Как действовать при отказе в регистрации?

Отказ в регистрации ООО из-за номинальности учредителя и руководителя — Audit-it.ru

Как действовать при отказе в регистрации?

Зобова Е., эксперт журнала

Журнал “Строительство: акты и комментарии для бухгалтера” № 5/2019

Комментарий к Определению ВС РФ от 04.03.2019 № 306-ЭС19-961.

Четыре судебные инстанции, включая ВС РФ, отказали гражданке Ж. в праве зарегистрировать новое ООО «Д» (см. дело № А49-269/2018).

Формальным основанием для данного отказа явилось непредставление заявителем определенных Федеральным законом № 129-ФЗ[1] необходимых для государственной регистрации документов, а именно то, что заявление по форме Р11001 не содержит сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, об адресе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица в пределах его место нахождения, а также имеются признаки отсутствия у учредителей – юридических лиц ООО «П», ООО «Б» и их руководителей возможности осуществлять управление в создаваемом юридическом лице.

Налоговый орган пришел к выводу о том, что имеющиеся факты свидетельствуют о «фиктивных» действиях по внесению в ЕГРЮЛ недостоверных сведений.

Судебные инстанции единодушно поддержали регистрирующий орган, при этом ВС РФ отметил, что приведенные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отклонении действий Ж.

от добросовестного поведения, ожидаемого от участников соответствующих правоотношений.

За краткостью формулировок определения ВС РФ скрывается интересная информация, которую представил в суд регистрирующий орган. Без подробных обстоятельств дела в данном случае не обойтись.

Начнем с личности заявителя – гражданки Ж. Согласно сведениям ЕГРЮЛ гражданка Ж. (1932 года рождения) является единственным участником и лицом, имеющим право без доверенности действовать от ООО «Б» и ООО «П». Гражданка Ж.

выступала в качестве заявителя 27 раз в 15 юридических лицах, в 3 юридических лицах – в качестве учредителя, в 7 – в качестве исполнительного органа, из которых 2 действующих, 1 находится в стадии ликвидации, 2 ликвидированы, 2 исключены из ЕГРЮЛ.

Указанные юридические лица, включая находящиеся в стадии ликвидации, не имеют недвижимого имущества, транспортных средств, земельных участков, не представляют либо представляют «нулевую» отчетность, не имеют работников и открытых расчетных счетов. В ликвидированных ООО гражданка Ж.

являлась генеральным директором, при этом данные ООО были исключены из ЕГРЮЛ на основании п. 2 ст. 21.

1 Федерального закона № 129-ФЗ как недействующие юридические лица, при этом имеющаяся на данных юридических лиц задолженность по налогам и сборам признана безнадежной к взысканию (списана).

При этом с 2013 года гражданка Ж. не имеет дохода от участия в юридических лицах и не осуществляет трудовую деятельность в качестве руководителя, что подтверждается отсутствием сведений по форме 2-НДФЛ. 

Обратите внимание:

На основании данной информации налоговики сделали вывод о том, что гражданка Ж. является номинальным учредителем и руководителем создаваемых от ее имени юридических лиц. 

В качестве адреса местонахождения нового ООО «Ж» указано жилое помещение, собственниками которого являются все та же гражданка Ж. и гражданка Г. По данному адресу зарегистрированы также ООО «Б» и ООО «П».

Учредители ООО «Д» тоже вызвали вопросы у судей.

Например, в отношении ООО «П» имеются признаки фиктивного возложения на общество полномочий участника и исполнительного органа вновь создаваемого ООО «Д», так как ООО «П» находится на УСНО, с 2014 года представляет «нулевую» отчетность, имеет задолженность по платежам в бюджет в сумме более 180 тыс. руб., работники и лица, трудящиеся по договорам гражданско-правового характера, отсутствуют.

ООО «Б» создано в 2017 году, также применяет УСНО. Данное общество не представляло отчетность по форме 6-НДФЛ и расчеты по страховым взносам, что свидетельствует об отсутствии у него работников и лиц, привлеченных по договорам гражданско-правового характера.

Как установили суды, фактически всю деятельность по созданию, реорганизации и последующей ликвидации юридических лиц осуществляет гражданин Г., действующий по доверенностям от имени своего отца и бабушки – гражданки Ж.

В данном случае регистрирующий орган воспользовался правом, предоставленным ему п. 4.2 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ, – правом проверки достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, которая проводится в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности.

Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ (п. 4.4 ст. 9 Федерального закона № 129-ФЗ).

В рассматриваемом случае заявление о государственной регистрации юридического лица, содержащее недостоверные сведения, было признано непредставленным, что является основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона № 129-ФЗ.

Суды напомнили, что при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом) (п. 3 ст. 1 ГК РФ). В случае несоблюдения данных требований суды с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывают лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяют иные меры, предусмотренные законом.

Таким образом, суды, включая ВС РФ, поддерживают стремление регистрирующего органа сделать ЕГРЮЛ, который является федеральным информационным ресурсом, достоверным. Это означает, что представленные для регистрации документы, на основании которых формируется соответствующая часть государственного реестра, должны содержать достоверную информацию.

В рассмотренном деле налицо попытка регистрации ООО с номинальным учредителем, а также с сомнительной деловой целью.

В настоящее время работа над достоверностью ЕГРЮЛ идет по двум основным направлениям:

  • исключение из ЕГРЮЛ «брошенных» фирм – юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона № 129-ФЗ как недействующих (имеющаяся задолженность по налогам и сборам признается безнадежной к взысканию и списывается);
  • отказ в регистрации новых юридических лиц (в основном ООО) в связи с признанием представленной информации недостоверной.

Соответственно, при возникновении желания зарегистрировать новое ООО нужно проанализировать конкретные имеющиеся обстоятельства, чтобы не тратить время на хождение по судам, которые поддерживают в данном вопросе регистрирующий орган.

Кстати, налоговики отказывают не только в регистрации новых ООО, но и в регистрации изменений в действующие ООО. Например, в деле, рассмотренном ВС РФ, регистрирующий орган отказал в регистрации документов для включения сведений о физическом лице З., имеющем право без доверенности действовать от имени ООО (новом директоре ООО) (Определение от 25.03.2019 № 304-ЭС19-2633).

Основанием для этого стал тот факт, что данный гражданин являлся учредителем (участником) другого ООО (доля в уставном капитале составляла 50 %), прекратившего свою деятельность в связи с исключением из ЕГРЮЛ как недействующего юридического лица и имевшего задолженность перед бюджетом РФ, а также то, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного ООО из ЕГРЮЛ. Кстати, довод заявителя о том, что ему не было известно о задолженности ООО перед бюджетом, был отклонен судом, поскольку З., действуя разумно и добросовестно, должен обладать информацией о юридическом лице, являясь его учредителем (участником). Все четыре судебные инстанции были также единодушны в этом случае и поддержали регистрирующий орган. 

[1] Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/court/a51/987633.html

Отказ в государственной регистрации индивидуального предпринимателя

Как действовать при отказе в регистрации?

Процедуру регистрации ИП в России нельзя назвать сложной, и тем не менее отказ в государственной регистрации предпринимателя не такая уж редкая практика.

 Если сотрудник регистрирующего органа, изучив представленные документы, считает невозможным наделить заявителя статусом ИП, то вместо свидетельства о государственной регистрации тот получает решение об отказе с обоснованием.

В случае отказа в госрегистрации  госпошлина в размере 800 рублей не возвращается. Встречаются и ситуации неправомерных отказов — тогда несостоявшийся предприниматель может побороться за свои права.

Причины отказа в регистрации ИП

Причины отказа в государственной регистрации ИП многочисленны. Перечислим некоторые из них:

  • Представление документов в регистрирующий орган не по месту жительства.
  • Неправильное форматирование текста. Достаточно неверно распределить фамилию в заявлении по форме Р21001, чтобы пришлось инициировать процедуру регистрации повторно.
  • Неправильно указанные сведения. Одной ошибочной цифры в паспорте достаточно для отказа.
  • Опечатки. “Петров” и “Петтров” — это уже разные лица.
  • Нарушение правил сокращений. Указывая “р” вместо “р-н” или “с.с.” вместо “с/с”, заявитель рискует получить отказ.
  • Отсутствие сведений в полях, которые нельзя оставлять пустыми.
  • Отсутствие какого-либо обязательного документа.Перечень документов для регистрации ИП приведён в ст. 22 закона “О государственной регистрации”: заявление, копия основного документа физического лица, документ об уплате госпошлины. Этот список шире для иностранных лиц, лиц без гражданства, несовершеннолетних. Также существуют виды предпринимательской деятельности, которые обязуют заявителя представить справку о том, что у него не было судимости.
  • Неуказание ИНН при его наличии
  • Оплата госпошлины по некорректным реквизитам.

Отказ в государственной регистрации допускается и по другим причинам, выше приведен далеко не полный перечень, однако многие пункты станут неактуальными, если воспользоваться нашим сервисом.

Система проследит за корректностью аббревиатур, не позволит оставить пустые поля и так далее.

Кроме того, у нас можно заказать бесплатную проверку документов профессиональным регистратором, который среди прочего знает, почему могут отказать в регистрации ИП в конкретной инспекции конкретного города.

Что делать, если отказали в регистрации ИП

Если отказ в регистрации ИП стал следствием невнимательности заявителя и его безответственного подхода к процедуре, ему ничего не остаётся, кроме того как с учётом допущенных ошибок собрать пакет документов заново, ещё раз уплатить государственную пошлину и обратиться в регистрирующий орган. Могут ли отказать в регистрации ИП снова? Могут, но наш сервис поможет свести вероятность такого исхода к минимуму.

Если же заявитель считает отказ неправомерным, он может обратиться в вышестоящую инспекцию или суд, чтобы обжаловать решение органа, регистрирующего юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Порядок оспаривания отказа в государственной регистрации ИП отражён в законе “О государственной регистрации”.

Жалобу оформляют в письменной форме. Подать её можно не только лично: кто-то предпочитает прибегнуть к почтовому сервису или интернету (в последнем случае жалобу подписывают ЭЦП). Допустимо подавать жалобу через представителя, для этого нужно подготовить документы, которые подтвердят полномочия доверенного лица. Подписывает жалобу составитель или уполномоченный представитель.

В жалобе по поводу неправомерного отказа в государственной регистрации ИП указывают:

  • Ф. И. О., адрес прописки;
  • информацию о решении регистрирующего органа, которое подлежит обжалованию;
  • наименование регистрирующего органа, отказавшего заявителю в регистрации;
  • основания, которые позволяют лицу усмотреть в отказе нарушение его прав;
  • требования лица, которое подаёт жалобу;
  • контактная информация: номер телефона, факс, электронная почта.

Если для подтверждения доводов необходима дополнительная информация, составитель жалобы прилагает к ней соответствующие документы.

Общее правило гласит, что направлять жалобу в суд, минуя налоговые органы, нельзя. Сначала нужно попытаться решить вопрос в вышестоящей налоговой инспекции, а в случае, если удовлетворение жалобы получено не будет, отправить её в ФНС России или суд.

Исключениями являются ситуации, когда вышестоящий налоговый орган по отношению к тому, который отказал лицу в регистрации ИП, — центральный аппарат ФНС.

Также допустимо обратиться в суд раньше, если инспекция затягивает с решением по жалобе и не уложилась в 15 рабочих дней, при этом подавшему жалобу лицу не направлялось уведомление о продлении срока решением руководителя (или его зама) вышестоящей налоговой.

Продлевают срок рассмотрения на 10 дней максимум. В течение всего времени, пока по жалобе не вынесено решения, подавшее её лицо имеет возможность дополнить информацию по своему вопросу какими-то документами.

Что касается сроков подачи жалобы, здесь всё просто: действует правило трёх месяцев. Обжаловать отказ можно в течение трёх месяцев с того дня, когда налоговая отказала в регистрации ИП.

Если вышестоящая инспекция вынесла неудовлетворительное для заявителя решение, он может подать жалобу в ФНС в течение трёх месяцев с момента принятния решения по первой жалобе.

Обращаться в суд можно в течение трёх месяцев с момента, когда лицу стало известно о нарушении его прав.

Если с того дня, когда было принято решение об отказе в регистрации в качестве ИП, прошло более трёх месяцев, жалобу не станут рассматривать вообще. Однако в случае, если у несостоявшегося ИП были уважительные причины, которые не позволили ему обратиться с жалобой в положенный срок, он может подать ходатайство — тогда есть вероятность, что пропущенный срок будет восстановлен.

Жалобы оставляют без рассмотрения и в следующих случаях:

  • Отсутствует подпись лица, которое подаёт жалобу, или его представителя. В такой ситуации лицо имеет право подать жалобу повторно, оформив её надлежащим образом.
  • Жалоба подписана представителем, который не подтвердил прав на её подписание.
  • Подавшее жалобу лицо уже отозвало её.
  • Аналогичная жалоба — по тому же отказу в регистрации и по тем же основаниям оспаривания — была подана ранее.
  • Вступило в силу решение суда по данному вопросу.

Результатом рассмотрения жалобы может быть как положительное, так и отрицательное для заявителя решение. Если основания для отказа в регистрации ИП считаются достаточными, жалобу оставляют без удовлетворения.

Если в результате рассмотрения жалобы будет установлено, что отказали в регистрации ИП неправомерно, то его решение будет отменено, а документы, представленные на регистрацию, будут рассмотрены повторно в течение пяти рабочих дней.

Дополнительно рекомендуем ознакомиться со статьями:

Источник: https://www.regberry.ru/registraciya-ip/otkaz-v-gosudarstvennoy-registracii-individualnogo-predprinimatelya

Отказ в государственной регистрации юридического лица – ПРАВОВАЯ ПОДДЕРЖКА БИЗНЕСА

Как действовать при отказе в регистрации?

Изменяются правила взаимоотношений между МФЦ и регистрирующими органами.

Цель – сократить сроки регистрации в случае подачи документов через МФЦ.

1. В заявлении о государственной регистрации необходимо указывать адрес электронной почты.

2. На регистрацию подается один экземпляр устава.

3. Готовые документы (лист записи, устав, свидетельство ИНН) будут направлены ФНС на e-mail.

4. Бумажный вариант документов предоставляется по отдельному запросу. Форма запроса о выдаче документов в бумажном варианте в настоящее время не разработана.

5. Сократится срок получения документов, поданных на регистрацию через МФЦ.

6. Новый порядок действует с 29 апреля 2018 года. Изменения внесены законом от 30.10.

2017 N 312-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” в части взаимодействия регистрирующего органа с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”

Если при регистрации юридического лица будет получен отказ, то заявитель вправе исправить недостатки. При условии, что отказ в регистрации получен по основаниям: 1. Не представлены необходимые документы 2. Документы для регистрации оформлены неверно.

Срок на исправление недостатковтри месяца со дня принятия решения об отказе.

1. В течение трех месяцев можно еще один раз обратиться за регистрацией юрлица.

2. Государственная пошлина повторно уплачиваться не будет.
3. Не нужно снова представлять документы, если они остались у регистрирующего органа.

Основание: Федеральный закон от 30.10.2017 N 312-ФЗ

Основания для отказа предусмотрены статьей 23 федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

    1. на регистрацию не представлены все необходимые документы, 
    2. ошибка в регистрирующем органе – документы поданы в ненадлежащий регистрирующий орган, 
    3. документы представлены на регистрацию без нотариальной формы в тех случаях, когда нотариальное удостоверение предусмотрено федеральными законами, 
    4. заявление о государственной регистрации или о внесении изменений в сведения о юридическом лице подписано лицом, не имеющим на это полномочий, 
    5. если в результате выхода участников в обществе не остается ни одного участника, 
    6. наименование юридического лица не соответствует требованиям федерального закона, 
    7. указали в заявлении на государственную регистрацию сведения о паспорте, которые не соответствуют действительности, (то есть не соответствуют тем сведениям, которые получены регистрирующим органом от органов ФМС), 
    8. регистрирующий орган получил от физического лица возражения о внесении данных о нем в ЕГРЮЛ, 
    9. в регистрирующий орган поступил запрет от суда или судебного пристава-исполнителя на совершение регистрационных действий, 
    10. не истек срок лишения права заниматься предпринимательской деятельностью, установленный приговором суда, вступившим в силу, в отношении физического лица – учредителя коммерческого юридического лица или подающего заявление на регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя, 
    11. если дисквалифицированное лицо указано в качестве лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юридического лица, и срок дисквалификации не истек, 
    12. не истек срок дисквалификации в отношении индивидуального предпринимателя – управляющего юридического лица, 
    13.  недостоверность сведений о юридическом адресе юридического лица, 
    14. не уведомлены кредиторы юридического лица при реорганизации, ликвидации, уменьшении уставного капитала, 
    15. в процессе ликвидации юридического лица вносятся изменения в его учредительные документы, изменения в связи с его реорганизацией, 
    16. не истек год с момента признания индивидуального предпринимателя банкротом, лишения права заниматься предпринимательской деятельностью. 

Заполнение заявления на государственную регистрацию ненадлежащим образом приравнивается к его непредставлению. 

К примеру, фактическим основанием для отказа могут служить: 

    • несовпадение написания наименования юридического лица в заявлении, уставе, решении, протоколе, 
    • неверные реквизиты для уплаты государственной пошлины, оплата пошлины не заявителем, 
    • ошибки в датах, в кодах ОКВЭД, 
    • неверное сокращение адресных объектов, 
    • опечатки, 
    • не заполнение всех требуемых полей в заявлении, 
    • иные несоблюдения правил заполнения заявлений на государственную регистрацию.

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в постановлении от 30.07.2013 N 61 разъяснил, что о недостоверности сведений об адресе могут свидетельствовать:

«1) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой “организация выбыла”, “за истечением срока хранения” и т.п.);

2) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен;

3) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства;

4) адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.);

5) имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу будет осуществляться».

В списке документов, которые подаются на государственную регистрацию юридического лица, не предусмотрено гарантийное письмо в качестве подтверждения юридического адреса.

Так, например, предметом рассмотрения ФНС было обжалование отказа в государственной регистрации юридического лица. Основание – в поданном на регистрацию гарантийном письме дата его выдачи была указана ранее даты принятия решения о создании юридического лица.

Федеральная налоговая служба в своем решении от 11 ноября 2014 года подтвердила, что в соответствии со ст. 12 закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», представлять гарантийное письмо для регистрации юридического лица не требуется.

Государственная пошлина в случае отказа не возвращается и при повторной подаче документов оплачивается заново. 

Государственную пошлину можно вернуть:

    • если уплачена в большем размере, чем предусмотрено Налоговым кодексом РФ,
    • если уплатив пошлину, лицо отказалось от обращения за государственной регистрацией. 

Поданные на регистрацию документы также не возвращаются. 

Новые правила обжалования отказа в государственной регистрации действуют с 22 августа 2014 года. 

Введен обязательный этап досудебного обжалования решения налогового органа.

Решение ИФНС об отказе в государственной регистрации обжалуется в вышестоящий регистрирующий орган. Заявление подается через тот регистрирующий орган, чье решение обжалуется, либо непосредственно в уполномоченный на рассмотрение жалобы государственный орган.

Например, в Рязани отказ ИФНС обжалуется в Управление ФНС России по Рязанской области.

В случае несогласия с решением вышестоящего регистрирующего органа можно обращаться в ФНС России или в суд.

Таким образом, по новым правилам обращаться в суд с обжалованием отказа возможно, но только после обращения в налоговые органы.

Основание – п. 1 ст. 25.2, п. 1 ст. 25.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В какой срок можно обжаловать.

Три месяца дается на обжалование в вышестоящий регистрирующий орган – УФНС по Рязанской области.

Начало отсчета – день получения решения об отказе в государственной регистрации.

Если от получения решения лицо уклоняется, то срок начинает исчисляться со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Три месяца – на обжалование решения Управления ФНС России. Начало отсчета срока – день принятия решения по жалобе на решение ИФНС.

Пропущенный по уважительной причине срок может быть восстановлен. Необходимо ходатайство о восстановлении срока лица, подающего жалобу.

Основание – п. 2, п. 3 ст. 25.3 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Три месяца – для обращения в суд с обжалованием отказа. Исчисляется срок со дня, когда получено уведомление о решении либо само решение по жалобе.

Если уведомление или решение не получены, то срок для судебного обращения исчисляется со дня истечения двадцати пяти рабочих дней с момента подачи жалобы.

Основание – п. 3 ст. 25.2 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Срок на рассмотрение жалобы вышестоящим органом – 15 рабочих дней со дня получения и может быть продлен на 10 рабочих дней.

Форма обжалования – письменная.

Наш совет: в случае получения отказа есть возможность выбрать наиболее оптимальный для вас вариант действий – обжаловать отказ или исправить недостатки и подать документы на регистрацию заново.

[1] Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61

“О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица”

Источник: http://www.regcentr62.com/voprosy-i-otvety/otkaz-v-gosudarstvennoj-registracii-uridiceskogo-lica

Государственная регистрация юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и фермерских хозяйств

Как действовать при отказе в регистрации?

Заявитель имеет право подать жалобу на решение и (или) действие (бездействие) инспекции и (или) их должностных лиц (специалистов), принятое и осуществляемое в ходе предоставления государственной услуги (далее — жалоба).

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации представленных в инспекцию документов;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • требование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • отказ инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностных лиц (специалистов) в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

Предметом жалобы являются решения и действия (бездействие) инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностных лиц (специалистов), принятые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги в соответствии с административным регламентом, которые, по мнению заявителя, нарушают его права и законные интересы.

Жалоба на действия (бездействие) должностного лица (специалиста) инспекции подается в инспекцию, предоставляющую государственную услугу.

Жалоба на решения, принятые руководителем инспекции, предоставляющей государственную услугу, и его действия (бездействие) подается в вышестоящий орган.

Жалоба подается в письменной форме или в форме электронного документа в орган, указанный в пункте 116 административного регламента.

Жалоба может быть направлена по почте, через подразделение МФЦ, с использованием официального сайта ФНС России, управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, Единого портала государственных и муниципальных услуг, а также может быть принята при личном приеме заявителя.

В жалобе указывается:

  • наименование инспекции, предоставляющей государственную услугу, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица (специалиста), решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю;
  • сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностного лица (специалиста);
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностного лица (специалиста). Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Жалоба, поступившая в орган, указанный в пункте 116 административного регламента, подлежит рассмотрению должностным лицом (специалистом), наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, а в случае обжалования отказа инспекции, предоставляющей государственную услугу, ее должностного лица (специалиста) в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений — в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

Основания для приостановления рассмотрения жалобы отсутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы орган, указанный в пункте 116 административного регламента, принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

Орган, указанный в пункте 116 административного регламента, вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица (специалиста), а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения или преступления должностное лицо (специалист), наделенное полномочиями по рассмотрению жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы направляется заявителю не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, рассмотревшего жалобу, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) должностного лица (специалиста), принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице (специалисте), решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае, если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Решение по жалобе может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Заявитель вправе получать информацию и документы, необходимые для рассмотрения жалобы.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется в соответствии пунктом 10 административного регламента.

Источник: https://gu.spb.ru/188335/traditional/

Расширение оснований для отказа в государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Как действовать при отказе в регистрации?

2 Августа 2013

28 июня 2013 года Президентом РФ был подписан Проект Федерального закона N 196666-6 “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям” которым было предложено внести изменения, в частности, в Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” в части расширения оснований для отказа в государственной регистрации (далее – Закон N 129-ФЗ).

Таким образом, был принят Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям” (далее – Закон N 134-ФЗ).

Закон N 134-ФЗ добавил некоторые основания для отказа в государственной регистрации.

Так, согласно пп. “к” – пп. “р” п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ, введенных Законом N 134-ФЗ, отказ в государственной регистрации допускается в случае:

  • несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов; 
  • получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
  • если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий; 
  • если физическое лицо – учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
  • если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
  • при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом “в” пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ. Это основание для отказа в государственной регистрации содержится в пп. “р” п. 1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ. 

В силу подпункта “в” пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ адрес постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности) отражается в ЕГРЮЛ для целей осуществления связи с юридическим лицом.

При этом, как указал Пленум ВАС РФ  в Постановлении от 30 июля 2013 г.

N 61 “О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с  достоверностью адреса юридического лица” при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании пп. “р” п. 1 ст.

23 Закона N 129-ФЗ вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

Налоговый орган должен исчерпывающим образом мотивировать отказ в государственной регистрации, указав не только соответствующую норму Закона N 129-ФЗ, но и все конкретные обстоятельства, которые, по его мнению, свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе юридического лица.

Если при рассмотрении спора об обжаловании отказа в регистрации по мотиву недостоверности адреса арбитражный суд установит, что отказ регистрирующего органа не отвечал упомянутому критерию раскрытия всех мотивов отказа, он признается незаконным, при этом суд обязывает регистрирующий орган устранить допущенное нарушение (п. 3 ч. 4 ст. 201 АПК РФ).

При этом согласно изменениям, внесенным Законом N 134-ФЗ в ст.

51 Гражданского кодекса РФ, убытки, причиненные незаконным отказом в государственной регистрации юридического лица, уклонением от государственной регистрации, включением в ЕГРЮЛ недостоверных данных о юридическом лице либо нарушением порядка государственной регистрации, предусмотренного законом о государственной регистрации юридических лиц, по вине уполномоченного государственного органа, подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации. Закон N 134-ФЗ внес и другие дополнения в ст. 51 Гражданского кодекса РФ.

Так, ст. 51 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в ЕГРЮЛ.

Государственная регистрация юридического лица может быть признана судом недействительной в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер.

Включение в ЕГРЮЛ данных о юридическом лице может быть оспорено в суде, если такие данные недостоверны или включены в указанный реестр с нарушением закона.

Также Закон N 134-ФЗ дополнил ст. 51 Гражданского кодекса РФ положениями об особенностях государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица.

Так, согласно положениям п. 3 и п. 4 ст. 51 Гражданского кодекса РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в срок, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в указанный реестр.

В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц, уполномоченный государственный орган обязан заблаговременно сообщить заинтересованным лицам о предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица и о предстоящем включении данных в единый государственный реестр юридических лиц.

Заинтересованные лица вправе направить в уполномоченный государственный орган возражения относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения данных в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченный государственный орган обязан рассмотреть эти возражения и принять соответствующее решение в порядке и в срок, которые предусмотрены законом о государственной регистрации юридических лиц.

Вышеуказанные изменения соответствуют отдельно изложенным принципам развития гражданского законодательства РФ, которые содержатся в Разделе 2 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, которая была одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 7 октября 2009 г.

Например, Закон N 134-ФЗ реализовал принцип публичной достоверности реестра, в соответствии с которым любое добросовестное лицо, полагавшееся на данные реестра, не затрагивается несоответствием данных реестра фактическим обстоятельствам.

Юридическое лицо при этом не вправе ссылаться на данные, не внесенные в реестр, равно как и на недостоверность данных, содержащихся в реестре, в отношении лиц, добросовестно полагавшихся на эти данные.

Установление же недостоверности таких данных должно является безусловным законным основанием отказа в государственной регистрации юридического лица. 

Эти положения закреплены Законом N 134-ФЗ в п. 2 ст. 51 Гражданского кодекса РФ. Согласно его положениям данные государственной регистрации включаются в ЕГРЮЛ, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам.

Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные ЕГРЮЛ, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверные данные, содержащиеся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

При этом Закон N 134-ФЗ не внес такое содержавшееся в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации предложение по изменению функции по регистрации всех юридических лиц и ведению ЕГРЮЛ и закреплению ее за органами юстиции, которые в настоящее время уже осуществляют государственную регистрацию некоммерческих организаций.

Как указано в Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации это позволило бы сосредоточить государственную регистрацию всех юридических лиц в одном ведомстве и создать единый электронный реестр.
Однако, органами, осуществляющими государственную регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по-прежнему остались налоговые органы.

Закон N 134-ФЗ вступил в силу с 30 июня 2013 года.

Иванова Елена Николаевна,
Эксперт по налогообложению ООО “Мир Консалтинга”

ЧИТАЙТЕ ДАЛЕЕ:

Источник: http://www.mkaudit.ru/press_center/?ELEMENT_ID=589

Юрист-Профи
Добавить комментарий