Как уступить права по договору соц.найма?

Регулирование жилищных прав и обязанностей супругов в рамках брачного договора

Как уступить права по договору соц.найма?

(Мыскин А. В.) («Нотариус», 2011, NN 1, 2)

РЕГУЛИРОВАНИЕ ЖИЛИЩНЫХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ СУПРУГОВ В РАМКАХ БРАЧНОГО ДОГОВОРА

/»Нотариус», 2011, N 1/

А. В. МЫСКИН

——————————— Myskin A. V. Regulation of the housing rights and duties of spouses within the limits of the marriage contract.

Мыскин Антон Владимирович, кандидат юридических наук, заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин Российской академии адвокатуры и нотариата, преподаватель Высших курсов повышения квалификации нотариусов.

Представленная статья посвящена юридическому анализу особенностей регулирования в рамках брачного договора жилищных прав и обязанностей супругов.

Автор последовательно рассматривает две наиболее часто встречающиеся в практической жизни ситуации (социальный наем жилья и право собственности на жилое помещение), а также показывает возможности и особенности регулирования положениями брачных договоров жилищно-правовых отношений супругов в указанных ситуациях.

Ключевые слова: брачный договор, социальный наем жилья, член семьи нанимателя, право собственности на жилое помещение, член семьи собственника жилого помещения.

Presented article is devoted the legal analysis of features of regulation within the limits of the marriage contract of the housing rights and duties of spouses.

The author consistently considers two situations most often meeting in practical life (social employment of habitation and the property right to premises), and also shows possibilities and features of regulation by positions of marriage contracts housing-legal relations spouses in the specified situations.

Key words: marriage contract, social employment of habitation, a member of a family of the employer, the property right to a premises, a member of a family of the proprietor of premises.

В настоящей статье нам хотелось бы осветить юридическую проблему, практически не урегулированную действующим российским законодательством и, на наш взгляд, недостаточно освещенную в научно-практических публикациях, однако имеющую огромную социально-правовую актуальность.

Речь идет о потенциальной возможности (или, наоборот, невозможности) урегулирования в рамках брачного договора жилищных взаимоотношений супругов или лиц, только намеревающихся вступить в брак.

Как показывает практика работы российских нотариусов, в процессе составления ими проектов брачных договоров именно жилищный вопрос является одним из наиболее часто поднимаемых вопросов, который супруги хотят закрепить и урегулировать в брачном договоре.

В связи с этим мы попытаемся на основе анализа действующего семейного и жилищного законодательства дать ответы по наиболее актуальным вопросам, возникающим в этой области.

Более того, понимая, что жилищные правоотношения, которые могут возникать между супругами, являются весьма многогранным явлением, имеющим многочисленные юридические ответвления, в рамках настоящей статьи мы сконцентрируем свое внимание всего лишь на двух наиболее часто встречающихся в жизни ситуациях, которые могут попасть в орбиту правового регулирования брачного договора. Суть первой ситуации заключается в следующем. Один из супругов является нанимателем жилого помещения по договору социального найма в квартире государственного или муниципального жилищного фонда. Он вселяет к себе в жилое помещение своего супруга и регистрирует его (а может, и не регистрирует) на своей жилплощади по месту жительства. Могут ли такие супруги в брачном договоре определить жилищный статус вселяемого супруга, а также определить жилищные права и обязанности такого супруга на случай расторжения брака (в первую очередь речь идет о прекращении у вселенного супруга права пользования жилым помещением)? Суть второй ситуации и вопросов, возникающих в связи с ней, аналогична, за исключением того обстоятельства, что супруг, который вселяет своего супруга на свою жилплощадь, является собственником данного жилого помещения. Для начала мы попытаемся разобраться с первой ситуацией. Итак, супруг-наниматель вселяет в свое жилое помещение, которое он занимает по договору социального найма, своего супруга. Могут ли такие супруги посредством заключения брачного договора каким-то специфическим образом установить или модифицировать жилищные права и обязанности вселенного супруга, в том числе на случай расторжения брака? Для того чтобы дать ответ на поставленный вопрос, необходимо для начала определить, каким вообще образом Жилищный кодекс РФ (далее — ЖК РФ) определяет круг жилищных прав и обязанностей вселенного супруга. ——————————— См.: Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 14.

Источник: http://center-bereg.ru/b5731.html

Возвращение из мест не столь отдаленных. Что происходит с недвижимостью?

Как уступить права по договору соц.найма?

Возвращение из мест не столь отдаленных. Что происходит с недвижимостью?

Согласно ст. 2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются высшей социально-политической ценностью. Основные права и свободы неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, что предполагает их строгую охрану всей системой норм внутреннего и международного права.

Права и свободы граждан могут быть ограничены лишь приговором суда и только в той мере, в какой это предусмотрено уголовным и уголовно-исполнительным законодательством.

Уголовное наказание является одной из наиболее серьезных форм государственного принуждения и согласно ч. 1 ст. 43 УК РФ заключается в предусмотренных УК лишении или ограничении прав и свобод.

Учитывая особенности правового положения осужденных, широкий перечень запретов и ограничений, лица, находящиеся в местах лишения свободы за совершенное преступление, по-прежнему остаются участниками гражданского оборота.

Несмотря на тот факт, что практически отсутствует практика совершения осужденными сделок, заключения договоров, принятия наследства и иных юридических действий в отношении имущества, все это представляет большой теоретический и практический интерес, так как правоотношения, в которых участвуют лица, отбывающие наказание, регулируется нормами гражданского, административного, уголовного и иных отраслей законодательства.

Далее более подробно рассмотрим ситуации распоряжения недвижимым имуществом лицами, отбывающими наказание в местах лишения свободы.

Купля-продажа недвижимого имущества лицами, отбывающими наказание

Согласно ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин РФ обладает всеми правами и свободами на ее территории и несет равные обязанности. Данное положение дополняется ст. 19 Конституции РФ, в которой закреплено равенство всех перед законом и судом.

Вышеуказанные нормы относятся и к осужденным к лишению свободы, так как, несмотря на некоторые ограничения, они остаются гражданами РФ со всеми правами и обязанностями.

То есть вступление приговора в законную силу не влияет на объем правоспособности осужденного.

Следует отметить, что для лиц, отбывающих наказание за совершение преступления, ни гражданское, ни уголовно-исполнительное законодательство прямо не предусматривает каких-либо исключений из оснований приобретения права собственности, перечисленных в гл. 14 ГК РФ.

Однако для целей обеспечения режима отбывания наказания в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством косвенные ограничения в возможности приобретении права собственности все же проявляются.

Что в свою очередь не является непреодолимым препятствием для осужденного распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности недвижимым имуществом, которое посредством заключения гражданско-правовых договоров он имеет право приобретать, отчуждать, сдавать в аренду, использовать в хозяйственном обороте в целях получения прибыли либо просто поддерживать в надлежащем состоянии.

Однако в силу сложившихся обстоятельств, осужденный не может распоряжаться принадлежащим ему недвижимым имуществом самостоятельно. В таком случае самым доступным и распространенным правовым средством осуществления прав собственника является договор поручения.

В соответствии с ч. 1 ст. 971. ГК РФ по договору поручения одна сторона (поверенный) обязуется совершить от имени и за счет другой стороны (доверителя) определенные юридические действия.

Права и обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя.

Указанный договор может решить ряд вопросов, связанных с целесообразностью использования имущества, оставшегося на свободе, помощью семье, обеспечением иных гражданско-правовых обязательств осужденного.

Однако низкий уровень правовой грамотности осужденных, а иногда и сотрудников исправительных учреждений, определяет низкий уровень распространения не только договора поручения, но и иных договорных отношений среди лиц, осужденных к лишению свободы.

  • Права лица, отбывающего наказание, на сохранение недвижимости, полученной по договору социального найма

Проанализировав ст. 40 Конституции РФ, можно сделать вывод о том, что содержание права на жилище включает:

    • право пользования имеющимся жилым помещением;
    • право на получение в установленном порядке жилого помещения в домах государственного и муниципального фондов;
    • право приобретения жилого помещения в собственность.

Приговор суда в виде лишения свободы о назначении уголовного наказания не лишает осужденного права на жилище.
Согласно ранее действующему ЖК РСФСР от 24.06.1983 г. п. 8 ч. 1 ст.

60 при временном отсутствии нанимателя или членов его семьи за ними сохраняется жилое помещение в течение шести месяцев.

По истечении этого срока они могут быть признаны в судебном порядке утратившими право пользования жилым помещением (ст. 61 ЖК РСФСР).

Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?407

– Верховный Суд Республики Беларусь

Как уступить права по договору соц.найма?

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 июня 2014 г. № 11

Обсудив судебную практику, в целях единообразного применения судами законодательства по делам, вытекающим из договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда, Пленум Верховного Суда Республики Беларусь

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Обратить внимание судов, что при разрешении споров, вытекающих из договоров найма жилых помещений государственного жилищного фонда, следует руководствоваться Конституцией Республики Беларусь, Жилищным кодексом Республики Беларусь (далее – ЖК), Указом Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2013 г.

№ 563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» (далее – Указ № 563) и утвержденным данным Указом Положением об учете граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и о порядке предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда (далее – Положение об учете граждан) (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 20.12.2013, 1/14698), Положением о специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда (далее – Положение о специальных жилых помещениях) и типовым договором найма специального жилого помещения государственного жилищного фонда, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24 сентября 2008 г. № 1408 «О специальных жилых помещениях государственного жилищного фонда» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 237, 5/28424; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 29.05.2013, 5/37295), типовым договором найма жилого помещения государственного жилищного фонда, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2013 г. № 193 «Об утверждении типовых договоров найма и поднайма жилого помещения государственного жилищного фонда, внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12 сентября 2006 г. № 1191 и признании утратившими силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 17 марта 2006 г. № 371 и отдельных структурных элементов постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 23.03.2013, 5/37025), Положением об общежитиях и типовым договором найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 5 апреля 2013 г. № 269 «Об утверждении Положения об общежитиях и типового договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда в общежитии и признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 12.04.2013, 5/37116), другими нормативными правовыми актами, регулирующими жилищные отношения.

2. Судам необходимо иметь в виду, что договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда заключается на основании решения государственного органа, другой государственной организации о предоставлении гражданину и членам его семьи жилого помещения государственного жилищного фонда, принятого в соответствии с пунктом 1 статьи 102 ЖК.

Договор найма жилого помещения государственного жилищного фонда заключается в письменной форме и считается заключенным с даты его регистрации исполнительными комитетами, городскими районными администрациями.

Несоблюдение положений о порядке заключения и форме договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда может являться основанием удовлетворения иска об установлении факта ничтожности договора найма и применения последствий его недействительности.

3.

 При разрешении споров о праве владения и пользования жилым помещением государственного жилищного фонда судам следует учитывать, что согласно статье 23 ЖК такое право возникает не только на основании договора найма жилого помещения, но и на основании заключенного в соответствии с требованиями пункта 1 статьи 24 ЖК письменного соглашения о признании членом семьи, а также по другим основаниям, предусмотренным ЖК и иными актами законодательства (например, в силу пункта 10 статьи 122 ЖК и пункта 17 Положения о специальных жилых помещениях у воспитанников детских интернатных учреждений право владения и пользования специальными жилыми помещениями возникает на основании решения местного исполнительного и распорядительного органа).

Письменное соглашение о признании членом семьи заключается между нанимателем и его родственниками (за исключением близких родственников), свойственниками, нетрудоспособными иждивенцами.

Отсутствие письменного соглашения не исключает возможности признания указанных лиц, а также иных граждан членами семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда в судебном порядке, если они не менее пяти лет проживают совместно с нанимателем в жилом помещении, о праве владения и пользования которым возник спор, и в течение этого срока ведут с ним общее хозяйство.

4.

 Разъяснить судам, что наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда вправе предоставить право владения и пользования занимаемым жилым помещением членам своей семьи, перечисленным в пункте 1 статьи 56 ЖК, с письменного согласия всех совершеннолетних членов его семьи, проживающих совместно с ним, а также с письменного согласия других нанимателей, если жилое помещение предоставлено по договорам найма нескольким нанимателям. Письменное согласие может быть выражено соответствующей записью в заявлении о регистрации по месту жительства.

Для предоставления нанимателем права владения и пользования жилым помещением родителям (усыновителям, удочерителям), детям, в том числе усыновленным (удочеренным), супругу (супруге) получение согласия других лиц не требуется.

Члены (бывшие члены) семьи нанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда, проживающие совместно с ним, вправе предоставить право владения и пользования занимаемым жилым помещением без согласия нанимателя и других лиц только своим несовершеннолетним детям.

5. Судам следует учитывать, что для отдельных видов жилых помещений государственного жилищного фонда законодательством могут быть установлены особенности предоставления нанимателями права владения и пользования занимаемым жилым помещением членам семьи.

В частности, в соответствии с пунктом 5 статьи 120 ЖК предоставление такого права нанимателями жилых помещений в общежитиях членам семьи допускается только с согласия администрации и профсоюзного комитета (при его наличии) государственного органа, другой организации, в ведении которых находится общежитие.

6. Обратить внимание судов, что основания и порядок изменения, прекращения и расторжения договора найма жилого помещения определены статьями 59–61 ЖК.

Источник: http://court.gov.by/ru/jurisprudence/post_plen/civil/housing/a97ca2566c4612be.html

Федеральный закон от 26.07.2019 № 214-ФЗ «О внесении изменений в статьи 155 и 162 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»

Как уступить права по договору соц.найма?

 26 июля 2019 года                                                                                                                     N 214-ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ

В СТАТЬИ 155 И 162 ЖИЛИЩНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА “О ЗАЩИТЕ ПРАВ И ЗАКОННЫХ

ИНТЕРЕСОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ВОЗВРАТУ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И О ВНЕСЕНИИ

ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН “О МИКРОФИНАНСОВОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МИКРОФИНАНСОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ”

Принят

Государственной Думой

16 июля 2019 года

Одобрен

Советом Федерации

23 июля 2019 года

Статья 1

Внести в Жилищный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 14; 2007, N 1, ст. 14; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 23, ст. 2776; 2010, N 31, ст. 4206; 2011, N 23, ст.

3263; 2012, N 53, ст. 7596; 2013, N 14, ст. 1646; N 52, ст. 6982; 2014, N 30, ст. 4218, 4256, 4264; 2015, N 1, ст. 11; N 27, ст. 3967; N 45, ст. 6208; 2016, N 27, ст. 4288; 2018, N 1, ст. 69; N 15, ст.

2030) следующие изменения:

1) в статье 155:

а) часть 15 дополнить предложением следующего содержания: “При этом наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе взыскивать в судебном порядке просроченную задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги.”;

б) дополнить частями 18 и 19 следующего содержания:

“18.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, не вправе уступать право (требование) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги третьим лицам, в том числе кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц. Заключенный в таком случае договор об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги считается ничтожным. Положения настоящей части не распространяются на случай уступки права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

19.

Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, ресурсоснабжающая организация, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами или вновь выбранная, отобранная или определенная управляющая организация, созданные товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, иная ресурсоснабжающая организация, отобранный региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязаны уведомить в письменной форме собственника помещения в многоквартирном доме и нанимателя жилого помещения по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, у которых имеется просроченная задолженность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, об уступке права (требования) по возврату такой задолженности вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в течение десяти рабочих дней со дня заключения договора об уступке права (требования) по возврату просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Указанные собственник и наниматель вправе не исполнять обязательство по погашению просроченной задолженности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги вновь выбранной, отобранной или определенной управляющей организации, созданным товариществу собственников жилья либо жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу, иной ресурсоснабжающей организации, отобранному региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами до предоставления им уведомления об уступке права (требования) по возврату такой задолженности.”;

2) часть 1 статьи 162 дополнить предложением следующего содержания: “Каждый собственник помещения в многоквартирном доме самостоятельно исполняет обязанности по договору управления многоквартирным домом, в том числе обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги, и не отвечает по обязательствам других собственников помещений в данном доме.”.

Статья 2

В части 4 статьи 1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ “О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон “О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4163) слова “, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности” исключить.

Статья 3

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

26 июля 2019 года

N 214-ФЗ

Источник: http://fssprus.ru/2634634/

Разъяснение законодательства

Как уступить права по договору соц.найма?

Прокуратура Курского района разъясняет

— 27/02/2018 —

Вопрос: Я со своей семьей (мужем и сыном) длительное время состою на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время супруг страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Имеет ли в связи с этим наша семья право на внеочередное получение жилого помещения?

Отвечает Помощник прокурора Курского района   Титова Я.С.

 В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в нуждающимися в жилых помещения.

При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным законом категориям граждан, признанных нуждающимися с жилых помещениях (ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодательно предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне.

При этом жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке именно гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, но не его семье.

Если Ваша семья не признана малоимущей оснований для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда не имеется и в данном случае правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из жилищного фонда субъекта Российской Федерации во внеочередном порядке обладает только Ваш супруг как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в соответствующий перечень. Вы правом на внеочередное предоставление жилого помещения не обладаете.

Вопрос: Я со своей семьей (мужем и сыном) длительное время состою на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении. В настоящее время супруг страдает заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире. Имеет ли в связи с этим наша семья право на внеочередное получение жилого помещения?

Отвечает Помощник прокурора Курского района   Титова Я.С.

 В соответствии со ст. 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным в нуждающимися в жилых помещения.

При этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным законом категориям граждан, признанных нуждающимися с жилых помещениях (ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

В силу ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем, для отдельных категорий граждан законодательно предусмотрена возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ).

К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, в силу п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, относятся граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне.

При этом жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке именно гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, но не его семье.

Если Ваша семья не признана малоимущей оснований для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда не имеется и в данном случае правом на обеспечение жилым помещением по договору социального найма из жилищного фонда субъекта Российской Федерации во внеочередном порядке обладает только Ваш супруг как лицо, страдающее хроническим заболеванием, включенным в соответствующий перечень. Вы правом на внеочередное предоставление жилого помещения не обладаете.

Вопрос: В 2001 году я выехала из района Крайнего Севера и с указанного времени я зарегистрирована и проживаю на территории Курской области.

Жилья в собственности не имею, длительное время проживаю на съемной квартире и состою на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Имею ли я право на предоставление жилого помещения либо иных мер социальной поддержки, направленных на обеспечение жильем.

Отвечает Помощник прокурора Курского района   Титова Я.С.

 Формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы» является предоставление за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют, в том числе граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Для участия в подпрограмме граждане, по общему правилу подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление об участии в подпрограмме, с приложением документов, перечень которых указан в п. 19 Правил выпуска и реализации государст­венных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153.

С целью организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Для включения в такой список гражданин – участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.

Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Оформление и выдача сертификатов гражданам – участникам основного мероприятия осуществляется в соответствии с очередностью.

В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам; в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.

Внеочередное предоставление социальных выплат (государственных жилищных сертификатов) действующим законодательством не предусмотрено.

При этом, учитывая, что предоставление финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации рассматриваемой программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, количество выдаваемых ежегодно жилищных сертификатов зависит от объема денежных средств федерального бюджета, выделяемых Курской области.

Таким образом, для участия в указанной программе с целью последующего получения жилищного сертификата до 1 июля текущего года Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления, в котором находится Ваше учетное дело, как лица признанного нуждающимся в жилом помещении

Вопрос: Мой ребенок ездит в школу на старом автобусе, который на мой взгляд, не отвечает требованиям безопасности. Скажите, есть ли какие-нибудь требования к транспортным средствам, на которых перевозят детей?

Отвечает ст. помощник прокурора Курского района Ховалкин Е.С.:

В силу п. 3 Правил организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.

2013 N 1177, для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Источник: http://kurskcity.ru/prockurskobl/infolaw.php?id=2620

Статья 70 ЖК РФ. Право нанимателя на вселение в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма других граждан в качестве членов своей семьи

Как уступить права по договору соц.найма?

1.

Наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя – других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи. Наймодатель может запретить вселение граждан в качестве проживающих совместно с нанимателем членов его семьи в случае, если после их вселения общая площадь соответствующего жилого помещения на одного члена семьи составит менее учетной нормы. На вселение к родителям их несовершеннолетних детей не требуется согласие остальных членов семьи нанимателя и согласие наймодателя.

2. Вселение в жилое помещение граждан в качестве членов семьи нанимателя влечет за собой изменение соответствующего договора социального найма жилого помещения в части необходимости указания в данном договоре нового члена семьи нанимателя.

См. все связанные документы >>>

1. Право на вселение в занимаемое жилое помещение иных граждан всегда рассматривалось как одно из наиболее важных и ценных для нанимателя правомочий. Вместе с тем это правомочие нанимателя никогда не было свободно от различного рода административных ограничений.

Длительное время ЖК РСФСР в качестве одного из условий вселения в жилое помещение называл необходимость соблюдения установленного порядка вселения, под которым понималась необходимость соблюдения правил о прописке (регистрации).

Поэтому зачастую на практике именно с фактом прописки или ее отсутствия связывалось решение вопроса о приобретении вселившимся лицом права на то или иное жилое помещение.

Несмотря на то что цивилисты всегда выступали за отмену административных барьеров в регулировании жилищных отношений и еще заключением Комитета конституционного надзора СССР от 11 октября 1991 г.

нормативные акты о прописке были признаны недействующими, положение ЖК РСФСР о необходимости соблюдения этих правил оставалось действующим до 25 апреля 1995 г. – до дня принятия Конституционным Судом РФ Постановления по делу о проверке конституционности ч. ч. 1 и 2 ст.

54 ЖК РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой .

В этом Постановлении Конституционный Суд РФ отметил, что неопределенность юридического содержания понятия “в установленном порядке” не позволяла ответить на вопрос, какой орган и какие акты должны устанавливать этот порядок, что порождало произвольное понимание того, что оно означает по своему существу: отсутствие указания на вид нормативного акта, который должен “устанавливать порядок” вселения в жилое помещение, позволял законодательным и исполнительным органам государственной власти различных субъектов Российской Федерации устанавливать его по собственному усмотрению. Правоприменительные же органы при решении вопросов вселения в жилое помещение нередко руководствовались отмененными нормативными актами.

——————————–

См.: Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1992 – 1996 гг. М.: Новый юрист, 1997. С. 319.

В итоге Конституционный Суд РФ признал, что содержавшееся в ст. 54 ЖК РСФСР положение об “установленном порядке” как процедуре вселения в жилое помещение при условии соблюдения режима прописки не соответствует по содержанию ст. ст. 18, 19 (ч. 1), 27 (ч. 1), 40 (ч. 1) и 55 (ч. ч. 2 и 3) Конституции РФ.

Развивая эту правовую позицию, Конституционный Суд РФ в Постановлении по делу о проверке конституционности п. п.

10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г.

N 713, отметил, что представление гражданином такого документа, как паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, и документа, являющегося основанием для вселения гражданина в жилое помещение (ордер, договор, заявление лица, предоставившего гражданину жилое помещение, или иной документ), либо его надлежаще заверенной копии, порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства .

——————————–

См.: Конституционный Суд Российской Федерации: Постановления. Определения. 1997 – 1998 гг. М.: Юристъ, 2000. С. 186.

Источник: https://rulaws.ru/Zhilischnyy-kodeks/Razdel-III/Glava-8/Statya-70/

Юрист-Профи
Добавить комментарий