Как привлечь к ответственности виновное лицо?

Особенности привлечения должника к административной ответственности в исполнительном производстве за несвоевременную уплату алиментов

Как привлечь к ответственности виновное лицо?

Агеева К. А. Особенности привлечения должника к административной ответственности в исполнительном производстве за несвоевременную уплату алиментов // Молодой ученый. — 2019. — №20. — С. 273-275. — URL https://moluch.ru/archive/258/59301/ (дата обращения: 13.02.2020).



Федеральный закон от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — ФЗ «Об исполнительном производстве») устанавливает порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным платежам (ст. 102), а в случае злостного уклонения от уплаты алиментов, возможность привлечения должника к уголовной ответственности в соответствии со ст. 157 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ).

В июле 2016 года был установлен преюдициальный порядок привлечения к ответственности за несвоевременную уплату алиментов [1].

В настоящее время должник может быть привлечен к уголовной ответственности только после привлечения его к административной ответственности по ст. 5.35.

1 Кодекса об административных правонарушениях РФ (далее — КоАП РФ) в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.

По ст. 5.35.1 КоАП РФ виновное лицо может быть привлечено за неуплату средств на содержание детей (ч.1) или нетрудоспособных родителей (ч.2) в течение 2 и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства. Санкции в обоих случаях одинаковы — обязательные работы, административный арест или штраф.

Для привлечения виновного лица к административной ответственности за несвоевременную уплату алиментов необходимо:

1) Решение суда (судебный приказ) о взыскании алиментов, вступившее в законную силу или нотариально заверенное соглашение об уплате алиментов (в соответствии со ст. 12 ФЗ «Об исполнительном производстве» нотариально заверенная копия Соглашения также имеет силу исполнительного листа;

2) Возбужденное исполнительное производство;

3) Отсутствие уважительных причин неуплаты алиментов (в каждом случае уважительность определяется исходя из сложившейся ситуации, установленного перечня таких случаев не имеется);

4) Фиксация в протоколе неисполнение должником обязанности по уплате в течение 2 и более месяцев после возбуждения исполнительного производства (при этом, задолженность не должна возникнуть вследствие произведенной индексации платежей [2]);

5) Действие должника не должны содержать признаки уголовно-наказуемого деяния (то есть в случае повторного неисполнения обязанности по уплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, должник привлекается не к административной, а к уголовной ответственности).

ФССП России в методических рекомендациях обращает внимание на наличие таких факторов для привлечения лица по ст. 5.35.1 КоАП РФ как надлежащее уведомление должника о возбужденном исполнительном производстве и ненахождении должника в розыске (признании безвестно отсутствующим).

Обязанное уплачивать по решению суда или Соглашению о содержании лицо освобождается от платежей, если плательщик фактически несет расходы по содержанию получателя и проживает с ним. Данная позиция нашла свое отражение, например, в Постановлении Московского городского суда от 26 ноября 2018 года № 4а-7184/2018.

Правонарушениями, отнесенными к юрисдикции того или иного государственного органа, считаются те, по которым должностные лица данного органа уполномочены составлять административные протоколы. В соответствии с п. 77 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ должностные лица ФССП России вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Право административного задержания и составления протокола по правонарушениям, предусмотренным ст. 5.35.1 КоАП РФ предоставлено должностным лицам ФССП России. Сотрудник обязан разъяснить должнику права, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ и ст. 24.1 КоАП РФ.

Протокол может быть составлен в отсутствие должника в случае неявки при наличии факта надлежащего извещения лица, при этом в протоколе делается соответствующая отметка.

Протокол предъявляется правонарушителю для ознакомления, а в случае составления в отсутствие должника, копия протокола направляется по почте.

Полномочия по рассмотрению административных дел по существу возложены на мирового судью по подсудности.

Вместе с тем, стоит учитывать, что в 2019 году порядок рассмотрения уголовных дел за неуплату средств на содержание детей и нетрудоспособных родителей изменился.

Из компетенции мирового судьи выведено рассмотрение уголовных дел по ст. 157 УК РФ. В настоящее время их рассмотрением занимается районный суд.

С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным. Лицо считается подвергнутым наказанию со дня вступления в законную силу постановления о привлечении к административной ответственности до истечения года со дня окончания исполнения постановления.

Из вышесказанного следует, что привлечение к административной ответственности за несвоевременную уплату алиментов и впоследствии к уголовной ответственности возможно лишь в рамках возбужденного исполнительного производства или после окончания исполнительного производства, если неуплата (нарушение закона) произошла в период возбужденного производства.

Анализируя в совокупности диспозиции ч. 1 и ч. 2 ст. 5.35.1КоАП РФ с положениями ФЗ «Об исполнительном производстве», а также нормы раздела V Семейного кодекса РФ (далее — СК РФ), регулирующие исполнение алиментных обязательств, мы приходим к выводу о том, что в ст. 5.35.1 КоАП РФ не отражена в полной мере специфика возможного субъектного состава алиментных правоотношений.

Право на получение средств на содержание и обязанность уплаты алиментов может возникнуть как у членов семьи, так и у бывших членов семьи, например, бывших супругов (п. 4 ст. 30, ст. ст. 89, 90 СК РФ).

На практике возникают случаи, когда в пользу одного супруга (бывшего супруги) с другого супруга (бывшего супруга) взысканы алименты, но обязанный супруг уклоняется от уплаты установленной суммы без уважительных причин.

В представленной ситуации должник не может быть привлечен к административной ответственности, поскольку субъектный состав в соответствии с диспозицией ст. 5.35.

1 КоАП РФ не предусматривает привлечение к ответственности данных лиц.

В соответствии со ст.ст. 93–97 СК РФ и п.

40 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 26 декабря 2017 года № 56 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов» [3] законодатель установил «алиментные обязательства других членов семьи», к которым относятся: братья и сестры (полнородные и неполнородные), внуки, дедушки и бабушки, фактические воспитатели, отчим (мачеха). Вопрос привлечения должника по возникшему правоотношению между перечисленными субъектами к административной ответственности в случае уклонения от уплаты алиментов остается открытым.

В целях недопущения нарушения прав и законных интересов лиц, имеющих право на получение алиментов, необходимо на наш взгляд, внести в действующее законодательство об административных правонарушениях соответствующую поправку. Изменить название ст. 5.35.

1 КоАП РФ, изложив следующим образом: «Неуплата средств на содержание детей, нетрудоспособных родителей, супруга (бывшего супруга), а также других членов семьи». Дополнить ст. 5.35.1. КоАП РФ частями 3 и 4, в диспозиции которых отразить вышеперечисленных субъектов.

Санкции за нарушения оставить действующие в настоящее время для всех категорий виновных лиц.

Таким образом, процесс привлечения должника к административной ответственности за несвоевременную уплату алиментов имеет свои особенности, которые были рассмотрены в работе.

Вместе с тем, исследование показало несовершенство нормы, изложенной в ст. 5.35.1 КоАП РФ.

Предложенная редакция, в случае ее принятия, и практика применения, будет способствовать соблюдению прав субъектов алиментных правоотношений на получения содержания и обоснованному привлечению к ответственности виновных лиц.

Литература:

  1. Федеральный закон от 03.07.2016 № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» // СПС «КонсультантПлюс».

Источник: https://moluch.ru/archive/258/59301/

Кого привлекут к административной ответственности: организацию или должностное лицо?

Как привлечь к ответственности виновное лицо?

По ряду административных правонарушений нормы КоАП в качестве субъектов, которые могут быть привлечены к административной ответственности, указывают сразу и организацию, и ее должностное лицо.

Естественно, в этих ситуациях возникает вопрос: возможно ли одновременное привлечение к административной ответственности должностного лица и юридического лица за одно и то же правонарушение? Рассмотрим, как решаются такие вопросы на практике.

Документ:

Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Зачастую возникает следующая ситуация: контролирующие органы провели проверку хозяйственной деятельности организации, по результатам которой выявлены определенные нарушения, например по ч. 1 ст. 9.19 КоАП, которая предусматривает наложение штрафа и на должностное лицо, и само юридическое лицо.

В связи с этим решается вопрос о порядке наложения административного взыскания, т.е.

будет ли привлечено к ответственности только должностное лицо организации, виновное в совершении правонарушения, либо же штраф придется платить еще и организации? Ответ на этот вопрос важен и для учредителей юридического лица, так как им необходимо оценивать возможные риски своего бизнеса, и для самих руководителей и топ-менеджеров, так как они являются ответственными должностными лицами. Вопрос достаточно важный еще и потому, что размеры штрафов для должностного лица и юридического лица отличаются в десятки раз.

В результате к административной ответственности могут быть привлечены:

1) только юридическое лицо (организация);

2) только должностное лицо организации – физическое лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, либо лицо, уполномоченное в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, а также государственный служащий, имеющий право в пределах своей компетенции отдавать распоряжения или приказы и принимать решения относительно лиц, не подчиненных ему по службе (директор, его заместители, начальники структурных подразделений и т.д.);

3) одновременно юридическое лицо и должностное лицо.

Привлечение юридического лица к административной ответственности

При рассмотрении административных дел в отношении юридических лиц и определении наличия их вины в совершении вмененного им правонарушения экономические суды руководствуются ст. 3.

5 КоАП, согласно которой юридическое лицо признается виновным в совершении правонарушения, если оно не выполнило возложенную на него обязанность, за несоблюдение которой установлена административная ответственность, и при этом не предприняло всех зависящих от него мер по исполнению такой обязанности.

Кроме того, для правильного решения вопроса о виновности юридического лица суды не только устанавливают, что им не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но и выясняют, приняты ли юридическим лицом все меры для их соблюдения.

Пример 1

Организация осуществляет строительство объекта. В результате проверки строительной площадки выявлены следующие нарушения: допускается хранение горючих строительных отходов прямо на территории строительной площадки, допускается курение рабочих вне специально оборудованных мест, пожарный щит не в полной мере оборудован необходимым количеством ручного пожарного инструмента.

В данном случае суду для правильной квалификации правонарушения и определения размера ответственности необходимо установить, была ли изначально данная площадка оборудована специальными местами для хранения горючих строительных отходов, для курения, проводился ли инструктаж о порядке хранения горючих строительных отходов и о запрете курения вне специально оборудованных мест и т.д.

Справочно:

вина юридического лица определяется следующим образом:

«Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению» (ст. 3.5 КоАП).

На практике нередки случаи, когда орган, ведущий административный процесс, вменяя юридическому лицу правонарушение, упускает из виду, что один из вышеперечисленных элементов вины юридического лица отсутствует. В подобных случаях экономические суды прекращают производство по делу за недоказанностью вины.

Таким образом, вина юридического лица определяется как комплекс негативных элементов в деятельности юридического лица, характеризующихся непринятием им необходимых мер для надлежащего исполнения возложенных на него обязанностей.

При наложении административного взыскания на юридическое лицо учитываются характер административного правонарушения, характер и размер причиненного вреда, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, а также финансово-экономическое положение юридического лица. При этом закон не освобождает юридическое лицо от административной ответственности даже в случае исключения возможности наступления вредных последствий от нарушения административного запрета.

Что касается разграничения ответственности между должностным лицом организации и самой организацией, необходимо учитывать нормы ч. 2 ст. 4.8 КоАП, согласно которой юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности лишь в случаях, прямо предусмотренных статьей (частью статьи) Особенной части КоАП.

При этом упоминание юридического лица как субъекта правонарушения может осуществляться и в диспозиции, и в санкции статьи Особенной части КоАП.

Пример 2. Диспозиция

Организация, оказывающая услуги по трудоустройству граждан Республики Беларусь за границей, проводила переговоры с иностранной организацией, предоставляла информацию о трудоустройстве гражданину Республики Беларусь, оказывала услуги по получению разрешения на работу в иностранном государстве и принимала участие в заключении трудового договора с иностранным нанимателем без заключения письменного договора об оказании соответствующих услуг с гражданином Республики Беларусь.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 1 ст. 9.23 КоАП.

Диспозиция данной статьи предусматривает следующее правонарушение: незаключение юридическим лицом с гражданином Республики Беларусь письменного договора о содействии в трудоустройстве у иностранного нанимателя за пределами Республики Беларусь.

Пример 3. Санкция

Организация, основным видом деятельности которой является осуществление общественного питания через сеть кафе-баров, в одном из своих баров принимала ставки на результаты матчей, демонстрирующихся на экранах телевизоров в данном кафе-баре. Ставки принимались барменом и фиксировались на электронном табло. По итогам матчей победители получали определенный выигрыш.

В результате совершенного правонарушения на организацию был наложен штраф по ч. 4 ст. 12.7 КоАП (осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии)).

Санкция данной статьи предусматривает наложение штрафа в размере от 10 до 50 базовых величин (БВ), а на юридическое лицо – до 500 БВ с конфискацией игрового оборудования, дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации.

Таким образом, юридическое лицо привлекается к административной ответственности при условии, если:

1) установлен факт нарушения юридическим лицом нормы административного права;

2) оно прямо предусмотрено в качестве субъекта ответственности соответствующей статьей КоАП;

3) установлен факт, что юридическим лицом не приняты все меры для предотвращения нарушения.

Привлечение должностного лица к административной ответственности

Административная ответственность должностных лиц, как правило, является следствием их противоправного бездействия, выражающегося в несоблюдении своих должностных обязанностей либо уклонении от их исполнения, что приводит к наступлению общественно опасных последствий.

Вместе с тем наложение административного взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (ч. 7 ст. 4.8 КоАП). Исключением в данном случае является совершение юридическим лицом административного правонарушения, не повлекшего причинение ущерба государственной собственности и не связанного с получением юридическим лицом выгоды имущественного характера.

Это означает, что при совершении должностным лицом организации правонарушений в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности, в области предпринимательской деятельности, против порядка налогообложения, порядка таможенного регулирования, экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования, порядка использования топливно-энергети-
ческих ресурсов и неполучении при этом юридическим лицом дохода либо понесении им затрат в результате совершения такого правонарушения, к административной ответственности будет привлечено только должностное лицо организации.

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица

Одновременное привлечение к административной ответственности юридического лица и его должностного лица за одно и то же административное правонарушение также возможно, если в диспозиции или санкции статьи (части статьи) Особенной части КоАП эти лица названы в качестве субъектов одного административного правонарушения.

Это правило указано и в части второй подп. 2.2 п.

2 Методических рекомендаций по применению Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях и Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, утвержденных постановлением Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.02.2011 № 8.

Пример 4

Работник организации, непосредственно осуществляющий учет алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, в т.ч.

с применением приборов учета продукции, нарушил порядок такого учета, что повлекло за собой недостоверное отражение в учете сведений о количестве выпущенных продукции и спирта. В результате совершенного правонарушения по ч. 1 ст. 12.

1 КоАП на работника организации был наложен штраф в размере 10 БВ, а на организацию – 100 БВ.

Санкция данной статьи предусматривает предупреждение или наложение штрафа в размере от 5 до 100 БВ, а на юридическое лицо – предупреждение или наложение штрафа до 250 БВ.

В случае если статьей (частью статьи) КоАП предусмотрена ответственность только для юридического лица, суд по своему усмотрению не может привлечь к ответственности конкретное должностное лицо.

Так, в соответствии с ч. 2 ст. 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении, помимо прочих сведений, должен содержать сведения о лице, в отношении которого ведется административный процесс. Это означает, что если к ответственности привлекается только юридическое лицо, то протокол составляется в отношении юридического лица.

Документ:

Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП).

На практике же привлечение юридического лица к административной ответственности сопровождается предъявлением регрессного иска от данного юридического лица к фактически виновному должностному лицу.

Такой подход обусловлен тем, что любое юридическое лицо действует через своих работников и в каждом случае в совершении правонарушения виновно конкретное должностное лицо.

Если организация достоверно устанавливает вину должностного лица и для этого имеются все доказательства, руководитель организации принимает решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновного работника либо обращается в суд с соответствующим исковым заявлением.

Пример 5

Контролирующий орган применил административное взыскание в виде штрафа к организации. Постановление о наложении штрафа вступило в силу, предприятие перечислило сумму штрафа. Одновременно было принято решение о взыскании уплаченной суммы штрафа с виновных работников.

Сумма штрафа превышает размер среднемесячного заработка работника и не может возмещаться по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы по ч. 1 ст. 408 Трудового кодекса Республики Беларусь. Наниматель обратился в суд с регрессным иском к работникам.

Ольга Мещерякова, юрист

Источник: https://www.jurk.by/izdaniya/ya-spok/kogo-privlekut-k-administrativnoi-otvets_0000000

Вы обиделись: как привлечь к ответственности за оскорбление и клевету

Как привлечь к ответственности виновное лицо?

Хамство, публичные оскорбления и клевета заполонили интернет и СМИ, стали чуть ли не нормой на различных российских ток-шоу. Некоторые не то что не осуждают или не обсуждают такое поведение, а оправдывают его. Логика — примерно как с историями об изнасилованиях: “сама виновата — юбка короткая”.

В XIX веке за оскорбления могли вызвать на дуэль, в конце XX — поговорить “по понятиям”. Как в наше время можно наказать обидчика?

Не важно, где и как озвучено оскорбление — в офисе, в компании знакомых, на ТВ, радио или в интернете: если есть свидетели, то оскорбление считается публичным.

Мы же помним, как Владимир Жириновский умеет оскорблять? Это его фирменный стиль, можно сказать. И ничего, все привыкли.

И недавний информационный повод — истерика постоянного участника всевозможных теле- и радиошоу писателя Михаила Веллера. Выкинул микрофон и чашку во время эфира на радио “Эхо Москвы”, оскорбил ведущую, до этого сравнил слушателя, чей вопрос был озвучен, с “дубиной” и “мякинной головой” (оскорбления в адрес ведущей приводить не будем — там запредельное хамство).

И уже вокруг такого поведения Веллера — дискуссия. Хотя, казалось бы, спорить тут не о чем: так вести себя нельзя, и все — даже если не нравятся реплики ведущей. Как нельзя гадить в подъезде, например, даже если там уже грязно.

Как реагировать на публичные оскорбления и клевету — выбирать тому, кого обидели или опорочили. Отшучиваться ли, отвечать подчеркнуто вежливо или игнорировать. Или — подавать в суд.

https://www.youtube.com/watch?v=e8rH7I4BQHE

Понятно одно: обидчик — конечно, если у него нет психических отклонений — прекратит прилюдные оскорбления, когда понесет адекватное наказание, причем тоже публичное (к Владимиру Жириновскому это не относится: эпатажное поведение — это его стиль жизни на публике).

Хейтеры, бойтесь возмездия!

Мы перенесли в интернет часть повседневных хлопот и проблем: покупки, запись на прием к врачам или чиновникам, электронные дневники школьников, банковские расчеты, а еще — выяснение отношений.

Сетевой “профком” может засовестить оступившегося уже не на собрании, как в советские времена, а на страницах в соцсетях.

Причем виновник обсуждений и осуждений может даже не знать, что его критикуют и оскорбляют. Обычно неравнодушные граждане словно соревнуются друг с другом — кто больнее ударит, изощреннее оскорбит обсуждаемого. И не важно, звезда он или ставший вдруг интересным многим персонаж.

Как жертва кибербуллинга может законным путем найти анонимного пользователя, оставляющего оскорбления или клевету в сети?

“На сегодняшний день, конечно, это сделать непросто, но технически возможно, — рассказывает первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству Алексей Александров. — Например, через поиск пользователя интернет с использованием IP-адреса устройства, с которого был выход в Сеть, но только при условии, что данный пользователь зарегистрирован в России”.

С анонимными пользователями тягаться, конечно, гораздо труднее — они и прячутся за фейковыми аккаунтами именно из-за того, что боятся нести ответственность за свои слова.

“Искать анонимного сетевого обидчика — дело хлопотное (и, прямо скажем, “мелкобытовое”), правоохранительные органы за это берутся неохотно, — считает председатель одной из столичных коллегий адвокатов Евгений Корчаго.

 — А вот когда рассматриваются, допустим, дела по киберпреступлениям, экстремизму, то к подозреваемому выдвигаются с обыском, изымают компьютеры. И тогда установить автора комментариев и действий в Сети вполне возможно”.

Юридическая практика наказаний за оскорбления и клевету

За оскорбление физического лица предусмотрена административная ответственность (КоАП РФ, статья 5.61 “Оскорбление”). Наказывается штрафом, размер которого зависит от того, в какой форме было выражено оскорбление (в публичной или непубличной), и вида субъекта правонарушения.

Так, юридическому лицу, которое нанесло оскорбление в публичной форме, может быть назначен штраф в размере до 500 тысяч рублей, а гражданину — до пяти тысяч рублей.

“При этом привлечение к административной ответственности не освобождает виновное лицо от обязанности компенсировать моральный вред в соответствии со статьей 151 ГК РФ, — рассказывает адвокат Евгений Корчаго. — На практике, если речь идет об оскорблении физического лица, стоит обратиться и к администрации ресурса”.

За клевету виновное лицо можно привлечь к уголовной ответственности или обратиться в суд с гражданским иском.

“Верховный суд указал на то, что при определении порочащего характера информации необходимо определить, относятся ли сведения к реальным фактам, либо носят оценочный характер и выражают личное отношение. Доказать на практике порочащий характер информации непросто, — считает Корчаго. — Однако ответчик должен доказать, что сведения соответствуют действительности”.

По словам адвоката, в его практике был случай, когда бизнесмен подал в суд на местного чиновника (это было в одном из российских регионов) за клевету. Тот рассказывал их общим знакомым и соседям, что предприниматель — вор.

В суде были представлены как свидетельские показания, так и аудиозапись клеветнических высказываний (один из знакомых записал их на диктофон). То есть доказать факт оговора, клеветы, оскорблений вполне возможно — было бы желание.

Адекватное возмездие: шаг за шагом

Мало кто захочет тратить время и деньги на выяснение отношений в суде с сетевыми троллями и хейтерами. Но если публичные оскорбления — уже за гранью терпения пострадавшего, то вот что, по мнению адвоката Евгения Корчаго, нужно предпринять, чтобы дело об оскорблении оказалось в суде.

Первое. Найдите свидетелей публичного оскорбления и желательно запись (аудио- или видео-) порочащих высказываний.

Второе. Сделайте скриншот (если оскорбление было в сети) соответствующей страницы в интернете. И — внимание! — этот скриншот лучше послать или показать нотариусу, который откроет страницу, сделает скрин и заверит его печатью. В этом случае у вас есть “железобетонные” доказательства для прокуратуры или суда.

Третье. Должно быть понятно, что оскорбление адресовано конкретному лицу. Необходимо установить личность виновного и обратиться в прокуратуру.

Четвертое. Если это дело об оскорблении, то надо обратиться в прокуратуру с просьбой о привлечении нарушителя к административной ответственности. Потом — идти в районный суд и требовать компенсации морального вреда и защиты чести и достоинства.

Наконец, пятое. По делу о клевете — идти в мировой суд для заявления в порядке частного обвинения. Суд возбуждает уголовное дело по факту клеветы и решает вопрос о виновности гражданина. На уголовном процессе можно заявить и гражданский иск о компенсации.

Дополнительных нюансов много: например, можно не обращаться в суд по клевете, а требовать, чтобы озвученная информация была признана не соответствующей действительности. В этом случае можно рассчитывать на компенсацию морального вреда.

Есть нюансы и с тем, какие эксперты будут определять факт оскорблений или клеветы (при проведении лингвистической, например, экспертизы). В каждом конкретном случае лучше использовать все возможные способы доказательств.

Потерянное поколение хамов

Рано или поздно наказание за буллинг, оскорбления и клевету станет таким же привычным делом, как, собственно, и сами нарушения.

Пока этот явный правовой перекос в сторону безнаказанности хамов и клеветников существует из-за того, что мало у кого доходят руки до адекватной защиты.

В полиции, прокуратуре, судах хватает гораздо более важных, по мнению правоохранителей, дел.

Однако уже сейчас к многочисленным “кастрюльным” делам (так на профессиональном сленге называют семейно-бытовые ссоры и драки) прибавились и сетевые или медийные (на радио и ТВ) разборки. Это тоже часть нашей жизни.

“В интернете сплошь и рядом встречаются клевета и анонимные оскорбления, однако сейчас этот вопрос никак не урегулирован”, — считает сенатор Алексей Александров.

По мнению Александрова, принятие законопроекта о проверке паспортных данных пользователей интернета повысило бы персональную ответственность каждого.

Как отметил сенатор, обязательная проверка паспортных данных не нарушит конституционные права граждан, однако поможет навести порядок в “столь специфической форме общения”, как интернет.

Предполагается, что при регистрации нового либо перерегистрации уже существующего пользователя в Сети потребуется ввод паспортных данных.

“Технически это возможно осуществить путем привлечения к этой процедуре операторов сотовой связи, у которых имеются ваши персональные данные, полученные при регистрации сим-карт, — рассказал в интервью РИА Новости Алексей Александров, первый зампред комитета Совфеда по конституционному законодательству. — Это, конечно, усложняет процесс регистрации пользователя, но делается для безопасности, а также защиты прав человека в сети интернет”.

На самом деле это лишь одна из мер для защиты от оскорблений и клеветы (в данном случае в Сети). Пока у нас рьяно начали защищать только чувства верующих — впрочем, это уже совсем другая история.

Если относиться к другим типам оскорблений и клеветы легко (например, вовсе игнорировать публичных хамов, клеветников и сетевых хейтеров как класс), то вырастет поколение наших же с вами детей, для которых подобный стиль общения будет нормой. А дальше — больше, ведь безнаказанность расширяет рамки дозволенного.

Источник: https://ria.ru/20170504/1493605715.html

О порядке привлечения к административной ответственности

Как привлечь к ответственности виновное лицо?

Административное преследование нарушителей является одной из наиболее важных функций в механизме государственного принуждения.

Целями такой формы преследования лиц, нарушающих установленный публичными властными структурами порядок, являются как наложение разумного, соответствующего степени общественной опасности совершенного проступка наказания на виновных лиц в рамках реализации принципа неотвратимости ответственности, так и предупреждение совершения подобных и иных правонарушений, включая преступления, привлекаемым к ответственности лицом, а также иными лицами.

Однако не всегда привлечение граждан к административной ответственности отвечает требованиям законодательства. В связи с чем, граждане вынуждены обращаться в органы прокуратуры за защитой своих нарушенных прав.

В данной памятке изложены часто задаваемые вопросы, касающиеся порядка привлечения к административной ответственности.

1. Предусмотренные КоАП РФ гарантии обеспечения законности при привлечении граждан к административной ответственности.

Статьей 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

При этом лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением нижеописываемых случаев: совершение административных правонарушений, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, и административных правонарушений в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации; правонарушения, совершенные с использованием транспортных средств либо собственником, владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи.

Статьей 24.

5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, при наличии одного из которых исключается производство по делу об административном правонарушении: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие); действия лица в состоянии крайней необходимости; издание акта амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

2. Сроки составления протокола об административном правонарушении.

В соответствии с требованиями ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в установленные сроки.

3. Требования к составлению протокола об административном правонарушении.

В соответствии сост. 28.

2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении

4. Обязательные сведения, которые указываются в постановлении об административном правонарушении.

Статьей 29.10 КоАП РФ установлено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:

  • должность, фамилия, имя, отчество судьи, должностного лица, наименование и состав коллегиального органа, вынесших постановление, их адрес;
  • дата и место рассмотрения дела;
  • сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело;
  • обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
  • статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу;
  • мотивированное решение по делу;
  • срок и порядок обжалования постановления.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчетных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Если хотя бы одно из вышеперечисленных сведений отсутствует, то постановление может быть отменено (если оно обжаловано или опротестовано).

5. Ответственность за неисполнение постановления по делу об административном правонарушении в случае вынесения наказания в виде штрафа.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки его уплаты.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одновременно составляется протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 20.

25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф, предусматривающей административную ответственность виде штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.

6. Порядок обжалования постановлений по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст.30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

Жалоба может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

В случае пропуска указанного срока по ходатайству лица, подающего жалобу, он может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении и (или) последующие решения вышестоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. С жалобами по указанным вопросам следует обращаться в органы прокуратуры, поскольку полномочиями по принесению протестов наделены прокуроры в соответствии со ст. 25.11 КоАП РФ.

Также представленными ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» полномочиями прокурор либо его заместитель освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов также могут быть обжалованы в порядке в порядке, предусмотренном ст.ст. 30.13,30.14 КоАП РФ. 

ООПАЗ ГУ МВД России по Саратовской области

Источник: https://64.xn--b1aew.xn--p1ai/document/6667462

Юрист-Профи
Добавить комментарий