Должен ли учитель вести журнал в бумажном и электронном виде?

Когда учителей избавят от бесконечной и бессмысленной

Должен ли учитель вести журнал в бумажном и электронном виде?

Учителя тратят до четырех часов в день на заполнение разных отчетов и документов. Большая часть этой “бумажной” нагрузки ни с учебным предметом, ни с классным руководством не связана.

Сколько скворечников установила школа во время субботника? Сколько детей болеет гриппом, а сколько – ОРВИ? В каких соцсетях сидят подростки?.. Вот несколько реальных запросов, на которые учитель строчит подробные ответы в рабочее и нерабочее время.

– Такого количества отчетов, которое пишет сегодня школа, мы в советское время не знали, – говорит министр просвещения Ольга Васильева. – В одном регионе я встретилась с отчетностью по 19 схожим программам.

И никто мне не смог объяснить, зачем столько. Мы подготовили законопроект, где четко прописано: у учителя должно быть три документа – рабочая программа, электронный журнал и дневник. Все.

Остальное любая проверяющая организация должна найти на сайте школы.

Росстат назвал регионы с самыми высокими и низкими зарплатами учителей

По данным соцопросов, 49 процентов педагогов считают, что объем бумажной работы из года в год только увеличивается. Что не уменьшается – считают 34 процента. При этом больше половины учителей работают на полторы-две ставки. Это минимум 6-7 уроков в день.

Добавьте сюда классное руководство, подготовку к занятиям и мероприятиям, проверку тетрадей, общение с родителями… Вот и получается, что рабочий день педагога начинается едва ли не с петухами, а заканчивается поздно-поздно вечером. Когда читать книги? Учиться новому? Ходить в театры, на выставки?..

У большинства российских учителей, констатируют эксперты, на это просто нет времени.

Проблема появилась не сейчас. Так, больше трех лет назад на заседании Госсовета президент поручил принять меры по уменьшению нагрузки на учителей.

– Для всех регионов нужен единый федеральный перечень требований к документам, которые должен вести школьный учитель. Мы подготовили совместное с министерством письмо по сокращению избыточной отчетности.

Но наши рекомендации многие регионы так и не учли, – говорит зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. – В основном вся “непрофильная” для учителей бюрократическая нагрузка – это “самодеятельность” муниципальных и региональных органов управления образованием, директоров школ.

Например, учителю вменяется в обязанность составлять списки заболевших, отчитываться, кто и сколько заплатил за питание в столовой. При этом по трудовому договору, официально, у учителя таких обязанностей нет. Мы стараемся объяснять: вы не обязаны работать бесплатно.

Если руководство требует заполнения бессмысленных отчетов – согласиться можно. Но – только за дополнительную плату и в соответствии с трудовым кодексом.

Учителя могут настойчиво “попросить” отчитаться, сколько скворечников установила школа во время субботника, и в каких соцсетях сидят его ученики

Общественное обсуждение законопроекта, разработанного Министерством просвещения, на днях завершилось. Сможет ли он “перезагрузить” систему? Хотелось бы. Ведь все предыдущие попытки оказались не очень успешными.

Так, в пояснительной записке к документу отмечается, что школы сегодня сами разрабатывают и принимают избыточное количество документов, по-прежнему дублируются бумажные и электронные журналы и дневники.

Учителей буквально принуждают выполнять обязанности, которые формально лежат на администрации школы.

Учителя бьют тревогу: химия может уйти из старших классов

В некоторых регионах, скажем, создано даже отдельное делопроизводство на случай экскурсии для учеников: заявление классного руководителя, журнал инструктажа. А если заказывается автобус, то и письмо в ГИБДД. Причем все требуется согласовать в нескольких инстанциях.

– Стремление школ запротоколировать каждое движение специальной бумагой идет от потребности защититься перед местными органами контроля.

Когда я пришел в школу десять лет назад, у нас был конспект урока, обычный журнал, сводки с оценками по четвертям и ежегодный отчет, – делится преподаватель истории гимназии N 116 Санкт-Петербурга, “Учитель года России-2017” Илья Демаков.

– А сейчас классные руководители должны заполнять социальные паспорта, писать объемные отчеты для завуча, замдиректора по воспитательной работе и т.д. Сокращение “бумажной” нагрузки возможно, но только если будут решительно ограничены “локальные” требования.

Столица в этом плане ушла далеко вперед. Так, московская электронная школа автоматически составляет списки детей – от “началки” до дополнительных кружков и секций. В электронном виде – все. Отчетность, огромное количество уроков, интерактивных заданий.

– Я за два года не сдал ни одного бумажного отчета. Что требуется, так это загрузить календарно-тематическое планирование в электронный журнал. Темы – тут же.

И все: только выставляй вовремя оценки, – рассказывает учитель информатики и робототехники школы N 1293 Александр Степанов.

– Отчеты завуч получает парочкой кликов, а распечатывать нужно только итоговые оценки: они хранятся в архиве 75 лет.

Кузнецова: Взрослые не осознают серьезность травли детей в интернете

Понятно, что подобный уровень цифровизации когда-нибудь дойдет и до других регионов: к 2021 году в каждой школе должен появиться высокоскоростной интернет.

При этом Российская электронная школа, созданная на базе московской платформы, уже запущена в тестовом режиме. Можно зайти и скачать рабочую программу, тематические и учебные планы по любому предмету.

Каждый из уроков – в новом интерактивном формате. Есть и личный кабинет ученика, и кабинет учителя. Регистрируйся и пользуйся.

На основе полученных “больших данных” будут приниматься управленческие решения в образовании. Рособрнадзор подключился к работе. По словам его главы Сергея Кравцова, ведомство уже уменьшило количество проверок школ на 25 процентов.

Правда, до сельских школ новые технологии доходят с перебоями. По словам учителя английского языка из деревни Мокшино Тверской области Ирины Некрасовой, вместе с электронными журналами им все равно приходится постоянно пользоваться и бумажным аналогом. Делать двойную работу. Почему? Все просто: электронная система может “зависнуть”. Причем не на час, а дня на два-три.

А вот что рассказал “РГ” учитель истории, обществознания и права лицея № 4 города Пскова, призер конкурса “Учитель года России-2018” Илья Казанцев:

– Мы еще два года назад формально отказались от бумажных журналов. Но электронный по-прежнему приходится распечатывать, корректировать итоговые ведомости. Кроме того, некоторые родители по старинке продолжают ориентироваться на бумажные дневники.

Нужно ли менять пенсионный возраст врачей и учителей

– Исследования подтверждают: учителю приходится тратить до четырех часов в день на заполнение отчетов и документов.

И даже те из них, которые связаны с профессиональными обязанностями учителя, требуют уточнения и сокращения, – говорит директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

– Технологические карты урока многие педагоги воспринимают как подробный конспект урока, тратя на него слишком много времени и сил. Нет понимания о формате рабочей программы: в регионах часто разрабатываются дополнительные рекомендации по ее составлению.

По словам специалиста, степень ответственности учителя выросла в разы: ЕГЭ, ОГЭ, Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования… По их результатам рейтингуются школы, классы, учителя. В итоге педагоги находятся в постоянном стрессе.

– Непрерывное повышение квалификации учителей, в том числе на основе современных цифровых технологий, возможность участия в профессиональных ассоциациях, программах обмена опытом, развитие системы наставничества – одна из ключевых целей нацпроекта “Образование”, – говорит Наталья Тарасова. – Реализовать это удастся, если с педагогов снимут избыточную отчетность. Если школа будет хорошо организована и грамотно управляться. Если же учитель останется так же перегружен, система не заработает эффективно.

Инфографика “РГ”: Антон Переплетчиков/ Александр Чистов/ Ксения Колесникова

Варианты “бумажной” нагрузки на учителя:

– списки проживающих рядом со школой детей, их родителей, бабушек и дедушек;

– акты о посещении учителем квартир, где живут дети (эти квартиры нужно еще обойти);

– запросить у родителей и составить список детских прививок;

– в каких кружках и секциях занимаются школьники;

– график досуга детей в каникулы;

– кто питается в школьной столовой;

– кто собирается переходить в профильные классы;

– записать рост каждого ученика для распределения новых парт в классе;

– отчеты о проведенных праздниках по каждому “красному” дню календаря;

– в каких религиозных организациях состоят родители школьников…

Источник: https://rg.ru/2019/02/18/kogda-uchitelej-izbaviat-ot-beskonechnoj-i-bessmyslennoj-bumazhnoj-raboty.html

Около четверти школ Витебской области перешли на электронные журналы и дневники

Должен ли учитель вести журнал в бумажном и электронном виде?

Ученик забыл дневник? Не беда, отметка появится в его виртуальном аналоге. Не записал задание? Оно тоже имеется в электронном виде.

Получил замечание за поведение? Через пару секунд соответствующее СМС-уведомление окажется в телефоне родителей. Это далеко не все возможности «электронной школы», на которую постепенно переходят отечественные учреждения образования.

На Витебщине около четверти школ и гимназий уже работают с электронными журналами и дневниками.

 Алла Ефременко и Светлана Ломакина

Облачные технологии

Проект «Электронная школа» представляет собой перевод разнообразных школьных документов в виртуальное пространство, где вся информация содержится в специальных хранилищах — облаках.

Иными словами, ученики, их родители и преподаватели ведут отчетность не в обычных журналах, дневниках и графиках успеваемости, а в электронных.

А также общаются на школьные и смежные темы на специальном веб-ресурсе.

Реализуется данный проект в рамках Национальной стратегии развития информационного общества Беларуси. В частности — согласно Концепции информатизации системы образования, рассчитанной до 2020 года. К этому времени планируется завершить переход системы образования на электронные носители.

В перспективе «электронная школа» не ограничится только электронными дневниками и журналами.

Появится карта учащегося, которая будет увязана в том числе с системой питания и контрольно-пропускным режимом в учреждениях образования.

Открываются широкие возможности виртуализации образования — дистанционные уроки, интеллектуальные игры, факультативные занятия, веб-семинары, онлайн-конференции и многое другое.

В один клик

Средняя школа №5 Витебска, проявив инициативу, апробировала электронные журналы и дневники одной из первых в областном центре – еще в 2015/2016 учебном году.

 — В то время все учреждения образования города имели стандартные интернет-сайты, предложенные районными отделами образования, спорта и туризма.

  Возможности наполнения их были минимальны, и мы решили найти альтернативную платформу, — рассказала заместитель директора по учебной работе СШ №5 Алла Ефременко, – чтобы она была интересна для детей и родителей и более функциональна.

Огромный плюс для меня как администратора — максимальное упрощение аналитической работы с отметками учащихся, успеваемостью по школе, качеству работы педагогов, платным услугам и так далее.

Что касается технической оснащенности, то, конечно, в идеале – наличие в каждом классе компьютера с выходом в интернет. Но пока о таком мы только мечтаем. Но и особых проблем при заполнении электронных журналов и дневников у учителей нет.

Школа работает в одну смену, и во второй половине дня к их услугам 11 компьютеров с выходом в сеть. Многие уже с легкостью выставляют отметки со своих мобильных телефонов, причем делать это могут в течение 10 дней с момента проведения занятий.

  

С этого года СШ №5, как и еще несколько витебских школ, также присоединилась к эксперименту по оплате питания школьников через систему ЕРИП. По словам Аллы Анатольевны, это очень удобно для родителей, так как не надо передавать наличные через детей.

Состояние и движение средств по соответствующему счету контролируется также через платформу  «электронной школы», и если, например, какой-то ребенок «уходит в минус», его могут покормить в долг, а на телефон родителей тут же будет выслано СМС-уведомление с просьбой пополнить счет.

Когда вместе с руководством школы мы зашли в кабинет информатики, учитель белорусского языка и литературы Светлана Ломакина и учитель английского языка Елена Сиденко как раз работали с электронными документами. Первая с журналом, вторая – с дневниками класса, где является классным руководителем.

 — Электронный дневник — по сути, социальная сеть с различными администраторскими правами. У учеников свои профили, у учителей и родителей — свои, — рассказала Елена Олеговна.

Педагог записывает домашнее задание, и его видят учащиеся и родители. Можно комментировать каждую отметку и задания на дом, писать объявления для класса и замечания для ребят. Раз в неделю родители должны ставить электронную подпись в дневнике — как и раньше.

Конечно, пришлось потратить время на то, чтобы изучить новую систему. Зато теперь отчеты после каждой четверти, которые раньше составляли вручную с калькулятором в течение часа, готовятся автоматически. Собирается информация и выводится средний балл — и мы видим рейтинг ученика. Достаточно нажать одну кнопку.

— Электронный журнал и дневник синхронизированы, — пояснила Светлана Ломакина. — Как только выставляем отметку в журнале, она сразу же появляется в дневнике. Это очень полезно для ребят с низкой успеваемостью — теперь вся информация оперативно доходит до родителей.

Но в конечном итоге их это подстегивает лучше учиться.

Моя дочка ходит в нашу школу, и я очень довольна нововведениями: всегда можно посмотреть домашние задания, не нужно по вечерам звонить одноклассникам и что-то уточнять, легко контролировать поведение, расписание ребенка, общаться с учителями-предметниками через систему личных сообщений.

Что касается педагогов, то мы вникли в эту работу за несколько недель. Кроме того, проверив дома контрольные работы, я могу открыть электронный журнал и тут же внести отметки, не ожидая завтрашнего дня. Правда, есть и минусы. Бумажные журналы и дневники пока никто не отменял, и работа с их электронными версиями – дополнительная нагрузка.

— Взвесив достоинства и недостатки, мы за «электронную школу». Нужно идти в ногу со временем, — уверен директор СШ №5 Сергей Жаголкин.

— Благодаря этой системе значительно упростилось составление отчетности, легко индивидуализировать работу с учащимися, контролировать качество деятельности педагогов, эффективно взаимодействовать с родителями. Пользование образовательной платформой бесплатно для детей и учителей.

Родители, зарегистрированные в системе, платят лишь за дополнительные сервисы — СМС-уведомления об успеваемости, посещаемости занятий и так далее. Сегодня это стоит порядка 1,6 руб. в месяц. Также взимается небольшая комиссия за оплату питания через систему ЕРИП.

В тестовом режиме

В ближайшее время все учреждения образования станут в той или иной степени «электронными», отметила первый заместитель начальника управления образования облисполкома Елена Богданович.

— За этим будущее. Пока же электронные сервисы тестируются преимущественно в городских школах. Каждый район вправе выбирать платформу для «электронной школы», — сообщила она. — Но существующие программы пока еще трудно назвать единой образовательной средой. Многое предстоит сделать в плане технического оснащения.

Планируем обсудить с РУП «Белтелеком» вопрос о предоставлении школам и гимназиям доступа в интернет на базе технологии Wi-Fi. Поэтому говорить о скорой отмене бумажных классных журналов не стоит, а вот дневники вполне могут быть заменены электронными.    

Фото Александра КУТЫНКО.

При использовании материалов vitvesti.by указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

Источник: http://vitvesti.by/obrazovanie/okolo-chetverti-shkol-elektronnye-zhurnaly.html

Отказ от бумажного журнала внес перемены в жизнь педагогов

Должен ли учитель вести журнал в бумажном и электронном виде?

Отказ от бумажного журнала внес перемены в жизнь педагогов

С начала года все российские школы внедрили у себя электронные дневники и журналы, а часть из них при этом полностью отказались от бумажного документооборота. Новые сервисы достаточно хорошо зарекомендовали себя у большинства педагогов. Об этом свидетельствуют данные опроса, проведенного интернет-проектом “Дневник.ру”.

В начале января в силу вступило распоряжение Правительства РФ, согласно которому все государственные учреждения обязаны перейти на электронный формат оказания госуслуг. Это распоряжение имеет отношение и к средним школам: отныне в каждой из них учителя обязаны вести электронные дневники и журналы.

Единые требования к системам ведения этих электронных документов были утверждены Минобрнауки еще в 2012 году. С тех пор в школах начался постепенный перевод документооборота в электронный вид, хотя, по отзывам многих педагогов, на практике это привело к дублированию бумажных и электронных журналов и увеличению бюрократической нагрузки на учителей.

Тем не менее, полный отказ школ от бумажных журналов в пользу электронных — вопрос времени. Несколько сотен школ из разных регионов страны, подключенных к интернет-проекту “Дневник.ру”, попробовали в порядке эксперимента сделать это раньше остальных, чтобы оценить последствия этого шага.

Эксперимент начался в сентябре 2013 года, и к январю были подведены его итоги за полугодие. Сотрудники проекта “Дневник.ру” провели опрос учителей-участников эксперимента.

Они выяснили, что в целом попытка оказалась успешной: 74% школ, отказавшихся от бумажных журналов, считают, что полный переход на электронный документооборот произошел своевременно.

В то же время еще 15% школ желали бы отложить его на следующий сентябрь.

Трудности перехода

Одной из проблем перехода на электронные носители информации стала недостаточная техническая оснащенность некоторых школ, рассказали РИА Новости авторы исследования. В школах, принявших участие в эксперименте, 91% учителей имеют в своем распоряжении компьютер или планшет, но подобный уровень технической оснащенности сегодня встречается далеко не везде.

“Многие педагоги не могут оперативно вести журналы и дневники из-за низкой скорости интернета и значительной нехватки мобильных устройств (планшеты, ноутбуки, нетбуки)”, — рассказал РИА Новости генеральный директор Дневник.ру Гавриил Леви.

По его словам, при работе с электронными журналами лучше всего себя зарекомендовали планшеты, которыми пользовались около половины учителей.

Другой проблемой перехода на электронные журналы и дневники эксперт назвал недоработки нормативно-правовой документации в этой сфере, которая сегодня носит очень общий и не всегда конкретный характер.

“Необходимо решить нормативно-правовые вопросы на уровне региональных и муниципальных властей, региональных институтов развития образования. Желательно, чтобы в образовательные учреждения спускались уже разработанные и утвержденные образцы документов, которые необходимо было бы минимально адаптировать, а не писать «с нуля”, — отметил руководитель проекта.

По его словам, до сих пор четко не решен вопрос требований к форме, периодичности и условиям архивации данных, обрабатываемых в электронном виде. Эти проблемы замедляют процесс перехода школ на электронные журналы.

Научиться и двигаться дальше

Что касается реакции учителей, то по результатам опроса «Дневник.ру» 70% педагогов считают, что после полного отказа от бумажных журналов нагрузка на них уменьшилась. Впрочем, сначала им пришлось осваивать новые способы ведения документации, и это не всегда было легко.

“Средний возраст учителя в России – 47 лет. Старшему поколению непросто осваивать новые технологии, но это не значит, что нет желания – просто им очень нужна грамотная помощь”, — отметил Гавриил Леви.

Введение отдельной штатной единицы в школах для этой цели не предусмотрено, и педагоги справляются своими силами, определенную поддержку им оказывают создатели сервисов электронных дневников.

Правда, избежать работы с компьютерными технологиями учителям все равно не удастся: сегодня даже в Едином квалификационном справочнике записано, что школьный учитель должен обладать навыками работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой, браузерами и мультимедийным оборудованием.

Усилия по освоению новых технологий не должны пропасть для учителей даром: с переходом на электронный журнал педагоги получили новые возможности для работы: более половины (52,6%) из них сообщили, что у них расширился набор инструментов для обучения школьников.

“В нашей системе есть конструктор тестов, с помощью которого преподаватели могут создавать тесты по любому из направлений для учеников. Система может автоматически подсчитывать результаты и даже выставлять их в электронный журнал.

Кроме того, там есть медиатека с методическими разработками преподавателей в аудио-, видео- и текстовом формате. Всеми этим материалами учителя могут пользоваться, чтобы разнообразить уроки, а также приобретать новые знания”, — рассказала РИА Новости куратор эксперимента Дневник.

ру по отмене бумажных журналов Наталья Савчук.

Участники эксперимента получили возможность опробовать сервис виртуальных олимпиад для школьников на школьном, районном и региональном уровне. Также подключение школ к электронному журналу дало им возможность проводить виртуальные уроки, например, во время карантина.

Обратная связь учителей с родителями также не осталась в стороне от внимания исследователей. 61% педагогов подтверждают, что переход на электронный журнал увеличил вовлеченность родителей в образовательный процесс. Мамы и папы стали больше времени уделять общению с преподавателями, используя дистанционные технологии.

“Теперь у родителей всегда под рукой вся необходимая информация об успеваемости, посещаемости, расписании, домашних заданиях ребенка, различных школьных мероприятиях и объявлениях”, — отметила Наталья Савчук.

Электронные дневники и журналы постепенно становятся повседневной реальностью в российских школах, и эксперты надеются, что со временем педагоги и родители научатся извлекать из новых сервисов максимум удобства.

Источник: РИА Новости 

архив Дневник.ру

Источник: https://dnevnik.ru/news/593281

Для учителей – четыре документа. Будет ли в школе меньше бумаг после нового постановления – Брестская газета

Должен ли учитель вести журнал в бумажном и электронном виде?

Бумаготворчество всегда вредит учебному процессу

Министерство образования обязало учителей вести всего четыре документа. Будет ли теперь в школе меньше бумаг и что нужно изменить, чтобы школьное образование стало лучше.

В постановлении Минобразования также говорится о «перечне документов, образующихся в деятельности конкретного учреждения». Кроме обязательных бумаг, есть дополнительные. Их определяет постановление Министерства образования №52 от 24 мая 2012 года – это список документов, которые должны вести и хранить в каждой школе и гимназии, пишет tut.by со ссылкой на ведомство.

Например, классный журнал должен храниться 5 лет, сводные ведомости успеваемости – 25 лет. Алфавитные книги записи учащихся – 50 лет, книги учета и выдачи аттестатов, похвальных листов – 75 лет.

Отвечают за данные документы не только учителя. Это могут быть и представители администрации, и секретарь, и специалист по кадрам, и инженер-программист.

В начале года директор назначает ответственного за ведение того или иного документа из перечня, определенного постановлением №52.

Министры подписывают бумаги, но ничего не меняется

Министерство образования обязало учителей вести всего четыре документа и не заниматься чужой работой. В постановлении №164 от 27 декабря указано, что учитель должен вести классный журнал, календарно-тематическое планирование, поурочное планирование и дневники учащихся.

Классный руководитель – пять документов: классный журнал, планирование работы (на полугодие), социально-педагогическую характеристику класса, личные карточки учащихся, дневники учащихся.

Воспитатель – три документа: журнал группы продленного дня учреждений общего среднего образования, календарно-тематическое планирование на четверть, ежедневное планирование.

В постановлении говорится, что местные управления образования должны не допускать в практике работы ведения документов, не предусмотренных постановлением.

К мероприятиям другие госорганы могут привлекать учреждения образования только по согласованию с министерством. В документе указано, что необходимо исключить практику привлечения педработников «к выполнению работ, не относящихся к выполнению их трудовых функций».

Постановление о документообороте в учреждениях среднего образования уже принимали в 2014 году. Там были перечислены те же документы, которые ведет учитель, классный руководитель, воспитатель, напомнила заместитель председателя «Таварыства беларускай школы» Тамара Мацкевич.

Только тогда документ подписывал экс-министр образования Сергей Маскевич, а сейчас – министр образования Игорь Карпенко. «Я не ведаю, што падпіша наступны міністр, але не выключаю, што гэты ж тэкст с пералікам чатырох дакументаў.

Праблема ў тым, што міністры падпісваюць кожныя тры гады гэты тэкст, а ён не працуе», – отметила Мацкевич.

По ее мнению, ничего не изменилось и не изменится. В Минске после подписания документов «настаўнікі хорам ідуць на Калядны хакейны турнір, таму што іх прымушаюць».

По словам начальника управления образования Брестского облисполкома Юрия Просмыцкого, постановление жестко регламентирует перечень документов для работников, которые выполняют функции сугубо учителя, классного руководителя, воспитателя.

«Если сегодня возложена на учителя другая обязанность и определены источники, которые будут компенсировать затраты учителя при проведении этой работы, моральные, материальные, значит, это будет учителем выполняться», – отметил Просмыцкий в разговоре с «БГ».

Смысл некоторых документов не понятен

Большинство учителей выполняют обязанности классных руководителей. Поэтому бумаг получается девять, отметила учитель истории СШ №16 в Бресте Галина Свентуховская.

«При этом я не понимаю смысла в характеристике класса. Мне что, для себя надо добавлять эту характеристику, я не знаю свой класс, учеников, семьи? Чушь.

На третий-четвертый год классного руководства можешь среди ночи рассказать про проблемы и успехи», – считает учитель.

Она согласна с тем, что документы по календарно-тематическому и поурочному планированию необходимы, потому что примерный алгоритм действий нужен, чтобы уложиться в программу. Планирование воспитательной работы учитель считает бесполезным, потому что каждый день полон сюрпризов, беседы, классные часы проходят по ситуации, а не по учебнику.

Домашнее задание, по мнению Свентуховской, эффективнее записывать в блокнот или тетрадь. «А зачем катавасия с электронным журналом? Журналы и дневники в электронном виде используются учителями, которые стараются заполнить все вовремя. Половина родителей и детей ими не пользуется, не заходят на сайт», – поделилась своим практическим опытом учитель.

Бумажный журнал дублируется, и для классного руководителя это становится «наказанием», особенно в сентябре, конце четвертей и года.

Очередное постановление ничего не решит, считает Свентуховская. Сегодня бумажный документооборот заменяют электронным и требуют все делать мгновенно. «Пример – организация питания через ЕРИП, когда ты каждый день будешь вынужден тратить время, отмечая каждого ученика», – пояснила учитель истории.

Одним из самых убийственных занятий она считает всеобуч. Учителям не по силам заглядывать в каждую квартиру и дом, где полно неожиданностей. Этот процесс пора оптимизировать.

Бумаготворчество всегда вредит учебному процессу, отнимает силы и время учителя, считает учитель информатики СШ №30 в Бресте Владимир Красько. То, что сейчас четко оговорены четыре документа, хорошо. Вопрос – куда денется остальная отчетность.

«Например, по итогам четверти – а у меня 26 классов – необходимо делать отчеты по успеваемости. Нужно организовывать и проводить всеобуч. Что, теперь всеобуч после постановления будут родители заполнять? Нет, конечно. Будут заполнять учителя», – отметил учитель.

Красько – заведующий кабинетом, потому работает с дополнительной документацией. Например, составляет опись кабинета: какие парты там находятся и как они расположены, план развития кабинета. Учитель сомневается, что ему не придется делать это в будущем.

Задачей учителя должен быть успех учеников

Школе мешает двойное подчинение, считает заместитель председателя «Таварыства беларускай школы». «Школы падпарадкоўваюцца і Міністэрству адукацыі, і ўпраўленню адукацыі – раённаму ці гарадскому. Гэта дазваляе злоўжываць настаўніцкай залежнасцю», – отметила Мацкевич.

У учителя должно быть только одно задание – учить детей. Оценивать его работу нужно по учебным итогам, а не по тому, сколько он провел мероприятий, в каких парадах участвовал и так далее. Нужно делать независимое оценивание обучения. «А для гэтага зрабіць выбарную адміністрацыю школ. Калі адміністрацыя празначаецца зверху, яна і слухае начальства зверху», – пояснила Мацкевич.

Если директора и администрацию школы будет выбирать школьный свет, в состав которого войдут учителя, родители, возможно, местная власть, то директора, которого этот совет выбрал, можно будет снять. Значит, он будет прислушиваться к субъектам учебного процесса.

Школам и методическим объединениям нужно дать больше свободы творчества, считает Красько. Сейчас календарно-тематическое планирование установочное, жесткого образца. Должна быть возможность корректировать и изменять планирование в соответствии с потребностями каждого класса.

«Довольно сложно применять экспериментальные методики, современные методы обучения, потому что есть регламент – календарно-тематическое планирование, методы преподавания, – отметил Красько. – Если учитель отвлекается на кучу других событий: поддержание кабинета, программного обеспечения на компьютерах, – понятно, что это занимает его время».

Он обратил внимание на опыт польских коллег. Учитель приходит в школу и занимается детьми. По мнению Красько, «если задачей учителей будет успех учеников в будущем, это будет правильным. А не рост успеваемости, другие показатели, которые на будущее детей никак не влияют».

Источник: https://www.b-g.by/society/obrazovanie/dlya-uchiteley-chetyire-dokumenta-budet-li-v-shkole-menshe-bumag-posle-novogo-postanovleniya/

Потемкинские сайты

Должен ли учитель вести журнал в бумажном и электронном виде?

От школ требуют создать свою страницу в Сети. При том что многие из них до сих пор не подключены к интернету

«С1 сентября 2013 года каждая школа, каждое образовательное учреждение будут выставлять самую существенную и важную информацию о себе в открытый доступ», — заявил на совещании в Кремле по итогам учебного года министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов.

 100% наличия школьных сайтов требует не только министр образования. Об этом говорится в новом законе об образовании. Этого будет требовать и готовящееся постановление Правительства РФ о мониторинге в системе образования.

Правда, вопрос в том, когда это осуществится. 

По данным Минобрнауки РФ, лишь 46,23% сельских и 58,3% городских школ Центрального федерального округа России в 2011 году были подключены к интернету. И всего 56% школ ЦФО имели в 2011 году собственный сайт.

 Президент РФ Владимир Путин на совещании по итогам 2012/13 учебного года отметил: «За три года только из федерального бюджета на региональные проекты было выделено 120 миллиардов рублей… однако общая картина с оснащением и благоустройством многих школ пока еще не изменилась». Конечно, у школ есть сайты.

В верхних строчках рейтинга информационной открытости школ России, составленном «РИА Новости» совместно с НИУ ВШЭ, – сайты школ города Канска (Красноярский край), поселков Варламово Самарской области и Октябрьский Ярославской области, села Герасимовка Самарской области. Но в школе, где нет энтузиастов-айтишников, ни к чему посещаемая страница в интернете.

Достаточно несколько раз в год выложить на сайт затребованную информацию. Для заполнения таблиц бесчисленных мониторингов, которые спускают школе департаменты образования, сайт не нужен. Интернет, кстати, не нужен тоже. Мониторинговые таблицы отвозятся учредителю на флэшке.

Пока готовится постановление Правительства РФ о мониторинге в системе образования, местные образовательные чиновники соревнуются в том, кто задаст школе самый неординарный вопрос. Например, уникальная мониторинговая таблица, состоящая из… одной цифры. Заполняющему надо выбрать: 1 или 5. И при этом дважды ввести в систему сведения о своей особе…

Несмотря на письмо министра образования Дмитрия Ливанова о сокращении отчетности в школах (№ ДЛ-150/08 от 12.09.2012 г.), образовательные учреждения России регулярно получают письма такого содержания: «ВНИМАНИЕ! Руководителям подведомственных учреждений! Обращаем Ваше внимание на обязательное и свое­временное заполнение городских и федеральных мониторингов».

Далее список таблиц для заполнения. Длиной до соседнего квартала.

Среди обязательных позиций – ФГОС: «Коррекционная работа в учреждении», «Учащиеся 9 и 11 (12) классов прошедшего учебного года», «Сведения об образовательном учреждении (структура)», «Сведения об образовательном учреждении (контингент)»; ФГОС: «Опрос учителей, ведущих учебные часы во вторых классах начальной школы: рабочая программа и расписание», «Нормативная база учреждения», «Оснащенность и благоустройство…» и т.п. «Тут далеко не всё, – иронизируют учителя. – Это просто цитата из одного объявления с сайта окружного управления».  «Заметьте, в нашей стране узаконено рабство, – возмущаются на форумах педагоги. – Это наше ненормированное рабочее время, которое мы тратим на заполнение таблиц и которое не оплачивается». Недавно местные департаменты образования нашли новый способ занять свободное время учителей и осовременить свою работу. Они начали переводить школы своего района на электронные журналы. «Наша школа, как и все школы нашего административного района, перешла к электронному журналу, – восторженно делятся учителя. – Все работают успешно: научились очень быстро. Оказались абсолютно все обучаемы, от 22 до 75 лет!» Как не порадоваться за этих педагогов! Спросим их, о чем они мечтают? Если вы не знаете условий, в которых живет рядовая школа рядового российского региона, ни за что не догадаетесь. Эти учителя мечтают, чтобы им подключили интернет! «Чтобы всё это успешно осуществлялось, – объясняют они, – в каждом кабинете должен стоять компьютер, подключен интернет. Последнего у нас не было. Поэтому мы все толпились в кабинете информатики, мешая работать учителю информатики». Похоже, вот он, школьный интерьер будущего учебного года. Рапорты из всех регионов о 100%-ном  создании школьных сайтов. Отчеты о переходе на электронные журналы. Устаревший кабинет информатики. И – никакого интернета.

Подключение к Сети стоит денег. В отличие от учительского времени, проведенного над таблицей мониторинга.

Михаил Кушнир: «За школой в сети надзирают, а не помогают ей работать»

Если школу заставляют переходить на электронные журналы, но отказывают обеспечить ей компьютеры, интернет и локальную сеть, она вправе отстаивать свои права. Говорит Михаил Кушнир заместитель директора московской гимназии № 45, советник «Лиги Образования», «Соросовский учитель», Apple Distinguished Educator.

– С 1 сентября, согласно новому Закону «Об образовании в РФ», школа обязана иметь свой сайт и выкладывать на него информацию. За отсутствие сайта и данных на нем можно потерять лицензию. Между тем, по данным Мин­обрнауки РФ, еще два года назад чуть больше половины школ Центрального федерального округа имели свой сайт. Реально ли создать столько школьных сайтов за летние месяцы?

– Во-первых, норма закона, обязывающая школу иметь свой сайт, уже действует. Нет необходимости ждать 1 сентября. Во-вторых, я не вижу большой проблемы в создании сайта школы. Сегодня существует много разных конструкторов сайтов. Учитель информатики, да и любой непугливый человек, может сделать такой сайт.

В разных регионах, в частности в Москве, школам предлагают заполнять типовые централизованные сайты, разработанные по заказу департамента образования. На этих сайтах есть все необходимые поля для заполнения, школе остается только внести свои данные. Это быстрый и сравнительно простой способ.

Важно, чтобы все школы не заставляли в командном порядке вводить информацию именно на эти типовые сайты. Ведь у ряда школ есть собственные, неплохо посещаемые сайты.
Для меня проблема заключается в другом: внедрение информационных технологий приводит к усилению надзора над школой, вместо того чтобы помочь учителям. Произошел некий перевертыш.

Вместо совершенствования образовательного процесса и облегчения формально-бюрократических процедур пышным цветом расцвели всевозможные электронные (и не только) отчеты, заявки и мониторинги. Они с лихвой компенсируют некоторое снижение трудозатрат на ведение старых отчетных форм.

Нововведения вроде бы должны обеспечить прозрачность в системе образования, но все чаще они сводятся к тому, что органы управления образованием начинают, не вставая со стула, наблюдать за подведомственными школами. Интернет-технологии используются, по сути, для фискальных функций. За школой в сети надзирают, а не помогают ей работать.

– Министерство образования и науки РФ советует муниципалитетам не мучить школу проверками, а ввести в школах электронные журналы и время от времени их просматривать. Но для электронного журнала у школы должна быть локальная сеть. Подсчитано, что ее создание обходится примерно в полмиллиона рублей. А проверяющие приходят и спрашивают: где электронный журнал? Что может ответить школа?

– Во-первых, никто не вправе просматривать без ведома школы журналы учета успеваемости и посещаемости. Это – нарушение Закона «Об образовании» в части распределения компетенций. И – Закона «О персональных данных» в части требований по защите данных учеников.

Во-вторых, если школе навязывают введение конкретной системы электронного журнала, то это тоже нарушение трех законов: Закона «Об образовании», так как ведение учета – это компетенция школы, Закона №149-ФЗ «Об информации …», поскольку это непредусмотренное федеральным законом создание преференций, и Закона №135-ФЗ «О защите конкуренции».

Никто не вправе вмешиваться и указывать школе, как ей вести журнал. Хочу обратить внимание на письмо Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 года №АП-147/07, в котором содержатся методические рекомендации по внедрению электронных журналов и единые требования к ним (http://www.rujel.net/about/Questions/femida/bumagaout).

Мои поездки по регионам с тренингами по использованию в образовательном процессе планшетов iPad и беседы с коллегами по проблематике электронного журнала показывают: рекомендации и требования, содержащиеся в письме Минобрнауки РФ, не соблюдаются в большинстве случаев. Например, в этом письме содержатся условия внедрения электронного журнала, которые должны быть созданы в школе.

– И что является главным условием введения электронного журнала в школе?

– Доступ каждого учителя к компьютеру, подключенному к сети. В письме Мин­обрнауки РФ указано: «При введении электронных форм учета необходимо соблюдение трудового законодательства. Недопустим неоправданный рост трудозатрат на ведение двойного учета, рабочие места должны быть оборудованы надлежащим образом».

Трудовой кодекс РФ предусматривает обязанность работодателя оборудовать рабочее место работника. Если условия не созданы, никто не вправе предъявлять требования к работнику.

Если каждый учитель не имеет свободного доступа к компьютеру, подключенному к системе электронного журнала (для этого действительно обычно нужна локальная сеть, очень часто нужен канал в сеть Интернет), то органы управления образованием не вправе требовать от такой школы ведения электронного журнала.

На этот случай Минобрнауки РФ рекомендует пилотный способ ведения электронного журнала: педагог ведет не больше одного учебного курса. Например, у меня есть несколько классов, а я веду в электронном журнале только 5 «А».

– То, о чем вы говорите, всего лишь письмо Минобрнауки РФ. Указанные в нем требования можно и не соблюдать, ведь это не закон…

– Письмо Минобрнауки РФ обобщает существующую нормативную базу, которую – как показывает практика – подавляющее большинство не знает. Письмо также содержит пакет рекомендаций, основанных на реальном опыте школ, которые уже прошли путь внедрения электронного журнала и успели набить ряд шишек.

 К сожалению, на сегодняшний день недостаточно норм, регулирующих электронное делопроизводство. Более того, мы обсуждаем, как вести электронный документооборот в школе, а до сих пор опираемся на старый советский приказ 1974 года, подписанный министром образования Прокофьевым, ряд требований которого уже не соответствует текущей ситуации, но продолжает действовать.

Школы подталкивают к переходу на электронный вариант ведения, хотя там далеко не все еще урегулировано.

– Но может ли школа на основании всех этих доводов просто отказаться от ведения электронного журнала?

– Нет, потому что есть Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и соответствующие постановления правительства, регламентирующие график перевода государственных услуг в электронный вид.

В том числе упомянуто семь услуг в сфере образования, одна из которых – «Предоставление информации о текущей успеваемости учащегося, ведение электронного дневника и электронного журнала успеваемости» (http://www.rg.ru/pril/36/59/53/5071_1.gif).

 
По утвержденному плану с 1 января 2014 года любой гражданин России должен иметь возможность заказать через портал госуслуг информирование о посещаемости и успеваемости своего ребенка в электронном виде (http://www.rg.ru/pril/36/59/53/5071_2.gif).

Можно придумать вариант, когда школа сможет не вести электронный журнал, но оказывать эту услугу для тех родителей, которые закажут ее. Впрочем, это очень умозрительная ситуация. Проще вести электронный журнал.

Электронный журнал при нормальном ведении облегчает работу школы, упрощает ее.

Но в том случае, если внедрять его грамотно и аккуратно и если переходный процесс от бумажного журнала к электронному займет не больше учебного года. Я не знаю ни одной школы, в которой бы после освоения электронного журнала не мечтали отказаться от бумажного.

– Вот именно, мечтают. Учителя жалуются: их заставляют вести одновременно два журнала – бумажный и электронный. Подсчитано, что перенесение отметок из одного журнала в другой занимает от сорока минут в день… Но многочисленные проверки все равно требуют от школы бумажный журнал. Почему?

– Необходимость документа на бумажном носителе – это один из мифов, который унаследован с советских времен. Один из самых живучих мифов, что классный журнал – это финансовый документ. Единственное, что можно посоветовать в этом случае,– открыть приказ № 167 от 1974 года, подписанный министром Прокофьевым, где сказано: классный журнал не относится к финансовым документам.

Он является документом учета учебной деятельности. По нему можно смотреть только одно – как проводится обучение. Контрольно-ревизионные управления советских и постсоветских времен незаконным образом проверяли по классному журналу рабочее время учителя и породили этот миф. По закону есть табель учета рабочего времени, который и является финансовым документом.

Школа не обязана вести бумажный журнал. Но львиная доля школ поставлена в условия, когда ее вынуждают фактически вести двойную бухгалтерию. В тех регионах, где информацию собирают централизованно, в электронный журнал часто вносят только хорошие данные – для отчетности перед начальством, – а в бумажном варианте оставляют все как есть.

  Если у нас два параллельных журнала (бумажный и электронный), высока вероятность того, что в них обнаружатся разные данные. Причем не обязательно по злому умыслу. Такие вещи могут происходить непроизвольно. Это закон баз данных: если данные сохраняются не в одном месте, то база данных не может считаться целостной.

В последнее время появляется тенденция: в школу приходит проверка, сравнивает электронный и бумажный журналы, выискивает расхождения и наказывает школу за несовпадение данных. На каком основании? Оценивание и формы ведения учета – это по образовательному законодательству компетенция школы.

Во всех основных документах об образовании много раз повторяется, что школа самостоятельна по широкому спектру проблем. По факту же те школы, которые проявляют самостоятельность, пытаются жить по закону и по закону отстаивать свою самостоятельность, испытывают все возрастающее давление.

Анна Вавилова: «Учредитель не вправе напрямую требовать ведения электронного журнала»

Сложившаяся в школах ситуация может быть прокомментирована с разных сторон. Точка зрения образовательного юриста не всегда совпадает с точкой зрения специалиста по IT-технологиям.

Руководителям школ следует учесть, что возможно то и другое толкование. Говорит заместитель директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования НИУ ВШЭ Анна Вавилова.

– Учредитель заявил директору школы: «Нужно, чтобы к сентябрю все учителя работали с электронными журналами». 

Источник: https://ps.1sept.ru/article.php?ID=201301104

Юрист-Профи
Добавить комментарий