Имеет ли Управляющая компания насчитывать оплату, по обще домовому счетчику?

«Зачем тогда счётчик?»: челябинцев возмутили счета за общедомовые нужды по нормативу

Имеет ли Управляющая компания насчитывать оплату, по обще домовому счетчику?

Показания общедомовых приборов учёта в расчёте платы за ОДН жителям не участвуют

В квитанциях за коммунальные услуги, которые начали получать в июле челябинцы, плата за общедомовые нужды рассчитывалась исходя из нового норматива.

Он был принят региональным министерством тарифного регулирования и вступил в силу с 1 июня.

Некоторые хозяева квартир возмущены, что платежи по этой услуге им начисляют по нормативу, игнорируя показания общедомовых приборов, установленных за их счёт.

Напомним, с января 2017 года общедомовые нужды перешли из коммунальных услуг в жилищные. Их начислениями теперь занимаются не ресурсники, как раньше, а управляющие компании. При этом плату за ОДН челябинцам начисляют по нормативу.

С начала года в регионе использовался норматив, действующий на ноябрь 2016 года. С 1 июня для жителей Южного Урала установили новый норматив по ОДН.

По мнению Минстроя, сверхнормативное потребление станут оплачивать не жильцы многоквартирного дома, а коммунальщики.

Например, если у дома норматив в 100 кубометров воды, а фактическая трата – 150, разницу в 50 кубометров оплачивает управляющая компания.

Однако многие жители возмущаются, что при расчёте платежей по этой услуге не принимается во внимание наличие в доме общедомового прибора учёта (ОПУ). К слову, стоимость такого прибора составляет порядка 200 тысяч рублей и устанавливать их в каждом многоквартирном доме за счёт собственников квартир обязывает закон «Об энергосбережении».

– Пришли квитанции от управляющей компании за ОДН по электроэнергии за июнь, – рассказал 74.ru житель дома №30 на улице Шота Руставели. – Площадь общедомового имущества увеличилась вдвое. Из-за этого, несмотря на снижение норматива с 1 июня, ОДН по электричеству стала выше. У нас в доме стоит восемь общедомовых электросчётчиков. Почему нельзя считать ОДН, как раньше – по счётчикам?

– Опять произошло изменение платежа на общедомовые нужды, – говорит житель другой челябинской многоэтажки на Комсомольском проспекте.

– На вопрос к расчётчикам в управляющей компании посетовали, что не могут нарушить уточняющее письмо минстроя по ОДН.

А по поводу установленного за наш счёт общедомового счётчика электроэнергии предложили забыть, так как он используется только при расчётах между УК и ресурсоснабжающей организацией и никакого отношения к жильцам не имеет.

Общественники тоже ранее отмечали проблему расчётов ОДН по нормативам.

– Нормативы в большинстве случаев очень завышены в Челябинской области, – отмечает эксперт Общественной палаты в сфере ЖКХ Идея Меньшикова. – А несколько лет назад федеральный закон обязал всех жителей установить общедомовые системы учета. Этот закон и сегодня никто не отменял. проблема в том, что люди хотят платить за то, чем они действительно пользовались, а не за абстрактный норматив.

В региональной Госжилинспекции напомнили, что весной этого года Минстрой России действительно дал разъяснение по поводу расчёта ОДН.

– В этом письме Минстрой подчеркнул, что расчёты по этой услуге делают по нормативу, однако начисление платы по фактическому потреблению – по общедомовым приборам учёта – тоже возможно, это не нарушает закон, – ответила замначальника Госжилинспекции Челябинской области Элла Никитина.

– Более того, некоторые УК сейчас продолжают насчитывать ОДН по показаниям общедомовых приборов, но эти случаи, скорее, единичны.

Если жители хотят оплачивать эту услугу по фактическому потреблению, им необходимо обратиться в свою УК с просьбой провести общее собрание и принять решение по переходу от норматива к показаниям ОПУ.

В жилищной инспекции уточнили, что такой переход не всегда гарантирует жильцам снижение затрат по оплате ОДН.

– Все зависит от технического состояния дома, – добавила собеседница. – Например, если на доме большой износ сетей или есть незаконные врезки сторонних организаций, то потери ресурсов по дому будут велики. Тогда жителям невыгодно платить по фактическому потреблению, дешевле будет оплатить ОДН по нормативу.

– Все ОДН давно заложены ресурсниками в стоимость услуг, – считают в ООО «ПЖРО Курчатовского района». – Их нужно просто отменить и забыть. Пока законодательство этого не предусматривает.

Но выход есть – общее собрание жителей вправе принять решение вернуться к системе расчетов ОДН с использованием общедомовых счётчиков на доме по всем видам ресурсов, а не выборочно.

Руководство компании готово помочь собственникам в проведении такого собрания.

Тем временем в Госдуме прошёл первое чтение законопроект, который предусматривает переход на прямые договоры с ресурсниками. Таким образом, собственники смогут массово проводить собрания и выбирать для расчётов показания общедомовых приборов учёта, ссылаясь на федеральный закон.

Ранее 74.ru сообщал, что в июне жителям дома №324 на проспекте Победы за установку теплосчётчика управляющая компания выставила счёт порядка трех тысяч рублей с квартиры – в зависимости от площади жилья. По подсчётам челябинцев, это более 500 тысяч рублей со всего дома.

Источник: https://74.ru/text/gorod/50596091/

Платим за воду по счётчику: как начисляются платежи? Или как платить за воду по счётчику? Расчёт ОДН. Лимит на ОДН

Имеет ли Управляющая компания насчитывать оплату, по обще домовому счетчику?

С 1 сентября 2012 года действуют Правила предоставления комм­уналь­ных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённые Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. №354.

Новые Правила во многом отменяют предыдущие, поэтому отнестись к ним следует с особым вниманием. Теперь плата за услуги ЖКХ начисляется иначе. По нашей оценке, чуть более справедливо.

Но до идеала — оплаты только за фактически потреблённые ресурсы — ещё далеко.

Итак, разберёмся, из каких составляющих будет складываться оплата за воду для тех, кто установил счётчики воды.

Согласно новым Правилам (и уже внесённым в них изменениям), сумма наших расходов на воду состоит из пяти или шести (см. спорный пункт 6) слагаемых:

  1. Холодное водоснабжение (ХВС) согласно показаниям квартирного счётчика воды
  2. Горячее водоснабжение (ГВС) согласно показаниям квартирного счётчика воды
  3. Водоотведение согласно показаниям квартирных счётчиков воды
  4. Доля квартиры в расходе холодной воды на «общедомовые нужды» (ОДН)
  5. Доля квартиры в расходе горячей воды на «общедомовые нужды» (ОДН)
  6. Доля квартиры в водоотведении на «общедомовые нужды» (ОДН)..
    СМИ сообщают, что оно не оплачивается с 1 июня 2013 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. №344. Но в самом этом Постановлении мы отмену ОДН на водоотведение не обнаружили, и подозреваем СМИ в невнимательном чтении нормативных актов.

Первые три слагаемых — это потребление квартирой, которое измеряется квартирными счётчиками воды.

А вот пункты 4, 5 (и 6?) — это, как мы покажем далее, ничто иное, как расчётная доля в перерасходах, допущенных домом: утечки в стояках, незарегистрированные жильцы, заниженные показания квартирных водомеров, а также настоящие общедомовые нужды: уборка лестничных клеток, полив газонов и т.п.

Оплата за водопотребление, согласно Правилам, осуществляется один раз в месяц. Вы должны помнить показания счётчиков воды в конце прошлого месяца. В конце текущего месяца Вы отнимете их от текущих показаний — и получите объём потребления горячей и холодной воды за текущий месяц.

Расчёт оплаты водопотребления квартирой по счётчику воды (ИПУ)

Расчет суммы оплаты за ХВС и ГВС рассчитывается умножением объема потребленной воды (согласно показаниям счётчиков ГВС и ХВС) на актуальный тариф (в Москве это 28 руб. 40 коп.

за кубометр холодной воды и 125 руб. 69 коп. за «куб» горячей).

Водоотведение рассчитывается как произведение суммы объёмов ХВС и ГВС на актуальный тариф (в настоящее время — 20 рублей 15 копеек за м³ для населения Москвы).

Запишем это коротко:

  1. Плата за ХВС = ПотреблениеХВС × 28,40
  2. Плата за ГВС = ПотреблениеГВС × 125,69
  3. Плата за водоотведение = (ПотреблениеХВС + ПотреблениеГВС) × 20,15

Оплата за воду на «общедомовые нужды» (ОДН)

Итак, мы разобрались, как платить за воду, которую потребили жильцы квартиры, в которой установлены счётчики воды. Но приходится оплачивать ещё и так называемые «общедомовые нужды», которые рассчитываются куда сложней. Приготовьтесь — сейчас на Вас обрушатся формулы (нехотя вспомним школу и студенчество). Итак…

4. Расчёт объёма холодной воды на «общедомовые нужды»

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем холодной воды, предоставленный на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета холодной воды, определяется по формуле 11 Приложения №2 к обсуждаемым Правилам:

где:

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды. В случаях, предусмотренных “пунктом 59” Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного “пункта”;

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с “пунктом 43” Правил;

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;

объем (количество) холодной воды, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных “пунктом 59” Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного “пункта”;

объем (количество) горячей воды (в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения)), потребленный за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный в соответствии с “пунктами 42” и “43” Правил;

определенный в соответствии с “пунктом 54” Правил объем холодной воды, использованный исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению (при отсутствии централизованного теплоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по холодному водоснабжению;

общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;

общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.

Если коротко, то данная формула под «общедомовыми нуждами» понимает любой перерасход воды по отношению к расчётному потреблению для дома. В том числе утечки в стояках, незарегистрированных жильцов и заниженные показания счётчиков соседей.

Эти так называемые «общедомовые нужды» согласно Правилам «раскидываются» по всем квартирам и нежилым помещениям пропорционально их площади. Роль площади квартиры в перерасходе воды осталась для нас загадкой.

К счастью, с 1 июня 2013 года был установлен лимит на ОДН (читайте далее).

5. Расчёт объёма горячей воды на «общедомовые нужды»

Приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем горячей воды, предоставленный на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета горячей воды, определяется по формуле 13 Приложения №2 к обсуждаемым Правилам:

Смысл формулы тот же, что и предыдущей: раскидать по квартирам (пропорционально их площади) весь перерасход воды. И то же слабое утешение, что и для холодной воды: введен (не для всех!) лимит на ОДН (читайте далее).

6. Водоотведение на «общедомовые нужды»

СМИ сообщают, что водоотведение на ОДН не оплачивается с 1 июня 2013 г. согласно Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 г. №344. В тексте этого постановления мы не нашли этой отмены.

Впрочем, мы нашли там пункт 2, подпункт л, который невнимательные журналисты могли принять за таковую отмену. Читайте же внимательней!

Лимит на общедомовые нужды (ОДН)

Пункт 44 постановления №354 в редакции Постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2013 г.

№344 зазвучал следующим образом: Распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

То есть теперь больше, чем норматив, не накинут, если…

Если у Вас договор с ДЕЗом или ТСЖ, а не с Водоканалом:

Установленный “абзацами вторым” и “третьим” настоящего пункта порядок расчета не распространяется на случаи, при которых в соответствии с настоящими Правилами исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация. В указанных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с “формулами 11” – “14” приложения N 2 к настоящим Правилам.

Итак, повторим: если у Вас договор с ДЕЗом или ТСЖ – больше норматива на ОДН не накинут. Если в Водоканалом – заплатите ОДН сполна.

Резюме

Новые правила явно прогрессивней старых. Но перерасходы, называемые теперь «общедомовые нужды», по-прежнему придётся оплачивать: и утечки, и незарегистрированных жильцов, и заниженные показатели счетчиков соседей.

Остаётся радоваться, что перерасход «раскидывают» не только владельцам счётчиков, как до 1 сентября 2012 г. С 1 июня 2013 года нам подарили ещё одну радость: ввели лимит на ОДН. Но полной справедливости и прозрачности пока, увы, не наступило.

Правила защищают интересы Управляющих Компаний (УК), а не жильцов.

И тем не менее. Установка счетчиков воды всё же позволяет сэкономить, снижая примерно в два раза оплату за собственное потребление воды. Власти Москвы позволяют жильцам многоквартивного дома самим поучаствовать в снижении перерасходов: мы готовим статью об этом.

Позвоните прямо сейчас: (495)660-37-46 — и диспетчер примет заказ на установку счетчика воды в удобное Вам время, и даст ответ на любой вопрос!

Источник: http://www.vodanauchete.ru/platim-za-vodu-po-schetchiku/

Как начать платить за отопление по квартирному счетчику?

Имеет ли Управляющая компания насчитывать оплату, по обще домовому счетчику?

В России распространена практика, когда даже в случае полного оборудования многоквартирных домов счетчиками отопления часть из них непригодна к использованию по различным причинам: собственники не успели провести обязательную поверку или не поддерживают счетчики в исправном состоянии, а кто-то и вовсе демонтирует их.

К сожалению, многие управляющие компании в такой ситуации поступают одинаково: делают перерасчет платы за отопление, в результате чего каждый житель должен заплатить по некому усредненному показателю общедомового счетчика, не зависящему от объема потребленной тепловой энергии каждой отдельно взятой квартирой. Безусловно, это неправомерно.

Как решать проблемы с управляющей компанией?

Есть ли выгода заключать прямой договор с РСО?

В случае, если в здании установлен общедомовой счетчик учета тепла и при этом часть поквартирных счетчиков не установлена или не работает, УК должна вычитать данные исправных поквартирных счетчиков из значений общедомового прибора учета, а затем оставшееся значение делить на количество квартир, в которых счетчики не работают или не установлены.

Что делать, если в доме есть неисправные счетчики, а УК рассчитывает плату за отопление «в среднем»? Во-первых, необходимо выяснить в самой УК, почему они не придерживаются буквы закона. Если диалог не изменит ситуацию, необходимо обратиться в суд.

В настоящее время в судебной системе уже существует прецедент, когда Конституционный суд РФ признал отказ начислять плату за отопление, исходя из показаний счетчика тепла в квартире, оборудованной исправным прибором учета, и обязал внести необходимые изменения в действующее законодательство.

Напомню, что в настоящее время, согласно последней версии документа «Правила предоставления коммунальных услуг», плата за тепло по счетчикам может начисляться, если не менее 50% жилых и нежилых помещений оборудованы приборами учета.

Отвечает руководитель отделения городской недвижимости компании «НДВ» Елена Мищенко:

За неимением полной информации, можно предположить, что Вы стали участником одного из трех сценариев.

1. Индивидуальный счетчик на отопление установлен не застройщиком и не управляющей компанией (УК), а в частном порядке. Во-первых, счетчик может быть не принят или не введен в эксплуатацию. В этом случае УК вправе игнорировать его показания.

Проект монтажа счетчика должен быть согласован по техническим условиям на его установку. Если же процедура проведена корректно, но УК все равно рассчитывает расход теплоэнергии по общедомовому счетчику, то это уже можно оспорить.

Сперва следует обратиться в саму УК с заявлением о требовании начислять оплату на основании показаний индивидуального счетчика. Если из УК следует отказ, следующая инстанция – Жилинспекция, затем – прокуратура.

Ссылаться при всех обращениях можно на постановление Конституционного суда № 30-П от 10 июля 2018 года. Согласно тексту этого документа, жилец, в чьей квартире установлен индивидуальный прибор учета тепла, не обязан оплачивать общедомовой расход.

2. Индивидуальные счетчики на отопление установлены застройщиком, но не во всех помещениях многоквартирного дома (МКД).

Нередки ситуации, когда все без исключения жилые квартиры в МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, а коммерческие помещения – нет.

В этом случае УК также вправе пропорционально распределять показатели общедомового расхода тепла между собственниками квартир в МКД. Если именно Ваша квартира в этом случае оборудована счетчиком, порядок действий такой же, как описан выше.

Как не платить за ЖКХ офисов и кафе в нашем доме?

Как снизить плату за отопление, если батареи еле теплые?

3. Индивидуальные счетчики на отопление установлены во всех помещениях МКД, но УК все равно игнорирует их, начисляя произвольные показания.

Возможно, Вы имеете дело с простым нежеланием УК рассчитывать расходы на отопление по индивидуальным приборам.

Бывает, что УК до отопительного сезона производит предоплату за поставку тепла, а жильцы отключили радиаторы, если не живут в квартире — в этом случае возможен недобор денежных средств.

Тем не менее, в первую очередь Вам следует обратиться все в ту же УК с письменным требованием разъяснить порядок расчета тепловой энергии и возможности оплаты по индивидуальным счетчикам и получить разъяснение, по какой причине это невозможно и что нужно, чтобы устранить эту причину. Если ответ будет неудовлетворительным и отказ не будет мотивирован — можно подать иск в суд.

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

В настоящее время порядок исчисления платы за коммунальные услуги регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Оно также устанавливает и другие правила в сфере предоставления коммунальных услуг. Размер платы за их потребление рассчитывается по формулам, которые закреплены этим Постановлением.

Что касается исчисления платежей за отопление, здесь нужно отметить, что если в многоквартирном доме имеются индивидуальные приборы учета, помимо общедомовых, то применяются показания и тех, и других.

Дело в том, что для этого предусмотрена особая формула, которая отличается от той, которая используется при наличии лишь общедомового счетчика.

Для того чтобы убедиться, действительно ли управляющая компания не обращает внимание на индивидуальные приборы учета, нужно подать ей заявление с просьбой подробно разъяснить, каким образом и на основании чего был произведен расчет платы.

Если в итоге выяснится, что они не были учтены, то указанные действия управляющей организации можно обжаловать в судебном порядке, а также в административном (путем подачи жалоб в прокуратуру, Государственный жилищный надзор).

При наличии нарушений компетентные органы примут меры по их пресечению и восстановлению прав заявителя.

Может ли УК брать плату за отопление в новостройке, не приняв теплосети?

Как проверить отопление, принимая квартиру в новостройке летом?

Отвечает вице-президент ГК «АРИН», руководитель межрегиональной жилищной программы «Переезжаем в Петербург» Николай Лавров:

До недавнего времени было так: если счетчики на отопление стоят не во всех квартирах в доме, то все платят по площади квартиры. Но этим летом справедливость восторжествовала, хотя и не до конца. Житель Подмосковья отстоял свое право в Конституционном суде, и суд принял решение о внесении изменений в закон.

Однако изменения касаются только домов, введенных в эксплуатацию (построенных или после капремонта) после 1 января 2012 года и оборудованных в обязательном порядке счетчиками тепла. А все остальные дома платят как раньше либо по нормативам, либо по общему счетчику. Частные счетчики не учитываются ни в коем случае.

Так что Вашу претензию надо адресовать не в ТСЖ, а мошенникам, установившим Вам счетчик под предлогом возможности его использования.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Запрещено ли отключать отопление во всем доме зимой?

Можно ли изменить расчет за отопление нежилых помещений?

За что платит собственник нежилого помещения в жилом доме?

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kak_nachat_platit_za_otoplenie_po_kvartirnomu_schetchiku/7742

Учет ресурсов в многоквартирном доме по-закону

Имеет ли Управляющая компания насчитывать оплату, по обще домовому счетчику?

Если верить статистике, то россияне – самая чистоплотная нация, и вдобавок – широкая на душу. Нашими энергоресурсами, потребляемыми на человека, можно помыть, напоить и обогреть примерно двух немцев и половину француза. Мы не привыкли экономить, потому что Советский Союз научил всех жить по нормативу – единому для всех.

С помощью нового законодательства в РФ уже несколько лет осуществляется поэтапный переход на систему учёта потребляемых ресурсов жилищно-коммунального хозяйства. Последний закон № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности…», принятый 23 ноября 2009 г.

, обязывает собственника устанавливать счётчики на услуги ресурсоснабжающих компаний, а также приступить к модернизации жилья – за личные средства. Срок дан до 2012 года, но организация установки счётчиков должна начаться с июля этого года.

Сколько это будет стоить, выгодно ли, можно ли будет увильнуть от ответственности – обо всём в подробностях.

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ В ЗАКОНЕ
Усинск на опыте знает, как исполняются законы без соответствующей подготовки. Шум по поводу выставленных в конце прошлого – начале нынешнего года счетов на оплату за пользование электроэнергией в местах общего пользования до сих пор не утих.

Время летит быстро, а до 1 января 2012 года (пункт 5 статьи 13 закона № 261 ФЗ «Об энергосбережении…») собственники жилья в многоквартирных домах обязаны оснастить свои дома общедомовыми приборами учёта используемых воды, тепловой и электрической энергии, а также поквартирными счётчиками воды, газа, электроэнергии.

Закон касается всех зданий и сооружений, в которых используются энергетические ресурсы, но мы будем говорить только о многоквартирных домах.

Кстати, требования закона, касающиеся организации учёта ресурсов, не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 года (пункт 1 статьи 13).

А если я не желаю ничего менять, мне нравится платить согласно установленным нормативам, спросите вы. Никто слушать не станет.

Общедомовые счётчики всех используемых нами ресурсов поставит управляющая компания, и на их установку собственнику будет дан ещё год – до 2013 года.

В течение его ресурсоснабжающие организации если не в добровольном, то принудительном порядке должны добиваться допуска (совместно с правоохранительными органами) к местам установки приборов учёта и заставить оплатить расходы указанных организаций на установку.

Если собственник откажется платить, ему придётся оплачивать расходы этих организаций, связанные с необходимостью принудительного взыскания (пункт 12 статьи 13). И тут не мешает вспомнить, что индивидуальные приборы закон требует устанавливать на все энергоресурсы, кроме теплоснабжения.

До установки приборов учёта, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока их эксплуатации расчёты будут осуществляться по нормативам, как и ранее.

Но (большое «Но», прописанное в пункте 2 статьи 13) при этом нормативы потребления будут рассчитываться таким образом, чтобы стимулировать покупателей ресурсов к установке приборов учёта.

То есть нормативы потребления энергетических ресурсов существенно вырастут.

Чтобы считать воду, тепло, газ и электричество новыми приборами, придётся изрядно на них потратиться (о ценах – далее в статье). Для человека, даже со средним заработком, эта финансовая нагрузка не будет лёгкой. Откуда взять деньги? На этот счёт в пункте 9 статьи 13 закона № 261-ФЗ для населения предусмотрена поблажка.

Во-первых, с 1 июля 2010 года предприятия, которые снабжают город водой, газом, теплом и электроэнергией, обязаны организовать работу по установке, замене, эксплуатации общедомовых и индивидуальных приборов учёта. А до 1 июля предоставить собственникам квартир предложения о том, как оснастить жилые дома приборами учёта.

Причём они не вправе отказать жильцам в заключении договора на услуги установки.

Во-вторых, в договор на установку приборов учёта по желанию потребителя могут быть включены условия о рассрочке на пять лет.

Таким образом, в цену на приобретение и установку счётчиков включается сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на день начисления (на 30 апреля ставка рефинансирования – 8 %).

Исходя из сказанного в законе, можно сделать вывод, что потребители уже с 1 июля этого года могут обратиться в ресурсоснабжающие предприятия и требовать договора об установке счётчиков в рассрочку. Остаётся вопрос: стоит ли спешить и готовы ли к этому сами компании?

ВОДОСНАБЖЕНИЕ
Закон, по сути, подвёл черту под многолетними дискуссиями о необходимости в энергосбережении и повышении энергоэффективности, обозначил первоочередные направления, сроки внедрения ключевых мероприятий, формы наказаний нерадивых и поощрений стремящихся. Ожидается, что это может привести к экономии средств потребителей. Ведь в Усинске, 70–80% стоимости услуг ЖКХ – это поставка электрической энергии, тепла, газа, горячей и холодной воды. Остальное – управление недвижимостью, вывоз и захоронение отходов, содержание территории.

Обычно население не желает вникать во все тонкости нашего законодательства, пока это не ударит по кошельку.

И наглядный пример этому – недавняя история с переходом на новую систему оплаты за электроэнергию, когда в квитанции «Коми энергосбытовой компании» появилось две строки – внутриквартирное и общедомовое потребление электричества. Новую систему расчётов ввели в одночасье без какой-либо подготовительной и разъяснительной работы.

Точно такая же ситуация может возникнуть и при расчёте за пользование водой не по нормативу, а по приборам учёта. Эксперт в этой области, директор ООО «ФОК» Пётр Рэйляну, фирма которого занимается установкой приборов учёта воды и тепла с 2000 года, поделился с нами своими наблюдениями.

– На балансе нашей управляющей компании восемь домов, все они оснащены общедомовыми приборами учёта холодной воды, – говорит Пётр Ефтемович. – Рассчитываются жильцы также по нормативу, а с помощью счётчиков мы производим реальный анализ потребления воды.

В итоге оказалось, что жильцы многоквартирного дома, согласно показаниям приборов учёта, потребляют гораздо больше того количества, за которое платят «Водоканалу». Показатели общедомовых счётчиков на 10-12% выше нормативного потребления. Но это не значит, что население использует воды больше установленной нормы – 8,2 куб.

м на человека в месяц (3,1 – горячей и 5,1 – холодной). При установке индивидуальных счётчиков воды в квартирах в преобладающем большинстве случаев собственники жилья экономили до 40–45% затрат на услуги «Водоканала». Т.е. норматив завышен примерно в два раза. Взять, например, квартиру, где прописано четыре человека: это 32,8 куб. м воды в месяц.

Это целый бассейн, мы не потребляем столько воды, тем более норматив усреднённый, он не учитывает ни пол, ни возраст потребителя, что очень важно. Одно дело ребёнок, другое – взрослый.

В ходе исследования мы выяснили, что бессмысленно вводить систему расчётов с ресурсоснабжающей компанией по общедомовому прибору учёта, если в каждой квартире не будет установлен индивидуальный счётчик.

Дело в том, что, когда человек оплачивает пользование водой по нормативу, он не экономит. И не привык это делать. У одного унитаз течёт, у другого водопроводный кран не исправен.

Если в доме есть такие неблагонадёжные жильцы, которые не следят за своей сантехникой, – вся экономия остальных насмарку.

Новый закон об энергосбережении требует установки как общедомовых, так и индивидуальных счётчиков воды. Но может получиться так, что населению никто не объяснит все риски от нововведений, и сначала установят только общедомовые приборы. И цифры в квитанциях возрастут в разы, что вызовет такой же шквал возмущения, как после введения новой системы оплаты за электричество.

Чтобы избежать неприятных последствий от применения нового закона, в первую очередь нужно обеспечить каждую квартиру индивидуальными счётчиками воды. Тогда каждый будет отвечать за свои потери и следить за сантехническим состоянием внутриквартирных сетей.

А управляющие компании, в свою очередь, должны привести в порядок внтридомовые сети, и, пока ещё есть возможность, включать свои дома в программу капремонта.

Как прописано в законе № 261-ФЗ, приобретение и установка приборов учёта производится за личные средства собственников жилья. В ООО «ФОК» сам счётчик и его установка стоит 3 000 рублей, обычно в квартиру требуется два – на трубы горячего и холодного водоснабжения.

В квартиры 112 серии требуется установка сразу четырёх, т.к. кухня и санузел имеют разные стояки. В этом случае потребителю счётчики обойдутся по 2500 рублей, всего – 10 000 рублей.

Если человек не может себе позволить потратить такую сумму сразу, то, как уже было сказано, законом предусмотрена система оплаты в рассрочку.

Но готовы ли к этому ресурсоснабжающие компании, ведь в их обязанности входит предоставление всех условий для населения по приобретению приборов учёта. Оказывают ли они услуги по их установке и будет ли это делаться в рассрочку?

Организации, осуществляющие снабжение потребителей энергетическими ресурсами, регулярно обязаны информировать этих потребителей о способах экономии энергетических ресурсов и повышения энергетической эффективности их использования, в том числе размещать эту информацию в сети Интернет, на бумажных носителях и иными доступными способами (пункт 3 статьи 22 закона № 261-ФЗ).

– ООО «Водоканал-Сервис» не занимается установкой приборов учёта воды, в Усинске есть организации, оказывающие эти услуги, – говорит главный инженер ООО «Водоканал-Сервис» Альфия Анохина. – Если говорить об установке счётчиков в рассрочку, то пока мы не можем оказать эту услугу, т.к. эти затраты не заложены в тарифе на 2010 год.

Закон об энергосбережении вышел позже, чем был утверждён тариф. Мы предусмотрим это в следующем году и будем проводить информационную работу с населением, чтобы люди заранее устанавливали индивидуальные счётчики воды. Анализ потребления воды в домах с установленными общедомовыми счётчиками показал, что люди используют воду нерационально.

Жильцам нужно будет обязательно собираться и решать вопрос об установке счётчиков в каждую квартиру.

ИТОГ ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ:
Индивидуальный прибор учёта – установка обязательна.
Общедомовой прибор учёта – установка обязательна.
Срок эксплуатации – до 25 лет.
Затраты – 6000–10000 рублей на квартиру, в зависимости от индивидуальной планировки помещения.
Экономия – до 50%.

ТЕПЛОСНАБЖЕНИЕ
В отличие от водоснабжения, энергию тепла закон № 261-ФЗ не заставляет считать индивидуальными приборами учёта. Дело в том, что в настоящее время основной тип разводки тепла по дому – вертикальная. В каждой комнате от потолка до пола проходит труба, по которой теплоноситель поступает в радиаторы отопления.

А расчёт потреблённого тепла производится на основе измеренного объёма прошедшей горячей воды и разницы температур на входе и выходе из труб. На каждую батарею такой счётчик принципиально невозможно поставить, т.к. разница температур на одной батарее сравнима с погрешностью её измерения.

Классические квартирные теплосчётчики применяются для квартир с горизонтальной разводкой отопления, когда отопление всей квартиры имеет один вход и один выход.

Необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учёта используемых энергетических ресурсов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей (пункт 12 статьи 37 закона № 261-ФЗ).

– К нам часто обращаются с вопросом – можно ли учитывать тепло при вертикальной разводке, – говорит Пётр Рэйляну. – Теоретически можно, но для этого на каждый стояк необходимо установить прибор стоимостью больше 10 тысяч рублей, а стоимость установки каждого прибора – порядка 4 тысяч. При сроке жизни прибора 4-5 лет и количестве стояков больше двух – подобная процедура не окупается.

Установка теплосчётчика на многоквартирный дом (на все квартиры) значительно удешевляет решение задачи учёта тепла. Ультразвуковой расходомер для 100 квартирного дома, устанавливаемый на 25 лет, обойдётся в 40–60 тыс. руб. и столько же ориентировочно понадобится на его монтаж и наладку.

С каждого владельца квартир сумма платежа составит около 1000 руб. Периодически, раз в четыре года, необходимо будет осуществлять поверку приборов. Организацию поверок, регулярного снятия показателей и передачи данных в теплоснабжающую организацию можно поручить управляющей организации.

Однако не стоит рассчитывать, что приборы учёта гарантируют экономию. Должны быть утеплены подъезды и окна, отрегулирован расход в системе отопления или зима будет чрезмерно холодной.

Гарантированный эффект будет, если к приборам учёта добавить систему регулирования подачи тепла и содержать домовые сети в порядке. Но это уже забота управляющей компании.

Мы установили в начале этого отопительного сезона прибор учёта тепла в доме № 20 по ул. 60 лет Октября. Для того чтобы сказать, выгодно это или нет, нужно отработать целый отопительный сезон. Тогда мы сможем сравнить, какую сумму по дому, согласно нормативам, выставила нам Усинская тепловая компания, и сколько показал счётчик.

В принципе общедомовой прибор учёта тепла – это выгодно. Потому что в отличие от водоснабжения система теплоснабжения – закрытый цикл, сколько горячей воды подаётся в систему – столько и возвращается в котельную, то есть ресурс никто «украсть» не может. Вообще, в Усинске, согласно программе капремонта, установлены счётчики тепловодоснабжения в 14 домах.

Анализ показал, что по воде идёт перерасход ресурса, по теплу – небольшая экономия.

Источник: http://www.gkh-volga.ru/article/uchet-resursov-v-mnogokvartirnom-dome-po-zakonu

Оплата отопления по показателям общедомового, а не индивидуального счетчика: справедливо или нет?

Имеет ли Управляющая компания насчитывать оплату, по обще домовому счетчику?

Действующее законодательство предусматривает два способа расчета размера платы за коммунальные услуги: на основании определяемого по показаниям приборов учета объема потребляемых ресурсов, а при отсутствии счетчиков – исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса).

Конкретный порядок расчета и внесения платы устанавливается Правительством РФ. Так, например, для определения размера платы за отопление в МКД используется одна из нескольких формул, приведенных в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила).

При выборе нужной формулы стоит исходить, во-первых, из того, каким образом оплачивается отопление: в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года (абз. 1 п. 42.1 Правил).

Во-вторых, на порядок расчета влияет оснащенность помещений счетчиками: в случае, когда МКД оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, а индивидуальные или квартирные счетчики отсутствуют во всех или некоторых помещениях в нем, размер платы за отопление в каждом из этих помещений определяется исходя из показаний общедомового прибора учета (абз. 3 п. 42.1 Правил). Если же все жилые и нежилые помещения МКД оснащены индивидуальными приборами учета тепла, при расчете размера платы за отопление учитываются показания и этих счетчиков, и общедомового прибора учета (абз. 4 п. 42.1 Правил).

Таким образом, на практике, если хотя бы одна квартира или одно нежилое помещение в МКД не оборудованы индивидуальным прибором учета, объем потребленной энергии по показаниям общедомового счетчика “распределяется” между помещениями пропорционально их площади.

Такой порядок расчета применяется и тогда, когда счетчик перестал использоваться в связи с ненадлежащим исполнением обязанности по обеспечению его надлежащей эксплуатации, сохранности или своевременной замены собственником (ч. 7 ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г.

№ 261-ФЗ “Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”; далее – закон об энергосбережении).

Именно с такой ситуацией столкнулся гражданин Д.

Все помещения в МКД, в котором он проживает, на момент ввода дома в эксплуатацию были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии (напомним, ими, согласно указанной выше норме закона об энергосбережении, с 1 января 2012 года должны быть оснащены все новые МКД, а также дома, вводимые в эксплуатацию после капремонта – при наличии технической возможности установки таких счетчиков). Однако впоследствии в ряде помещений счетчики были демонтированы, что повлекло перерасчет размера платы за отопление для всех собственников помещений в доме, и расходы Д. на коммунальные услуги увеличились. Он посчитал это несправедливым и подал в Верховный Суд Российской Федерации административный иск о признании недействующими абз. 3 п. 42.1 и частично абз. 4 п. 42.1 Правил. Суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ при введении дифференцированного подхода к определению размера платы за отопление не вышло за рамки своих полномочий по определению правил предоставления гражданам коммунальных услуг, а доводы истца о противоречии указанных норм закону об энергосбережении несостоятельны, поскольку целью последнего является закрепление основ стимулирования энергосбережения, а не определение размера платы за коммунальные услуги и порядка ее расчета (решение ВС РФ от 31 мая 2017 г. по делу № АКПИ17-201). Не было удовлетворена и апелляционная жалоба истца – Суд добавил, что установленный оспариваемыми нормами порядок расчета платы за отопление принят на основании общего принципа распределения фактически потребленного всеми помещениями МКД объема тепловой энергии для поддержания в них нормативной температуры воздуха (пропорционально площади занимаемого помещения в доме) с соответствующим распределением размера платы, что позволяет обеспечить непрерывное теплоснабжение всех помещений в доме в течение отопительного периода. Причем, по мнению ВС РФ, тот факт, что при применении такого порядка размер оплаты увеличивается, не свидетельствует о незаконности соответствующих положений Правил (определение Апелляционной коллегии ВС РФ от 5 сентября 2017 г. по делу № АПЛ17-300). В передаче надзорной жалобы на рассмотрение в судебном заседании истцу было отказано (постановление ВС РФ от 25 декабря 2017 г. № ПФ17-137).

Вынесенные решения Д. не удовлетворили, и он обратился в КС РФ с заявлением о проверке конституционности ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса, абз. 3 п. 42.1 и абз. 4 п. 42.1 (в части) Правил.

В жалобе заявителя подчеркивается: согласно оспариваемым нормам порядок расчета платы за отопление, а значит и ее размер, фактически зависит от недобросовестных действий одного или нескольких собственников помещений в МКД, не сохранивших счетчики, что причиняет прямые убытки добросовестным собственникам. В дальнейшем, по мнению Д.

, это может привести к отказу от счетчиков граждан, эффективно расходующих энергию, так как они поймут, что никакой экономической выгоды им это не приносит.

Как отметили представители органов власти, присутствовавшие на вчерашнем заседании КС РФ, в ходе которого рассматривалось дело о проверке конституционности оспариваемых Д. норм, оснований для признания ч. 1 ст.

157 Жилищного кодекса РФ противоречащим Конституции РФ нет, поскольку конкретный порядок расчета платы ею не устанавливается, а вот соответствующие положения Правил действительно необходимо скорректировать.

Нельзя назвать справедливой ситуацию, когда одна и та же формула расчета платы применяется и в отношении тех домов, где ни одно помещение не оборудовано индивидуальными приборами счета, и тех, где счетчик отсутствует лишь в одной квартире, подчеркнула полномочный представитель Генерального прокурора РФ в КС РФ Татьяна Васильева. По ее словам, заявитель абсолютно обоснованно указывает на то, что ответственность за недобросовестное поведение собственника, не сохранившего индивидуальный прибор учета тепла, не может быть возложена на других собственников, обеспечивающих исправную эксплуатацию счетчиков. Применение в таком случае иного порядка определения размера платы, влекущего увеличение расходов добросовестных владельцев помещений, не отвечает принципам справедливости и разумности.

Судя по всему, это понимает и само правительство – в настоящее время на рассмотрении кабинета министров находится подготовленный Минстроем России проект постановления о внесении изменений в Правила, предусматривающий особый порядок расчета платы за отопление для МКД, в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета.

Как сообщила советник Министра юстиции РФ Мария Мельникова, министерство дало положительное заключение на проект, однако согласованного решения всех заинтересованных ведомств по предлагаемым проектом формулам расчета пока нет.

По ее мнению, вынесенное КС РФ решение по рассматриваемому делу станет определенным стимулом для утверждения проекта.

По мнению полномочного представителя Президента РФ в КС РФ Михаила Кротова, рассмотрение указанных поправок может затянуться, поскольку обеспечить объективный учет объема потребляемого в каждом помещении тепловой энергии проблематично, так как в отличие, например, от электроэнергии, которая потребляется в точках подключения электроприборов, теплоотдача происходит от всех элементов системы отопления (радиаторов, стояков, трубопроводов), размещаемых в том числе в соседних помещениях, что и определяет МКД как единый теплотехнический объект. “Даже если кто-то из собственников, у кого установлен индивидуальный прибор учета, начнет экономить расход тепла у себя в квартире, это не означает, что он не пользуется той тепловой энергией, которая отраженно попадает в его квартиру от отапливаемых помещений соседей (через стояки, например)”, – отметил эксперт. Тем не менее он поддержал мнение о несоответствии оспариваемых положений Правил принципам рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, подчеркнув, что лишение возможности оплачивать потребление тепла по показаниям исправных счетчиков делает бесполезными старания собственников по снижению расходов на отопление за счет экономии ресурсов, притом что они, помимо этого, несут расходы на обслуживание счетчиков.

Таким образом, предпосылок для корректировки Правил в части расчета платы за отопление в МКД более чем достаточно. Обяжет ли законодателя к внесению в них поправок КС РФ, портал ГАРАНТ.РУ расскажет после вынесения соответствующего постановления.

права человека, тарифы ЖКХ, ВС РФ, Генеральная прокуратура РФ, КС РФ, Минстрой России, Минюст России, Правительство РФ, Президент РФ, Мария Мельникова, Михаил Кротов, Татьяна Васильева

Подписаться на наш канал в Яндекс.Дзене

Документы по теме:

Источник: http://www.garant.ru/news/1202275/

Юрист-Профи
Добавить комментарий