Имеет ли право на переселение из аварийного жилья инвалид 2 группы?

Защита прокурором прав инвалидов

Имеет ли право на переселение из аварийного жилья инвалид 2 группы?

В рамках предоставленных статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полномочий прокурорами Самарской области проводиться активная исковая работа по защите в суде общей юрисдикции нарушенных прав и интересов социально незащищенных категорий граждан.

Так, по искам прокуроров Железнодорожного, Ленинского, Комсомольского районов восстановлены нарушенные права инвалидов на обеспечение средствами реабилитации.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ-181).

Согласно ст.

10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя реабилитационные меры, направленные на восстановление, компенсацию нарушенных Ии ли утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности, предусматривается индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Прокурором Железнодорожного района г. Самары в суд направлено 113 заявлений в интересах инвалидов к ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района г.о. Самара», Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о предоставлении технических средств реабилитации в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

В исковых заявлениях в интересах инвалидов к ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района г.о. Самара» прокурор указал, что согласно справкам Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области, инвалидам разработана индивидуальная программа реабилитации.

В соответствии с разработанными индивидуальными программами реабилитации от инвалидов в ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района г.о.

Самара» поступили заявления о предоставлении в безвозмездное пользование соответствующих технических средств реабилитации. Однако ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Железнодорожного района г.о.

Самара» до настоящего времени не обеспечило инвалидов соответствующими техническими средствами реабилитации.

После обращения прокурора с исками в суд ответчики обеспечили инвалидов техническими средствами реабилитации.

Прокурор Ленинского района г. Самара обратился в суд в защиту интересов инвалида 2 группы Т. О взыскании с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области компенсации за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации (далее – ТСР).

Установлено, что Т. После самостоятельно приобретения технических средств реабилитации ТСР обращался в ГУ СО «ЦСО граждан пожилого возраста и инвалидов Ленинского района г.о.

Самара», где подготовлено заключение о наличии оснований для назначения ему компенсации за ТСР. УСЗН Ленинского района г.о. Самара было вынесено решение о оплате ему компенсации за самостоятельно приобретенные ТСР.

Вместе с тем, длительное время назначенная Т. Компенсация не производилась.

Порядок организации назначения и выплаты компенсации инвалидам (ветеранам) за технические средства реабилитации, протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 21.01.

2010 №11«О предоставлении мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также об оказании государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

Выплата компенсации инвалиду (ветерану) производится Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области при наличии финансирования в месячный срок с даты принятия соответствующего решения путем перечисления средств в отделение почтовой связи по месту жительства инвалида (ветерана) или на счет получателя в кредитную организацию по желанию инвалида (ветерана), включая оплату услуг связи (банковских услуг) по перечислению компенсации.

В соответствии со ст. 11 Закона № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

После обращения прокурора с иском в суд Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области компенсировало Т. денежные средства за самостоятельно приобретенные технические средства реабилитации.

Отдел по обеспечению участия прокуроров
в гражданском процессе прокуратуры Самарской области

Источник: https://www.samproc.ru/regulatory/proc_answer/?ELEMENT_ID=4741

Имеет ли право на переселение из аварийного жилья инвалид 2 группы?

Конституционный Суд опубликовал Постановление № 4-П от 22 января 2018 г. по делу о проверке конституционности положений Жилищного кодекса РФ, которые, по мнению заявителей, препятствуют предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом, имеющим такое право.

Поводом для обращения в КС послужили следующие обстоятельства.

Распоряжением главы администрации Калининского района городского округа г. Уфы от 27 ноября 2013 г.

семья Шакировых в составе пяти человек как малоимущая семья, имеющая ребенка-инвалида, была включена в список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. В квартире также зарегистрированы мать супруга, его брат и племянница.

В 2015 г. Калининский районный суд г. Уфы установил, что супруги Шакировы и три их дочери составляют отдельную семью от родственников супруга.

Октябрьский районный суд, рассмотрев иск супруги, заявленный также в интересах двух несовершеннолетних детей ее мужа и совершеннолетней дочери, обязал администрацию городского округа предоставить им во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Суд определил, что размер жилья должен быть не менее 84 кв.

м, так как один ребенок страдает заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, и в соответствии с заключениями врачебной комиссии по состоянию здоровья имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения и право пользования дополнительной жилой площадью.

https://www.youtube.com/watch?v=5EQHoLXDQsk

Апелляционная инстанция решение суда отменила и обязала ответчика предоставить во внеочередном порядке ребенку и его матери благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 42 кв. м. В удовлетворении остальной части исковых требований было отказано. В передаче кассационных жалоб в Президиум Верховного Суда Республики Башкортостан и в ВС РФ истице также было отказано.

Супруги и их совершеннолетняя дочь обратились в Конституционный Суд. По их мнению, п. 3 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ препятствует предоставлению во внеочередном порядке жилого помещения на условиях социального найма семье с ребенком-инвалидом, имеющим такое право, и тем самым нарушает ст.

38 Конституции, в силу которой материнство и детство, семья находятся под защитой государства, а забота о детях, их воспитание составляют равное право и обязанность родителей.

Рассмотрев жалобу, Суд указал, что согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке именно гражданину, страдающему тяжелой формой хронического заболевания, но не его семье.

Однако это не может расцениваться как нарушающее конституционное право на жилище гражданина, получающего жилое помещение вне очереди, и членов его семьи, которые не лишаются возможности быть принятыми на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, на общих основаниях.

Также он отметил, что подобные гарантии должны быть реальными, то есть выполнимыми с точки зрения достигнутого уровня социально-экономического развития общества.

В то же время Конституционный Суд пояснил, что предоставление жилого помещения в расчете лишь на самого́ несовершеннолетнего, страдающего тяжелой формой хронического заболевания из числа указанных в Перечне, фактически приводило бы либо к отказу от использования данной льготы, либо – при ее использовании – к существенным затруднениям в реализации родителями прав и обязанностей, возлагаемых на них Конституцией и законом, и тем самым поощряло бы нарушение прав как самих несовершеннолетних, так и их родителей. Следовательно, это лишало бы смысла закрепление в жилищном законодательстве права на получение вне очереди жилого помещения по договору социального найма применительно к несовершеннолетним, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний.

Это означает, по мнению Суда, что п. 3 ч. 2 ст.

57 ЖК РФ не предполагает вынесения решения о предоставлении несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, жилого помещения без учета того, что он не может быть лишен возможности получать должные уход и воспитание, то есть без учета необходимости постоянного обеспечения его особых нужд и потребностей, а следовательно, проживания в предоставляемом ему жилом помещении по крайней мере еще одного взрослого члена семьи.

«Не может данное законоположение рассматриваться и как препятствующее предоставлению жилого помещения исходя из необходимости проживания несовершеннолетнего вместе с членами его семьи, если при оценке обстоятельств конкретного дела правоприменительный орган придет к выводу, что для состояния здоровья несовершеннолетнего, его развития и интеграции в общество определяющим (предпочтительным) будет именно их совместное проживание, однако при принятии такого решения должны приниматься во внимание как права других членов семьи на благоприятные условия проживания, так и наличие у публичного образования возможности предоставления жилого помещения соответствующей площади», – говорится в постановлении.

При этом Суд указал, что хотя оспариваемые положения соответствуют Конституции, это не препятствует федеральному законодателю внести изменения в регулирование порядка внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма в связи с наличием у несовершеннолетних тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне, предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, не исключая как прямого распространения действия п. 3 ч. 2 ст. 57 Кодекса на семьи с детьми-инвалидами, страдающими соответствующими заболеваниями, так и установления иных способов защиты их прав.

Конституционный Суд постановил пересмотреть решения нижестоящих судов в отношении заявителей.

Адвокат МКА «Центрюрсервис» Илья Прокофьев считает, что постановление КС РФ содержит в себе позитивные аспекты для будущей правоприменительной практики по делам, связанным с предоставлением нуждающимся гражданам жилых помещений по договорам социального найма.

По его мнению, важно, что Конституционный Суд предложил внести в действующее законодательство дополнения или изменения в целях единообразного толкования положений ЖК РФ. «Данный вывод Суда является актуальным и основан на сложившейся неоднозначной практике судов по данным вопросам.

На практике можно встретить самые разнообразные причины для отказа в удовлетворении исковых требований о предоставлении жилых помещений по договору социального найма и улучшении жилищных условий.

К ним можно отнести различное толкование понятия “члены семьи собственника\нанимателя жилого помещения”, объединение площадей жилого помещения с иными жилыми помещениями, принадлежащими гражданам, не являющимся членами одной семьи, споры о периоде постановки на учет и т.д.», – указал Илья Прокофьев.

Также адвокат считает, что позиция КС РФ относительно необходимости проживания несовершеннолетнего хотя бы с одним взрослым, осуществляющим уход за ним, непонятна.

«Данное толкование можно трактовать как нарушающее право ребенка воспитываться в полноценной семье, а также общаться с обоими родителями, братьями и сестрами, поскольку все они являются членами одной семьи», – отметил Илья Прокофьев.

Адвокат КА «Адвокат» Максим Жмурков также указал на логичность постановления. «Другое дело, что на местном уровне нет единообразия в применении норм ст. 57 ЖК РФ.

С одной стороны, предоставление жилых помещений нуждающимся является частью социальной политики государства. С другой – жилищные отношения относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. И, как справедливо отметил Конституционный Суд, исполнение социальных гарантий должно быть исполнимым, реальным, не ущемляющим прав других лиц», – пояснил эксперт.

Он отметил, что в каждом регионе есть список очередников для переселения из аварийных домов, проживание в которых угрожает здоровью и жизни людей. Переселение из аварийного фонда выполняет компенсационную функцию, что также требует наличия свободного жилого фонда, необходимого по площади и конструктиву.

«Однако нагрузка на бюджет конкретного региона, конкретного муниципального образования распределяется исходя из обстановки текущего момента. Поэтому до сих пор распространены случаи, когда жители соседних идентичных домов расселяются по- разному, причем местными администрациями для этого изобретаются различные “юридические” основания.

Поэтому я вообще удивлен, что суд первой инстанции так смело принял верное решение», – указал Максим Жмурков.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-razyasnil-pravo-polucheniya-zhilogo-pomeshcheniya-semyami-imeyushchimi-rebenka-invalida/

 «…На данный момент дом может полностью рухнуть и похоронить под завалами всех жильцов, включая инвалидов и детей.

Мы взывает к Вам о помощи!!! ЧТО НАМ ДЕЛАТЬ? КУДА ЕЩЕ ПИСАТЬ??? К КОМУ ИДТИ???? или нашему государству дешевле нас похоронить в одной братской могиле? чем выделить нам жилье? в нашем поселке ничего не строится, и мы здесь одни такие остались… ни кому не нужные…»

(Из обращения Б. Вх. № 935/Б-12 от 03.09.2012 г.)

Основные проблемы в реализации гражданами права на жилище продолжают оставаться «хроническими».

Это и длительное не отселение из жилых помещений, признанных непригодными для проживания, и проблемы в обеспечении жильём отдельных категорий граждан, перед которыми имеются государственные обязательства, и обманутые дольщики, и неудовлетворительное соотношение качества и стоимости жилищно-коммунальных услуг.

Главной причиной проблем является отсутствие системных мер по разрешению жилищных проблем в предыдущие годы. Проблемы накапливались, но не разрешались.

Капитальный ремонт многоквартирных домов, переселение из аварийного жилищного фонда фактически не проводились до создания Фонда содействия реформированию ЖКХ.

Начиная с 1991 по 2007 годы массовое предоставление жилых помещений военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, детям-сиротам, другим льготным категориям граждан также не производилось.

Кроме того, предоставление финансовых средств в достаточном количестве – ещё не залог разрешения проблем.

Например, для того, чтобы переселить из аварийного жилья или предоставить квартиры детям – сиротам, необходимо приобрести не просто квартиры, а квартиры соответствующего метража.

А раз строительство социального жилья не велось, то и квартир, соответствующих требованиям законодательства, почти нет.

Ну и, конечно же, наличие коррупционной составляющей в немалой степени влияет на темпы и качество решения жилищных проблем граждан.

На сегодня только в мечтах можно представить себе схему ценообразования в строительстве для граждан в виде арифметической суммы фактических стоимостей администрирования, материалов, работ, документарного оформления и прибыли подрядчиков (на уровне двойной ставки кредитования).

Добавленная стоимость, имеющая коррупционную природу, по различным оценкам колеблется от 30% до 100%. А совершенство механизмов ее «упаковывания» в сметы достигло безукоризненности.

Уж если в публичной плоскости звучат предложения депутатов и руководителей региона к участникам строительства умерить свои запросы на размер доходности, напрашиваются неутешительные выводы.

Борьба с коррупцией и последующим воровством в отдельно взятой отрасли строительства сегодня нацелена лишь на снижение их масштабов, но не ликвидацию правовыми средствами. Хотя и это можно считать достаточно решительным поворотом.

Особенно, когда в качестве основного инструмента используется сопоставление цен на возведение аналогичных по технико-строительным параметрам объектов в Самарской области и в соседних регионах.

В 2012 году в адрес Уполномоченного по правам человека в Самарской области поступило 780 обращений по вопросам реализации права на жилище (в 2011г. – 737), из них в письменном и электронном виде – 529 (в 2011г. – 510) обращений.

«Вечные» жилищные вопросы:

 аварийная ситуация с аварийным жильем

в Самарской области

В 2012 году продолжали реализовываться областные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Были пролонгированы две ранее принятые адресные программы и принята новая. Результаты реализации представлены в таблице.

№п/пРезультаты реализации
ВыполненоНе выполнено
Областная адресная программа «Государственная поддержка проведения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Самарской области» на 2009-2012 годы.
1.В рамках реализации программы к переселению планировалось 3 561 человек из 166 домов, из них в 2012 году – 826 человек. По состоянию на 01.01.2013 г. всего переселено 2 927 граждан-участников программы, из них в 2012 году – 192.Не переселено – 634 человека
Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» на 2010-2012 годы.
2.В рамках реализации программы к переселению планировалось 3 201 человек из 224 домов, из них в 2012 году – 1 286 человек.По состоянию на 01.01.2013г. всего переселено 3 201 человек-участников программы, из них в 2012 году – 1 286 человек.Не переселённых граждан нет.
Областная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на территории Самарской области» на 2012 – 2015 годы
3.Планировалось переселение в 2012 году 1089 граждан из 62 домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу.По состоянию на 01.01.2013г. переселено 193 человек.Не переселено – 896 человек
Всего планировалось переселить 7 851 человек, из них в 2012 году – 3 201 человек.Всего переселено 6 321 человек, из них в 2012 году – 1 671 человек (52,2 % от запланированного количества в 2012 году).Не переселено в 2012 году – 1 530 человек (47,8 % от запланированного количества в 2012 году), в связи с продолжающейся работой по передаче квартир в муниципальную собственность и государственной регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты.

Как видно из приведенных данных, в 2012 году при реализации трёх областных программ был переселен из аварийного жилищного фонда 1 671 человек.[1] При этом по состоянию на 1 января 2013 г.

общее количество жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу, на территории Самарской области составляет 1 153, из которых требуется переселить 19 730 (по состоянию на 01.01.2012г. – 19 672) граждан.

[2] Вполне очевидно, что при существующих темпах потребуется не менее 10 лет для ликвидации жилищного фонда, уже признанного аварийным (при условии сопоставимого финансирования с текущим периодом), а за это время будут ветшать другие дома.

Низкие темпы отселения и абсолютная непрозрачность процессов – вот что характеризует реализацию адресных программ по ветхому жилью.

Сотни самарцев, ожидающих отселения, задавались вопросом, кому же повезло вселиться в заветные 226 квартир, о которых с неистощимой энергией рассказывали муниципальные и областные чиновники на протяжении двух с половиной лет. Вообще-то эти квартиры в г.о.

Самара планировалось приобрести в 2011 году[3], но фактически тогда было приобретено только 6. Неосвоенные денежные средства по программе «перекочевали» на следующий финансовый год.

Но и к октябрю 2012 года муниципальные контракты были заключены на приобретение только 59 квартир[4], чему несказанно удивилась рабочая группа государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», проводившая проверку реализации целевых программ в Самарской области.

И хотя все предыдущие 2 года в качестве причин длительного не- отселения Администрация г.о.

Самара называла такие, как отсутствие на рынке готовых жилых помещений нужной площади, длительность процедур передачи квартир в муниципальную собственность, они не помешали за три зимних месяца приобрести все остальные квартиры. Каким образом Администрации г.о.

Самара за три месяца удалось совершить все то, что было невозможно в течение двух лет при сохраняющихся объективных сложностях, объяснить никто не может. По состоянию на 1 января 2013г. были приобретены все 226 квартир[5].

Но это не значит, что граждане въехали в новые квартиры, так как до конца года продолжалась работа по передаче квартир в муниципальную собственность и государственной регистрации права муниципальной собственности на передаваемые объекты.

Следствием длительного ожидания объявленного переселения из аварийного жилья являются многочисленные обращения граждан, в том числе и в адрес Уполномоченного. В короткий срок разрешить данную проблему, конечно же, нельзя, но в отдельных случаях действия органов местного самоуправления невозможно понять.

Так, в адрес Уполномоченного поступило обращение Б., проживающей в многоквартирном доме № 18 (литер А – А4) по улице Венцека в городе Самаре[6], признанном аварийным и подлежавшим сносу[7]. Но дом-то был в приличном состоянии – забеспокоились жильцы, совсем не собиравшиеся уезжать из исторического центра города.

По совету и при поддержке Уполномоченного они обжаловали распоряжение о сносе дома в судебном порядке. Назначенная судом строительная экспертиза пришла к выводу, что дом не ветхий, не аварийный и пригоден для проживания.

Более того, за счёт бюджетных средств в 2010 году здесь был проведен капитальный ремонт крыши, выложен асфальт на подъездных путях.

Между тем, решение о сносе дома было принято практически «молниеносно» – в течение полугода. Зато судебное решение, признавшее незаконным заключение межведомственной комиссии г.о. Самара по Самарскому району и распоряжение о сносе, никак не исполнялось. Только после обращения Уполномоченного к Главе городского округа Азарову Д.И. распоряжение о сносе дома было отменено[8]. 

Отметим, что инициативой признания вышеуказанного дома аварийным и подлежащим сносу являлось письмо Председателя Попечительского Совета Регионального Духовного Управления Мусульман Самарской области, члена Общественной палаты Самарской области Мухаметшина В.

Г. в адрес Главы г.о. Самара Азарова Д.И. с просьбой профинансировать работы по обследованию 9 жилых домов на предмет аварийного состояния в связи с реконструкцией Самарской Исторической мечети, расположенной по адресу: г. Самара, ул. А.Толстого, 61, 63.

[9]

На территории, прилегающей к мечети, планировалось построить современный спортивно-оздоровительный комплекс с двумя бассейнами и детский сад с национально-духовным компонентом.[10] Для этого нужно было снести 9 домов.

Более года Департаментом управления имуществом г.о. Самара не исполняется решение Ленинского районного суда г. Самара от 18.11.2011 г., вступившее в законную силу, об оформлении документов по переселению из аварийного дома гражданки Ч. и её сына[11].

Представители Департамента управления имуществом упорно настаивают на предоставлении гражданкой Ч. нотариально удостоверенного согласия на мену сособственника аварийного жилого помещения. Но данное требование уже рассматривалось судом и не было принято во внимание.

Более того, как можно получить согласие, если местонахождение сособственника неизвестно и по данным адресного учёта г. Самара его установление не представляется возможным?!

Не исполнялось и решение суда о предоставлении жилого помещения семье В., признанной нуждающейся в жилом помещении и проживающей в аварийном доме. Заявитель была вынуждена обжаловать бездействие Администрации муниципального района Сергиевский[12]. По утверждению Главы района, по состоянию на 05.07.

2012 г. в жилищном фонде муниципального района Сергиевский жилое помещение, соответствующее требованиям, установленным в судебном акте и исполнительном листе отсутствовало.

[13] Но не прошло и месяца после направления заключения Уполномоченного по правам человека,

Источник: http://www.ombudsman63.ru/events/view/361

Жилье инвалидам 2020 – 1, 2, 3 группы, детям, положено ли, от государства, обеспечение, вне очереди, дают ли – Жилищный эксперт

Имеет ли право на переселение из аварийного жилья инвалид 2 группы?

Время чтения: ~6 минут Ирина Смирнова 411

Присвоение гражданину инвалидности становится показателем явного ухудшения его качества жизни. В поддержку этому социально не защищенному слою государством разработаны определенные преференции в части предоставления льгот. Также предлагается жилье инвалидам.

Основные поводы предоставления квадратных метров

Многие заболевания, которые приводят к получению инвалидности, требуют для самого гражданина создания комфортных условий проживания. Они необходимы и близким этого не очень здорового гражданина. В том числе обеспечение жильем.

Предоставление жилья инвалидам производится на основании выпущенного еще в 1996 году постановления правительства нашего государства №901, рассматривающего обеспечение инвалидов жилой площадью и другие преференции. В 2019 году они не изменились.

Постановление позволяет:

  • Получить квартиру полностью безвозмездно.
  • Альтернативным вариантом становится направление субсидии, предназначенной для оплаты части затрат на покупку жилой площади. Средства компенсируют часть суммы приобретения.
  • Предоставление скидок, которые действуют при составлении платежей на оплату ЖКХ.
  • Может выделяться земля под ИЖС или земельный участок под строительство дачи.

Обеспечение этих льгот передано в ведение местных органов самоуправления. Важно учитывать, что все граждане, которым присвоена группа, не могут претендовать на равные преференции.

Проводится градация в зависимости от уровня физического поражения

Варианты льгот

В постановлении четко оговариваются условия предоставления определенных преференций:

  • Проживание в помещении, общая площадь которого в пересчете на число квадратных метров для каждого родственника менее обязательных социальных норм.
  • Обязательным нормам не соответствуют в месте проживания лица с инвалидностью технические характеристики рассматриваемого помещения.
  • Лицо вынуждено передвигаться в инвалидной коляске, а квартира располагается выше 2 этажа. Это правило действует в домах, имеющих несколько этажей.
  • Инвалид с родственниками проживают на территории общих неизолированных комнат с соседями, не являющимися родственниками.
  • На жилой площади одновременно проживает другой больной, имеющий официально диагностированное хроническое заболевание, препятствующее возможности находиться с ним в одном помещении.
  • Граждане, проживающие в коммунальной квартире. Аналогично рассматривается общежитие. Но в этом случае действует ряд ограничений.

Важно: гражданин, имеющий инвалидность, может претендовать на получение государственной помощи по этому факту и сохранять право на получение жилой площади на иных условиях, предусмотренных другими социальными программами государства.

Стать на учет для получения квартиры или субсидии на её покупку (части средств) может каждый человек, по разным причинам официально являющийся инвалидом. Для постановки на учет потребуется написать заявление в социальные службы и собрать пакет обязательных документов:

Как инвалиду 2 группы получить земельный участок

  • Справку, подтверждающую наличие инвалидности.
  • Программу индивидуальной реабилитации. Такой документ выдает при оформлении инвалидности.
  • Документы о несоответствии места постоянного проживания требованиям социальных норм. Такие, как выписка из Домовой книги, материалы, подтверждающие фактический состав семьи. Бумаги, в которых содержатся сведения обо всех родственниках, зарегистрированных в помещении.
  • Материалы, которые могут запрашиваться дополнительно. В этот перечень входят медицинские справки, выписка БТИ и другое.

Как льготы предоставляются

Претендентам на собственность и социальное жилье важно учитывать две категории таких очередников:

  • Получающие жилье социального найма нетрудоспособные граждане, передавшие свои документы в социальные службы до 1 января 2005 года на основании принятого в 1995 году ФЗ №181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
  • Те, кто был зарегистрирован уже после 1 января 2005 года. В этом случае социальные льготы, предусмотренные в законах, субсидии от государства для нетрудоспособных предоставляются местной властью. Направление проводится в порядке единой с любыми другими льготниками «живой очереди».

Законодательство определяет необходимость выполнения определенных условий для лиц, имеющих инвалидность

Например, дом, в котором находится квартира, располагается в непосредственной близости от профильного медицинского учреждения или социального центра. Для комфортного проживания не очень здоровому человеку часто требуются просторные помещения.

Выделение квартиры может включать требование проживания опекуна или родственников, ухаживающих за инвалидом 1 группы и при некоторых диагнозах 2 группы. Или оно находится в непосредственной близости от жилья тех, кто будет оказывать помощь.

Предоставление вне очереди

Действующее законодательство учитывает ситуации, когда поддержка должна оказываться вне очереди. Такие случаи рассматриваются в Постановлении правительства №378:

  • ВИЧ-инфицированные.
  • Лица, у которых диагностирован туберкулез. Причем он находится в открытой форме.
  • При наличии тяжелых заболеваний, поражающих кожу.
  • Больной страдает тяжелыми недугами, приводящими к недержаниям мочи.
  • У больного нарушена подвижность, болезнью затронута опорно-двигательная система, он не в состоянии самостоятельно передвигаться. Требуется постоянная помощь.

Преференции для обладателей II группы

Те, кто имеет 2 группу нетрудоспособности, относятся к категории ограниченно нетрудоспособных лиц. Большинство из них мобильны, многие продолжают трудовую деятельность. Тем не менее помощь от государства на улучшение жилищных условий им также положена в виде возможности претендовать на жилое помещение, предоставляемое на основании договора социального найма.

Такая жилплощадь должна иметь:

  • Специальные приспособления. Они должны облегчать проживание и личное бытовое обслуживание. В том числе обеспечивающее передвижение.
  • Для лиц этой категории предусмотрена отдельная повышенная норма площади.
  • В доме, в котором предоставляется площадь инвалиду, устанавливаются пандусы и специальные лифты.

Важно: одиноким гражданам с группой инвалидности социальное жилье предоставляется исключительно при его способности самостоятельно себя обслуживать.

В случае перевода жильца в дом инвалидов (центр реабилитации) жилая площадь сохраняется за ним в течение 6 месяцев. Более того, если на этих квадратных метрах зарегистрированы родственники инвалида, жилье остается за ними на неограниченный период.

Стать на учет имеют право также нуждающиеся в расширении или улучшении жилой площади инвалиды 3 группы.

Есть ли права на получение жилья у ребенка-инвалида

Права на жилищные льготы предоставляются лицам, у которых есть группа инвалидности, вне зависимости от возраста. Детям инвалидам, как и взрослым, может, в зависимости от уровня инвалидизации и других факторов, предоставляться субсидия на приобретение части жилого помещения или предлагается отдельная жилплощадь. Это может быть как квартира, так и дом.

Также семьям, воспитывающим подобного ребенка, предоставляется преимущественное право, на основании которого реализуется получение земельного участка. Целевое назначение территории – ИЖС. Другие варианты жилья предоставляются так же, как и всем. То есть они передаются в порядке действующей общей и единой для льготников очереди.

Для обеспечения льготы на учет ребенка ставят его родители или законные представители

Если ребенок находился до совершеннолетия под опекой в государственном социальном учреждении, по достижении совершеннолетия он ставится на учет на получение жилья вне очереди.

Дополнительные льготы социально незащищенным гражданам

В зависимости от группы, гражданам предоставляются и другие льготы и преференции в отношении жилья:

  • Безвозмездное пособие 100 тыс. рублей на ремонт жилого помещения.
  • До 100% скидки на оплату капитального ремонта.
  • Инвалиды получают скидку до 50% на оплату значительного перечня коммунальных услуг. Например, на оплату электроэнергии, и другие пособия.

Предполагается, что каждый новый закон о поддержке социально незащищенных категорий россиян будет дополнять перечисленные льготы и преимущества. При этом сам факт присвоения инвалидности причиной постановки на учет не станет. Или сам гражданин, или его доверенные лица должны передать документы для постановки на учет.

Источник:

Обеспечение жильем инвалидов 1, 2, 3 группы – как инвалиду получить квартиру по закону программа соц

Гарантии обеспечения жилыми помещениями инвалидов заложены в 17 статье 181 закона о социальной защите инвалидов. Согласно данной статье, правом получения социального жилья обладают инвалиды и семьи, воспитывающие детей-инвалидов. Дополнительно к данному закону разработана и федеральная программа обеспечения жильем инвалидов.

Общие правила предоставления жилья инвалидам

Социальное жилье для инвалидов предоставляются, исходя из состояния здоровья в пределах норм, установленных законодательством, а также превышающих данные нормы, но не более чем в 2 раза.

Жилые помещения предоставляются в рамках договоров социального найма.

Законом также предусмотрены субсидии инвалидам 3 группы на приобретение жилья, льготные условия оплаты данного жилья, также они могут быть оборудованы специальными приспособлениями, необходимыми для жизнеобеспечения и адаптации инвалидов.

Также 17 статья 181 ФЗ отвечает на вопрос о том, имеют ли право на дополнительную жилую площадь инвалиды и дети-инвалиды, находящееся или проживающие в организациях социального обслуживания. Так, они также сохраняют право на получение жилья или улучшение жилищных условий.

Одновременно с этим, если жилье в социальный найм уже предоставлено, при этом инвалид проживает в организациях соц.обслуживания, то право обладать этой жилплощадью сохраняется за инвалидом в течение полугода.

Высвободившееся жилье, имеющее специальные приспособления, ранее занимаемое инвалидами, передается также в первую очередь другим нуждающимся людям с инвалидностью.

Порядок и особенности получения социального жилья инвалидами

Правом на улучшение жилищных условий обладают все инвалиды, независимо от группы.

После получения статуса инвалида, последний для получения и льгот и постановки на учет в качестве нуждающегося в жилье или улучшении условий жилья, должен предоставить данные о своей инвалидности и подтверждающие документы в органы социальной защиты населения по месту регистрации, так как они распределяются и предоставляются по территориальному признаку. Таким образом, рассматривая вопрос о том, куда обращаться инвалиду для получения жилья по закону, следует сказать, что его решение находится в компетенции органов социальной защиты и социального обеспечения граждан.

Постановка на учет на получение жилья

Вопрос очередности и того, как получить жилье инвалиду 1 группы, и в целом моментов предоставления жилья на сегодняшний день имеет деление по временному признаку. Так, принято различать инвалидов, вставших на учет до 1 января 2015 и после этого срока.

  • Так, тем, кто встал на учет до 1 января 2005 года:
  • — выдаются средства на покупку жилья;
  • — сохраняется право получить жилье в социальный найм.
  • Вставшим в очередь на льготное жилье для инвалидов 1 группы после января 2005 года, жилье выдается в порядке очередности, за исключением случаев, когда инвалидность наступила вследствие тяжелых форм хронических болезней, а также инвалидам, страдающим подобными заболеваниями.
  • Примечательно, что при отсутствии свободного жилья, предоставляется субсидия на приобретение жилья инвалидам 2 группы.

Источник: https://tek53.ru/vyselenie/zhile-invalidam-2020-1-2-3-gruppy-detyam-polozheno-li-ot-gosudarstva-obespechenie-vne-ocheredi-dayut-li.html

Юрист-Профи
Добавить комментарий