1991 г. (ст. 24) предусматривала, что отмена решения о приеме в гражданство РФ возможна в течение 5 лет после приема. В связи с этим все дела о выдаче паспортов гражданина РФ при приобретении или оформлении гражданства через 5 лет могли быть уничтожены.

Мать моего доверителя узнала о том, что российский паспорт был выдан ей в нарушение законодательства, лишь в 2008 г. – т.е. на момент проведения проверки прошло 8 лет, и вся информация по делам о выдаче паспортов при приобретении или оформлении гражданства, вероятнее всего, была уничтожена.

Отсутствие соответствующих сведений в Генконсульстве может объясняться либо недобросовестностью сотрудников, которые ввели женщину в заблуждение, либо утерей информации.

Соответственно, оснований для утверждения о том, что мать моего доверителя по своей воле ввела в заблуждение сотрудников паспортно-визовой службы, представив им заведомо подложный документ, нет. 

Более того, согласно ст. 5 Закона о гражданстве гражданами РФ являются «лица, имеющие гражданство Российской Федерации на день вступления в силу настоящего Федерального закона». Кроме того, в ст.

42 указано, что «документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом и считаются действительными на день вступления в силу настоящего Федерального закона». 

Необходимо также учесть, что в момент подачи заявления о принятии в гражданство РФ мой доверитель был несовершеннолетним и не имел права самостоятельно подать его, а также нести ответственность за сообщенные о себе сведения. Данная позиция подтверждается судебной практикой – в частности, решением Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 29 октября 2013 г. по делу № 2-2753/2013. 

Норма п. 2 ст. 24 Закона о гражданстве 1991 г.

, действовавшая во время принятия в отношении моего доверителя решения о приеме в гражданство, предусматривала, что отмена не распространяется на супруга и детей заявителя, которые получили российское гражданство вместе с ним, если не будет доказана их осведомленность о незаконности приобретения гражданства.

В действующей редакции Закона о гражданстве такое положение отсутствует. Однако в постатейном комментарии к данному Закону, опубликованном в 2015 г. (автор – Ванюшин Я.Л.), указано, что при отмене ранее принятого решения о гражданстве РФ должно учитываться так называемое «правило индивидуальной ответственности».

Кроме того, презумпция невиновности, установленная Конституцией РФ, носит более широкий, а не только уголовно-процессуальный характер и распространяется на все органы государственной власти и сферы деятельности, где устанавливается вина человека, в том числе и в рассматриваемом случае.

Практика органов внутренних дел

Как показывает практика, наиболее высок шанс привлечь внимание УМВД у тех, кто родился не в России (РСФСР) либо не имел в РФ постоянной регистрации на 6 февраля 1992 г. По Закону о гражданстве 1991 г.

гражданами России признавались все, кто родился на территории России (РСФСР), дети россиян независимо от места их рождения, а также все граждане бывшего СССР, которые на данную дату постоянно проживали в России.

Этим людям не нужно было получать, точнее, приобретать гражданство – государство признало его наличие «автоматически» и в 1990-х гг. его просто оформили. 

В подзаконные акты и инструкции попало лишь одно условие приобретения гражданства совершеннолетними лицами в порядке признания – по дате проживания.

В базу данных МИД или ГУВМ МВД передавали сведения именно о тех, кто приобрел гражданство, а не об уже имеющих его по признанию или рождению.

И если на сегодняшний день в этой базе данных отсутствуют сведения о приобретении гражданства РФ, то от «подозреваемых» требуют либо предъявить документ о постоянной регистрации в России на 6 февраля 1992 г., либо установить факт постоянного проживания на эту дату в судебном порядке.

Кроме того, сотрудники УМВД утверждают, что признание наличия гражданства по рождению применимо только к лицам, рожденным после вступления в силу Закона 1991 г.

Таким образом, если у сотрудников УМВД есть сомнения в том, что человек на эту дату был зарегистрирован в России, начинается проверка со всеми вытекающими последствиями – фактически это лишение всех гражданских прав, так как имеющийся у человека паспорт изымают либо отказываются обменять, а иных документов, удостоверяющих личность, не выдают.

Новоявленный «негражданин» лишается всех конституционных прав и свобод, включая и такие жизненно важные, как права на получение пенсии, пособий, свободу передвижения. Практика показывает, что в таком положении люди могут находиться месяцы и годы.

Судебная практика

К сожалению, в судах доказать свою правоту зачастую не так просто, а если обратиться к практике Мосгорсуда при рассмотрении таких дел в порядке кассационного производства, ситуация выглядит совсем грустно.

Есть примеры, когда суд соглашается с доводами ГУВМ МВД о наличии при определении принадлежности к гражданству ошибки, сделанной сотрудниками бывших паспортно-визовых служб, и отменяет законное решение первой инстанции. Более того, по жалобе гражданина практически невозможно возбудить надзорное производство в Верховном Суде РФ.

Ранее можно было добиться хотя бы истребования дела, получения отказа с возражениями на доводы. С 1992 г. до настоящего времени ВС РФ не высказал мнения по поводу разрешения споров по вопросам гражданства и лишения статуса гражданина путем изъятия паспорта.

А есть всего-то три основных вопроса, по которым необходимы разъяснения: о постоянстве проживания, о признании гражданства по рождению и об изъятии паспорта по причине «отсутствия» гражданства после того, как оно имелось в наличии в течение многих лет.

Позиция КС РФ

Проблема гражданства рассматривалась также Конституционным Судом РФ. В Постановлении от 16 мая 1996 г.

№ 12-П Суд констатировал, что гражданин, имеющий российское гражданство по рождению в прошлом, сохраняет его и после распада СССР вплоть до того момента, пока оно не будет прекращено на основании его собственного волеизъявления. Проживание за границей также не прекращает гражданства.

После возвращения в Россию для такого гражданина, по решению КС РФ, достаточно уведомительной регистрации. Ее отличие от регистрации как способа приобретения гражданства – исключительно учетный характер. 

КС РФ указал, что регистрация как способ приобретения гражданства РФ не распространяется на лиц, которые родились на территории РФ, являлись гражданами бывшего СССР, не изъявили свободного желания прекратить принадлежность к гражданству РФ, выехали ранее на постоянное жительство за пределы России, но в пределах бывшего СССР, не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР) и впоследствии вернулись на постоянное жительство в Россию.

Предложения

На мой взгляд, чтобы разрешить описанные проблемы лиц без гражданства в России, необходимо, во-первых, прекратить практику изъятия или признания недействительными паспортов, выданных уполномоченным органом, если судом не доказана вина гражданина в подлоге или представлении заведомо ложных сведений при оформлении, получении гражданства.

Во-вторых, всех, у кого без установленной судом вины паспорт изъят или признан недействительным, считать гражданами с момента выдачи первого паспорта и выдать новый без каких-либо дополнительных процедур.

В-третьих, объявить «амнистию» всем гражданам бывшего СССР, родившимся на территории Российской Федерации, – т.е. признать их право на российское гражданство по рождению, которое было установлено для них в редакции Закона о гражданстве 1991 г. (п. 2 ст. 13).

Наконец, в-четвертых, предоставить право на получение гражданства или вида на жительство всем гражданам бывшего СССР, кто постоянно проживает в России более 5 лет (факт может быть установлен судом) и не имеет гражданства другого государства или права постоянного проживания в нем.

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/massovoe-lishenie-grazhdanstva-rf-iz-za-nezakonno-vydannykh-pasportov/

Как установить факт проживания одной семьей без брака

Можно ли доказать факт проживания на территории области в течение 5 лет?

13:42, 14 декабря 2015

Имущество может считаться совместно нажитым, только если лица не состоят в зарегистрированном браке с кем-то еще…

Мария Дунай,специально для

«Судебно-юридической газеты»

В наше время гражданский брак – явление далеко не редкое. К сожалению, законодательство не так рьяно охраняет права сожителей или, на западный манер, партнеров, как законных супругов.

Тем не менее, установление факта проживания одной семьей может иметь важные последствия для лица, например, приобретение права на совместно нажитое имущество. Но единственный путь установления такого факта – подача заявления в суд.

«Судебно-юридическая газета» решила разобраться, насколько трудно или легко установить факт совместного проживания без регистрации брака, и как это сделать.

Зачем это делать

Для раздела совместно нажитого имущества. Так, в соответствии с положениями ст.

 74 СК Украины, если женщина и мужчина проживают одной семьей, но не находятся в браке между собой или в любом другом браке, имущество, приобретенное ими за время совместного проживания, принадлежит им на праве общей совместной собственности, если иное не установлено письменным договором между ними.

Учитывая жизненную практику, есть немало случаев, когда лица начинают совместное проживание с новыми партнерами, откладывая развод с бывшими супругами «в долгий ящик».

Хочется еще раз обратить внимание на то, что закон устанавливает четкое условие для того, чтобы имущество считалось совместно нажитым: лица не должны состоять в зарегистрированном браке с кем-то еще.

Нередко причиной установления факта проживания одной семьей без регистрации брака является и оформление объекта права общей совместной собственности.

Для вступления в наследство. Так, в соответствии со ст. 1264 ГК Украины, в 4-ю очередь право на наследование по закону имеют лица, проживавшие с наследодателем одной семьей не менее 5 лет до момента открытия наследства. В этом варианте важно доказать суду не только факт совместного проживания, но еще и срок такового.

В список «популярных» причин попадает также оформление права на пенсию в связи с потерей кормильца.

«Особенный» порядок рассмотрения дел

В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 234 ГПК Украины, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, в т. ч. об установлении факта проживания одной семьей без регистрации брака суд рассматривает в порядке особого производства.

Особое производство – это вид неискового гражданского судопроизводства, в порядке которого рассматриваются гражданские дела о подтверждении наличия или отсутствия юридических фактов, имеющих значение для охраны прав и интересов лица, или создания условий осуществления им личных неимущественных или имущественных прав, или подтверждения наличия или отсутствия неоспариваемых прав. В соответствие с п. 5 ч. 1 ст. 256 ГПК Украины, суд может рассматривать дела об установлении факта проживания одной семьей мужчины и женщины без брака. У особого производства свои особенности. Во-первых, отличительным является предмет судебной защиты – охраняемый законом интерес. Во-вторых, в суд необходимо готовить не иск, а заявление, а значит, лицо выступает, не истцом, а заявителем. В-третьих, обязательным условием дел особого производства – отсутствие спора о праве. Так, в соответствии с частью 6 статьи 235 ГПК Украины, если таковой «обнаруживается», суд оставляет дело без рассмотрения и рекомендует обращаться с иском на общих основаниях. Это условие в полной мере касается дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение (ч. 4 ст. 256 ГПК Украины). Предыдущий пункт, объясняет отсутствие ответчика в отдельном производстве. Вместо, ответчика, лицами, участвующими в деле, могут быть заинтересованные лица (и их представители). И последней отличительной чертой особого производства является исполнение судебных решений: в исковом производстве – возможно применение мер принуждения, в особом производстве – решение суда является основанием для совершения определенных действий, реализация судебного решения осуществляется вне стадии принудительного исполнения, исключение составляют дела об обжаловании нотариальных действий или отказа от их совершения.

В какой суд подавать

В соответствии со ст. 257 ГПК Украины, заявление об установление факта, имеющего юридическое значение, подается в суд по месту проживания заявителя.

Что указать в заявлении

  • Прежде всего, в иске надо указать факт, который заявитель просит установить – факт совместного проживания мужчины и женщины без регистрации брака в определенный период.
  • Период/срок совместного проживания. В случае наследства необходимо доказать факт совместного проживания сроком не менее 5 лет. В случае имущественного спора на основании ст. 74 СК Украины следует доказать факт совместного проживания в течение того периода, в котором было приобретено спорное имущество.
  • В обязательном порядке нужно указатьцель установления факта(например, для вступления в наследство).
  • Обстоятельства и доказательства, подтверждающие факт совместного проживания. В соответствии со ст. 258 ГПК Украины, к заявлению прилагаются доказательства, подтверждающие изложенные обстоятельства.
  • Правовые нормы, которые подлежат применению: ст. 74 СК Украины, п. 5, ч. 1 ст. 256 ЦПК Украины, 1274 ЦК Украины; процессуальные нормы как основание для обращения в суд: ст. 3, 256, 257 и 258 ГПК Украины.
  • Просительная часть.
  • Список дополнений (документов).
  • Подпись истца и дата.

О чем просить

1. Принять заявление к рассмотрению.

2. Установить юридический факт совместного проживания одной семьей с конкретным лицом в конкретный период.

3. Вызвать свидетелей (с указанием их данных, ФИО, средств связи и адресов проживания). Свидетели играют немаловажную роль в таких делах.

Список приложений, которые точно понадобятся:

  • Доказательства фактических брачных отношений – например, свидетельства о рождении детей, справки с места проживания, письма делового и личного характера, фотографии совместного досуга и пр.
  • Копия заявления и приложений.
  • Квитанция об уплате судебного сбора.

Размер судебного сбора

В соответствии с Законом «О судебном сборе», размер судебного сбора за подачу заявления по делам особого производства физическим лицом составляет 0,2 размера минимальной заработной платы – 243,60 грн.

***

Как видим, при действующем законодательстве факт совместного проживания без регистрации брака возможно и иногда необходимо доказать в судебном порядке для приобретения некоторых предусмотренных законом прав.

Для этого должна быть цель и не должно быть препятствий в виде спора о праве или факте пребывания в зарегистрированном браке с кем-то еще в период совместного проживания.

При отсутствии свидетельства о заключение брака доказать факт совместного проживания могут помочь другие документы: свидетельства о рождении детей, справки с места проживания, письма делового и личного характера, фотографии совместного досуга и пр.

Доказать фактические брачные отношения могут:

  • факт совместного проживания;
  • факт введения совместного хозяйства;
  • факт введения совместного бюджета;
  • выявление супружеских отношений перед третьими лицами;
  • личная переписка, фотографии и другие документы;
  • рождение общего ребенка (детей) и его (их) совместное воспитание.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Есть цель, нет препятствий

21.05.2015 в Деснянский районный суд Киева обратилась женщина с заявлением об установлении факта проживания без регистрации брака одной семьей с 23.04.2001. Целью установления указанного факта заявитель указала дальнейшее оформления объекта права общей совместной собственности.

В судебном заседании заинтересованное лицо поддержало заявление и просило удовлетворить его. И суд удовлетворил, т. к.

факт проживания сторон одной семьей без регистрации брака подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами и объяснениями сторон, и кроме прочего, в семье воспитывается ребенок.

В то же время, обстоятельства, которые давали бы основания сомневаться в таком выводе, судом не установлены

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Нет цели, нет установления факта

В 2014 г. в Первомайский районный суд Николаевской области обратилась гражданка с заявлением об установлении факта постоянного проживания одной семьей.

Заявление она обосновывала тем, что брак с теперешним мужем они заключили 20 июня 2014 г., однако фактически проживать одной семьей начали раньше (и проживают до сих пор), а именно с 18 августа 2013 г.

Вместе они вели и ведут домашнее хозяйство, совместно используют доходы.

В судебном заседании заявительница просила установить факт проживания одной семьей с мужем именно с 18.08.

2013 с целью будущего обеспечения защиты имущественных и личных неимущественных прав мужа, поскольку он работает вахтовым методом и по несколько месяцев не бывает дома, для получения и оформления необходимых документов, решения других важных вопросов. Заинтересованное лицо по делу против удовлетворения заявления не возражало.

Выслушав заявителя и заинтересованное лицо, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, суд оставил заявление без удовлетворения по следующим причинам.

В судебном заседании заявителем не была обоснована со ссылкой на соответствующие и допустимые доказательства цель установления факта, имеющего юридическое значение, тогда как в судебном порядке устанавливаются факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав физических лиц, если законом не определен другой порядок их установления. Из поданного в суд заявления усматривается, что цель, с которой оно было подано – обеспечение защиты имущественных и личных неимущественных прав, получение необходимых разрешений и оформление документов – может быть достигнута путем оформления соответствующей доверенности

Позиция Пленума ВСУ

В соответствии с п. 20 постановления Пленума ВСУ №11 от 21.12.2007 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о праве на брак, расторжении брака, признании его недействительным и разделе имущества супругов», при применении ст.

 74 СК Украины, регулирующей разделение имущества лиц, проживающих в фактических брачных отношениях, судам необходимо учитывать, что правило указанной нормы распространяется на случаи, когда мужчина и женщина не находятся в любом другом браке и между ними сложились устоявшиеся отношения, присущие супругам

Позиция Пленума ВСУ

Согласно п. 1 постановления Пленума ВСУ №5 от 31.03.1995 «О судебной практике по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение», в порядке особого производства рассматриваются дела об установлении фактов, если:

  • по закону такие факты порождают юридические последствия, т.е. от них зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан;
  • действующим законодательством не предусмотрен иной порядок их установления;
  • заявитель не имеет другой возможности получить или восстановить утерянный или уничтоженный документ, удостоверяющий факт, имеющий юридическое значение;
  • установление факта не связывается с последующим разрешением спора о праве.

Согласно п. 7 того же постановления, суд вправе рассматривать дела об установлении родственных отношений, когда этот факт непосредственно порождает юридические последствия. Суд не может отказать в рассмотрении заявления об установлении факта родственных отношений по мотивам, что заявитель может решить этот вопрос путем установления неправильности записи в актах гражданского состояния.

Источник: https://sud.ua/ru/news/publication/84564-kak-ystanovit-fakt-prozhivaniya-odnoj-semej-bez-braka

Как установить юридический факт проживания в судебном порядке: документы, рекомендации + образец заявления об установлении факта места жительства в определенном месте на территории России

Можно ли доказать факт проживания на территории области в течение 5 лет?

Наша жизнь, порой, изобилует самыми разными ситуациями. У некоторых граждан возникает необходимость подтвердить и установить факт проживания по определенному адресу или регистрации по месту жительства.

Если паспортный стол или органы миграционной службы отказывают в выдаче необходимых документов, то остается прямая дорога в суд. При этом необходимо правильно составить заявление об установлении факта проживания на территории РФ.

Проблема актуальна, если необходимо восстановить свои права, нарушенные невозможностью оформления гражданства РФ. О том, как это осуществить на деле и какие нужны доказательства и документы, подтверждающие юридический факт места жительства в определенный период времени, читайте в этой статье.

В первую очередь, данную процедуру следует пройти при получении гражданства. Тогда решение суда будет основанием для дальнейших шагов в других инстанциях.

Кроме этого, факт установления места жительства на конкретной территории, необходимо подтвердить тогда, когда произошло стихийное бедствие, например землетрясение или наводнение.

Это позволит получить пострадавшим предусмотренную законодательством компенсацию и иные льготы.

Подтверждение совместного проживания будет необходимо и при оформлении наследства. Ведь в некоторых случаях человек может доказать, что он вступил в свои права посредством постоянного нахождения на спорной жилплощади.

Если квартиру физически поделить нельзя, признание этого факта позволит наследнику соответствующей очереди добиться преимущественного права вступить во владение недвижимостью.

Как доказать юридический факт постоянного проживания

В суд необходимо обращаться тогда, когда обычным путем нельзя удостоверить свое нахождение по тому или иному адресу.

Например, вследствие затопления или пожара не сохранились документы, удостоверяющие личность. Тогда на помощь могут прийти справка из ЖЭКа или выписка из домовой книги.

Дать положительный ответ на вопрос, как подтвердить факт постоянного проживания, помогут свидетели.

Для этого нужно в заявлении об установлении места фактического жительства указать их фамилии, имена, отчества и адреса. При рассмотрении дела, попросить их прийти в суд и подтвердить нахождение по конкретному адресу.

Это могут быть:

  • родственники;
  • соседи;
  • друзья и коллеги по работе.

Доказательством для суда нахождения на территории РФ могут служить достоверные сведения подтверждающие длительное пребывание в любом населенном пункте Российской Федерации.

Документы подтверждающие факт постоянного проживания гражданина:

  • копии договоров найма жилого помещения (квартиры);
  • договоры и квитанции об оплате услуг ( ремонт жилого помещения, стоматология);
  • личная корреспонденция;
  • выписка из домовой книги;
  • поквартирноя карточка;
  • почтовый конверт или открытка.

В общем, в суде должны быть использованы все возможные доказательства нахождения на определенной территории.

Заявление об установлении факта проживания

Его следует подать в суд по своему месту жительства. Другими участниками процесса будут выступать заинтересованные лица – органы, для которых необходимо официально удостоверить соответствующий факт.

Например, если проблема в оформлении гражданства, к делу следует привлечь территориальный орган миграционной службы. Коль скоро речь зашла о льготах, то следует в качестве заинтересованных лиц указать пенсионный фонд или другие уполномоченные инстанции.

Образец заявления об установлении места фактического проживания можно скачать ниже. Как видно из текста документа, он имеет свою четкую структуру.

Так, начинать заявление следует с описания обстоятельств, свидетельствующих о постоянном нахождении на данной территории. После этого стоит сделать акцент на том, почему не представилось возможным подтвердить фактическое место жительства с помощью других инстанций.

Дальше необходимо обосновать, для каких целей факт место жительства, нужно подтвердить в судебном порядке:

В заключительной части заявления рекомендуется указать не только населенный пункт, в котором человек жил, но и конкретный домашний адрес.

Подача заявления требует и определенных расходов, которые заключаются в уплате госпошлины. Ее размер на сегодняшний день составляет 300 рублей.

Заявление об установлении факта постоянного проживания

Каждый гражданин России в соответствии с законодательством обязан иметь место регистрации (постоянной, временной) по конкретному адресу. Однако юридически доказать проживание человека в квартире, комнате, доме часто бывает невозможно.

Причиной этому могут быть отсутствие требуемых документов, длительное нахождение за пределами страны, иные основания. С помощью чиновников доказать постоянное проживание бывает сложно. Поэтому остается один выход – суд.

На помощь в этом случае придет опытный адвокат. В зависимости от ситуации он подготовит, направит адвокатские запросы в инстанции, располагающие о гражданине важными сведениями.

Помощь специалисту окажут и органы ЗАГСа, способные в силу компетенции получить по своим каналам данные из ближнего и дальнего зарубежья.

Не нужно бояться, что бюрократические процедуры отнимут несколько месяцев. Зато предстоящий потом судебный процесс непременно окончится положительным результатом.

Зачем стоит обращаться в суд

Установление через суд юридического факта проживания требуется во многих случаях. Например, это оформление российского гражданства, пенсионных выплат, иных видов поддержки от государства и региональных властей.

Закреплять юридически место жительства на определенной территории приходится и вследствие непредвиденных чрезвычайных событий (наводнение, землетрясение). При таких обстоятельствах жилье граждан часто уничтожается, приходит в негодность.

Чтобы получить помощь люди вынуждены подтверждать координаты собственного прежнего нахождения. А это без суда возможно далеко не всегда.

Для подкрепления собственной позиции нужно взять сведения с прежнего места работы, банков, где открыт счет или оформлен займ. И только после этого составлять исковое заявление об установлении факта проживания.

Подавая документы в суд, следует придерживаться некоторых правил документооборота. Поэтому ниже приводится ориентировочный образец заявления. Его структуру можно использовать и для других случаев.

Щербинский районный суд Москвы

Москва, ул. Савицкого, 2.

Заявитель: Петров Никита Иванович

Добротный переулок, 16, кв. 8.

Заинтересованное лицо: УФМС при Щербинском  УМВД столицы

Заявление

о подтверждении юридического факта постоянного проживания физического лица

Я, Петров Никита Иванович родился 16 сентября 1972 года в Москве и проживал вместе с другими членами своей семьи по указанному в данном заявлении адресу. С 1991 года проходил воинскую службу по контракту в нескольких зарубежных странах.

Национальный паспорт для гражданина РФ я не успел своевременно оформить, так как у меня нет юридически закрепленного места постоянной регистрации. Кроме того, прежние документы, удостоверяющих личность (кроме свидетельства о рождении), были мною утеряны. Проживаю на территории РФ, начиная с января 1992 года.

Сейчас у меня возникли сложности, связанные с оформлением постоянной регистрации и получением российского паспорта. В УФМС при Щербинском  УМВД столицы   отказываются принимать свидетельство о рождении, иные предоставленные сведения.

По положениям ст. 264, 265 ГПК РФ суд имеет законные полномочия  устанавливать факты, от которых напрямую зависит возникновение (изменение, прекращение прав физических лиц).

При этом сведения, несущие в себе юридическое значение, подтверждаются при условии отсутствия у заявителя возможности добиться по иной процедуре надлежащих документов, удостоверяющих требуемую информацию.

Факт принадлежности меня к российскому гражданству могут доказать своими пояснениями следующие свидетели, а именно:

  1. Сергеев Степан Петрович
  2. Константинова Виктория Алексеевна.
  3. Петренко Ксения Павловна.

Иного гражданства я не имею, что удостоверено полученными справками от уполномоченных государственных органов. Поэтому возникла необходимость установить юридический факт постоянного нахождения на территории России для выдачи национального паспорта.

На основании приведенной информации, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

Прошу суд:

Источник: https://sud-isk.ru/usty-fak/ustanovlenie-fakta-prozhivaniya.html

Заявление об установлении факта проживания

Можно ли доказать факт проживания на территории области в течение 5 лет?

Заявление об установлении факта проживания — скачать образец 

Подать в суд заявление об установлении факта проживания придется в тех случаях, когда отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию в определенный момент времени в определенном месте.

Установление факта проживания необходимо для получения определенных льгот или гарантий и компенсаций. Наиболее частым случаем является оформление российского гражданства.

Так, гражданами Российской Федерации являются все официально зарегистрированные на ее территории по состоянию на 6 февраля 1992 года.  Позже для граждан, проживавших на территории РФ в определенное время, был установлен упрощенный порядок оформления гражданства.

Сейчас для граждан, постоянно проживавших на территории Крыма, также имеется возможность получить Российское гражданство в упрощенном порядке.

Обращение в суд с заявлением об установлении факта проживания

Обращаться в суд с заявлением об установлении факта проживания следует только в том случае, если отсутствуют другие подтверждающие документы, или отсутствует другой способ получить необходимые последствия.

Рекомендуем для начала обратиться в тот орган, который должен будет совершить необходимое юридическое действие (выдать паспорт гражданина РФ, удостоверение или свидетельство), и только после отказа обращаться в суд с настоящим заявлением.

Заявление об установлении факта проживания подается в районный суд по месту жительства заявителя. К заявлению необходимо приложить его копию, документ об оплате госпошлины и другие документы, подтверждающие факт проживания. В большинстве случаев факт проживания придется подтвердить свидетельскими показаниями. Для этого следует при обращении в суд подать заявление о вызове свидетелей.

Заинтересованными лицами по таким делам будут органы, которые должны будут совершить юридически значимое действие.

Для оформления гражданства – это органы миграционного учета, для получения льгот и компенсаций – органы соцзащиты или местная администрация.

В каждом конкретном случае выбор заинтересованных лиц будет индивидуальным. При необходимости суд привлечет заинтересованных лиц самостоятельно.

актуальный размер оплаты госпошлины на сегодняшний день:
госпошлина в суд

Рассмотрение заявления об установлении факта проживания

Сроки рассмотрения гражданских дел об установлении факта проживания – 2 месяца с момента подачи заявления в суд. Обычно суд рассматривает такие заявления в первом судебном заседании. Если содержание заявления судье будет не ясно, он может назначить предварительное собеседование. Внимательно читайте уведомление о явке в суд для представления затребованных судом доказательств.

После вынесения решения об установлении факта проживания необходимо будет получить в суде его копию, решение вступит в законную силу через 1 месяц после его изготовления в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение суда необходимо предъявить в учреждение совместно с другими документами. В данном случае решение суда об установлении факта проживания будет заменять документ о регистрации по месту жительства. 

Образец заявления об установлении факта проживания

В ______________________________ (наименование суда) Заявитель: _______________________ (ФИО полностью, адрес) Заинтересованное лицо: ___________

(ФИО полностью, адрес)

Заявление об установлении факта проживания

С «___» _________ ____ г. я _________ (ФИО заявителя), проживаю на территории Российской Федерации в _________ (указать полный адрес места проживания в РФ).

По приезду на территорию России я не регистрировался по месту жительства, документов на гражданство не оформлял _________ (указать, оформлялись ли документы, если нет, то почему, если оформлялись, то кем и когда).

При обращении в отдел УФМС мне было отказано в выдаче паспорта гражданина РФ, поскольку _________ (указать, почему было отказано в выдаче паспорта гражданина РФ).

Для подтверждения российского гражданства мне необходимо подтвердить факт постоянного проживания на территории РФ. Поскольку документов, подтверждающих факт проживания, я получить не могу, установление факта проживания возможно только в судебном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 131—132, 264 Гражданского процессуального кодекса РФ,

Прошу:

  1. Установить факт моего постоянного проживания на территории Российской Федерации в период _________ (указать период проживания).

Перечень прилагаемых к заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Копия свидетельства о рождении
  4. Документы о получении образования
  5. Документы, подтверждающие факт проживания на территории РФ

Дата подачи заявления «___»_________ ____ г.           Подпись заявителя _______

Скачать образец заявления: 

  Заявление об установлении факта проживания

Источник: https://vseiski.ru/zayavlenie-ob-ustanovlenii-fakta-prozhivaniya.html

Юрист-Профи
Добавить комментарий